Научная статья на тему 'Адаптация хозяйства и материальной культуры украинских переселенцев конца XIX - начала XX века к природно-климатическим условиям Западной Сибири'

Адаптация хозяйства и материальной культуры украинских переселенцев конца XIX - начала XX века к природно-климатическим условиям Западной Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
185
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация хозяйства и материальной культуры украинских переселенцев конца XIX - начала XX века к природно-климатическим условиям Западной Сибири»

Д. Г. Коровушкин

АДАПТАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА И МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УКРАИНСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА К ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Изменения в материальной и духовной культуре этноса или его групп являются неотъемлемой составляющей этнических процессов. Значение материальной культуры для этноса как самовоспроизводящейся системы обусловлено той ролью, которую она играет в обеспечении его жизненных (витальных) потребностей. Не менее важно и то, что наиболее значимые элементы материальной культуры (жилище или пища) относительно более устойчивы к внешним воздействиям и изменениям социально-экономических условий, нежели некоторые другие элементы (одежда, средства передвижения).

Для нашего исследования изменения в материальной культуре одной из переселенческих этнодисперсных групп Западной Сибири - украинцев - представляют особый интерес постольку, поскольку с модернизацией культурно-бытовых структур и элементов многие из них исчезают, другие же элементы приобретают функцию этнических определителей. Это особенно присуще развитию этноса или его части в многонациональной среде [4. С. 13].

Этнические процессы прежде всего представляют собой изменения культурной специфики этнических общностей. В современном научном обороте закрепилось разделение этнокультурных процессов на процессы, протекающие в сфере материальной культуры, духовной культуры, и изменения в соци-онормативной культуре. Для выявления основных тенденций развития этнокультурных процессов в исследуемых группах в каждом соответствующем разделе данной статьи дана краткая характеристика традиционной культуры (конец XIX - первая половина XX в.) соответствующей группы.

В нашем исследовании понятие «материальная культура» употребляется в наиболее уз-

ком, но традиционно чаще всего используемом смысле - материальные формы культуры, направленные на непосредственное удовлетворение витальных потребностей, т. е. на жизнеобеспечение. Это хозяйство, жилище, пища и одежда, а также орудия труда, предметы домашнего обихода и средства транспорта.

Как и любая другая подсистема культуры, материальная культура представляет собой механизм адаптации общества к условиям природной и социальной среды его существования. В материальной культуре находит отражение природно-географическая среда обитания данного этноса, уровень его экономического развития, общественная структура, окружение и другие конкретно-исторические условия. С изменением этих условий меняются и формы материальной культуры.

В нашу задачу входит, с одной стороны, изучение этих изменений, произошедших вследствие миграций, аграрных реформ, политических преобразований и других факторов. С другой стороны, нам хотелось поделиться наблюдениями за стабильными элементами материальной культуры, ставшими этническими определителями.

***

Украинцы, переселявшиеся в Сибирь в основном из районов, где веками было развито земледелие во всех его формах, расселялись в ней, как правило, в сходных по типу местностях - южной зоне лесостепи и в степных районах. Следует, однако, отметить, что природно-климатические условия Западной Сибири значительно отличались от таковых на Украине: более длительная и холодная зима, сухое и жаркое лето, меньшее количество солнечных дней и др. Расселение в условиях резко континентального климата требовало и соответствующих приспособительных модернизаций в традиционной культуре.

1ББЫ 1818-7919.

Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2006. Том 5, выпуск 3: Археология и этнография © Д. Г. Коровушкин, 2006

Основной массив украинского сельского населения на территории Западной Сибири -в Алтайском крае, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской и Тюменской областях - был структурно сформирован к концу 1920-х гг. в результате переселенческих процессов конца XIX - начала XX в.

По переписи 1897 г. украинская диаспора Сибири и Дальнего Востока составила 223 274 чел., почти половина которых (99,3 тыс. чел.) проживала в Томской губернии [1. С. 24], в основном на Алтае. Из них 50 310 чел. проживало в Барнаульском округе, 19 250 чел. - в Змеиногорском округе [8]. Украинское население Тобольской губернии составляло 37,8 тыс. чел. [1. С. 24].

Миграционные потоки конца XIX в. по губерниям уже были проанализированы Б. В. Тихоновым [9]. Основываясь на его данных, можно утверждать, что основная часть украинских переселенцев в эти годы шла в Западную Сибирь из губерний Левобережной Украины - Полтавской, Харьковской и Черниговской. Это же подтверждается нашими полевыми материалами и данными иных источников [3. С. 93; 8].

Данная тенденция в основном сохранилась и в последующем, лишь после начала Первой мировой войны в процесс переселений на Восток включились украинцы Правобережной Украины (Киевщина, Подолия, Волынь). Но масштабы их переселений вплоть до конца 1920-х гг. были невелики.

К концу XX столетия численность украинского (в том числе сельского) населения в регионах Западной Сибири выражалась следующими цифрами: Алтайский край (включая Горно-Алтайскую АО) - 76 738 (34 494) чел., Кемеровская обл. - 65 245 (5 837), Новосибирская - 51 027 (11 185), Омская - 104 830 (39 885), Томская - 25 799 (6 064), Тюменская -260 203 (31 031) чел. [6. С. 134-137].

***

Традиционно у украинцев, так же как у русских и белорусов, существовало несколько систем земледелия [10. С. 96]. Наиболее древней из них была подсечно-огневая, в XIX в. сохранявшаяся только в Карпатах и Полесье. Обусловленная чрезвычайно большими трудозатратами, она почти полностью исчезла на Украине к началу XX в.; однако, в соответствии с нашими данными, в некоторых (немногочисленных, впрочем) случаях была возрождена в Сибири переселенцами, попавшими в

южно-таежные районы.

Еще одна достаточно примитивная - переложная - система земледелия, практически изжитая в украинских губерниях, также была перенесена в Азиатскую Россию, в южных районах которой оставались еще целинные земли. При ней в течение нескольких лет подряд поле засевалось различными зерновыми культурами, чередующимися друг с другом, и после того как земля на этом участке переставала родить, его оставляли под залежь и переходили на новые участки целины [5. Д. 50-1, 1988, л. 95-96]. Однако органами землеустройства такая практика жестко пресекалась, тем более что действующее законодательство способствовало закреплению переселенцев на конкретных участках, побуждая их к интенсивному производству.

Наибольшее распространение среди украинцев в Украине [10. С. 96-97] имела трехпольная система земледелия, при которой вся земля сельской общины, пригодная для земледелия, делилась на три части. Одна отводилась под озимые культуры, другая - под яровые, третья оставалась один сезон незасеянной, «под парами», т. е. отдыхала и использовалась для выпаса скота. В Сибири эта система нередко модернизировалась, применяясь в рамках отдельно взятых хозяйств, исходя из новых условий расселения хуторами и отрубами [5. Д. 19-4, 1983, л. 77-79].

Наибольшее же распространение среди украинских переселенцев в степных и лесостепных районах Западной Сибири получила многопольная система земледелия (плодосменная, травопольная), внедрявшаяся агрономами Управления переселения и землеустройства [Там же. Л. 79-80; Д. 50-1, 1988, л. 171]. Наиболее прогрессивная на тот момент, эта система позволяла достаточно быстро вставать на ноги переселенческим хозяйствам, особенно середняцким и зажиточным, поскольку эффективность ее в значительной мере зависела от размеров возделываемых наделов.

Основной зерновой культурой у украинцев издавна была рожь (жито). Рожь преобладала на всей территории Украины, кроме южных степных районов, где основной зерновой культурой была пшеница, ставшая к концу XIX в. важнейшей товарной культурой. Украинцы, особенно из южно-украинских губерний, накопили ценный опыт возделывания различных сортов пшеницы - и простых и специализированных [10. С. 96-97].

В Сибири это сразу выдвинуло их наравне с немцами в основные производители зерновых культур [5. Д. 55-1, 1989, л. 46, 132-135]. Причем отметим, что процесс заимствования между ними и русскими в этой сфере шел вза-имообразно.

Иными кроме пшеницы и ржи зерновыми культурами, играющими значительную роль в жизни украинцев-сибиряков, были ячмень (ярец), овес, гречиха и горох [Там же. Д. 41-6, 1986, л. 181]. Ячмень, весьма неприхотливый в возделывании, шел на производство крупы, в меньшей степени - пива. Просо, игравшее значительную роль в жизни украинцев европейской части империи, в Сибири ими практически не производилось. Гречиха и горох - весьма значимые продукты в традиционной украинской кулинарии -в Сибири возделывались масштабно [Там же. 50-1, 1988, л. 102-109], со временем занимая все более обширную нишу в товарном производстве. Овес традиционно шел на корм скоту.

Достаточно серьезное значение в культуре украинских переселенцев имели традиционные для Украины технические культуры -лен и конопля, дававшие техническое и пищевое масло и волокно. Перенесенные в Сибирь приемы и способы их возделывания стали основой для местного льноводства, не слишком успешного ранее. Огромное значение для сибирского земледелия и животноводства сыграло производство подсолнечника - как пищевого, так и кормовых сортов. Хотя приготовление масла из него и не приобрело масштабов, характерных для Южной России и Украины, тем не менее оно позволяло обеспечить потребности региона в этом продукте [Там же. Д. 45-3, 1987, л. 54; Д. 50-1, 1988, л. 59-60].

Важнейшим продуктом питания в конце XIX в. становится картофель. Хотя его производство украинцами Сибири в описываемый период и не приобрело промышленного значения, роль его в обеспечении жизнедеятельности переселенцев переоценить невозможно. Помимо его пищевого применения, весьма значимым было его использование как основы свиноводства. То же в полной мере относится и к свекле (бураку). Но, опять же, в отличие от Украины с ее сахарной промышленностью, основу этой культуры в Сибири составляли пищевые и кормовые сорта.

Знаменитую же в истории нашей страны

культуру - кукурузу - в Сибири долгое время не выращивали в силу местных природно-климатических особенностей, отсутствия районированных сортов, да и в целом невысокой потребности в ней.

Из иных сельскохозяйственных культур, занимавших значительное место в хозяйственных занятиях украинцев в рамках традиционной этнической территории, в Сибири прижились табак (в большей степени для собственных нужд), очень незначительно - хмель, а также разнообразные огородные растения -капуста, огурцы, лук, чеснок, морковь, петрушка, укроп, томаты [Там же. Л. 102-109].

Хрестоматийное украинское садоводство в Сибири в описываемый период так и не развилось; лишь немногие попытки создания садов завершились успехом.

Второй по значению составляющей хозяйства сибирских украинцев было животноводство, органически связанное с земледелием [Там же. Д. 45-3, 1987, л. 67-71]. При дальнейшей его характеристике необходимо отметить, что на территории водворения в Сибири переселенцы из Украины не применяли скотоводство как таковое - землеустроительными учреждениями достаточно жестко проводился курс на создание хозяйственно специализированных районов. В связи с этим разведение скота сразу ставилось в рамки интенсивного производства, т. е. животноводства в его современном понимании.

Практически в каждом хозяйстве держали лошадей - основную транспортную и тягловую силу, а также крупный рогатый скот, свиней и домашнюю птицу - источник мясных и молочных продуктов [Там же. Д. 19-4, 1983, л. 25-2621]. При этом местной особенностью стало практически полное исключение крупного рогатого скота (волов) из процесса возделывания земель. Немаловажное значение имело также овцеводство, хотя масштабы его не были значительными.

Лошадей и скот, особенно в холодное время года, содержали в закрытых теплых помещениях - стайках (модернизированное от укр. стайня) [Там же. Д. 45-3, 1987, л. 67-71].

Рыболовство и охота в местах размещения украинских переселенцев так и не развились до уровня хозяйственно-значимых занятий, оставаясь уделом отдельных зажиточных или особо увлеченных людей. Это тем более объяснимо, если учитывать природно-климатические и ландшафтные особенности основ-

ных районов проживания украинцев в Западной Сибири - широкие степные пространства с редкими колками и озерами, а также степень загруженности переселенцев хозяйственными заботами.

Пожалуй, единственным занятием несельскохозяйственного назначения, получившим определенное развитие среди украинцев на новых землях, стало пчеловодство [Там же]. Огромные пространства, занятые цветущими злаками, уже своим видом побуждали к развитию этого вида хозяйственной деятельности, имевшего, однако, лишь вспомогательное значение.

Ремесла и промыслы, перенесенные украинцами в Сибирь, изначально имели несколько усеченную форму и небольшие масштабы, что было связано с наличием в регионах водворения отлаженной сети запасных и торговых магазинов. Значительная часть ремесленного производства была направлена на удовлетворение собственных или общинных нужд.

Среди наиболее распространенных среди украинцев Сибири ремесел и промыслов можно назвать следующие: прядение и ткачество, распространенные повсеместно, буквально в каждой семье или хозяйстве; обработка дерева; гончарство; кожевенные ремесла, включавшее выделку шкур и кож и пошив из них одежды и обуви; извозный промысел. Естественно, повсеместное распространение имело и кузнечное ремесло [Там же. Д. 19-4, 1983, л. 74-77].

Стоит сказать, однако, что общим явлением в этой сфере была редукция и упрощение приемов и способов производства. Поселения украинцев в Западной Сибири имели, как правило, уличную застройку относительно регулярных форм, что не исключало (в редких, правда, случаях) свободно-рядовую застройку. Хуторская застройка имела гнездовую, реже - кучевую форму.

Форма поселений в описываемый нами период регламентировалась землеустроителями, старавшимися не допускать нарушений со стороны переселенцев [2].

Соответственно и типы усадеб имели в наименьшей степени национальную обусловленность, хотя особенности были и есть.

Дом (хата) - нередко поначалу однокамерное, затем все чаще двухкамерное (пятистенок) и более помещение - ставился вдоль улицы с непременным устройством палисадника перед ним. Сени прирубались сбоку, реже -

сзади [5. Д. 45-3, 1987, л. 45]. Если дом имел трехкамерную конструкцию, то сени размещались между двух жилых камер (следует заметить, что этот вариант был скорее редким исключением из правила).

Сам дом в крайне редком случае ставился из привозного леса, чаще имел каркасную или саманную конструкцию, что диктовалось практически безлесными просторами южносибирских степей. Крыши - двускатные самцовые, реже стропильные - крылись соломой, в некоторых местностях зафиксировано покрытие крыш камышом (осотом, кугой) [Там же. Л. 47]. Пол в жилище, вплоть до 1950-х гг., устраивался глинобитным. Конструкция печи уже в первые годы проживания была практически повсеместно заимствована у русских сибиряков, имела значительные размеры, непременные лежанки и тру-бы-«воздуха». Стены и потолки белились, нередко расписывались. Часто росписью покрывали наличники окон и дверей.

Двор имел Г-образную (иногда П-образ-ную) форму, открытую сзади на огороды. Непременным элементом двора была летняя кухня, обычно под легким навесом. Хозяйственные постройки нередко имели плетневую конструкцию, реже - каркасную, но и те, и другие всегда обмазывались глиной или саманом, что было продиктовано достаточно суровыми условиями континентального климата. Сами постройки были многочисленны и узко специализированны [Там же. Л. 49-50; Д. 1989, л. 21-23].

Следующим элементом культуры, достоверно маркирующим процессы адаптации украинцев, является одежда.

Украинский традиционный костюм, ведущий свою родословную еще от костюма Киевской Руси [10. С. 200] и бытовавший в конце XIX - начале XX в. на Украине, был, естественно, перенесен и на сибирскую землю [5. Д. 50-1, 1988, л. 70].

Основной обувью крестьян были кожаные постолы или плетенные из лыка лапти, более зажиточные носили сапоги и низкую кожаную обувь [Там же. Д. 45-3, 1987, л. 71].

Верхнюю (прямую или приталенную) крестьянскую одежду украинцы шили из домотканого сукна. Повсеместное распространение на Украине имела и свита - одежда более сложного кроя со вставными клиньями. В среде зажиточного крестьянства широко бытовал жупан - верхняя одежда, сшитая из по-

купных фабричных тканей [7. С. 20].

В зимнее время основной одеждой был нагольная овчинная шуба - кожух. В Сибири он был достаточно скоро унифицирован с русским полушубком, и дополнен длинной сибирской шубой - тулупом, имевшим гораздо большую приспособленность к климатическим условиям холодной ветреной степи [5. Д. 19-4, 1983, л. 34; д. 45-3, 1987, л. 73].

Как и в Украине, украинские крестьяне-переселенцы в Западной Сибири одежду шили из тканей домашнего производства, используя покупные только для отделки; лишь зажиточные могли позволить себе пошив одежды из покупных тканей (фабричного сукна, шелка, бархата и даже парчи) с отделкой из меха пушных зверей.

Комплекс одежды включал сорочку и штаны у мужчин, юбку и сорочку у женщин. Причем в Сибири стали носить еще одну сорочку из более плотного материала, которая надевалась поверх тонкой, перешедшей в разряд нижнего белья [Там же. Д. 45-3, 1987, л. 75]. Сорочка или верхняя одежда подпоясывались поясами (кушаками) или опоясками, тканными на специальных станках, или, если это была рабочая одежда - простыми плетеными поясками.

Головные уборы мужчин - традиционные смушковые шапки и папахи - в Сибири были дополнены заимствованными у местных русских меховыми или суконными на вате (иногда набитыми шерстью) треухами.

Женские головные уборы - венцы, обручи, намитки и очипки [10. С. 304], несущие в том числе и смысловую нагрузку, бытовали в силу этой причины многие десятилетия, начав сходить на нет в середине 60-х гг. XX в. [5. Д. 19-4, 1983, л. 40; Д. 45-3, 1987, л. 77, 90].

Оставаясь национально-знаковым элементом костюма, функциональную часть они уступили платкам и шалям, имевшим единое с русскими фабричное или ремесленное происхождение.

Таким образом, мы видим, что, как и в других описываемых нами случаях, традиционный костюм украинцев стал одной из наиболее легко подверженных модификации составляющих этнической культуры переселенцев.

Наименее же подверженным изменениям компонентом традиционной культуры у укра-инцев-переселенцев, как и ожидалось, оказа-

лась пища.

Основой пищевого рациона украинцев в Сибири были крупы [Там же. Д. 50-1, 1988, л. 54] и изготовлявшиеся из них каши, кондеры, крупяные супы, а также различные мучные блюда типа затирок и клецок. Значительную роль в нем играл и картофель, занимавший все большее место и активно теснивший крупы [Там же. Л. 42].

Огромное значение украинские крестьяне придавали свиному салу [Там же. Л. 71]. Его солили, причем в Сибири стали солить его с добавлением большого количества чеснока. Соленое сало и его производное -смалец (легкие фракции перетопленного подкожного или нутряного сала) использовали в качестве заправки для борщей, похлебок, каш и картофеля, других блюд. Знаменитые шкварки, образовавшиеся при перетапливании сала, также шли в качестве заправки. Соленое сало имело и самостоятельное значение как высококалорийный продукт, пригодный для дальней дороги, тяжелой работы, в конце концов, как стратегический запас семьи.

Мясо (даже свинину) солили редко. Тем более, что сибирский климат позволял долгое время сохранять его свежемороженым. Часто мясо и производимые из него колбасы коптили, к салу же этот способ применялся крайне редко - по мнению наших информаторов, «оно в том не нуждается, зачем портить прекрасный продукт» [Там же. Л. 72]. Копчености были сугубо праздничным продуктом.

В целом же, как уже отмечалось другими авторами [10. С. 244], украинцы употребляли в пищу практически всю свиную тушу. Кишки и желудок шли на оболочки для приготовления мясных и кровяных колбас [5. Д. 50-1, 1988, л. 2]. Мясные колбасы после изготовления - обжаривания и варения (или копчения) - укладывали в керамические емкости и заливали смальцем, прекрасно консервирующим мясные продукты.

Говядина попадала на стол украинских крестьян в исключительных случаях, поскольку разводили крупный рогатый скот ради получения молочных продуктов, и лишь старое или покалечившееся животное могло попасть на стол хозяев.

Из молочных продуктов производили в основном творог (сир) и сливочное масло. Масло сбивали в маслобойках, чаще всего вручную, однако многие зажиточные хозяева стали об-

заводиться и примитивными механическими маслобойками. Сбыт масла, экспортировавшегося из Сибири в Европейскую Россию и за рубеж, был выгодным делом, имевшим устойчивый, сложившийся рынок.

Немалую добавку к рациону давали овощи [Там же. Л. 57], для длительного хранения которых прибегали к солению, квашению и мочению. Квасили и солили капусту и свеклу; солили огурцы и помидоры, мочили яблоки. К концу 1920-х гг. овощи и фрукты стали еще и мариновать.

Из печеных мучных изделий более всего ценился хлеб - ржаной или имеющий комбинированную мучную основу. Нередко, особенно в бедных семьях, в муку добавляли отруби и овсяную муку (иногда дробленую крупу) [Там же. Л. 58]. Хлеб был кислый, расставленный на опаре. В качестве закваски использовали старое кислое тесто, в крайнем случае -самодельные дрожжи из хмеля и солода. Разновидностей хлебобулочных изделий было великое множество.

Из многочисленных напитков, изготовлявшихся украинцами, необходимо отметить кисель, квашу, разнообразные квасы, ягодно-травяные настои, взвары и компоты, кисломолочные продукты - варенец и простоквашу; из хмельных - пиво и медовуху. Чай, бывший для украинцев метрополии дорогим напитком [10. С. 252], в Сибири вошел в жизнь легко и органично [5. Д. 50-1, 1988, л. 66-67], поскольку традиции чаепития среди местных русских были глубоки и многогранны, а сортовое разнообразие продукта едва ли не затмевало день сегодняшний.

В заключение можно сделать следующие выводы.

Традиционные формы хозяйства, присущие материнскому украинскому (малороссийскому) этносу изучаемых нами групп, были практически без изменений перенесены в новые места хозяйственного освоения в Сибири. Но под воздействием специфических природно-климатических условий, широким влиянием иноэтничного (как правило, русского старожильческого) окружения, активного вмешательства государства в лице землеустроительных органов, новых рыночных экономических взаимоотношений, хозяйство переселенцев претерпело значительные изменения, весьма активно адаптируясь к изменившимся условиям.

Адаптация традиционной материальной

культуры (так же как и хозяйства) была достаточно стремительной. Но она имела свои особенности, обусловленные устойчивостью тех или иных элементов материальной культуры к внешнему воздействию. Так, наименьшим изменениям вплоть до последней четверти XX столетия подверглась основа системы жизнеобеспечения - пища. Наибольшим и быстрым - повседневный костюм, при этом праздничная одежда в условиях инонационального окружения приобрела функцию одного из главенствующих этнических определителей.

Необходимо отметить, что наибольшие изменения произошли в первые 10-15 лет после завершения процесса водворения переселенцев, т. е. быстрая адаптация жизнеобеспечивающих структур этнолокальных групп была необходимым условием если не выживания, то успешного их функционирования. Основной тенденцией в развитии этнокультурных процессов является нивелировка этнически значимых черт в материальной и духовной культуре, а также замещение утраченных либо утративших реальное значение элементов национальной культуры на русские или вненациональные (чаще на основе русских) эквиваленты

Основываясь на материалах наших исследований, можно сделать вывод о прямой зависимости уровня этнокультурной адаптации от степени дисперсности расселения этнолокальных групп в преобладающей культурноязыковой среде.

Список литературы

1. Брук С. И., Кабузан В. М. Численность и расселение украинского этноса в XVIII - начале XX вв. // СЭ. 1981. № 5.

2. ГАОО. Ф. 28, оп. 1, д. 68, л. 407.

3. Колесников А. Д. О национальном составе населения Омской области // Материалы III науч. совещания географов Сибири и Дальнего Востока. Омск, 1966. Вып. 1.

4. Материальная культура: (Свод этнографических понятий и терминов). М., 1989.

5. МЭЭ ОмГУ. Ф. 1, 1983, 1986-1989 гг.

6. Национальный состав населения РСФСР. М., 1990.

7. Николаева Т. А. Народные конструктивно-художественные приемы в традиционной весенне-осенней верхней одежде украинцев // СЭ. 1984. № 3.

8. Скубневский В. А. Население Алтая по 9. Тихонов Б. В. Переселения в России во

данным переписи 1897 г. // Образование и со- второй половине XIX в. М., 1978.

циальное развитие региона. Барнаул, 1998. 10. Украинцы. М., 2000.

№ 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.