Научная статья на тему 'Адаптационные особенности спортсменов и лиц, не занимающихся спортом'

Адаптационные особенности спортсменов и лиц, не занимающихся спортом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
601
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Цветков М. С.

Проведенные исследования по определению адаптационного потенциала с помощью коэффициента дисбаланса физиологических систем, показали, что спортсмены более адаптированы к условиям существования, у них более высокий уровень приспособительной деятельности организма, чем у лиц, не занимающихся спортом. Сравнение класса адаптации спортсменов разных видов спорта показало, что наиболее высокая адаптация характерна для спортсменов, занимающихся развитием выносливости (бегом на средние дистанции и лыжным спортом).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Цветков М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптационные особенности спортсменов и лиц, не занимающихся спортом»

УДК 612.0

М.С.Цветков

АДАПТАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ И ЛИЦ, НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

Performed investigation to detect the adaptive potential by means of physiologic system disbalance ratio has demonstrated the sportsmen to be more adapted to the existence conditions, and they posses the higher level of accommodative body activity than in non-athletes as well. The comparison of the adaptation class among the studied sportsmen engaged in various kinds of sport has proved the highest adaptation to be characteristic of the sportsmen developing endurance (e.g. running at medium distance and skiing).

В последние годы показано, что принадлежность человека к тому или иному типу конституции во многом определяет не только его двигательные возможности и способности, но и эффективность тех или иных методов физического воспитания [1]. Эффективность любого адаптационного процесса с системных позиций может быть определена показателями результативности приспособительной деятельности организма [2-6]. Актуальной является разработка критериев оценки уровня здоровья человека.

Ясно, что надежная оценка функционального состояния и адаптационных возможностей человека возможна только через рассмотрение его интегральной индивидуальности как совокупности взаимосвязанных, взаимопроникающих иерархически взаимодействующих функциональных систем [7-9]. А поскольку индивидуальность организма наиболее адекватно можно представить как набор типических черт, то индивидуальный подход к анализу здоровья и адаптационных возможностей человека должен реализовываться через типизацию, т.е. совокупность классификаций относительно простых уровней, переходя в анализ индивидуально-типологический.

Материалы и методы исследования

Основываясь на принципах теории функциональных систем и биотипологии, мы провели изучение индивидуально-типологических особенностей и адаптационных возможностей спортсменов, занимающихся разными видами спорта (легкая атлетика, баскетбол, лыжный спорт, атлетическая гимнастика) в условиях их реальной деятельности (п = 32) и студентов основной медицинской группы, не занимающихся спортом (п = 16). Исследование по этой методике выполнено с использованием компьютернодиагностического комплекса «Паспорт здоровья», спроектированного и изготовленного сотрудниками НИИ нормальной физиологии им. П. К. Анохина РАМН и НовГУ. Результатом исследования явился индивидуальный полипараметрический «портрет» студента-спортсмена.

Анализируемые показатели отражали:

— комплексную оценку физического развития (ФР) и физической подготовленности (ФП);

— психическую, психоэмоциональную сферу (результаты тестов тревожности Спилбергера, личностных особенностей);

— психонейрофизиологические качества испытуемых (касания установочного тремора (КУТ) и

коэффициент координации установочного тремора (ККУТ), критическая частота слияния мельканий (КЧСМ), время (ВР) и ошибки (ОШ) сенсомоторной реакции);

— уровень нейровегетативной регуляции функций (показатели вариационной пульсограммы: индекс напряжения (ИН), мода (Мо), амплитуда моды (АМо), вариационный размах ритма сердца (ДХ), пневмографический индекс неравномерности дыхания (Н), отражающий степень эмоциональномотивационного напряжения);

— состояние гомеостатических механизмов (показатели кровообращения: частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление — систолическое, диастолическое, среднее (САД, ДАД, СГД), показатели дыхания: частота дыхательных движений (ЧДД), параметры внешнего дыхания с нормированием (в соотношении с должными величинами) — нормированная жизненная емкость легких (ЖЖЕЛ), форсированная жизненная емкость легких (ЖФЖЕЛ), индекс Тиффно (ИТ));

— морфометрические характеристики (показатели роста, массы тела, окружности грудной клетки, кистевая и становая динамометрия, индекс Кетле, жизненный индекс и т.д. с оценкой гармоничности физического развития).

При этом регистрировали пневмограмму, кар-диоинтервалограмму (КИГ) с коэффициентом вариации (КВ) и проводили ряд психофизиологических тестов — треморометрию, определение времени сложной сенсомоторной реакции, КЧСМ, психотестирование. Дополнительно регистрировали параметры функции внешнего дыхания, кровяное давление, кистевую мышечную силу, антропометрические показатели.

Далее формировали компьютерный полипара-метрический графический «образ» (вегетативный портрет) состояния физиологических функций (рис.1) путем отложения на радиальных лучах процентных отклонений от индивидуальной нормы (средняя окружность) реальных значений физиологических параметров. Используя эти отклонения, определяли коэффициент дисбаланса физиологических функций (КД), который в дальнейшем использовали в качестве критерия физиологической адаптации студента к условиям образовательного процесса (чем он меньше, тем выше адаптация организма). Кроме того проводилось тестирование физической подготовленности. Уровень физической подготовленности студентов

сти мышц — сгибателей туловища), прыжок в длину с места (для измерения динамической силы мышц нижних конечностей).

Результаты исследований и их обсуждение

Результаты оценивали по пятиуровневой шкале: «высокий» (5), «выше среднего» (4), «средний» (3), «ниже среднего» (2) и «низкий» (1) с расчетом интегрального показателя ФР и ФП обследуемых, а также уровня ФР и ФП. Полученные данные (рис.2) показали, что в вузе студентов с низким и ниже среднего УФП больше, чем со средним. Доля лиц с высоким и выше среднего ФП меньше в сравнении с остальными уровнями. Уровень физической подготовленности девушек в целом выше, чем юношей, и особенно значительно он превосходит по показателям высокого и выше среднего УФП. Двигательная активность студентов недостаточна, причем у юношей она несколько ниже, чем у девушек.

УФП спортсменов значительно выше, чем у лиц, не занимающихся спортом. Особенно четко прослеживаются эти различия по показателям низкого и ниже среднего УФП.

Нами проведены исследования по определению уровня физического развития (УФР) лиц, не занимающихся спортом. Результаты исследований показали, что среди всех не занимающихся спортом 20% юношей и 16% девушек имеют средний гармоничный УФР. У 48% студентов зарегистрировано дисгармоничное физическое развитие с дефицитом биологической массы. Выше среднего гармоничного УФР определен у 26% студентов. При этом у 24% первокурсников отмечен дисгармоничный УФР за счет избытка биологической массы (14% юношей и 10% девушек). Физическое развитие в определенной мере отражает индивидуальное здоровье каждого человека, поэтому систематическое наблюдение за ним помогает разработать профилактические мероприятия по охране здоровья и своевременно корректировать его нарушения.

Таблица 1

Шкала оценок уровня физической подготовленности студенток

Контрольное упражнение Уровни физической подготовленности

низкий ниже сред. средний выше сред. высокий

Бег 100 м, с >18,9 18,8-18,3 18,2-17,2 17,1-16,6 <16,5

Бег 2000 м, мин, с >12,39 12,38-12,09 12,08-11,11 11,10-10,41 <10,40

Бег 500 м, мин, с >2,20 2,15 2,10 2,05 < 2,00

Прыжок в длину с места, см <147 148-155 156-169 170-177 >178

Подъем в сед за 30 с, колич. <17,0 17,5-18,0 18,5-20,5 21,0-21,5 >22,0

Таблица 2

Шкала оценок уровня физической подготовленности студентов

Контрольное упражнение Уровни физической подготовленности

низкий ниже сред. средний выше сред. высокий

Бег 100 м, с >16,0 15,9-15,2 15,1-14,6 14,5-13,9 <13,8

Бег 3000 м, мин, с >15,29 15,28-14,45 14,44-13,16 13,5-12,33 <12,32

Бег 1000 м, мин., с >4,10 4,00 3,50 3,40 <3,50

Подтягивание, колич. >4 5-7 8-10 11-13 >14

Прыжок в длину с места, см >196 197-211 212-222 223-237 >238

Наклон вперед, см <7 8-11 12-15 16-20 >21

65,63 107,14

Рис.1. Образец компьютерного полипараметрического графического «образа» состояния обследуемого студента в сравнении (в %) с индивидуальной возрастно-половой нормой (средняя окружность). Внешняя и внутренняя окружности — границы коридора нормы

(УФП) оценивался путем сопоставления фактических значений показателей, избранных в качестве критериев определенных физических качеств, с разработанными нами шкалами оценок уровня физической подготовленности студентов (табл.1,2) по средней оценке тестов в баллах (низкий — 1; ниже среднего — 2; средний — 3; выше среднего — 4; высокий — 5).

Для определения УФП студентов использовались следующие двигательные тесты: бег на короткую дистанцию 100 м в секундах (для оценки быстроты и скорости движений), бег для девушек осенью на среднюю 500 м, а весной — на длинную дистанцию 2000 м (в мин, с), бег для юношей соответственно на дистанции 1000 м и 3000 м (в мин, с) (для оценки выносливости), для юношей подтягивание на перекладине (для оценки силы и силовой выносливости мышц плечевого пояса), для девушек поднимание туловища за 30 с (для измерения силовой выносливо-

л

н

ш

3

□ не занимающиеся спортом (юноши)

□ не занимающиеся спортом (девушки)

□ спортсмены (юноши)

□ спортсмены (девушки)

1

4

5

Уровни (по шкале)

Рис.2. Уровень физической подготовленности спортсменов и лиц, не занимающихся спортом

Проведенное нами исследование показывает, что наиболее неблагоприятной группой по адаптации студентов к условиям вуза являются, на наш взгляд, студенты с дисгармоничным уровнем физического развития, имеющие дефицит биологической массы и низкий уровень физической подготовленности. Это отражается на реактивности кардиореспираторной системы как основной системы адаптации к физическим и умственным нагрузкам, а также на соматическом здоровье в целом.

Определялась физическая работоспособность с помощью теста PWCl70. Стандартная двухразовая нагрузка задавалась с помощью степ-теста. У спортсменов физическая работоспособность отличается более высокими показателями, чем у не занимающихся спортом (рис.3). После второй нагрузки показатель PWC170 у спортсменов повышается, а у не занимающихся спортом несколько снижается.

1800

)н 1600

и 1400

г 1200

к о 1000

о 800

5 О. 600

400

200

0

1 2 Нагрузки □ спортсмены □ не занимающиеся спортом

Рис.3. Физическая работоспособность по тесту PWC17o у спортсменов и лиц, не занимающихся спортом

Величина PWC170 в значительной степени зависит от характера тренированности кардиореспира-торной и мышечной систем. С этой точки зрения становится ясным влияние регулярных занятий физкуль-

турой на становление и развитие функциональных возможностей кислородтранспортной системы (системы внешнего дыхания, системы крови и сердечнососудистой системы) и системы утилизации кислорода (мышечная система).

Представленные в табл.3 результаты по распределению спортсменов некоторых видов спорта и лиц, не занимающихся спортом, по классам адаптации свидетельствуют о том, что класс адаптации спортсменов выше, чем лиц, не занимающихся спортом. У девушек-спортсменок он несколько ниже, чем у юношей. Сравнение класса адаптации среди исследованных спортсменов разных видов спорта показало, что наиболее высокая адаптация характерна для спортсменов, занимающихся развитием выносливости (бегом на средние дистанции и лыжным спортом).

Таким образом, проведенные исследования испытуемых с расчетом индекса физического состояния, отражающего гармоничность развития основных функциональных систем организма, и определение адаптационного потенциала с помощью коэффициента дисбаланса ^Д) физиологических систем как количественного критерия степени адаптации показали, что спортсмены более адаптированы к условиям существования, у них более высокий уровень приспособительной деятельности организма, чем у лиц, не занимающихся спортом. Систематические занятия физическими упражнениями положительно влияют на состояние здоровья, функциональные резервы организма и физическую подготовленность. Поэтому одним из способов существенного улучшения здоровья является повышение уровня физической подготовленности студентов. Как следует из анализа полученных результатов, физическое воспитание юношей и девушек по характеру физических нагрузок в значительной степени должно быть направлено на развитие выносливости, в связи с чем им можно рекомендовать занятия лыжным спортом, беговыми видами легкой атлетики и другими циклическими видами спорта.

Таблица 3

Распределение спортсменов некоторых видов спорта и лиц, не занимающихся спортом, по классам адаптации (в %)

Характеристика, коэффициент дисбаланса Класс адаптации Спортсмены Не занимающиеся спортом

Легкая атлетика Атлетич. гимнастика Баскетбол Лыжный спорт

Юн. Дев. Юн. Дев. Юн. Дев. Юн. Дев. Юн. Дев.

Критический КД > 7 Срыв адаптации 14,2 10,3 18,2 19,9 16,5 18,2 15,5 14,7 36,3 25,0

Неудовл. 4,5 < КД < 6 Неудовл. адаптация 14,2 13,5 19,3 17,6 17,7 20,3 14,3 16,1 20,8 33,3

Напряженный 3 < КД < 4,5 Функциональное напряжение 28,5 31,3 31,8 24,0 28,0 22,6 27,6 28,3 23,2 16,7

Удовл. КД < 3 Удовл. адаптация 43,1 44,9 30,7 38,5 37,8 38,9 42,6 40,9 19,7 25,0

С физиологических позиций разноплановый характер умеренного двигательного воздействия не только обеспечивает комплексное развитие всех двигательных качеств, но и приводит к активации всех физиологических систем.

1. Бурчик М.В., Зайцева В.В. Типологические особенности двигательной подготовленности учащихся старших классов // Физическая культура индивида. М., 1994. С.56-62.

2. Айдаралиев А.А., Баевский P.M., Берсенева А.П. и др. Комплексная оценка функциональных резервов организма. Фрунзе: Илим, 1988. 211 с.

3. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975. 447 с.

4. Баевский P.M. // Вестн. АМН СССР. 1989. №8. С.72-75.

5. Казначеев В.П., Баевский P.M., Берсенева А.П. Донозо-логическая диагностика в практике массовых обследований населения. М., 1979. 234 с.

6. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Новосибирск, 1989. 196 с.

7. Дмитриева Н.В., Воронов Е.Б., Яковлев Ю.В. и др. // Физиология человека. 1989. №4. С. 103-111.

8. Залилов Р.Ю. Оценка системного анализа адаптационных способностей студентов в зависимости от их психофизиологического статуса // Актуальные вопросы охраны здоровья детей и подростков на современном этапе: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Р.Вебера, Б.Б.Фишмана. В.Новгород: НовГУ, 2003. С.84-93.

9. Судаков К.В. Функциональные системы организма в норме и патологии // Системные механизмы поведения: Тр. Науч. совета по эксперимент. и прикл. физиологии РАМН. М., 1993. Т.2. С.17-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.