Научная статья на тему 'Адаптации городских территорий с учетом жизнедеятельности маломобильных групп населения'

Адаптации городских территорий с учетом жизнедеятельности маломобильных групп населения Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
870
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИД / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / DISABLED / ACCESSIBLE ENVIRONMENT / LIVELIHOODS / PROVISION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Михайлина Е. И.

Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики любого государства, практические результаты которой призваны обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности во всех сферах жизни. Международные договоренности и национальные законодательства диктуют необходимость создания условий, при которых возможно наиболее полное развитие способностей своих граждан, имеющих инвалидность, и их максимальная интеграция в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, и доступность информации и каналов коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The creation of an accessible living environment for people with disabilities is an integral part of the social policy of any state, the practical results of which are designed to ensure that people with disabilities have equal opportunities with other citizens in all spheres of life. International agreements and national laws dictate the need to create conditions under which the fullest possible development of the abilities of its citizens with disabilities is possible, and their maximum integration into society. The criterion for evaluating such a policy is the accessibility of the physical environment to the disabled, including housing, transport, education, work and culture, and the availability of information and communication channels.

Текст научной работы на тему «Адаптации городских территорий с учетом жизнедеятельности маломобильных групп населения»

Адаптации городских территорий с учетом жизнедеятельности маломобильных

групп населения

Adaptation of urban areas taking into account the life of people with limited mobility

УДК 364.2

Михайлина Е.И.,

магистрант, ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству

Аннотация: Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики любого государства, практические результаты которой призваны обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности во всех сферах жизни. Международные договоренности и национальные законодательства диктуют необходимость создания условий, при которых возможно наиболее полное развитие способностей своих граждан, имеющих инвалидность, и их максимальная интеграция в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, и доступность информации и каналов коммуникации.

Summary: The creation of an accessible living environment for people with disabilities is an integral part of the social policy of any state, the practical results of which are designed to ensure that people with disabilities have equal opportunities with other citizens in all spheres of life. International agreements and national laws dictate the need to create conditions under which the fullest possible development of the abilities of its citizens with disabilities is possible, and their maximum integration into society. The criterion for evaluating such a policy is the accessibility of the physical environment to the disabled, including housing, transport, education, work and culture, and the availability of information and communication channels.

Ключевые слова: инвалид, доступная среда, жизнедеятельность, обеспечение.

Keywords: disabled, accessible environment, livelihoods, provision.

В широком смысле безбарьерная или доступная среда — это среда, которая создаёт наиболее лёгкие и безопасные условия для наибольшего числа людей.

Например:

- плавным спуском или съездом, а также правильно установленным пандусом пользуются не только инвалиды. Люди без физических ограничений иногда предпочитают подниматься или спускаться по наклонной поверхности, так как это во многих случаях более удобно, всегда менее энергозатратно и гораздо естественнее по физиологическим параметрам движения человека;

- поручни нужны не только инвалидам, но и пожилым людям, детям, беременным женщинам и полным людям. Большинство даже самых мобильных людей, особенно в непогоду или в гололед, предпочтёт пользоваться лестницами, оборудованными поручнями.

Практика отечественного градостроительства, проектирования и строительства объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, организации транспортного и информационного обслуживания до недавнего времени не учитывала специфических потребностей инвалидов. На первый взгляд, стоимость дополнительных работ, обеспечивающих доступность зданий и сооружений, включается в стоимость проекта строительства, реконструкции или капитального ремонта, и по международному опыту увеличивает сметную стоимость на пять-шесть процентов. Но создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности имеет гораздо больший эффект, например, экономический. Так, это позволяет снизить потребность в стационарных учреждениях интернатного типа, сокращает расходы на их возведение и содержание, стимулирует появление новых налогоплательщиков. Специалисты уверены, что при средней эффективности реабилитации одного инвалида расходы на создание доступной для них среды жизнедеятельности окупаются в течение пять-десять лет.

Формируемая в последнее время государственная система мер в области градостроительства и производства вспомогательных технических средств, общественного пассажирского и индивидуального транспорта, связи и информатики направлена на постепенное создание безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов.

К сожалению, в настоящее время, инвалиды - люди, для которых четыре стены собственного дома становятся подчас единственным, что окружает их на протяжении недель, месяцев, лет. Кто-то из них уже успел забыть, что такое музей или театр, для кого-то остается только мечтать о посещении спортзала, клуба или храма. Редкие поездки в поликлинику или по делам, связанным с оформлением необходимых документов, для таких людей являются настоящим мучением. Создание доступной для инвалидов и маломобильных групп населения среды жизнедеятельности является одним из основных направлений социальной политики государства, практические результаты которой

призваны обеспечить им равные с другими гражданами возможности во всех сферах жизни. По статистике, в г. Снежинске с населением пятьдесят тысяч человек, проживает около трех тысяч инвалидов. Одной из проблем, с которыми ежедневно сталкиваются эти люди, является недоступность среды жизнедеятельности и, как следствие, возможности получения дополнительного образования, трудоустройства, доступа к информации. Практика отечественного градостроительства, проектирования и строительства объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, организации транспортного и информационного обслуживания до недавнего времени не учитывала специфических потребностей инвалидов. В Советское время из виду практически упускался широчайший диапазон 269 жизненных интересов, ценностных ориентаций человека, то есть уровень его социальной активности. С первыми трудностями сталкиваются инвалиды, переступив порог собственной квартиры. Лестничные клетки жилых домов не оборудованы пандусами, а при наличии лифта в доме, невозможно спуститься с первого этажа. Крыльца домов, даже при небольшом перепаде высот, также не оборудованы пандусами, поручнями и ковриками. Следующим препятствием является отсутствие пандусов на спусках с тротуаров, при переходе через проезд и, непосредственно при входе в здание. В г. Саратове около сорока объектов социально-культурного назначения, такие как: - детская художественная и музыкальная школы; - здание городской администрации; - здание центра услуг населению; - городская баня; - Дворец спорта, спортивный комплекс с залом; - детская и взрослая поликлиники, больницы; - Дворец культуры «Октябрь»; - кинотеатр «Космос»; - бассейн «Урал»; - физкультурно-оздоровительный комплекс «Айсберг»; - дворец творчества детей и молодежи; - зал траурных обрядов; - налоговая инспекция, отделения банков и другие. Наряду с объектами социально-культурного назначения необходимыми являются также магазины, аптеки, узлы связи и т. д. Большинство вышеуказанных зданий и сооружений не отвечают требованиям нормативных документов и затрудняют не только самостоятельный доступ в здание, но и с помощью посторонних. Кроме того, зачастую здания построены так, что для того, чтобы попасть на первый этаж, недостаточно подняться на крыльцо перед входом в здание, а необходимо преодолеть несколько промежуточных лестничных маршей. Такими зданиями является кинотеатр «Космос», Дворец творчества детей и молодежи, Дворец спорта, ДК «Октябрь». Для обеспечения комфортной и доступной среды обитания инвалидов необходимо чтобы выполнялись требования норм и стандартов к функционально-планировочным элементам зданий и сооружений, их участкам, а также к элементам благоустройства, пешеходным дорогам, транспортным проездам.

Нормами установлены требования к участкам и территориям, основные из которых:

- ширина пути движения на участке при встречном движении инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 1,8 метра с учетом габаритных 270 размеров кресел-колясок по ГОСТ. Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, как правило, не должен превышать пять процентов. При устройстве съездов с тротуара около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до десять процентов на протяжении не более десяти метров. Поперечный уклон пути движения следует принимать в пределах один-два метра;

- высоту бордюров по краям пешеходных путей на участке рекомендуется принимать не менее пяти сотых метра. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости

- другими средствами подъема;

- на открытых индивидуальных автостоянках около учреждений обслуживания следует выделять не менее десяти прцентов мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов. Ширина зоны для парковки автомобиля инвалида должна быть не менее три с половиной метра;

- площадки для остановки специализированных средств общественного транспорта, перевозящих только инвалидов, следует предусматривать на расстоянии не далее ста метров от входа в общественные здания, доступные для МГН. Основные требования к входам в здание, путям движения внутри здания и путям эвакуации, установленные нормами:

- в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода с этим зданием;

- наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических условий к опорным стационарным устройством по ГОСТ. При ширине лестниц на основных подходах к зданию два с половиной метра и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни;

- входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий - подогрев, что устанавливается заданием на проектирование. Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах одного - двух процентов;

- глубина тамбуров и тамбур-шлюзов должна быть не менее двух метров, а в жилых зданиях - не менее полутора метров при ширине не менее двух с лишним метров;

- помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов;

- пути движения МГН внутри здания следует проектировать в соответствии с нормативными требованиями к путям эвакуации людей из здания. Ширина пути движения (в коридорах, помещениях, галереях и т. п.) в чистоте должна быть не менее: при движении кресла-коляски в одном направлении - полтора метра, при встречном движении - около двух метров;

- диаметр зоны для самостоятельного разворота на девяносто — сто восемьдесят градусов инвалида на кресле-коляске следует принимать не менее полутора метров. Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью при открывании «от себя» должна быть не менее метр и две десятых, а при открывании «к себе» - не менее полутора метров при ширине не менее полутора метров;

- ширина дверных и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть не менее девяти десятых метра. При глубине откоса открытого проема более одного метра ширину проема следует принимать по ширине коммуникационного прохода, но не менее один и две десятых метра. Дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать двадцать пять тысячных метра;

- ширина марша лестниц, доступных для МГН, должна быть, как правило, не менее метра тридцати пяти. При расчетной ширине марша лестницы два с половиной метра и более следует предусматривать дополнительные разделительные поручни. Все ступени в пределах марша должны быть одинаковой геометрии и размеров по ширине проступи и высоте подъема ступеней;

- помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли.

- следует предусматривать бортики высотой не менее пять сотых метра по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более сорока пяти сотых метра для предотвращения соскальзывания стрости или ноги;

- вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более сорока пяти сотых метра необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни

пандусов следует, как правило, располагать на высоте семь десятых и девять десятых метра, у лестниц - на высоте девять десятых метра, а в дошкольных учреждениях также и на высоте полметра. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на три десятых метра;

- здания следует оборудовать пассажирскими лифтами или подъемными платформами в случае размещения помещений, посещаемых инвалидами на креслах-колясках, на этажах выше или ниже этажа основного входа в здание (первого этажа);

- параметры кабины лифта, предназначенного для пользования инвалидом на кресле-коляске, должны иметь внутренние размеры не менее, м: ширина - метр и одна десятая; глубина - метр и четыре десятых. Для нового строительства общественных и производственных зданий рекомендуется применять лифты с шириной дверного проема не менее девять десятых метра. В остальных случаях размер дверного проема устанавливается в задании на проектирование по ГОСТ;

- в подвальном или цокольном этаже перед дверью лифта для инвалидов необходимо устройство тамбур-шлюза;

- места обслуживания и постоянного нахождения МГН должны располагаться на минимально возможных расстояниях от эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий наружу. При этом расстояние от дверей помещения с пребыванием инвалидов, выходящего в тупиковый коридор, до эвакуационного выхода с этажа не должно превышать пятнадцать метров. Места для инвалидов в зрительных залах должны располагаться в отдельных рядах, выходящих на самостоятельный путь эвакуации, не пересекающийся с путями эвакуации остальной части зрителей. Как уже ранее отмечалось, к маломобильным группам населения, помимо инвалидов, относится еще большое количество социальных групп, поэтому все, что делается удобным для инвалидов, будет крайне удобным и для всех остальных граждан, даже если они не имеют физических ограничений. В широком смысле безбарьерная или доступная среда - это среда, которая создает наиболее легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей.

Проведя мониторинг объектов социально-культурного назначения в г. Саратов, а также участков благоустройства, проездов и тротуаров, выявилось, что только около тридцать процентов зданий и половина участков территорий и благоустройства обеспечены условиями для маломобильных групп населения. Во многих из этих зданий и сооружений есть возможность обеспечить доступ инвалидов на один этаж, но в некоторые здания нет возможности выполнить пандус по понятным техническим причинам: слишком большая

разница в отметках высот уровня земли и уровня пола первого этажа (нулевая отметка). Таким образом продольный уклон пандуса не возможно выполнить в соответствии со строительными нормами и правилами. Приведем несколько примеров. Вход в такие здания, как ценральная аптека, кафе «Радуга», детская библиотека, ряд магазинов продовольственных и непродовольственных товаров возможно оборудовать пандусом, поручнем и иными устройствами и приспособлениями, необходимыми для маломобильных групп населения. Высота крыльца относительно невысокая и есть свободный участок для размещения пандуса требуемого уклона, и, соответственно, необходимой длины. Некоторые здания выполнены с учетом требований для маломобильных групп населения, но не в полной мере, а именно: выполнен пандус, отвечающий нормам, но не установлены поручни с двух сторон от пандуса, отсутствуют коврики или противоскользящие полоски на ступенях, высота порога слишком высокая и т. д. Такими зданиями являются здание городской АТС №7, почта центральная, магазин «Слатос», здание хирургического корпуса. К сожалению, в большинстве объектов социально-культурного назначения для устройства пандуса необходима реконструкция входной группы в связи с тем, что уровень пола 1-го этажа значительно выше уровня земли. В таких случаях требуется либо реконструкция входной группы, либо поиск иного варианта и выхода из сложившейся ситуации. Кроме того, внутри здания имеются также промежуточные лестничные марши до отметки 0.000. Такими зданиями являются ДК «Октябрь», городская библиотека, администрация г. Снежинска. Одним из вариантов устранения данного недостатка является детальное исследование каждого здания, всех имеющихся в здании выходов и рассмотрения возможности выхода через эвакуационный или иной выход:

Список использованной литературы

1. СНиП 35-01-2001 Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения. - ГУП «Научнопроектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий» (Институт общественных зданий) Госстроя России.

2. Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения: Вып. 1. Общие положения/Минстрой России, Минсоцзащиты России, АО ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева.

3. Узун В.Я., Фомин А.А., Логинова Д.А. Место России на агропродовольственной карте мира. Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. № 1. С. 68-76.

4. Фомин А.А. Тракторы Versatile с классической рамой: применимость. Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. № 2. С. 81-83.

5. Фомин А.А., Тихомирова А.И. Макроэкономические факторы реализации экспортного потенциала животноводства. Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. № 3. С. 68-72.

6. Фомин А.А. Обоснование геометрии рабочих органов тяжелых и сверхтяжелых дисковых борон RSM DV-1000/600 и DX-850. Международный сельскохозяйственный журнал. 2017. № 1. С. 61-64.

7. Фомин А.А. Об оценке потребности растениеводческих хозяйств страны в растениепитателях-аппликаторах на основании роста востребованности жидких минеральных удобрений типа КАС в разрезе почвенно-климатических условий России. Международный сельскохозяйственный журнал. 2017. № 3. С. 60-63.

8. Фомин А.А. Уроки реформ Петра Аркадьевича Столыпина. Международный сельскохозяйственный журнал. 2017. № 2. С. 6-7.

9. Фомин А.А. При отсутствии инноваций свиноводческую отрасль ждет стагнация. Международный журнал прикладных наук и технологий Интеграл. 2017. № 4. С. 10.

10. Фомин А.А. О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования. Международный журнал прикладных наук и технологий Интеграл. 2017. № 4. С. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.