Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА'

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
217
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация / дезадаптация / дети раннего возраста / детский сад.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Евко Элина Андреевна

в статье проведен анализ понятия «адаптация». Рассматривается система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в детский сад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Евко Элина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА»

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Евко Э.А.

Евко Элина Андреевна - воспитатель,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 20,

ст. Крыловская, Краснодарский край

Аннотация: в статье проведен анализ понятия «адаптация». Рассматривается система мероприятий по

предупреждению дезадаптации детей при приеме в детский сад.

Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, дети раннего возраста, детский сад.

Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними -одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего - обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

Сегодня одной из самых острых проблем дошкольного образования является адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада. Проблема адаптации ребенка к детскому саду актуальна, потому что на этот период приходят значимые новообразования в развитии ребенка. Адаптация -это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную среду и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привезти к эмоциональным нарушениям.

В проведении процесса адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения главная роль принадлежит педагогам, работающим в адаптационных группах. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующим возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, они обеспечивают решение успешной адаптации и предупреждают дезадаптацию детей к новым условиям и тем самым ускоряют и облегчают протекание адаптационного периода.

При адаптации ребенка к детскому саду встречается три степени тяжести:

В нашем детском саду функционируют 6 групп, одна из них- группа раннего возраста для детей от 1 года до 3 лет, поэтому вопрос адаптации детей в ДОУ для меня особенно актуален.

В ДОУ разработана целая система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в детский сад. Важной составляющей этой системы является психологическое обеспечение адаптационного процесса.

Вся работа проводится в три этапа:

1. Первичная диагностика проходит по трем направлениям:

- характеристика родителей состояние своих детей в семье (анкеты для родителей);

- оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (карта наблюдений);

- оценка психоэмоционального состояния детей (индивидуальный лист адаптации)

По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаю для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями.

2. Второй этап включает в себя психопрофилактическую коррекционно- развивающую работу, направленную на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения.

3. На третьем этапе проходит контрольная диагностика (повторная) -по окончании периода адаптации и повторное анкетирование родителей.

На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.

Важными условиями коррекционной работы с детьми в период адаптации является: создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки; понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть; предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.

Анализ работы ДОУ за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.

Список литературы

1. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. — М.: Айрис-пресс, 2-е изд., 2006. — 112 с

2. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Л. И. Капла. — М.: Просвещение, 1983. — 80 с., ил.

3. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие. — Воронеж: "Учитель", 2006. — 236 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.