Научная статья на тему 'Адаптация государственных служащих к деятельности в условиях психологической перегрузки'

Адаптация государственных служащих к деятельности в условиях психологической перегрузки Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
473
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / СТРЕСС / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРЕГРУЗКИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА / THE CIVIL SERVANT / INNOVATIVE PROCESSES / STRESS / PSYCHOLOGICAL OVERLOADS / ADMINISTRATIVE DECISIONS / METHODS OF OVERCOMING OF STRESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чепрасов Вячеслав Юрьевич

Автор рассматривает основные факторы, вызывающие стрессовое состояние у государственных служащих при принятии управленческих решений. Особое внимание в статье уделяется изучению инноваций как причины возникновения управленческого стресса. Автор делает вывод о необходимости разработки учебных программ по преодолению психологических перегрузок, возникающих в деятельности управленца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Чепрасов Вячеслав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF CIVIL SERVANTS TO WORK IN CONDITIONS OF PSYCHOLOGICAL OVERLOAD

The author of the article considers the major factors causing a stressful condition of civil servants during the process of administrative decision making. The special attention is given to studying of innovations as factor of occurrence of administrative stress. The author makes a conclusion about necessity of working out of curriculums on overcoming of the psychological overloads arising in activity of the manager.

Текст научной работы на тему «Адаптация государственных служащих к деятельности в условиях психологической перегрузки»

А

Вячеслав Юрьевич ЧЕПРАСОВ

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ИНСТИТУТА РАНХИГС ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

ДОКТОР МЕДИЦИНСКИХ НАУК ПРОФЕССОР

В. Ю. Чепрасов работает в Северо-Западной академии государственной службы с 2005 г.

Сфера научных интересов: психология управления, педагогика управления.

Автор многочисленных научных и учебно-методических работ.

В 2001-2005 гг. В. Ю. Чепрасов работал заместителем директора Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины МЧС России.

В 2005-2011 гг. занимал должность заместителя начальника Северо-Западного таможенного управления.

В. Ю. Чепрасов является членом-корреспон-дентом Академии космонавтики.

В. Ю. Чепрасов V. Yu. Cheprasov

Адаптация государственных служащих к деятельности в условиях психологической перегрузки

Adaptation of Cml Servants to Work in Conditions of PsychoLogicaL OverLoad

ключевые олова:

государственный служащий, инновационные процессы, стресс, психологические перегрузки, управленческие решения, методы преодоления стресса

Автор рассматривает основные факторы, вызывающие стрессовое состояние у государственных служащих при принятии управленческих решений. Особое внимание в статье уделяется изучению инноваций как причины возникновения управленческого стресса. Автор делает вывод о необходимости разработки учебных программ по преодолению психологических перегрузок, возникающих в деятельности управленца.

В настоящее время российское общество переживает достаточно сложный период. Современная система государственной службы функционирует в условиях, характеризующихся стремительными изменениями и фундаментальными социально-экономическими преобразованиями, созданием нового постиндустриального информационного общества, ревизией моральнонравственных ценностей.

Любой человек воспринимает материальный мир через та-

KEY WORDS:

the civil servant, innovative processes, stress, psychological overloads, administrative decisions, methods of overcoming of stress

The author of the article considers the major factors causing a stressful condition of civil servants during the process of administrative decision making. The special attention is given to studying of innovations as factor of occurrence of administrative stress. The author makes a conclusion about necessity of working out of curriculums on overcoming of the psychological overloads arising in activity of the manager.

кие понятия как пространство, время, прошлое, настоящее, будущее и т. п. Время, в котором

живет человеческое общество сегодня, отличается резким ускорением перемен, что на субъективном уровне воспринимается как проносящиеся с огромной скоростью ситуации. Это время предлагает задачи, которые

| Необходимо разрабатывать научно обоснованные методы и условия для развития тех личностных качеств и умений, которые позволили бы государственным служащим успешно адаптироваться в быстротекущей изменяющейся действительности в соответствии с требованием триединого актуального принципа: модернизация - мобилизация - мотивация.

человеку необходимо успевать решать сегодня. А любое решение, принятое сегодня, влечет в будущем за собой следующее, к прогнозу и восприятию которого не каждый руководитель, государственный служащий бывает готов.

Соприкосновение с быстро меняющимися новыми условиями, которые современный государственный служащий зачастую не успевает предусмотреть, вынуждает принимать решения в цейтноте, приводя к серьезной психологической проблеме -к боязни будущего, к боязни принять ошибочное решение. В целом такие опасения могут привести к боязни перемен, а это означает жизнь в постоянном социальном страхе.

Отсутствие достаточного (с точки зрения самого государственного служащего) времени для принятия ответственного решения приводит к социальному стрессу, к страху встречи с новыми ситуациями и задачами, к осознанию которых он не готов. Страх, в свою очередь, резко снижает не только возможности памяти, но и уровень интеллекта в целом. Интеллект - это способность адекватным, т. е. конструктивно-созидающим, социально оправданным образом реагировать на различного рода ситуации. Однако то, что адекватным и социально оправдан-

50_

2 ным является для одного чело-11 века, может явиться разрушаю-К щим для другого. Вот почему ин-5 дивидуальный опыт пережива-2 ния быстро сменяющихся ситуаций не всегда способствует ра-| циональному приспособлению ^ к окружающей среде.

| Информационные перегрузки ки и страх принятия неверного I решения в связи с цейтнотом ^ влекут за собой отсутствие понимания той ответственности, которую сам на себя государственный служащий возлагает, так как, принимая решение сегодня, он строит свою судьбу и судьбы других людей завтра. Вот почему те, кто не справляется с большой скоростью принятия решений, начинают проявлять симптомы боязни будущего. Эта боязнь заставляет тормозить принятие решений, на фоне чего появляется склонность сопротивляться изменениям.

Необходимо отметить, что способность управлять своими чувствами, эмоциями и поведением, самоконтроль, способность регулировать свое психическое состояние, подавлять отрицательные эмоции, панические реакции, способность противостоять интенсивным раздражителям - эти навыки и умения обусловливают снижение уровня нервно-психического напряжения, профилактику психо-

соматических заболеваний и нервно-психических срывов. Нельзя сбрасывать со счетов и волевой компонент личности -умение проявлять упорство в преодолении трудностей, а также самообладание в стрессовых ситуациях, в противном случае необходимость реализовать инновационные решения приведет к появлению профессионального выгорания, к выраженному психологическому стрессу [2].

Следует отметить, что современное видение теории психологического стресса позволяет рассматривать инновационные процессы как один из факторов невроза. Любую инновацию можно рассматривать как стресс, который может привести к формированию невроза, так как имеют место по меньшей мере два действующих фактора: реакция личности на психическом уровне и реакция организма на физиологическом уровне. В зависимости от силы, длительности инновационных влияний, реакции личности, развитости компенсаторных механизмов адаптации, стресс как результат воздействия инновации может приобретать мобилизирующий характер или разрушительный, болезненный (стресс-дистресс).

Что касается психогенных аспектов инновационного стресса, то инновационный раздражитель можно рассматривать как

51_

I стрессогенный при его когни-§ тивной интерпретации, т. е. зна-£ чении, которое ему придает сам ^ человек [6], или в связи с воз-§ действием раздражителя на ин-| дивидуума через сенсорный или ° метаболический процесс, явля-§ ющийся сам по себе стрессоген-

° г-»

^ ным. В этом же аспекте выска-| зывался и Г. Селье, который го-§ ворил, что тот, кто жалуется на Ш стресс, чувствует себя его жерт-| вой во всех жизненных ситуаци-§ ях и при всех видах деятельнос-5 ти, независимо от того, работает § он или отдыхает [7]. При этом

* вновь возникает стресс, а имен-| но, страх перед стрессом.

| Чрезмерность патогенного

* воздействия инновации часто | инициируется и продуцируется £ самим человеком. Следствием | такого мышления является субъ-^ ективное приписывание ин-^ новационному раздражителю | стрессового значения. В связи | с этим особую актуальность при-^ обретает рассмотрение иннова-8 ционных неврозов.

| Один из основных подходов ^ в теории инновационных невро-сй зов предполагает рассмотрение инновационного стресса (социально-общественные конфликты, изменение социальной среды, переход общества в новые социальные условия жизни, общественные кризисы и т. д.) как явления, приводящего к возникновению различных вариантов

52

психологического конфликта. Так, оригинальные, инновационные, по-новому сформулированные мысли не соответствуют укоренившимся привычкам, застывшим традициям, привычной практике. Внедрение новой технологии или услуги чаще всего означает для индивида необходимость отказаться от привычного, старого, менять сформировавшиеся общественные связи. Инновации зачастую вызывают сопротивление, порой даже враждебную реакцию, которыми среда нередко встречает новую мысль. Даже в случае успеха инновация сопровождается конфликтами - ведь она заставляет приспосабливаться к новому. Следовательно, конфликт можно считать объективным фактором, зачастую сопровождающим инновацию.

Необходимо учитывать, что в процессе развития интенсивного инновационного конфликта возникают самые различные эмоции. Реализация большого объема изменений за короткий отрезок времени также может представлять угрозу для целостности личности, поэтому включаются механизмы, защищающие целостность «эго».

Эти механизмы работают при любом внутриличностном конфликте и составляют сущность сопротивления. Чем выше интенсивность конфликта, тем

большим сопротивлением сопровождается процесс принятия инновации. Информация, вызвавшая непереносимый внут-риличностный конфликт, будет элиминирована в глубокие слои бессознательного.

Интенсивный инновационный конфликт вызывает реакцию вытеснения, избегания инновационного продукта как травмирующего и как следствие - приводит к формированию невроза.

Если рассматривать психологический конфликт по В. Н. Мя-сищеву, то он определяется как столкновение противоречивых отношений личности, когда она не может найти продуктивное решение [1]. Автор особое внимание уделяет инновационному конфликту в случае столкновения человека-консерватора с неизбежно надвигающимся на него прогрессом. В. Н. Мясищев выделил основные виды невротических конфликтов:

1. Противоречие между личностными возможностями и завышенными требованиями к себе. Предпосылки такого конфликта закладываются в детстве, в истории развития личности, когда чрезмерное стремление к любому успеху поощряется окружением без учета сил и возможностей данной личности. В этом случае формируется невроз, неврастения. Такая личность инертна

^3

в восприятии инноваций, гипер- 1 социальна, все в ее отношениях § воспринимается как «архиваж- £ ное», у нее отсутствует широта ^

взгляда, она застревает на ме- §

\ / ^

лочах повседневности. У нее нет ^ середины, рациональной крити- ° ческой переоценки, вследствие 1 чего не удовлетворяются внеш- ^ ние потребности (в признании, Ц самоутверждении, самореали- § зации), что приводит к эмоцио- ш нальному срыву и формирова- | нию неврастении. Невроз исто- § щения формируется при попыт- 5 ке поступательного движения § к цели в силу повышенной пунк- х туальности и глобализма решае- | мых проблем, а также невоз- | можности сосредоточиться на * ключевом направлении. Такого | рода личностные особенности со государственного служащего ис- | ключают возможность принятия I инноваций в рамках его служеб- | ной деятельности. |

2. Другой тип конфликта обус- | ловлен чрезмерными претензи- < ями личности к окружающим, ко- 8 торые сочетаются с недооцен- | кой или игнорированием объек- ^ тивной реальности, низкой тре- ш бовательностью и недостаточной самокритичностью. Таким людям свойственна тенденция прибегать к помощи извне, реализующая подсознательный механизм истероидных устремлений, и в то же время - управления и манипулирования други-

ми, что приводит к формированию истерического невроза. Сформировавшийся вид невротической реакции может свидетельствовать о высоком уровне притязаний в сфере инфантильных установок в ущерб сплочению коллектива с целью выполнения объективно требуемых инноваций.

3. Противоречивые внутренние тенденции, борьба между желанием и долгом, нормативностью поведения, гиперсоциальностью, между моральными принципами и личными привязанностями может формировать невроз навязчивых состояний. Это свидетельствует о невозможности включения государственного чиновника в инновационную деятельность, где требуется осознанный выбор и созидательная энергия.

Психологические конфликты (психогения, стресс) вызывают к жизни либо механизмы психологической компенсации и защиты, либо механизмы дезадаптации и невротических реакций.

Согласно гештальт-психологии, существует огромное количество потребностей, которые ощущаются при воздействии средового инновационного стимула. Инновационный стимул вызывает нарушения психического или физического равновесия организма. И при этом большинство из актуализировавшихся

Л

потребностей направлены на то, 2 чтобы восстановить прежнее | равновесие. £

Полное равновесие соответ- 5 ствует четкой фигуре (гештальту), 2 отклонение от равновесия, вызванное инновационным преоб- | разованием, ведет к разруше- ^ нию фигуры и формированию | потребности, в случае недости- “ жения которой и формируется | невроз. |

Иногда потребность в стабильности и отсутствии инноваций удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается незавершенным, а поэтому не может быть отреагирован и уступает место другому. Такая неотреагиро-ванная потребность становится, по Перлзу, причиной многих незавершенных проблем, которые через некоторое время начинают оказывать воздействие на текущие психические процессы [4]. Полная блокировка незавершенных гештальтов может также привести к неврозу.

Реакции на острый стресс, возникающий в условиях инновационных воздействий, отличаются от других категорий пограничных расстройств тем, что они определяются на основе симптоматологии и течения, а также наличием одного из причинных факторов: жизненного события, вызывающего острую стрессовую реакцию, или значительного изменения в жизни, приводя-

щего к продолжительно сохраняющимся неприятным обстоятельствам, в результате которых развивается расстройство адаптации.

Этиология социально-стрессового расстройства связана с коренным изменением общественных отношений, выходящих за рамки обычного опыта, резкой сменой системы культуральных, идеологических, моральных, религиозных представлений, норм и ценностей, остававшихся неизменными на протяжении длительного периода жизни, изменением привычных социальных связей и жизненных планов, социальной нестабильностью и неопределенностью [3].

Таким образом, инновационные воздействия в процессе реализации профессиональной деятельности государственного служащего в современных условиях вызывает значительные перегрузки.

Сегодня возникает настоятельная необходимость высшим учебным заведениям, осуществляющим подготовку и повышение квалификации государственных служащих, организовать специальные теоретикопрактические исследования, посвященные изучению способов адекватного реагирования индивидов на инновационные факторы, а также поиск инно-

вационных способов и методов обучения государственных служащих с целью получения ими знаний и навыков осуществления инновационной деятельности в условиях дефицита времени без патогенных отклонений в психике и соматике.

Необходимо разрабатывать научно обоснованные методы

55_

и условия для развития тех личностных качеств и умений, которые позволили бы государственным служащим успешно адаптироваться к быстротекущей изменяющейся действительности в соответствии с требованием триединого актуального принципа: модернизация - мобилизация - мотивация [5, с. 6].

1. Карвасарский Б. Д. Неврозы. Руководство для врачей. М., 1990.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

3. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. СПб., 2007.

4. Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии: пер. с англ. М., 1996.

5. Шамахов В. А. Соответствовать вектору модернизации // Управленческое консультирование. 2011. № 2. С. 5-7.

6. Kiritz S., Moos R. H. Physiological effects of social environments // Psychosomatic Medicine. 1974. № 26. P. 96-114.

7. Selye H. The Stress of Life. N.Y., 1956.

REFERENCES -------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1. KarvasarskiyB. D. Nevrozy. Rukovodstvodlyavrachey. M. 1990

2. Leontiev A.N. Deyatelnost’, soznanie, lichnost’ M. 1975.

3. Mendelevich V.D. Psikhologiya deviantnogo povedeniya SPb., 2007.

4. PerlzF. Geshtald-podkhod. Svidetel terapii: Per. s angl. M. 1996.

5. Shamakhov V. A. Sootvetstvovat vektoru modernizatsii // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2011. №2. S. 5-7.

6. Kiritz S., Moos R. H. Physiological effects of social environments // Psychosomatic Medicine. 1974. № 26. P. 96-114.

7. Selye H. The Stress of Life. N.Y., 1956.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.