Научная статья на тему 'Адаптация балобана Falco cherrug к антропогенной среде в Северо-Западном Причерноморье'

Адаптация балобана Falco cherrug к антропогенной среде в Северо-Западном Причерноморье Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация балобана Falco cherrug к антропогенной среде в Северо-Западном Причерноморье»

Часть находок некоторых видов через несколько лет (зяблик Fringilla coelebs, юрок Fringilla montifringilla, чиж Spinus spinus, большая синица) может означать не трансбалтийскую миграцию, а пролёт птиц в разные годы через разные побережья Балтийского моря.

Таким образом, как показывают результаты кольцевания (табл. 1, 2), многие виды сухопутных птиц, даже такие, как ополовник, лазоревка, большая синица, желтоголовый королёк, могут пересекать Балтийское море. Хотя по расчётам накопленных жировых запасов у королька достаточно для полёта в течение 4 ч (Шаповал 1981), сомнений в возможности перелёта через Балтийское море одним ночным миграционным броском не возникает (табл. 2).

Ю ^

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2023, Том 32, Экспресс-выпуск 2370: 5438-5440

Адаптация балобана Falco cherrug к антропогенной среде в Северо-Западном Причерноморье

В.И.Пилюга, А.А.Тилле

Второе издание. Первая публикация в 1991*

В Северо-Западном Причерноморье (Одесская и Николаевская области, юг Молдавии) за последнее десятилетие в биологии балобана Falco cherrug проявились существенные изменения, вызванные антропогенными факторами.

До конца 1970-х годов этот сокол был обычным хищником в регионе. Гнездился в островных водораздельных лесах с плотностью 1 пара на 12 км2, в пойменных лесах Нижнего Днестра — 1 пара на 2 км2 леса. Общая численность вида составляла не менее 50 пар. После 1981 года данных о находках гнёзд в лесных массивах нет.

С начала 1980-х годов отмечаются случаи гнездования балобана на опорах линии электропередач (ЛЭП) в гнёздах ворона Corvus corax. В

1980 году пара балобанов гнездилась в окрестностях Одессы, в 1979 -

1981 годах — в верховьях Тилигульского лимана. В 1986 году обнаружена гнездящаяся пара на опоре ЛЭП-330 кВт на северо-западе Одесской области. В 1988-1990 годах на участке этой ЛЭП протяжённостью 100 км ежегодно гнездились 9 пар. На участке ЛЭП-750 кВт протяжённостью 125 км выявлены 3 гнездящиеся пары. Из других видов птиц на

* Пилюга В.И., Тилле А.А. 1991. Адаптация балобана к антропогенной среде в Северо-Западном Причерноморье IIМатериалы 10-й Всесоюз. орнитол. конф. Минск, 2, 2: 147-148.

опорах ЛЭП гнездились (на 100 км ЛЭП-330 кВт): пустельга Falco tin-nunculus - 4-6 пар; чеглок Falco subbuteo - 1; ворон - 31-33; серая ворона Corvus cornix - 3-6 пар.

Гнездовья балобана находятся в агроландшафте среди посевов сельскохозяйственных культур (бобовых, подсолнечника, пшеницы). Обязательный элемент ландшафта (в радиусе не более 5 км от гнёзд) - нераспаханные степные участки на крутосклонах; 47% гнёзд размещались у байрачных лесков. Мозаичность ландшафта благоприятно влияет на кормовую ситуацию для балобана за счёт увеличения набора видов -жертв, смены кормовых биотопов.

Балобан занимает гнёзда, построенные вороном, иногда изгоняет его из занятого гнезда. 20% пар в 1988-1990 годах гнездились в одном и том же гнезде, остальные ежегодно их меняли. Продуктивность гнездования составляет 3.0 слётка на пару с птенцами (n = 17), что несколько выше, чем у балобанов, гнездившихся в лесах региона (2-3 птенца на пару).

В период выкармливания птенцов основу диеты соколов составляют грачи Corvus frugilegus и мышевидные грызуны (обыкновенная полёвка Microtus arvalis s.l., курганчиковая мышь Mus spicilegus), то есть кормовая база рассматриваемой группировки достаточно устойчива. У балобанов, гнездившихся в восточных районах региона на ЛЭП-750 кВт, среди кормовых объектов отмечен крапчатый суслик Spermophilus sus-licus, который был основной добычей этих соколов на Украине (Зубаров-ский 1977). Выявленные особенности трофических связей отражают изменившиеся кормовые условия среды под влиянием антропогенных факторов.

ЛЭП-330 кВт поставлена в 1973 году, ЛЭП-750 кВт - в 1985, а тенденция гнездования на опорах ЛЭП проявилась у балобанов региона с начала 1980-х годов. К этому времени произошло снижение численности балобанов в лесах в 5-7 раз, а к середине 1980-х годов - практически полное исчезновение гнездовий из лесных местообитаний. Общая численность балобана в регионе к концу 1980-х годов не превышает 30 пар.

Переходу балобана, вслед за вороном, к гнездованию на опорах ЛЭП способствовало ослабление фактора беспокойства. При гнездовании на опорах разрушение гнёзд, гибель кладок и выводков от хищников, изъятие браконьерами яиц и птенцов практически невозможны. Исключение составляют профилактические ремонты ЛЭП; так, в 1989 году при ремонтных работах были разрушены гнёзда на ЛЭП-750 кВт. Поэтому необходима координация деятельности ремонтников с природоохранными организациями для предотвращения гибели кладок и птенцов.

Гнездование на опорах ЛЭП привело к проникновению балобана в безлесные и равнинные местности региона, где ранее этот сокол не гнездился. Относительно быстрому изменению стереотипа гнездования (в течение десятилетия), несомненно, способствовали потенциальные воз-

можности вида к адаптациям, связанные с его происхождением в пустынях Центральной Азии и первоначальным гнездованием на скалах (Штегман 1954). Проявившиеся адаптации балобанов к антропогенным изменениям среды стабилизировали состояние гнездящейся группировки в регионе, что позволяет надеяться на её сохранение, а возможно, и увеличение численности.

Ю ^

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2023, Том 32, Экспресс-выпуск 2370: 5440-5441

О сезонных перелётах морянки Clangula hyemalis в Зауралье

В.Н.Павлинин

Второе издание. Первая публикация в 1965*

Литературные данные о миграциях морянки Clangula hyemalis через Западную Сибирь очень скудны. Ничтожно мало и фактического материала, полученного в результате кольцевания Л.М.Цецевинским морянок в Курганской области и на Ямале: из 13 помеченных в Зауралье птиц после не встречено ни одной, из маркированных на Ямале 610 особей в Зауралье добыта лишь одна (Михеев 1947).

Охотникам Урала и Западной Сибири морянка хорошо известна под именем савки или аулейки. Весной она пролетает поздно: в середине — второй половине мая, на севере Свердловской области — в июне. Примерно в эти же сроки морянка появляется и на Ямале. В период осенних миграций морянки появляются почти одновременно на озёрах лесного, лесостепного и степного Зауралья и Тургайской низменности. Первые птицы прилетают обычно во второй половине сентября, массовый же пролёт бывает в период ледостава (конец октября - начало ноября).

Летом встречаются одиночные морянки, но это, по всей вероятности, больные или подраненные особи. На озёрах Зауралья отмечены и линяющие птицы. Но летящие осенью через Зауралье морянки - это не столько линявшие на здешних озёрах особи, сколько непосредственно жившие на севере. Осенью летят преимущественно молодые особи, а линяющие на зауральских озёрах морянки не размножаются; число линяющих особей мало, осенью же пролетают через Зауралье тысячи морянок. Какое-то количество особей во время осенних миграций из бассейна Оби летит в бассейн Печоры и Волги, преодолевая Уральский хребет.

* Павлинин В.Н. 1965. О сезонных перелётах морянки в Зауралье IIМатериалы 4-й Всесоюз. орнитол. конф. Алма-Ата: 281-283.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.