цесс систематического принятия решений по всем аспектам разработки и управления продукцией предприятия, включая создание торговой марки и упаковки. Исследователи отмечают, что тщательно проработанный план позволяет промышленному предприятию точно выделить потенциальные возможности, разработать соответствующую программу маркетинга, скоординировать совокупность продуктов, а также вовремя устранять неудачные продукты и поддерживать успешные. Планирование должно носить системный характер и осуществляться во всех звеньях системы управления промышленным предприятием [3, с. 48].
Планирование нового продукта играет важную роль как в ассортиментной и ценовой политике, так и в производственной, маркетинговой стратегии и стратегии предприятия в целом. При этом предполагается, что продукт представляет собой комплекс предпринимательских решений, т.е. сначала он создается, затем посредством различных маркетинговых мероприятий вводится на рынок, при необходимости видоизменяется и при экономической целесообразности снимается с производства.
Принципиальным отличием продуктового планирования от процесса планирования новых продуктов является установление видов и объемов производства и сбыта изделий в среднесрочном и краткосрочном периодах, а также расчеты в соответствующих закупочных и отпускных ценах показателей издержек, выручки, сумм покрытия и результата. Планирование продуктовой программы (в рамках «продуктового планирования»), таким образом, представляет собой целенаправленную, систематическую подготовку и принятие решений об альтернативных программах продуктов при заданных внутренних и внешних условиях (ограничениях).
Таким образом, исходным пунктом продуктового планирования являются сформулированные в рамках генерального целевого планирования стоимостные цели, в то время как для процесса планирования новых продуктов актуальным, по нашему мнению, является возможность вывода на рынок новшества (изобретения) и успешное его продвижение.
1. Асаул А.Н. Модернизация экономики на основе технологических инноваций. СПб.: АНО ИПЭВ, 2008.
2. Бендиков М.А. Оценка реализуемости инновационного проекта // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 2.
3. Василевская О.М. Развитие механизма управления промышленным предприятием на основе инновационного подхода // Вестник СГСЭУ. 2010. № 2 (31).
4. ВодачекЛ., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. М.: Экономика, 2001.
5. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: Влад-Дар, 1993.
6. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. М.: Сувенир, 2011.
7. Деловой мир: словарь-справочник предпринимателя. М., 1992.
8. Драпкина Г.С., Дикарёв В.Н. Планирование на предприятии: учеб. пособие / Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. Кемерово, 2006.
9. Ильенкова Н.Д. Спрос: анализ и управление. М.: Финансы и статистика, 2000.
10. Кирина Л.В., Кузнецова С.А. Стратегия инновационной деятельности предприятия // Формирование механизма управления предприятием в условиях становления рынка: сб. науч. тр. / под ред. д-ра экон. наук. В.В. Титова и В.Д. Маркова. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1995.
11. Краюхин Г.А., Шайбакова Л.Ф. Инновации, инновационные процессы и методы их регулирования: сущность и содержание. СПб.: ГИЭА, 2003.
12. Крылов Э.И, Власова К.М., Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2003.
13. КузыкБ.Н., Яковец Ю.В. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва. М.: Экономика, 2005.
14. Научно-технический потенциал и научно-техническая политика // Общество и экономика. 1993. № 7 - 8.
15. Финансовый бизнес-план: учеб. пособие / под ред. действ. члена Акад. инвестиций РФ, д-ра экон. наук, проф. В.М. Попова. М.: Финансы и статистика, 2002.
16. Фролов И.Э. Концепция экономико-технологического механизма ускоренного развития наукоемкого, высокотехнологичного сектора экономики и ее теоретические основы // Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН: науч.-практ. журнал. 2007. 1 (18).
17. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник. 4-е изд. СПб.: Питер, 2003.
18. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008.
УДК 338.24
|Д5| [email protected]
Лола Фаритовна Попова,
кандидат экономических наук, докторант кафедры менеджмента, СГСЭУ
АДАПТАЦИОННЫМ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРОЙ В СИСТЕМЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
В статье рассматривается содержание адаптационного механизма управления организационной структурой. Возрастающая роль управления организационной структурой обусловлена тенденцией повышения сложности и динамичности внутренней и внешней среды современных предприятий. В статье обобщены теоретические и методические подходы к изучению проблем адаптации предприятий в современной экономической науке и представлена авторская точка зрения на содержание адаптационного механизма управления оргструктурой. Анализ под-
ходов ученых к изучению вопросов адаптации, механизмов управления, равновесного состояния, устойчивого развития предприятий позволил автору определить место организационной структуры в системе обеспечения равновесного состояния предприятия во внешней среде. В статье представлены методические рекомендации по процессу адаптации оргструктуры к требованиям внутренней и внешней среды предприятия. Результаты исследования могут использоваться менеджерами при анализе эффективности организационной структуры предприятия, проведении реструктуризации.
Ключевые слова: механизм, устойчивое развитие, адаптация, адаптационный механизм, организационная структура.
L.F. Popova
ADAPTATION MECHANISM OF THE ORGANIZATIONAL STRUCTURE MANAGEMENT IN THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES
The paper discusses the content of the adaptation mechanism of organizational structure management. The growing importance of organizational structure management is due to the increasing complexity and dynamism of the internal and external environment of modern enterprises. The paper summarizes the theoretical and methodological approaches to the study of economic adaptation of modern enterprises. The author presents an original interpretation of the content of the adaptation mechanism in the organizational structure management. Having analyzed various approaches to the study of economic adaptation, governance mechanisms, equilibrium, sustainable development the author defines the role of organizational structure in ensuring the equilibrium state of the enterprise in the external environment. The paper contains guidelines for adapting the organizational structure to the requirements of the internal and external environment of the enterprise. The study can be used by managers in the analysis of the organizational structure efficiency and restructuring.
Keywords: mechanism, sustainable development, adaptation, adaptation mechanism, organizational structure.
В современной экономической литературе большое внимание уделяется исследованию организационных структур предприятий. Опубликовано много работ, посвященных видам организационной структуры, вопросам ее проектирования, реструктуризации, анализу бизнес-процессов. В то же время, несмотря на глубокую изученность многих аспектов организационного проектирования, недостаточно исследованным остается инструментарий управления организационной структурой.
В условиях возрастания динамичности и неопределенности экономической среды особую актуальность приобретают вопросы разработки методологических и методических основ развития адаптивного механизма управления организационной структурой промышленных предприятий.
Термин «механизм», изначально заимствованный из технической сферы, используется в экономических исследованиях с целью описания процессов в их взаимодействии. В словарях понятие «механизм» трактуется как «система, устройство, определяющие порядок какого-либо вида деятельности или процесса» [10, с. 321], а также «последовательность действий, состояний, определяющих процесс или явление» [15]. В экономической литературе термин «механизм» используется достаточно часто и трактуется разнообразно. В большинстве случаев речь идет о хозяйственном и экономическом механизмах.
Значительный вклад в исследование вопросов механизмов внесли отечественные советские ученые Л.И. Абалкин, Г.В. Аристов, П.Г. Бунич. Изучением природы механизма занимались также Е.Т. Гайдар и В.И. Кошкин. Среди иностранных ученых следует выделить А. Кульмана, а также лауреатов Нобелевской премии по экономике 2007 г. за «основополагающий
вклад в теорию экономических механизмов» Л. Гурвича, Р. Майерсона, Э. Маскина.
По мнению Л.И. Абалкина, хозяйственный механизм в самом общем виде можно охарактеризовать как способ организации общественного производства со свойственными ему формами и методами, экономическими стимулами и правовыми нормами [1, с. 14]. Л.И. Абалкин анализирует структуру и принципы формирования хозяйственного механизма.
П.Г. Бунич рассматривает хозяйственный механизм как «взаимодействие экономических законов и категорий, создающих в своем единстве условия для движения социалистической экономики, ее функционирования, динамики» [4, с. 6]. П. Г. Бунич выделяет в системе механизма управления общие функциональные подсистемы: планирование, стимулирование и ответственность, управление, социальные рычаги управления, социалистическое соревнование.
А. Кульман отмечает, что экономический механизм включает в себя определенную последовательность экономических явлений и обуславливается либо природой исходного явления, либо конечным результатом серии явлений [8, с. 13].
Е.Т. Гайдар и В. И. Кошкин определяют «хозяйственный механизм как систему связей между уровнями, ячейками и агентами производства по поводу выбора конкретных целей производства, способов их достижения исходя из наличных ресурсов и реализации принятых решений» [5, с. 34]. При анализе структуры хозяйственного механизма ученые предлагают в первую очередь рассмотреть комплекс отношений, связанных с формированием целей и интересов, а затем комплекс отношений, возникающих в процессе реализации этих целей и интересов.
Основоположник школы экономических механизмов Л. Гурвиц определяет механизм как взаимодействие между субъектами и центром, состоящее из трех стадий: 1) каждый субъект в частном порядке посылает центру сообщение т(.; 2) центр, получив все сообщения, вычисляет предполагаемый результат: У = Цтг...,тп); центр объявляет результат У и по необходимости претворяет его в жизнь [7, с. 6]. Л. Гурвиц впервые в качестве самостоятельного фактора стал изучать личные интересы игроков в механизмах, те стимулы, которые могут побудить участников игры прийти к выгодным для всех решениям. Э. Маскин и Р. Майрсон в последующем развивали теорию оптимальных механизмов. Э. Маскин определил механизм как «институт, процедуру или игру для определения результата» [9, с. 6].
Понятие «механизм» отражает внутреннее содержание системы или подсистемы. Изучая экономическую литературу по вопросу механизма, можно сделать вывод, что механизм отражает явления, признаки, закономерности, внутренние и внешние взаимосвязи изучаемого объекта.
Составляющими элементами механизма одновременно выступают и исходное состояние изучаемого объекта, и завершающее желаемое состояние, и весь процесс между ними. При описании механизма управления важно также выделить цели, методы и принципы управления изучаемым объектом, определить закономерности его развития. Это возможно на основе анализа функциональных взаимосвязей объекта с другими переменными, оказывающими на него влияние, а возможно, находящимися под его воздействием. Определение алгоритма развития и функционирования объекта на основе изучения его взаимосвязи с другими переменными является основой описания механизма управления. Понятие «механизм управления» отличается от термина «управление» тем, что позволяет проанализировать состояние системы в статике и динамике, выбрать средства воздействия на основе глубокого изучения природы развития и функционирования объекта.
Автор под механизмом управления понимает совокупность целей, методов, и принципов воздействия на объект, описывающих природу экономических явлений, связанных с функционированием и развитием объекта, с целью приведения его к желаемому состоянию и повышения эффективности его функционирования.
В данной статье как объект управления рассматривается организационная структура. С точки зрения системного подхода структура представляет собой подсистему предприятия. Предприятие как система взаимодействует с внешней средой и находится под ее воздействием, но при этом сохраняет качественную определенность и свойства, обеспечивающие относительную устойчивость и адаптивность функционирования системы. Роль руководителя заключается в прогнозировании изменений и принятии мер по адаптации параметров системы к факторам среды предприятия.
Организационная структура каждого предприятия требует постоянного мониторинга, так как невозможно построить ее однажды и сохранять без изменений, не нарушая эффективного функционирования компании. Во внутренней и внешней среде предприятий происходят изменения, что требует анализа устойчивости предприятия, его соответствия требованиям среды, адаптации
стратегии, бизнес-процессов, оргструктуры предприятия, а также других элементов его внутренней среды.
Возрастающая роль управления организационной структурой обусловлена тенденцией повышения сложности и динамичности внутренней и внешней среды современных предприятий. С проблемой анализа и пересмотра организационной структуры сталкивается каждое предприятие.
Организационная структура определяется как: 1) комплекс официальных заданий, поручаемых индивидам и отделам; 2) формальные отношения подотчетности, включающие линии властных полномочий, ответственность за принимаемые решения, число уровней иерархии и норму управляемости для менеджеров; 3) системы, обеспечивающие эффективную координацию усилий работников разных отделов [6, с. 360].
По мнению Р.Х. Холла, структуры организаций имеют три основные функции. Во-первых, они предназначены для эффективного достижения поставленных целей. Во-вторых, структуры существуют для того, чтобы свести к минимуму или по крайней мере регулировать влияние индивидуального поведения в организации. В-третьих, структуры являются образованиями, с помощью которых осуществляются властные функции, в которых принимаются решения и выполняется деятельность организации [13, с. 36].
Основные задачи организационной структурой можно свести к обеспечению следующих процессов:
- разделение труда, необходимого для эффективной работы предприятия;
- реализация бизнес-процессов, необходимых для создания потребительской ценности предприятия;
- соответствующая группировка работников, необходимая для эффективной работы предприятия;
- координация работы подразделений;
- формализация работы предприятия;
- определение зоны ответственности руководителей организационных звеньев;
- обеспечение эффективности принятия решений на предприятии;
- полноценное движение информационного потока, обеспечение коммуникаций, необходимых для реализации бизнес-процессов предприятия.
Нестабильность среды функционирования требует от руководства адаптации предприятия к меняющимся условиям, поэтому актуальным является создание адаптационных механизмов управления предприятием, в частности его организационной структурой, с целью сохранения или повышения эффективности деятельности.
Рассмотрим понятие адаптации. Вопросы адаптации предприятия находятся в центре внимания многих ученых, например Л.И. Абалкина, Р. Акоффа, Я.З. Цыпкина.
По мнению Л.И. Абалкина, «принцип адаптации показывает, как должны происходить совершенствование, отладка и своеобразная “настройка” хозяйственного механизма, как происходит приспособление и отладка локального механизма для достижения народнохозяйственных целей в связи с изменяющимися внешними условиями» [1, с. 267].
Р. Акофф рассматривает адаптацию как отклик на изменение (стимул), способное реально или потенциально уменьшить эффективность поведения системы, отклик системы, препятствующий ее ослаблению. Из-
менение может быть либо внутренним (внутри самой системы), либо внешним (в окружающей среде)... Адаптивные отклики также бывают двух типов. Первый - пассивная адаптация, когда система изменяет свое поведение для повышения эффективности деятельности в изменяющихся условиях. Второй тип - активная адаптация, предполагающая воздействие системы на внешнюю среду с тем, чтобы системное поведение в настоящем и будущем стало более эффективным. Эти два типа адаптации можно комбинировать. Изменения во внешней среде могут быть быстрыми и непродолжительными или медленными и длительными. Адаптивная система должна уметь справляться с обеими ситуациями, приспосабливаясь к обстоятельствам» [2, с. 139].
Адаптация в широком смысле слова представляет собой способность системы приспосабливаться к изменяющимся условиям среды, помехам, исходящим от среды и оказывающим влияние на систему. Встречается интерпретация адаптации как способности системы обнаруживать целенаправленное приспосабливающееся поведение в сложных средах [11, с. 65].
А.З. Цыпкин определяет адаптацию как процесс изменения параметров и структуры системы, а возможно, и управляющих воздействий на основе текущей информации с целью достижения определенного, обычно оптимального, состояния системы при начальной неопределенности и изменяющихся условиях работы [14, с. 58].
Во многих работах адаптация воспринимается как непроизвольные отклики (внутренние изменения) на внешние перемены и рассматривается с двух основных позиций. В первой она представлена как свойство объекта, способность к приспособлению, т.е. как непроизвольный отклик системы. Во второй адаптация является целенаправленным процессом приспособления параметров и структуры системы с учетом изменений в среде ее функционирования. С точки зрения автора, организационная структура, несомненно, должна обладать свойством адаптации. Одной из высших форм такой способности является самообучение. В контексте темы исследования автор рассматривает механизм управления организационной структурой предприятия как целенаправленный процесс, позволяющий адаптировать структуру под требования происходящих изменений с целью достижения поставленных целей предприятия . При изучении среды следует анализировать не только внешние условия, но и внутренние факторы предприятия, с которыми организационная структура находится во взаимосвязи.
Важно, чтобы адаптация была не только пассивным процессом приспособления системы к изменениям среды, но и предполагала влияние системы на среду. При адаптации могут происходить процессы созидания и разрушения системы, так как, стремясь к сохранению, система, взаимодействуя с внешней средой, с одной стороны усваивает ее элементы, с другой - теряет ряд элементов. Основоположник тектологии и системного подхода А.А. Богданов в своей работе демонстрирует, что действительное сохранение форм возможно только путем прогрессивного их развития, а без него сохранение неминуемо сводится к разрушению. А.А. Богданов рассматривает всякое сохранение форм «как подвижное их равновесие и всякое подвижное равновесие - как практически относительное равенство двух процессов: ассимиляции - дезассимиляции» [3, с.198]. Относительной
гарантией сохранения является возрастание суммы активностей, перевес ассимиляции: тогда новые неблагоприятные воздействия встречают не прежнее, а увеличенное сопротивление. Иными словами, динамическим элементом сохранения комплекса является возрастание его активностей за счет среды [3, с. 198].
Стремление системы к равновесию является основой выживания любой системы. Равновесие - такое состояние, в котором система остается сколь угодно долго при отсутствии возмущающих воздействий. Состояние равновесия, в которое система способна возвращаться после воздействия на нее возмущающих воздействий, называют устойчивым состоянием равновесия.
Важным аспектом равновесия является устойчивость функционирования системы. Устойчивость может иметь отношение к структуре системы или же к подсистемам, определяющим ее функционирование. Различают также устойчивость первого рода, когда система может вернуться в исходное положение после выхода из равновесия, и устойчивость второго рода, когда система выходит из состояния равновесия для перехода на новую траекторию развития. Неустойчивые системы, т.е. системы, которые не могут перейти в новое состояние или вернуться в прежнее после действия негативных факторов, разрушаются [11, с. 35].
Предприятия стремятся к обретению устойчивого состояния равновесия и устойчивости функционирования системы, и организационная структура не должна сохранять свою форму и оставаться без изменений, так как это будет означать задержку роста предприятия, ограничение его развития. Под воздействием факторов среды организации структура должна находиться в состоянии непрерывной перестройки, обусловленной, с одной стороны, распадом (диссимиляцией) ее элементов, а с другой стороны - приобретением (ассимиляцией) новых характеристик. Применительно к изучению оргструктуры диссимиляция элементов оргструктуры может проявляться, например, в отсутствии необходимости реализации ряда бизнес-процессов и, как следствие, в удалении определенных оргзвеньев, осуществляющих их выполнение, или же в передаче их на аутсорсинг. Ассимиляция может выражаться в процессах слияния или поглощения предприятий. Изменение организационной структуры будет сопровождаться процессами созидания и разрушения. Адаптация организационной структуры представляет собой процесс ее согласованности с конкретными условиями ее существования. С одной стороны, это процессы приспособляемости, с другой - возможность оказывать влияние на факторы среды. Адаптация организационной структуры направлена на повышение эффективности функционирования предприятия, а также его развития. Развитие является комплексом изменений, придающих новое качество организации, повышающее ее эффективность.
Адаптационный механизм управления организационной структурой направлен на приведение оргструктуры в соответствие с внутренними и внешними переменными, оказывающими воздействие на предприятие, что позволит обеспечить его динамическое равновесие во внешней среде и повысить его устойчивость.
Таким образом, потребность в адаптации предприятия, его элементов, включая оргструктуру, возникает при нарушении его равновесного состояние в среде, угрозе либо потери его устойчивости. Потеряв устойчи-
вость, предприятие стремится к установлению новой точки равновесия. У предприятия появляется возможность перехода из одного устойчивого состояния в другое через неравновесные точки. Так проявляется способность постоянно поддерживать устойчиво неравновесное состояние. Равновесие не может быть статичным - оно динамично.
Для предприятия, как и для других систем, взаимодействующих с внешней средой, наиболее характерными являются неустойчивые состояния, а устойчивые состояния могут приобретаться лишь на короткие промежутки времени.
На рисунке представлено место оргструктуры в системе обеспечения динамического равновесия предприятия.
Место оргструктуры в системе обеспечения динамического равновесия предприятия
В итоге целями адаптационного процесса управления любым предприятием являются, с одной стороны, приведение внутренней среды в соответствие с внешними факторами, а с другой стороны, создание способности организации противостоять и даже воздействовать на внешние факторы при возможных последующих изменениях среды. Так как состояние равновесия недолгосрочно, следует прогнозировать потенциальные перемены и определять будущие требования к предприятию и его элементам. Это позволит предприятию быть более устойчивым.
Ключевым элементом исследования адаптивного механизма управления предприятием и его переменными является установление ключевых связей между его подсистемами, позволяющее понять, как воздействие на одну подсистему может сказаться на функционировании другой.
В современной литературе предложен ряд моделей диагностики организации, позволяющих проследить связи между подсистемами организации, например модели Ливитта, Берка - Литвина, «7С» Маккинзи, «шесть ячеек» Вайсборда. Основными элементами, повторяющимися в вышеуказанных моделях, являются стратегия, структура, лидерство, культура, навыки и способности сотрудников, задачи и процедуры, выполняемые ими. В моделях «7С» Маккинзи и «шесть ячеек» Вайсборда
рассматриваются только факторы внутренней среды предприятия, что не позволяет изучить предприятие как открытую систему, взаимодействующую с окружающей средой. В моделях Ливитта и Берка - Литвина выделена окружающая среда.
Автор считает, что решающим фактором, оказывающим воздействие на другие подсистемы предприятия, включая ее оргструктуру, является его стратегия. Во-первых, стратегия формируется с учетом факторов внешней среды и призвана оказывать на нее воздействие. Во-вторых, во время адаптации к окружающей среде стратегия задает требования ко всем внутренним подсистемам предприятия.
Влияние факторов внешней среды на оргструктуру является опосредованным, так как внешние переменные требуют от организации изменения ее поведения, пересмотра ее стратегии. А уже стратегия определит требования как к оргструктуре, так и к другим подсистемам предприятия. Следует отметить, что оргструктура и другие элементы предприятия могут создавать ограничения в реализации стратегии. Отношения всех элементов предприятия носят двусторонний характер. Адаптационный механизм управления оргструктурой направлен на обеспечение ее соответствия стратегии и другим подсистемам предприятия, а также требованиям внешней среды.
Безусловно, оргструктура является одним из самых видимых элементов внутренней среды предприятия. И, конечно, сами структурные изменения без учета ее взаимодействия с другими подсистемами предприятия не дадут положительного результата. Структура должна отражать требования других факторов внутренней среды предприятия и оказывать на них воздействие. При анализе структуры предприятия могут проявляться симптомы проблем, возникающих в других подсистемах, что позволяет выявить глубинные причины их появления.
Таким образом, при диагностике предприятия следует учитывать изменения элементов предприятия и их влияние на другие подсистемы. Изменение одной подсистемы зачастую формирует новые требования к состоянию другой. Анализ взаимосвязей элементов предприятия позволяет оценить имеющееся состояние объектов и их соответствие требуемым, желаемым свойствам.
Основными элементами адаптационного механизма управления оргструктурой промышленного предприятия являются цели и стратегия адаптации, методы и принципы ее проведения, алгоритм процесса адаптации.
В алгоритме процесса адаптации оргструктуры можно выделить следующие блоки:
1. Анализ исходного состояния оргструктуры, который включает выявление симптомов несоответствия структуры внешним и внутренним факторам среды предприятия, проведение причинно-следственного анализа проблем с целью выяснения первопричин их возникновения. Оценка эффективности действующей оргструктуры.
2. Формирование новых требований к параметрам оргструктуры на основе анализа изменений во внешней и внутренней среде предприятия, изучение взаимосвязей между оргструктурой и исследуемыми переменными, прогнозирование потенциальных изменений. При определении новых параметров оргструктуры следует вносить изменения с упреждением или компенсацией, таким
образом расширяя диапазон устойчивости всей системы предприятия. На этом этапе важно определить новые характеристики оргструктуры, которые будут максимально соответствовать условиям функционирования развития и позволят предприятию повысить эффективность своей деятельности.
3. Определение целей, стратегии и принципов адаптации, выбор методов ее проведения. Этот этап является итогом предыдущего блока работ и отражается в программе адаптации оргструктуры. При разработке целей адаптации следует также определить показатели их результативности, что позволит провести контроль и коррекцию адаптации оргструктуры в будущем.
4. Процесс внесения изменений в организационную структуру в соответствии с разработанной программой. Этот этап может потребовать проведения изменений в других подсистемах предприятия, так как его элементы взаимосвязаны с оргструктурой.
5. Оценка соответствия новой оргструктуры целевым показателям результативности, анализ отклонений и принятие решений по их корректировке.
Представленный алгоритм адаптации предусматривает цикличность его проведения. Периодичность анализа оргструктуры и ее адаптации зависит от удержания предприятием динамического равновесия во внешней среде и обеспечения его устойчивого развития.
Процесс совершенствования оргструктуры идет через накопление и разрешение противоречий между отдельными компонентами внутренней и внешней среды предприятия. Целью процесса преобразования организационной структуры является определение такого набора ее параметров, значение которых в совокупности создаст структуру, отвечающую новым требованиям
среды предприятия и приведет к желаемому состоянию предприятия.
1. Абалкин Л.И. Труды Вольного экономического общества России: избр. тр.: в 4 т. М.: Экономика, 2000.
2. Акофф Р. Акофф о менеджменте / пер. с англ. под ред. Л.А. Волковой. СПб.: Питер, 2002.
3. Богданов А.А. Тектология (всеобщая организационная наука). М.: Экономика, 1989. Кн. 2.
4. Бунич П.Г. Управление, экономические рычаги, хозрасчет. М.: Наука, 1976.
5. Гайдар Е.Т., Кошкин В.И. О структуре хозяйственного механизма // Экономические науки. 1979. № 7. С. 31 - 38.
6. Дафт Р.Л. Менеджмент. 6-е изд. СПб.: Питер, 2006.
7. Измалков С., Сонин К., Юдкевич М. Теория экономических механизмов // Вопросы теории. 2008. № 1. С. 4 - 26.
8. Кульман А.А. Экономические механизмы / пер с фр.; под общ. ред. Н.И. Хрусталевой. М.: Прогресс, 1993.
9. МаскинЭ.С. Конструирование экономических механизмов: как реализовать социальные цели: доклад к X Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества (г. Москва, 7 - 9 апреля 2009 г.) / пер. с англ. Ю.М. Яновской. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009.
10. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. 12-е изд. М.: Русский язык, 1978.
11. Постолова М.А., Грязнова Н.Л. Организация производства на предприятиях отрасли: курс лекций / Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. 2-е изд., перераб. и доп. Кемерово, 2008.
12. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: справочник / под ред. В.Н. Волковой и А.А. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2006.
13. Холл Р.Х. Организации, структуры, процессы, результаты. СПб.: Питер, 2001.
14. Цыпкин Я.З. Адаптация и обучение в автоматических системах. М.: Наука, 1968.
15. иР1_: http://enc-dic.com/business.
УДК 339.5
|Д5| [email protected]
Инна Александровна Смирнова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела,
СГСЭУ
Вадим Сергеевич Круглов,
кандидат экономических наук, докторант кафедры таможенного дела, СГСЭУ
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЙ
В статье рассматриваются основные проблемы развития отечественного промышленного экспорта в современных условиях развития международного разделения труда. Обоснована необходимость развития отечественного экспорта по пути увеличения доли промышленной продукции. Предложены основные направления стимулирования отечественного промышленного экспорта. Особый акцент сделан на таможенном регулировании. Выявлены и систематизированы наиболее характерные проблемы - технические, технологические, нормативные, организационные. В статье раскрывается возможность повышения эффективности внешнеторговой деятельности за счет сокращения различных издержек при выполнении таможенных операций, в частности за счет современной технологии декларирования и удаленного выпуска товаров.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, таможенное регулирование, экспорт, эффективность.