Научная статья на тему 'Адаптация детского организма к умственным нагрузкам'

Адаптация детского организма к умственным нагрузкам Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
238
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Псеунок А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация детского организма к умственным нагрузкам»

© Псеунок АА., 2003

А.А. Псеунок

АДАПТАЦИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА К УМСТВЕННЫМ НАГРУЗКАМ

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, РФ

Мониторинг симпато-адреналовой системы (САС) у школьников применяется в настоящее время для оценки адаптивных возможностей и профилактики учебных перегрузок. Метод флюориметрии катехоламинов (КА) представляется достаточно объективным для оценки функционального состояния организма.

САС выполняет регуляторные функции — гомеоста-тическую, адаптационно-трофическую, аварийную, — во многом определяющие ее устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды и обеспечивающие пусковые и модуляторные эффекты.

КА, их предшественники и продукты превращения определяют в крови и моче при различных физиологических и патологических состояниях организма. Несмотря на то что КА, обнаруживаемые в моче, составляют 4—5% от общего их количества, подвергаемого метаболизму в организме, изменение их содержания отражает общие направления сдвигов в САС [1, 2]. По уровню КА в моче можно судить в основном о состоянии гормонального звена САС, т.е. о деятельности мозгового слоя надпочечников, а по уровню норадреналина (НА) — медиаторного, т.е. нервного. О состоянии отдельных звеньев САС можно судить по соотношению НА к адреналину (НА/А) в моче. Этот коэффициент повышается при усилении активизации медиаторного звена и снижается при усилении гормонального [3, 4]. Качественные и количественные сдвиги в обмене КА зависят от многих обстоятельств — характера, интенсивности и длительности воздействия, исходного состояния и реактивности центральных и периферических отделов вегетативной нервной системы, наличия и отсутствия резервов КА, гомеостатических механизмов, регулирующих постоянство внутренней среды и устойчивость физиологических функций [5].

В настоящее время опубликовано значительное количество работ, в которых освещается динамика экскреции КА и их предшественников у детей, в том числе при учебных и физических нагрузках, однако они касаются в основном детей подросткового возраста.

В связи с этим целью исследования явилось изучение динамики экскреции КА у детей младшего школьного возраста.

Исследования проводили на базе детского сада и школы. Обследовали детей, начавших обучение с 6 лет в условиях детского сада и школы, в возрасте от 6 до 8 лет.

Обследование проводили 3 раза в год — в октябре, феврале, апреле — в периоды, отдаленные от каникул, когда влияние учебной деятельности выражено больше, чем другие факторы, воздействующие на организм ребенка. Обследование проводили в одни и те же дни недели и время суток — в первой половине дня.

Дети 6 лет, обучающиеся в 1-м классе, занимались в условиях 5-дневной рабочей недели и при режиме 4 урока по 35 мин, в середине учебного дня была введена часовая

динамическая пауза, в середине 3-й четверти организованы дополнительные каникулы. Продолжительность активного отдыха на воздухе, включая игры малой и средней подвижности, составляла 1—1,5 ч. Дневной сон продолжался не менее 1—1,5 ч.

В средней школе помещения, предназначенные для детей 6-летнего возраста, были размещены в отдельном отсеке на 1-м этаже. Набор помещений: классная комната, игровая, спальная комната, туалет, раздевалка. Питание было организовано в общей столовой с выделением специальных мест.

Содержание занятий в детском саду в значительной мере способствует обучению 6-летних детей предметным, игровым и продуктивным действиям. Методики проведения занятий основываются на использовании игровых элементов продуктивных действий с широким применением самостоятельной работы. Длительность учебных занятий составляла 30—35 мин с часовой паузой после 2 основных занятий. Во внеучебное время включали дневной сон, игры, физические упражнения, прогулки. Игры в детском саду проводили до завтрака, в перерывах между занятиями и на самих занятиях, во время прогулок до обеда и после дневного сна.

Определение КА проводили флюориметрическим методом в порционной моче в состоянии относительного покоя.

Физическое развитие (ФР) оценивали по основным показателям антропометрических измерений.

Физическую работоспособность определяли при помощи теста PWC170.

Наиболее заметные изменения в ФР обнаружены в возрасте от 6 до 7 лет. У мальчиков 6 лет в школе показатели ФР выше, чем у мальчиков детского сада. Это объясняется тем, что школьники находились в более благоприятных гигиенических условиях. Во всех возрастных группах девочек уровень ФР был ниже, чем у мальчиков соответствующих возрастных групп. Наибольшая физическая работоспособность обнаружена у мальчиков в 7 лет, а у девочек — в 8 лет. К концу учебного года наибольший прирост величины PWC170 составлял у мальчиков 7 и 8 лет 20,89% и 41,79% , а у девочек 6 лет в детском саду и школе — 5,38% и 17,47% — по сравнению с началом учебного года.

У школьников 6-летнего возраста по сравнению с детьми детского сада отмечено снижение коэффициента НА/А, т.е. усиление адреналового звена.

В течение учебного года наблюдаются изменения экскреции КА у детей всех возрастно-половых групп. От начала к концу учебного года снижалась экскреция КА у детей всех возрастно-половых групп, что расценивалось нами как снижение активности САС. В середине учебного года уровень экскреции А становился выше у мальчиков 3-го года обучения, девочек детского сада, 1-го и 2-го классов, а НА — у детей 1-го, 2-го, 3-го классов. У маль-

А.А. Псеунок

75

чиков происходили волнообразные изменения КА в зависимости от возраста, а у девочек с возрастом повышалась экскреция А и НА.

К концу учебного года у детей всех возрастно-половых групп экскреция А и НА снижалась, за исключением экскреции НА у девочек 2-го класса. Половые различия экскреции НА были обнаружены в начале года во 2-м классе и в середине учебного года у детей 3-го класса. Среди всех возрастно-половых групп привлекают внимание дети 3-го года обучения более выраженным снижением экскреции КА к концу учебного года. Снижение экскреции КА к концу учебного года свидетельствует о нарастании утомления, что в значительной степени выражено у 8-летних мальчиков.

В результате проведенного исследования установлено, что активность САС у детей с возрастом (6—8 лет) повышается, что отражает возросшие возможности организма в целом. У детей детского сада и 2-го класса коэффициент НА/А указывает на преимущественную роль медиаторного звена, а у детей 1-го и 3-го классов преобладает значение гормонального звена.

В течение учебного года были выявлены изменения экскреции КА у детей всех возрастно-половых групп (см. таблицу). К концу учебного года у мальчиков всех возрастных групп снижалась экскреция А, за исключением мальчиков 3-го класса, у которых экскреция А от начала к середине учебного года достоверно повышалась.

Снижение экскреции НА происходило во 2-м полугодии, а в 1-м полугодии отмечалось достоверное ее повышение у мальчиков 1-го и 3-го классов. Достоверное снижение экскреции НА от начала к середине учебного года было обнаружено у мальчиков детского сада в отличие от всех обследованных школьников. Так, у мальчиков детского сада экскреция НА в начале учебного года составила 8,29±0,64 нг/мин, в середине — 5,90±0,94 нг/мин, тогда как у мальчиков 1-го класса — 7,34±0,47 нг/мин и 12,89±0,96 нг/мин соответственно.

Также следует отметить, что у мальчиков 1-го и 2-го классов в середине учебного года уровень экскреции НА был практически одинаков. Наиболее выраженное снижение экскреции НА отмечалось у мальчиков 3-го класса от середины к концу учебного года. Оценивая динамику показателей экскреции КА в возрасте от показателей от 6 до 8 лет, можно обнаружить, что у мальчиков имеется тенденция к

увеличению экскреции А, а экскреция НА изменяется волнообразно.

Во всех возрастных группах девочек от начала к концу учебного года экскреция КА снижалась, за исключением экскреции КА у девочек 2-го класса. Наибольшее снижение экскреции А было обнаружено у девочек 3-го класса от начала к концу учебного года: 4,05±0,35 нг/мин и 2,61±0,29 нг/мин соответственно. У девочек 1-го, 2-го, 3-го классов от середины к концу учебного года было обнаружено достоверное снижение экскреции А. В динамике экскреции НА у девочек отмечена тенденция к ее повышению от начала к середине учебного года. Экскреция НА достоверно снижалась от начала к концу учебного года у девочек 1-го и 3-го классов. У девочек 1-го и 2-го классов в середине учебного года показатели экскреции КА практически находились на одном уровне. Аналогичная картина отмечалась у мальчиков этой возрастной группы в середине учебного года.

В возрастной динамике у девочек отмечалось повышение экскреции А и НА. У девочек-«шестилеток» показатели КА были близки к данным 7-летних.

От начала к концу учебного года экскреция КА снижалась у детей всех возрастно-половых групп, за исключением девочек 2-го класса. Снижение экскреции КА происходило от середины к концу учебного года, а от начала к середине — повышение, за исключением мальчиков детского сада. Половые различия в экскреции А не обнаружены, а в экскреции НА выявлены в начале учебного года во 2-м классе и в середине учебного года в 3-м классе. Среди всех возрастно-половых групп привлекают внимание мальчики и девочки 3-го года обучения с более выраженным снижением экскреции КА к концу учебного года.

Таким образом, у детей 6—8 лет нарастание тотальных размеров тела, увеличение физической работоспособности в обеих половых группах происходят неравномерно. Наибольшая физическая работоспособность обнаружена у мальчиков 7 лет и у девочек 8 лет. В начале учебного года у мальчиков всех возрастных групп показатели ФР и физической работоспособности выше, чем у девочек соответствующего возраста. У детей 6—8 лет активность САС повышается. В начале учебного года значительное увеличение экскреции НА выявлено у мальчиков 7 лет. Во всех возрастных группах детей к концу учебного года увеличиваются показатели ФР и физичес-

Таблица

Экскреция КА Месяц Мальчики Девочки

д/с (п=14) 1-й класс (п=16) 2-й класс (п=13) 3-й класс (п=15) д/с (п=15) 1-й класс (п=12) 2-й класс (п=14) 3-й класс (п=16)

А, нг/ м и н Октябрь 3,34±0,27 3,90±0,4 3,91+0,57 4,58+0,49 2,67+0,62 3,24+0,35 3,35+0,46 4,05+0,35

Февраль 3,16±0,37 3,71±0,35 3,71+0,35 5,02+0,64 2,85+0,6 4,32+0,5 4,32+0,5 3,8+0,4

Апрель 2,84±0,2 3,17±0,27 2,59+0,33 3,10+0,382) 3) 2,29+0,27 2,71+0,373) 2,90+0,283) 2,61+0,262),3)

НА, н г / м и н Октябрь 8,29±0,64 7,34±0,47 11,3+0,75 10,47+0,7 7,51+0,61 8,03+0,64 8,65+0,624) 9,51+0,91

Февраль 5,9±0,941) 12,89+0,96« 12,89+0,96 14,48+1,191) 6,05+1,41 10,28+1,17 10,28+1,17 11,39+0,874)

Апрель 7,68±0,5 5,7±0,552) 8,97+0,632) 4,76+0,512) 7,11+0,56 6,09+0,592),3) 9,62+0,63 5,61+0,512), 3)

Динамика экскреции КА у детей 6—8 лет в течение учебного года

р<0,05: 1) при сравнении показателей в начале и середине учебного года, 2) при сравнении показателей в начале и в конце учебного года, 3) при сравнении показателей в середине и в конце учебного года, 4) при сравнении показателей у мальчиков и девочек.

кой работоспособности. Наибольший прирост величины физической работоспособности составляет у мальчиков 7 и 8 лет — 20,89% и 41,79%, а у девочек 6 лет в детском саду и школе — 5,38% и 17,47% по сравнению с началом учебного года.

При обучении детей с 6-летнего возраста в условиях

школы учебная деятельность вызывает большее напряжение САС, чем при обучении в условиях детского сада.

К концу учебного года у детей 6-летнего возраста и школьников 6—8 лет, за исключением девочек 7-летнего возраста, происходит снижение экскреции КА как результат воздействия учебной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев В.Н., Чугунов B.C. Симпатико-адренало-вая активность при различных функциональных состояниях человека. — М., 1985. — 270 с.

2. Матлина Э.Ш., Меньшиков В.В. Клиническая биохимия катехоламинов. — М., 1967. — 304 с.

3. Самигуллин Г.Х., Ковтун Л.Г. // Растущий организм в условиях мышечной деятельности. — Казань, 1990. — С. 126—132.

4. СитдиковФГ.,РусиноваСМ. // Там же. — С. 138—145.

5. Кассиль Г.Н. Внутренняя среда организма. — М., 1983. — 225 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.