Научная статья на тему 'Адаптация фирмы в условиях неопределенности рыночной конъюнктуры (на примере предприятия с серийным типом производства)'

Адаптация фирмы в условиях неопределенности рыночной конъюнктуры (на примере предприятия с серийным типом производства) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / СЦЕНАРНЫЕ РАСЧЕТЫ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багриновский К.А., Егорова Н.Е., Шилов В.В.

Статья посвящена вопросам формирования адаптационной стратегии развития предприятия серийного типа производства. Приводится описание имитационной модели предприятия, используемой для расчетов вариантов его развития, производится обоснование возможных сценариев внешней среды, осуществляется сравнительный анализ результатов и оцениваются адаптационные возможности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация фирмы в условиях неопределенности рыночной конъюнктуры (на примере предприятия с серийным типом производства)»

Методы анализа

УДК 330.101.542

АДАПТАЦИЯ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ РЫНОЧНОЙ КОНЪЮНКТУРЫ

(НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

_ _ _ _ _ ,

С СЕРИЙНЫМ ТИПОМ ПРОИЗВОДСТВА)*

К. А. БАГРИНОВСКИЙ,

доктор экономических наук, профессор, заведующий лабораторией имитационного моделирования взаимодействия экономических объектов E-mail: kbagrin@cemi. rssi. ru

Н. Е. ЕГОРОВА,

доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник E-mail: nyegorova@mail. ru Центральный экономико-математический институт Российской академии наук

В. В. ШИЛОВ,

аспирант кафедры экономики E-mail: rolexxazg@yahoo. com Российский государственный технологический университет имени К. Э. Циолковского «МАТИ»

Статья посвящена вопросам формирования адаптационной стратегии развития предприятия серийного типа производства. Приводится описание имитационной модели предприятия, используемой для расчетов вариантов его развития, производится обоснование возможных сценариев внешней среды,

* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ, проект № 11-02-00227 «Модели и методы совершенствования механизма инновационного развития экономики России на основе адаптивного управления».

осуществляется сравнительный анализ результатов и оцениваются адаптационные возможности предприятия.

Ключевые слова: предприятие, имитационная модель, сценарные расчеты, адаптация.

В условиях неопределенности рыночной среды, характерной для современного этапа развития российской экономики, необходимой является разработка адаптационной стратегии предприятия.

Особенно это важно для предприятий реального сектора, среди которых следует выделить те, которые относятся к мелкосерийным производствам и особенно чувствительны к колебаниям спроса, цен и т. д.

Главной особенностью серийного типа производства является изготовление ограниченной номенклатуры изделий партиями, повторяющимися через определенные промежутки времени. В том случае, если партии небольшие, производство относится к мелкосерийному.

Планирование производства на таких предприятиях обычно затруднено, так как требуется большая детализация значительного числа мелких заказов. Классическими методами решения этих задач являются задачи календарного планирования, которые относятся к ^Р-сложным задачам.

Подобные методы концентрируются на подробном описании всего процесса производства и основаны на гипотезе полной его детерминированности. В то же время эти предприятия чувствительны к внешним воздействиям.

Авторами предлагается иной подход к планированию деятельности таких предприятий, состоящий из двух этапов. Первый этап, концентрирующий внимание на адаптации предприятия к неопределенности внешних условий, характеризуется тем, что производственные процессы рассматриваются в агрегированных показателях. На втором этапе производится детализация номенклатуры выпускаемой продукции с учетом некоторого усредненного варианта развития, учитывающего адаптационные возможности фирмы.

В качестве объекта исследования выбран завод металлоконструкций, на примере которого были проведены сценарные расчеты с использованием имитационной модели.

Таким образом, предметом исследования являются процессы формирования адаптивной стратегии предприятия, функционирующего на рынке производства металлоконструкций. Введем ряд определений.

Под стратегическими решениями понимаются решения, во-первых, оказывающие кардинальное влияние на функционирование объекта, во-вторых, имеющие необратимые последствия [3]. В том случае, если в качестве объекта рассматривается предприятие, то это означает, что реализация стратегического решения изменяет его состояние таким образом, что возврат к прежней ситуации становится либо невозможными, либо требует неоправданно больших затрат (времени, ресурсов, усилий). Взаимосвязанная совокупность стратегических микроэкономических решений образует стратегию предприятия. В соответствии с классификацией работы [3] различают следующие виды стратегий (рис. 1):

- товарно-рыночная стратегия - совокупность стратегических решений, определяющих номенклатуру, объем и качество выпускаемой продукции, способы поведения предприятия на товарном рынке;

- ресурсно-рыночная стратегия - совокупность стратегических решений, определяющих поведение предприятия на рынке производственно-финансовых и иных факторов и ресурсов производства;

Стратегическое планирование: основные стратегии

Товарно-рыночная

Ресурсно-рыночная

Номенклатурно-ассортиментная. Экстенсивная (масштабы). Интенсивная (качество). Новаторская (обновление). Сбытовая (маркетинг, реклама). Конкурентная.

Рыночного позиционирования. Ценовая

Резервная (запасы). Интенсивная (качество).

Селективная (выбор поставщиков)

Технологическая

Стабильная. Конъюнктурная (изменчивая).

Инновационно-новаторская (обновление с учетом собственных и заимствованных ресурсов)

Инвестиционная

Атрактивная (привлечение внешних источников). Автономная (самофинансирование). Долговая (кредитная)

Интеграционная

Вертикальная.

Горизонтальная.

Диагональная

Социальная Управленческая

*

Количественная. Качественная. Стимулирующая. Патерналистская Директивная (жесткая). Регулирующая (программная, стабилизационная, следящая). Адаптивная

Рис. 1. Схема основных стратегий предприятия и их структура (составляющие их виды).

- технологическая стратегия - стратегические решения, определяющие динамику технологии предприятия и влияние на нее рыночных факторов;

- инвестиционно-финансовая стратегия - совокупность решений, определяющих способы привлечения, накопления и расходования финансовых ресурсов;

- интеграционная стратегия - совокупность решений, определяющих интеграционные функционально-управленческие взаимодействия предприятия с другими предприятиями;

- социальная стратегия - совокупность решений, определяющих тип и структуру коллектива работников предприятия, а также характер взаимодействия с его акционерами;

- стратегия управления - совокупность решений, определяющих характер управления предприятием при реализации избранной стратегии.

При этом каждая из стратегий может быть реализована различными способами. Стратегии тесно взаимосвязаны и используются в различных комбинациях. Так, товарно-рыночная стратегия, ориентированная на обновление номенклатуры выпуска продукции, может потребовать принятия соответствующих решений в рамках других стратегий: ресурсно-рыночной (смена поставщиков), технологической (внедрение новой технологии), инвестиционной (привлечение кредитов), интеграционной (вхождение в систему франчайзинга), социальной (набор кадров). Очень значительна взаимосвязь управленческой стратегии с другими стратегиями, поскольку она ориентирована на эффективную реализацию любой из них (включая саму себя). Управленческая стратегия может содержать стратегические решения различных типов: директивные (жесткие), регулирующие (программные, стабилизационные, следящие) и адаптивные.

Поскольку современные российские предприятия функционируют в сложной среде, характеризующейся высоким уровнем неопределенности (определяемым процессами трансформации экономики, финансовым кризисом, наличием существенной теневой компоненты и т. д.), то механизмы управления должны в значительной степени базироваться на принципах адаптации. Под адаптацией понимается способность системы (в данном случае -предприятия) осуществлять целенаправленное приспособление к сложной внешней среде. В про-

цессе адаптации могут меняться количественные и качественные характеристики системы, а также ее структура. Чем более существенны изменения внешней среды, тем более значительна и трансформация системы, которая происходит в результате ее адаптации. Разнообразие и уровень изменчивости условий, к которым может адаптироваться система, характеризуют степень ее адаптивности.

Эффективным инструментом стратегического планирования предприятия и формирования адаптивной стратегии его развития в условиях высокой неопределенности современной российской рыночной среды является имитационное моделирование [1]. Метод имитационного моделирования позволяет в количественной форме отобразить последствия изменений не только внешней среды, но и параметров внутренней структуры управления предприятием. При этом адаптивный потенциал предприятия может быть оценен на основе серии вариантных расчетов по имитационной модели, в ходе которых реализуется сценарный подход, предполагающий возможную вариацию внешних параметров и допустимую изменчивость внутренних управлений. Под адаптивным потенциалом понимается далее способность фирмы сохранять устойчивые темпы ее роста при негативных воздействиях внешней среды в диапазоне их возможного изменения.

В качестве имитационной модели предприятия в данной работе используется модель, разработанная в Центральном экономико-математическом институте Российской академии наук [1]. Данная модель позволяет рассчитать динамику основных экономических показателей рассматриваемого предприятия (таких как выпуск продукции, прибыль, рентабельность, основные фонды и т. д.). В ее основе лежит кибернетическая схема, представляющая предприятие как открытую систему с наличием положительной обратной связи (рис. 2).

На входе этой системы находятся основные производственные факторы: основные фонды At, оборотные фонды В и трудовые ресурсы - фонд заработной платы Т в году ^ на выходе - продукция Р; в прямоугольнике схемы - производственная функция В. Леонтьева (Р. Стоуна), в которой а, Ь и 0 - нормы затрат соответствующих производственных факторов; в овале - общая прибыль предприятия МРр , из которой производятся необходимые отчисления субъектам рыночной среды (налоги, страховые платежи, оплата долговых обязательств, если таковые имеются и т. д.) и осуществляется

А,, Б,, Г,

г :=, +1

р,

мр

) , Отчисления

от прибыли

Рис. 2. Кибернетическая схема имитационной модели предприятия: А 1 - основные фонды в году /; В- оборотные фонды в году /; Т1 - фонд заработной платы году /; Р1 - продукция; а, Ь и 0 - нормы затрат соответствующих производственных факторов; Мр - общая прибыль предприятия

тве сырья используются такие материалы, как различные стальные балки и другие комплектующие: стальные профили, швеллеры, листовой прокат и т. д.

Учитывая особенности производства на данном предприятии, для дальнейших расчетов использовалась двухпродуктовая модификация имитационной модели, в которой рассматривались два про-

приобретение дополнительных производственных факторов на развитие хозяйственной деятельности. Модель представляет собой систему рекуррентных соотношений, осуществляющих пересчет индикаторов развития предприятия за каждый период (год, квартал, месяц и т. д.) в зависимости от результатов его деятельности в предыдущем периоде. При этом в модель включены наиболее важные параметры, характеризующие рыночную среду (цены, спрос, ставка налоговых отчислений и т. д.), а также управляющие переменные, определяющие распределение фонда развития предприятия на приобретение (возмещение) производственных ингредиентов, участвующих в его хозяйственной деятельности [2].

Число соотношений модели может варьироваться в зависимости от уровня детализации и варианта постановки задачи. Данная модель прошла апробацию в различных модификациях и использовалась для решения различных проблем: развитие малых предприятий, оценка налогового бремени, доступность кредитных ресурсов для фирм различных сфер народного хозяйства и т. д.

В качестве конкретного объекта исследования рассматривается одно из предприятий реального сектора экономики - ООО «Зарайский завод металлоконструкций», расположенный в Московской области. Рассматриваемое предприятие изготавливает крупномасштабные металлические конструкции - строительные сооружения промышленного и гражданского назначения (спортивные центры и стадионы, склады, паркинги и т. д.); мелкомасштабные металлические конструкции - в основном профили специального назначения. Продукция предприятия поступает в Москву и Московскую область. В качес-

дукта: металлоконструкции и профильный лист.

Исследуемое предприятие в последнее десятилетие довольно успешно развивалось. Это было обусловлено тем, что спрос на его продукцию предъявлял главным образом строительный сектор, который в Москве и Московской области характеризовался очень высокими темпами роста. Однако в связи с наступившим в 2008 г. финансовым кризисом строительство многих промышленных и гражданских сооружений было заморожено. Вслед за кризисом в строительстве пришел и кризис в производстве металлоконструкций. Учитывая особенности последнего периода, в сценарных расчетах по имитационной модели отображались различные варианты дальнейшего развития кризисных процессов и возможных путей восстановления рассматриваемого вида экономической деятельности.

Предполагалось, что основными параметрами, определяющими неопределенность состояния рыночной среды в условиях кризиса, являются спрос и цены [4]. Поэтому в сценарном анализе использовались различные сочетания этих факторов.

Согласно методике сценарного анализа относительно каждого фактора обычно рассматриваются три варианта:

- инерционный (будущая динамика подчиняется тренду прошлого периода);

- оптимистический (благоприятное для экономики предприятия изменение факторов);

- пессимистический (неблагоприятное изменение факторов).

При этом необходимо определить возможные варианты изменения соответствующих переменных, определяющих выпуск продукции и использование

ресурсов на выбранном горизонте моделирования. Выбранный интервал моделирования (шаг 0 составлял в расчетах один месяц, а горизонт моделирования - один год ^ = 1, Т=12). На данном интервале моделирования разумно введение следующих гипотез относительно изменения варьируемых внешних переменных:

- цены на оборудование (влияющие на изменение стоимости основных фондов за счет ценовых условий), а также на трудовой фактор (заработная плата) в течение года не изменяются, поскольку цены на оба фактора зафиксированы, как правило, в договорах на начало каждого года (договоры на поставку оборудования, трудовые контракты и т. п.);

- цены на сырье и материалы обладают более существенной изменчивостью. Причем цены на металл и изделия из него особенно быстро реагируют на конъюнктуру рынка - резко падают в условиях кризиса и растут во время подъема. Изменение цен на рассматриваемый фактор производства отражается на соответствующей норме затрат Ь, входящей в производственную функцию.

На основе данных предпосылок были сформулированы четыре наиболее возможных сценария развития ситуации к концу 2012 г. (рис. 3): оптимистический, инерционный и пессимистический (в двух модификациях).

В основу сценариев положены определенные экономические предпосылки.

Сценарии изменения

конъюнктуры рынка

30% 50% 20%

> < > < > 1

Оптимистический (спрос цены на сырье и материалы |) Инерционный (спрос и цены на сырье и материалы соответствуют общим тенденциям) Пессимистический (в двух вариантах)

Оптимистический сценарий: подъем на рынке. Рынок металлоконструкций растет быстрее, чем экономика в целом. Рост цен на продукцию опережает средний уровень инфляции. Вследствие роста спроса на промежуточную продукцию и металлическую комплектацию растет также норма затрат на оборотный капитал. Условия реализации такого сценария: восстановление строительного сектора после кризиса, наличие госзаказов, благоприятная экономическая конъюнктура. Вероятность реализации этого сценария (оцениваемая экспертом - лицом, принимающим решение) составляет 30 %.

Инерционный сценарий: сохранение имеющихся тенденций. Спрос на продукцию предприятия растет согласно темпам общего экономического роста в стране. Цены на продукцию растут в соответствии с темпами инфляции. Никаких принципиальных изменений на рынке металлоконструкций не происходит. По экспертным оценкам, такой сценарий наиболее вероятен: вероятность составляет 50 %.

Пессимистический сценарий (конкуренция). В этом сценарии предполагается выход новых конкурентов на рынок металлоконструкций. В результате сокращается спрос на продукцию предприятия, которое должно делить рынок с конкурентами, и растет норма затрат на оборотный капитал (вследствие конкуренции и повышения спроса на ресурсы). Вероятность реализации сценария - 15 %.

Пессимистический сценарий (кризис). Предполагается, что на рынке металлоконструкций развиваются кризисные явления, в том числе наблюдается падение спроса и цены на продукцию, в результате сокращается потребность в сырье, и снижаются цены на оборотный капитал.

При экспертном назначении вероятностей реализации сценариев учитывался ряд обстоятельств. Российская экономика (особенно ее реальный сектор) характеризуется значительной инерционностью, поэтому следует ожидать, что инерционный сценарий реали-

Конкуренция: спрос цены на материалы |

Кризис: спрос цены на сырье и материалы ]

Рис. 3. Схема сценарных расчетов

зуется с наибольшей вероятностью. Возможность роста на рынке в оптимистическом

сценарии также достаточно значительна и обусловлена эффектом сжатой пружины - ускоренным восстановлением после кризиса (вероятность 30 %). На долю двух кризисных сценариев приходится 20 %, причем наименее вероятны (5 %) кризисные явления на самом рынке металлоконструкций, поскольку спрос формируется строительным сектором, который обычно одним из первых выходит из кризиса и в послекризисный период демонстрирует высокие темпы роста. Оценка вероятностей сценариев выполняет две важные функции: позволяет руководству предприятия более взвешенно подходить к оценке полученных расчетов и является исходной информа-

цией для расчета средневзвешенного по вероятности варианта развития предприятия в условиях неопределенности внешней среды.

Расчеты по рассмотренным сценариям представлены в таблице и на рис. 4-7.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что в начальный период предприятие находилось в окрестности точки безубыточности. Однако растущая динамика (в ряде сценариев - монотонная, в других - с наличием сезонных колебаний) позволяет получить предприятию к концу рассматриваемого года прибыль (причем темпы роста прибыли выше, чем темпы роста объемов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамика суммарного выпуска металлоконструкций и профильного листа в 2012 г. в стоимостном выражении по сценариям, млн руб.

Сценарий Месяц

1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 8-й 9-й 10-й 11-й 12-й

Оптимистический (30 %) 20 23 30 35 40 43 59 80 100 130 145 160

Инерционный (50 %) 20 37 48 59 80 97 108 108 109 130 150 140

Пессимистический:

- конкуренция (15 %) 20 22 27 29 29 30 34 38 42 49 57 65

- кризис (5 %) 20 25 29 35 43 48 56 64 77 99 84 82

Средневзвешенный выпуск 20,0 30,0 38,5 46,0 58,5 68,5 79,6 86,9 94,7 116,3 131,2 131,9

продукции в целом (с учетом вероятностей)

180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

160 140 120 100 80 60 40 20 0

5 6 ■ Выручка

7 8 9 Издержки

10 11

5 6

'Выручка

8 9

■Издержки

10

11

12

Рис. 4. Динамика выручки и издержек предприятия для оптимистического сценария, млн руб.

Рис. 5. Динамика выручки и издержек предприятия 12 для инерционного сценария, млн руб.

2

3

4

2

3

4

7

Рис. 6. Динамика выручки и издержек предприятия для пессимистического сценария (конкуренция), млн руб.

5 6

■Выручка

8 9 10

■Издержки

11

12

120 100 80 60 40

5 6

Выручка

производства, о чем свидетельствуют расходящиеся траектории выпуска и издержек на рис. 4-7). Наилучшие показатели достигаются в оптимистическом сценарии, где производство не ограничивается высоким спросом, а рост цен на продукцию стимулирует темпы производства. Инерционный сценарий несколько уступает оптимистическому, поскольку в нем производство в отдельные месяцы лимитируется спросом ввиду фактора сезонности. По этой причине траектории выпуска и издержек имеют в этом варианте немонотонный характер.

Пессимистические сценарии характеризуются более низкой динамикой рассматриваемых показателей. Особенно неблагоприятная для предприятия ситуация складывается при появлении на рынке сильного конкурента, наличие которого ограничивает рынки сбыта и сырьевых ресурсов и приводит к эффекту ножниц цен (падение цен на продукцию и рост цен на ресурсы). В условиях кризисной ситуации, сложившейся на рынке металлоконструкций (в соответствии со вторым вариантом пессимистического сценария) предприятие способно обеспечить растущую динамику, хотя она и имеет неустойчивый характер (падение выпуска и прибыли в конце периода).

Немаловажную роль в обеспечении растущей динамики в пессимистических сценариях и в обес-

Рис. 7. Динамика выручки и издержек предприятия для пессимистического сценария (кризис), млн руб.

8 9

Издержки

печении достаточно высоких темпов роста в инерционном и оптимистическом сценариях сыграли рациональные стратегические решения по обоснованию номенклатуры производства и распределения прибыли. Так, во втором пессимистическом (кризисном) сценарии были определены точки своевременного переключения с одного продукта на другой: в первую половину года необходимо производить преимущественно металлоконструкции; в августе, сентябре и октябре - профильные листы.

В каждом из сценариев осуществлялось рациональное распределение прибыли (в большинстве случаев на закупку сырья и комплектующих для профильного листа) а также чередующиеся по периодам вложения в сырье и трудовые ресурсы для увеличения производства более трудоемкой продукции -металлоконструкций. Именно обоснованность таких решений позволила адаптироваться предприятию к сложным конъюнктурным условиям.

Агрегированную оценку адаптивного потенциала предприятия можно получить на основе средневзвешенного варианта развития, представленного в таблице и на рис. 8. Этот вариант характеризуется достаточно монотонной и устойчивой динамикой выпуска продукции, что свидетельствует о хорошем адаптивном потенциале рассматриваемого предприятия.

2

3

4

7

140 120 100 80 60 40 20 0

Рис. 8. Средневзвешенный вариант развития предприятия как индикатор его адаптивного потенциала, млн руб.

6 7 8

■Выпуск продукции

Предложенная методика оценки адаптивных возможностей предприятия может быть использована для широкого спектра микроэкономических исследований предприятий различных видов экономической деятельности.

Список литературы

1. Багриновский К. А., Егорова Н. Е. Имитационные системы в планировании экономических объектов. М.: Наука, 1980.

2. Егорова Н. Е. Вопросы согласования плановых решений с использованием имитационных систем. М.: Наука, 1987.

3. КлейнерГ.Б., ТамбовцевВ. Л., КачаловР.М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика, 1997.

4. Metaprom. т - индустриальный портал - http://www. metaprom. ги/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.