Научная статья на тему 'Адаптация бизнес-проектов и процессов к условиям локализации производства'

Адаптация бизнес-проектов и процессов к условиям локализации производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
800
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / BUSINESS PROCESS / БИЗНЕС-ПРОЕКТ / BUSINESS PROJECT / МЕЖФИРМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTER-FIRM RELATIONS / ЛОКАЛИЗАЦИЯ / LOCALIZATION / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / ПРОИЗВОДСТВО / PRODUCTION / СТАТИЧЕСКАЯ И ДИНАМИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / STATIC AND DYNAMIC ADAPTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моисеева Нина Константиновна, Бадорина Алина Александровна

Возможности адаптации проектов и межфирменных отношений к реальным условиям рынков (в том числе международных), а также определение уровня допустимой локализации являются важными направлениями разработок, требующих соответствующего методического сопровождения при обострении конкуренции. Развитие делового сотрудничества в условиях конфронтации на внешних рынках выдвигает новые требования к организации бизнеса и разработке бизнес-проектов В статье рассматриваются особенности организации деятельности компании с участием иностранного капитала. Анализируются возможности адаптации бизнес-процессов и межфирменных отношений, предлагается концепция адаптационного маркетинга и локализации производства, а также инструменты их реализации в условиях российского бизнеса. Алгоритм адаптации бизнес-процессов представлен в виде замкнутого цикла с некоторым заданным интервалом, включающего 8 последовательно расположенных блоков, целью которого является совпадение целевых и фактических показателей эффективности функционирования системы. Приведен пример, относящийся к сфере локализации производства. Результатом применения предлагаемой методики является повышение конкурентоспособности компании, а также повышение качества предоставляемых товаров и услуг на рынке за счет повышения эффективности работы предприятия в условиях внешних и внутренних изменений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ADAPTATION OF BUSINESS PROJECTS AND PROCESSES TO CONDITIONS OF PRODUCTION LOCALIZATION

The possibilities for adapting the projects and inter-firm relations to real market conditions (including international ones), as well as determination of the acceptable degree of localization are important areas of development, requiring the relevant methodological support in the event of growing competition. Under conditions of confrontation in foreign markets, the development of business cooperation imposes new requirements for business organization and the development of business projects. The article deals with the features of business organization in companies with foreign capital. It examines the possibilities of adapting business processes and inter-firm relations, and proposes the concepts of adaptation marketing and production localization, as well as the tools for their implementation in conditions of the Russian business. The algorithm of business process adaptation is represented as a closed cycle with a certain fixed interval, comprising 8 consecutive units, whose goal is to match the targets and the actual indicators of system performance. The example is given, related to the sphere of production localization. The application of the proposed methodology results in increasing the company competitiveness and improving the quality of goods and services provided on the market, due to enhancement of company performance in conditions of external and internal changes

Текст научной работы на тему «Адаптация бизнес-проектов и процессов к условиям локализации производства»

АДАПТАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЕКТОВ И ПРОЦЕССОВ К УСЛОВИЯМ ЛОКАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА Н.К. Моисеева, А.А. Бадорина

Возможности адаптации проектов и межфирменных отношений к реальным условиям рынков (в том числе международных), а также определение уровня допустимой локализации являются важными направлениями разработок, требующих соответствующего методического сопровождения при обострении конкуренции. Развитие делового сотрудничества в условиях конфронтации на внешних рынках выдвигает новые требования к организации бизнеса и разработке бизнес-проектов

В статье рассматриваются особенности организации деятельности компании с участием иностранного капитала. Анализируются возможности адаптации бизнес-процессов и межфирменных отношений, предлагается концепция адаптационного маркетинга и локализации производства, а также инструменты их реализации в условиях российского бизнеса. Алгоритм адаптации бизнес-процессов представлен в виде замкнутого цикла с некоторым заданным интервалом, включающего 8 последовательно расположенных блоков, целью которого является совпадение целевых и фактических показателей эффективности функционирования системы. Приведен пример, относящийся к сфере локализации производства. Результатом применения предлагаемой методики является повышение конкурентоспособности компании, а также повышение качества предоставляемых товаров и услуг на рынке за счет повышения эффективности работы предприятия в условиях внешних и внутренних изменений

Ключевые слова: бизнес-процесс, бизнес-проект, межфирменные отношения, локализация, концепция, производство, статическая и динамическая адаптация

Изменение международной обстановки непосредственно отражается на планировании и организации деятельности компаний, ресурсных и информационных потоках, ключевых факторах успеха, конкурентных возможностях и способах их использования. В первую очередь, эти изменения становятся необходимыми и ощутимыми для субъектов рынка, действующих совместно с зарубежными партнерами (начиная от создания проекта и кончая организацией реального производства продукции).

В практике международного бизнеса известны различные варианты приспособления продукции, технологии изготовления и сбыта к условиям зарубежных рынков. Однако эти решения, как правило, касаются лишь общих принципов делового сотрудничества. Развитие бизнеса в условиях конфронтации интересов на внешних рынках выдвигает новые требования и ограничения, затрагивающие как организацию самого бизнеса, так и разработку бизнес-проектов.

Одним из направлений, требующих соответствующего методического сопровождения при обострении конкуренции, является определение возможностей адаптации проектов и межфирменных отношений к реальным условиям рынков (в том числе меж-

дународных) и определения уровня допустимой локализации.

Адаптация проектов призвана минимизировать риски, связанные с реализацией проекта в новых условиях - на новом рынке (новые клиенты, новая территория и т.п.), новой организацией (подразделением, филиалом и т.п.), или вывод нового продукта.

В основу адаптации проекта было заложено приспособление структуры и результата эталонного проекта к условиям рынка.

Под эталонным проектом понимается ранее реализованный на другом рынке проект, результаты которого признаны успешными. Поэтому сроки, стоимость и качество реализации каждого этапа эталонного проекта рассматривались как аналог.

Главная задача адаптации - обеспечить устойчивость предприятия в перспективе за счет приспособления бизнес-процессов к новым условиям при имеющейся геополитической обстановке, неравномерном экономическом развитии и бурном росте рынков.

Ниже рассматривается сущность предлагаемого подхода к решению проблемы на примере локализации производства продукции международной компании, действующей как в Российской, так и в зарубежной бизнес-среде.

Предлагаемый адаптационный подход (см. рис. 1) предусматривает аспекты адаптивного маркетинга (то есть приспособление к меняющемуся спросу), и адаптивного менеджмента, в плане приспособления системы к меняющейся внешней среде и особенностям внутренней организации (в том числе ее гибкость).

Как известно, под адаптивным менеджментом понимается такой вид управления, при котором основной целью становится приспособление к изменениям внешней среды. При этом создается «следящая система», осуществляется мониторинг основных показателей и внешних изменений, а также вво-

Рис. 1. Сущность системы адаптационного маркетинга

дится блок, отвечающий за обеспечение гибкости организации.

Адаптационный (или адаптивный) маркетинг представляет собой современное направление маркетинга, основные усилия которого должны быть сосредоточены на своевременном приспособлении бизнес-процессов и бизнес-проектов организации к изменениям макро- и микросреды. Для принятия решения субъектом управления при этом подходе используются два основных потока информации - изменений самой среды и изменений поведения объекта. Сущность адаптационного подхода к управлению объектом представлена на рис. 1.

На основе информации об изменениях в среде субъект оценивает различия и изменения по факторам адаптации и, с учетом веса каждого фактора, принимает решение о корректировке деятельности объекта управления в целом. При реализации данного подхода при бизнес-проектировании требуется одновременный анализ всех факторов адаптации.

Как известно, бизнес-процессы циклич-ны и анализ всех факторов среды становится слишком трудоемким по сравнению с анализом результатов деятельности объекта, выраженных цифрами (объем производства,

прибыль и т.п.) (см. таблицу). В таблице представлены особенности адаптации проектов и адаптации бизнес-процессов, выявленные в ходе исследования.

Под адаптацией бизнес-процессов можно понимать приспособление бизнес-процессов компании к изменениям за счет циклической проверки достижения целей приспособления объекта управления и прогнозирования его поведения после адаптации, а под адаптацией проектов - единоразовый анализ проекта, с целью поиска возможностей приспособления к новым условиям выполнения.

Сравнение сущности адаптации проектов и адаптации бизнес-процессов

Тип адаптации Критерий сравнения ^^^^^^ Адаптация бизнес-процессов Адаптация проектов

Источник информации о необходимости адаптации Результаты функционирования объекта управления Состояние среды управления

Цель процесса адаптации Повышение устойчивости бизнеса Минимизация рисков проекта, оценка эффективности и реализуемости

Критерии успеха Скорость принятия решения об адаптации Полнота анализируемых факторов

Сфера применения Циклически на протяжении всего жизненного цикла бизнес-процесса На этапе планирования проекта

Временные ресурсы для формирования стратегии адаптации Ограничены Достаточны

Направление анализа Анализ произошедших событий и их влияния на объект Анализ среды и прогнозирование влияния ее особенностей на возможность реализации проекта

Результат анализа Адаптация наиболее критичных параметров объекта Решение о рентабельности / эффективности проекта

Обеспечить эффективную адаптацию те- предлагается с учетом разработанной кон-кущих бизнес-процессов и соответствие но- цепции (см. рис. 2). вых проектов изменяющимся условиям

Рис. 2. Концепция реорганизации межфирменных отношений в условиях адаптационного

маркетинга

В ходе исследования были разработаны четыре группы средств обеспечения и реализации концепции приспособления международной компании к изменениям и отличиям локальных рынков на основе адаптационного маркетинга. Среди них: типологии ситуаций и способов адаптационного маркетинга

в зависимости от вида деятельности организации; методические основы оценки проводимости цепи управления в системе адаптационного маркетинга; разработка алгоритмов адаптации бизнес-процессов и проектов (см. рис. 3) к изменяющимся условиям.

Проектирование 1 объекта управления

Адаптация объекта управления

►1 Определение целей

1

♦ 2 Выбор объекта управления

г

3 Структурный синтез модели объекта управления (ОУ)

г

4 ► Параметрический синтез модели ОУ

1

5 Синтез у правления

1

6 Реализация управления

Основные показатели по политике компании

Целевая компания, филиал, подразделение

Инициализ ация вершин графа

Рис. 3. Алгоритм проектирования системы адаптации объекта управления ОРГАНИЗАТОР ПРОИЗВОДСТВА. 2015. № 1

Взвешенный направленный граф

Контроль реализации управления с использованием диаграмм Гантта

Предлагаемая концепция была опробована на примере локализации производства компонентов на одном из предприятий международной компании, действующей в условиях разных рынков, в том числе и российского рынка.

В соответствии с принципами международного маркетинга и бизнеса, «локализация» предполагает перенос производства в конкретные местные условия и является заключительным этапом проникновения на конкретный рынок. Исходя из опыта работы в международных компаниях, в состав обязательных этапов планировании локализации производства были включены следующие (рис.3, блок 2):

1. Подготовка производственной площадки - строительство или покупка завода, поиск подрядчиков и т.д. (основные затраты на данном этапе связаны со строительством/приобретением оборудования или комиссией подрядчика).

2. Импорт сырья и материалов. Если конечный продукт может быть разделен на несколько компонентов, одни из которых вынужденно импортируются (ноу-хау, технологии, неразвитые на местном рынке), а другие - могут закупаться на местном рынке, обеспечивая курсовую стабильность (основные затраты и риски в этом варианте связаны с «таможенной очисткой» и планированием поставок, поскольку сроки поставки импортных материалов всегда оказываются выше).

3. Закупка сырья и материалов на местном рынке. Основные риски и затраты связаны с самим закупаемым сырьем. Смена поставщика сырья всегда рискована, а закупки на локальном рынке часто могут быть дороже импорта из-за отсутствия эффекта экономии масштаба.

4. Производство пробной партии. Затраты связаны с оплатой труда участников производства и контроля качества.

5. Заключительный этап (упаковка, логистика, маркировка, хранение образцов партии и т.д.). Затраты и риски на заключительном этапе определяются стоимостью тары или упаковки, различием территорий и транспортной инфраструктурой.

В состав проекта вошло производство только пробной партии, а повторное производство рассматривалось как составная часть бизнес-процесса и в последствии могло быть адаптировано к возможным изменениям условий согласно предложенному алгоритму динамической адаптации (или адаптации бизнес-процессов). В процессе внедрения был уточнен теоретический аппарат адаптации бизнес-процессов и адаптации проектов, в том числе алгоритм адаптации бизнес-процессов на основе модели управления Рас-тригина [3] с применением направленного гиперграфа (рис. 4).

Исследования показали актуальность концепции и методологии адаптации. Успешным примером адаптации по предложенной методике может служить реагирование отделения международной компании на изменение правил импорта опасных жидкостей, конъюнктуры и состава лидеров рынка, изменения ассортиментного ряда конкурентов. Локализация производства становится сложным этапом развития бизнеса, так как затрагивает все аспекты деятельности компании (в данном проекте проблемы адаптации рассматривались применительно к переносу производства в новые условия). Опыт показа, она оказалась взаимовыгодной как для зарубежной компании, так и для отечественного рынка, так как появились возможности увеличения рабочих мест, использования положительного зарубежного опыта организации производства, современных технологий и усиления взаимовыгодных кооперационных связей отечественных производителей и иностранных компаний.

Ключевые ресурсы

Ключевые виды деятельности

Издержки

Потребительские Ценностное

сегменты

Рис. 4. Направленный гиперграф, используемый при адаптации бизнес-процессов компании

к изменениям условий

Литература

1. Карпов, Л.Е. Адаптивное управление по прецедентам (основанное на классификации состояний управляемых объектов) / Л.Е. Карпов, В.Н. Юдин // Труды Института системного программирования РАН (ИСП РАН), т. 13, № 2, Институт системного программирования РАН, 2007, стр. 37-57.

2. Моисеева, Н.К. Международный маркетинг и бизнес: учеб. пособие / Н.К. Моисеева. - М.: КУРС: ИНФРА-М, 2013.

3. Растригин, Л.А. Адаптация сложных систем / Л.А. Растригин. - Рига: Зинатне, 1981. - 375с.

4. Моисеева, Н.К. Трансформация бизнеса в условиях рыночной нестабильности:

монография / Н.К. Моисеева и др. - М.: КУРС: ИНФРА-М, 2015.

5. Бадорина, А.А. Интерфейсный подход в межфирменном взаимодействии / А.А. Ба-дорина // Тезисы докладов конференции «Микроэлектроника и информатика - 2013».

- М.: МИЭТ, 2013. - С. 303.

6. Бадорина, А.А. Методические особенности анализа рынка систем фильтрации как основы принятия маркетинговых решений / А.А. Бадорина // Менеджмент в социальных и экономических системах: сборник статей V Международной научно-практической конференции./МНИЦ ПГСХА.

- Пенза: РИО ПГСХА, 2013. - 208 с.

Моисеева Нина Константиновна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой маркетинга и управления проектами Национального исследовательского университета «МИЭТ» (г. Москва, Российская Федерация), fmr@miee.ru

Бадорина Алина Александровна, аспирант кафедры маркетинга и управления проектами Национального исследовательского университета «МИЭТ» (г. Москва, Российская Федерация), fmr@miee.ru

THE ADAPTATION OF BUSINESS PROJECTS AND PROCESSES TO CONDITIONS

OF PRODUCTION LOCALIZATION

N.K. Moiseeva, National Research University "MIET", Moscow, fmr@miee.ru

A.A. Badorina, National Research University "MIET", Moscow, fmr@miee.ru

The possibilities for adapting the projects and inter-firm relations to real market conditions (including international ones), as well as determination of the acceptable degree of localization are important areas of development, requiring the relevant methodological support in the event of growing competition. Under conditions of confrontation in foreign markets, the development of business cooperation imposes new requirements for business organization and the development of business projects.

The article deals with the features of business organization in companies with foreign capital. It examines the possibilities of adapting business processes and inter-firm relations, and proposes the concepts of adaptation marketing and production localization, as well as the tools for their implementation in conditions of the Russian business. The algorithm of business process adaptation is represented as a closed cycle with a certain fixed interval, comprising 8 consecutive units, whose goal is to match the targets and the actual indicators of system performance. The example is given, related to the sphere of production localization. The application of the proposed methodology results in increasing the company competitiveness and improving the quality of goods and services provided on the market, due to enhancement of company performance in conditions of external and internal changes

Key words: business process, business project, inter-firm relations, localization, concept, production, static and dynamic adaptation

References

1. Karpov L.E. Adaptivnoe upravlenie po precedentam (osnovannoe na klassifikacii sostojanij upravljaemyh obektov) [The adaptive management by precedents, based on the classification of states of controlled objects]. The Proceedings of the Institute of System Programming of the RAS, vol. 13, № 2, The Institute of System Programming of the RAS, 2007, pp. 37-57.

2. Moiseeva N.K. Mezhdunarodnyj mar-keting i biznes: ucheb. posobie [International marketing and business: a training manual]. Moscow: Kurs: INFRA-M, 2013.

3. Rastrigin L.A. Adaptacija slozhnyh sistem [The adaptation of complex systems]. Riga: Zi-natne, 1981. 375 p.

4. Moiseeva N.K. Transformacija biznesa v uslovijah rynochnoj nestabil'nosti: monografija [Business transformation in conditions of market instability: a monograph]. Moscow: Kurs: INFRA-M, 2015.

5. Badorina A. A. Interfejsnyj podhod v mezhfirmennom vzaimodej stvii [The interface approach in inter-firm cooperation]. The report abstracts of the conference «Microelectronics and Computer Science - 2013». Moscow: Moscow Institute of Electronic Engineering, 2013. p. 303.

6. Badorina A.A. Metodicheskie osobennosti analiza rynka sistem fil'tracii kak osnovy prinjati-ja marketingovyh reshenij [The methodological features of filtration system market analysis as a basis for marketing decision-making]. Management in social and economic systems: the collection of papers of the 5th International scientific and practical conference. The Interdisciplinary Scientific-Information Centre «Penza State Academy of Agriculture». - Penza: the editorial and publishing office of Penza State Academy of Agriculture, 2013. 208 p.

Russian Federation, Russian Federation,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.