снованных решений преподавателями, несмотря на существующие ограничения, включая опасения по поводу конфиденциальности данных и непрозрачности работы нейросетей [14].
Несмотря на значительный потенциал ИИ-приложений, ориентированных на поддержку преподавательской деятельности, до недавнего времени пристальное внимание уделялось преимущественно приложениям, ориентированным на студентов и замещающим преподавателя. Однако сегодня в фокусе интересов исследователей и разработчиков всё чаще оказываются потребности преподавателей. Разрабатываемые ИИ-приложения - ассистенты ППС направлены на сни-
Библиографический список
жение рабочей нагрузки за счет автоматизации ряда задач: от создания текстов и комплекса упражнений до автоматической проверки контрольных работ и проведения диагностических тестов. Предполагается, что такие меры позволят преподавателям освободить время для более качественной поддержки студентов [15].
Образование переживает эволюцию инноваций вслед за всеми отраслями экономики и жизни общества в условиях развития Четвертой промышленной революции. Ответственное внедрение и использование потенциала ИИ открывает новую веху развития образования и требует своевременных педагогических преобразований при соблюдении этических норм.
1. Zhang L. Artificial intelligence: 70 years down the road. 2023. Available at: https://www.researchgate.net/publication/369035625_Artificial_Intelligence_70_Years_Down_the_Road
2. Лекун Я. Как учится машина. Революция в области нейронных сетей и глубокого обучения. Перевод с французского А. Широкова. Москва: Альпина Про, 2021.
3. Tuomi I. The impact of artificial intelligence on learning, teaching, and education. Policies for the future. Publications Office of the European Union. 2018: 1-24.
4. Amuga E.O. Artificial intelligence in education. In Innovations and Trends in Educational Technology for the Modern Learner. IGI Global. 2023: 241-255.
5. Camilleri P. Keeping education relevant in times of change. Media and Learning. Available at: https://media-and-learning.eu/type/featured-articles/developing-career-ready-graduates-the-importance-of-ai-literary-across-the-curriculum/
6. L&D Trends. Available at: https://www.offbeat.works/l-d-trends-map
7. Shaping the Future of Learning: The Role of AI in Education 4.0. 2024. Available at: https://www3.weforum.org/docs/WEF_Shaping_the_Future_of_Learning_2024.pdf
8. Harry A. Role of AI in education. Interdisciplinary Journal of Humanity (INJURITY). 2023; № 2 (3): 260-268.
9. Migliaccio K., Southworth J. Developing career-ready graduates: The importance of AI literacy across the curriculum. Media and Learning. 2023. Available at: https://media-and-learning.eu/type/featured-articles/developing-career-ready-graduates-the-importance-of-ai-literacy-across-the-curriculum/
10. UNESCO. Ministerial round table on generative AI in education. 2023. Available at: https://www.unesco.org/en/articles/ministerial-roundtable-generative-ai-education
11. Некрасова И.И., Розов К.В., Шрайнер Б.А. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего и общего образования. Сибирский педагогический журнал. 2021; № 3: 20-27.
12. Токтарова В.И., Сагдуллина И.И., Белянин В.А. Технологии искусственного интеллекта в практике современного высшего образования. Вестник Марийского государственного университета. 2023; Т. 17, № 2 (50): 210-220.
13. Иванченко И.С. Оценка перспектив применения искусственного интеллекта в системе высшего образования. Science for Education Today. 2023; Т. 13, № 4: 170-194.
14. Другова Е.А., Журавлева И.И., Захарова У.С. и др. Искусственный интеллект для учебной аналитики и этапы педагогического проектирования: обзор решений. Вопросы образования. 2022; № 4: 107-153.
15. Староверова Н.А., Шустрова М.Л. Влияние развития технологий искусственного интеллекта на профессиональное образование. Управление устойчивым развитием. 2023; № 5 (48): 108-114.
References
1. Zhang L. Artificial intelligence: 70 years down the road. 2023. Available at: https://www.researchgate.net/publication/369035625_Artificial_Intelligence_70_Years_Down_the_Road
2. Lekun Ya. Kak uchitsya mashina. Revolyuciya v oblasti nejronnyh setej i glubokogo obucheniya. Perevod s francuzskogo A. Shirokova. Moskva: Al'pina Pro, 2021.
3. Tuomi I. The impact of artificial intelligence on learning, teaching, and education. Policies for the future. Publications Office of the European Union. 2018: 1-24.
4. Amuga E.O. Artificial intelligence in education. In Innovations and Trends in Educational Technology for the Modern Learner. IGI Global. 2023: 241-255.
5. Camilleri P. Keeping education relevant in times of change. Media and Learning. Available at: https://media-and-learning.eu/type/featured-articles/developing-career-ready-graduates-the-importance-of-ai-literary-across-the-curriculum/
6. L&D Trends. Available at: https://www.offbeat.works/l-d-trends-map
7. Shaping the Future of Learning: The Role of AI in Education 4.0. 2024. Available at: https://www3.weforum.org/docs/WEF_Shaping_the_Future_of_Learning_2024.pdf
8. Harry A. Role of AI in education. Interdisciplinary Journal of Humanity (INJURITY). 2023; № 2 (3): 260-268.
9. Migliaccio K., Southworth J. Developing career-ready graduates: The importance of AI literacy across the curriculum. Media and Learning. 2023. Available at: https://media-and-learning.eu/type/featured-articles/developing-career-ready-graduates-the-importance-of-ai-literacy-across-the-curriculum/
10. UNESCO. Ministerial round table on generative AI in education. 2023. Available at: https://www.unesco.org/en/articles/ministerial-roundtable-generative-ai-education
11. Nekrasova I.I., Rozov K.V., Shrajner B.A. Perspektivy vnedreniya tehnologij iskusstvennogo intellekta v sfere vysshego i obschego obrazovaniya. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2021; № 3: 20-27.
12. Toktarova V.I., Sagdullina I.I., Belyanin V.A. Tehnologii iskusstvennogo intellekta v praktike sovremennogo vysshego obrazovaniya. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2023; T. 17, № 2 (50): 210-220.
13. Ivanchenko I.S. Ocenka perspektiv primeneniya iskusstvennogo intellekta v sisteme vysshego obrazovaniya. Science for Education Today. 2023; T. 13, № 4: 170-194.
14. Drugova E.A., Zhuravleva I.I., Zaharova U.S. i dr. Iskusstvennyj intellekt dlya uchebnoj analitiki i 'etapy pedagogicheskogo proektirovaniya: obzor reshenij. Voprosy obrazovaniya. 2022; № 4: 107-153.
15. Staroverova N.A., Shustrova M.L. Vliyanie razvitiya tehnologij iskusstvennogo intellekta na professional'noe obrazovanie. Upravlenie ustojchivymrazvitiem. 2023; № 5 (48): 108-114.
Статья поступила в редакцию 08.07.24
УДК 378.091.64:811.111+811.111'276.6:32 (072)
Naturkach M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, chair of the English Language in International Professional Activity, Belarusian State University
(Minsk, Belarus), E-mail: michellinnoff@gmail.com
Markosian E.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Belarusian State University of Informatics and Radioelectronics (Minsk, Belarus),
E-mail: parrotcramer@gmail.com
ADAPTATION OF EDUCATIONAL MATERIALS THROUGH IDEOLOGICAL AND SOCIO-POLITICAL CONTEXT IN ENGLISH STUDIES FOR INTERNATIONAL RELATIONS STUDENTS. The article reflects the results of a study, aimed at theoretical and methodological substantiating of features of English educational materials selection and adaptation in the light of ideological and socio-political context in teaching English for International Relations specialties. The practice usage for the obtained results is envisaged. In the course of research, theoretical methods are used to analyze and understand the semantic, linguistic principles of pedagogical selection and adaptation of materials for English classes. The classification and interpretation methods enable the researchers to identify the most common markers of the global influence of ideological, political, socio-economic subtexts in the media discourse of the English language. The reliability of the obtained results is achieved due to compliance with the methodology of research activities and the scientific validity of the used available data. The current research carried out through the use of a questionnaire makes it possible to collect information about the object of study and analyze the results. The novelty of the research consists in the study of ideological aspect and socio-political context influence in selecting and adapting educational materials in teaching English for International Relations students in modern conditions, not previously covered in scientific sources. The theoretical and practical significance of the results of the research reflects the theory of Critical Discourse Analysis updating in the studied area. The research will enable to apply the results for developing recommendations and further studying and implementation of ideological and socio-political contexts in teaching a foreign language. The pedagogical strategy for working with ideologically marked media materials not only improves language skills, but also livens up students engagement and academic performance of students, prepares them to critically navigate the ideological landscapes of our time.
Key words: ideological perspectives, socio-political context, International Relations, media discourse, pedagogics, educational standards, English language teaching, Critical Discourse Analysis, linguistic markers
М.В. Натуркач, канд. пед. наук, доц., Белорусский государственный университет, г. Минск, E-mail: michellinnoff@gmail.com
Е.И. Маркосьян, канд. филол. наук, доц., Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, г. Минск,
E-mail: parrotcramer@gmail.com
АДАПТАЦИЯ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ В СВЕТЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНТЕКСТА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В статье отражены результаты исследования, цель которого заключалась в теоретико-методологическом обосновании особенностей отбора и адаптации учебных материалов по английскому языку в свете идеологических перспектив и социально-политического контекста в обучении английскому языку для международных специальностей и возможностей использования полученных результатов на практике. В ходе исследовательской деятельности были задействованы теоретические методы для анализа и понимания семантических, лингвистических принципов педагогического отбора и адаптации материалов для занятий по английскому языку. Использование методов классификации и интерпретации позволило представить наиболее распространенные маркеры глобального влияния идеологических, политических, социально-экономических подтекстов в медиадискурсе английского языка. Достоверность полученных результатов достигнута благодаря соблюдению методологии исследовательской деятельности и научной обоснованности доступных и используемых данных, полученных путём применения анкетирования, позволившего собрать информацию об изучаемом объекте и провести анализ результатов. Новизна работы заключается в исследовании аспекта влияния идеологических перспектив и социально-политического контекста при отборе и адаптации учебных материалов в обучении английскому языку для международных специальностей в современных условиях, что не было ранее освещено в научных источниках. Теоретическая и практическая значимость результатов исследования обусловлена обновлением теории в изучаемой области критического дискурс-анализа. Работа даёт возможность применения результатов исследования для разработки рекомендаций и дальнейшего изучения влияния и внедрения в работу идеологического и социально-политического контекстов в подготовке учебных материалов при обучении иностранному языку. Педагогическая стратегия по работе с идеологически маркированными медиаматериалами не только улучшает языковые навыки, но и повышает уровень заинтересованности и успеваемости студентов, готовит критически ориентироваться в идеологических ландшафтах современности.
Ключевые слова: идеологические перспективы, социально-политический контекст, международные отношения, медиадискурс, педагогика, образовательные стандарты, преподавание английского языка, дискурс-анализ, лингвистические маркеры
Актуальность темы данного исследования обусловлена обостряющимися проблемами организации и функционирования общества. В этих условиях формирование специалиста международного профиля зависит от языковой политики в условиях конкурирующих интересов государства и групп, в том числе пров-ластных. Анализ международной политики приводит к пониманию глобального распространения английского языка и идеологии западных стран. Недопустимо игнорирование самобытности собственной национальной идеологии, что требует профессионального педагогического внимания в системе обучения иностранному языку. Практика и психология уподобления иностранной культуре требует адаптации и корректировки.
Ограниченность универсального набора принципов обучения иностранному языку ведет к глобальной практике использования ресурсов западной идеологии, в том числе касающихся учебных материалов и их единообразия.
Стандартизированный подход к разработке учебных материалов влияет на эффективность преподавания и обучения. Адаптация образовательных ресурсов к конкретным культурным и социально-политическим контекстам является жизненно важным инструментом для повышения вовлеченности и понимания учащихся. Спрос на контекстно зависимые учебные материалы значительно вырос, что подчеркивает потребность в учебных пособиях, соответствующих идеологическим и образовательным задачам различных дисциплин. Важно учитывать, как социально-политический и идеологический контексты влияют на тематику и структуру учебных материалов. Отбор учебных материалов с точки зрения идейно-воспитательных целей представляет собой сложный процесс, требующий тщательного рассмотрения. Преобладание стандартизированных учебных пособий предполагает приоритет удобства и конкурентоспособности над педагогической эффективностью. Поэтому крайне важно выступать за более адаптированные и контекстно зависимые образовательные ресурсы, отвечающие уникальным требованиям различных областей обучения.
Цель статьи заключается в теоретико-методологическом обосновании особенностей отбора и адаптации учебных материалов по английскому языку в свете идеологических перспектив и социально-политического контекста в обучении английскому языку для международных специальностей и возможностей использования полученных результатов на практике.
Задачи, которые необходимо решить для достижения цели, включают:
- доказать актуальность настоящей темы исследования;
- осуществить теоретический анализ исследовательского материала в контексте идеологического, нравственного воспитания в рамках обучения иностранному языку;
- определить основные принципы отбора и адаптации учебных материалов по английскому языку для международных специальностей в свете идеологических, экономических, социально-политических проблем;
- выявить наиболее распространенные причины сложности процесса адаптации;
- выявить и охарактеризовать маркеры глобального влияния идеологических, политических, социально-экономических подтекстов в медиадискурсе английского языка;
- проанализировать практику отбора и адаптации учебных материалов в свете идеологических перспектив и социально-политического контекста в обучении английскому языку;
В ходе исследования авторами применялись следующие методы: теоретические (анализ научных источников для понимания семантических, лингвистических принципов педагогического отбора и адаптации материалов для занятий по английскому языку); синтез и обобщение для формулирования выводов исследования; метод классификации, с помощью которого были представлены
наиболее распространенные маркеры глобального влияния идеологических, политических, социально-экономических подтекстов в медиадискурсе английского языка; и прикладные (метод анкетирования, позволяющие собрать информацию об изучаемом объекте и провести анализ полученных результатов и разработать рекомендации по дальнейшему совершенствованию образовательного процесса; метод схематизации, позволяющий наглядно представить виды распространенных маркеров глобального влияния идеологических, политических, социально-экономических подтекстов; метод разъяснения.
Научная новизна статьи заключается в том, что в данной работе осуществлен теоретический анализ исследовательского материала в контексте влияния идеологических, экономических, социально-политических аспектов на обучение английскому языку для международных специальностей, в выявлении на современном этапе наиболее распространенных трудностей процесса отбора и адаптации учебных материалов с учётом идеологической составляющей.
Теоретическая значимость определяется вкладом в теоретико-методологическое знание по специфике отбора и адаптации учебных материалов по английскому языку, особенностям анализа медиадискурса в свете идеологических перспектив и социально-политического контекста в обучении английскому языку для международных специальностей.
Практическая значимость состоит в обобщении теоретико-методологического материала по особенностям отбора, адаптации учебных материалов и анализу медиадискурса с учётом идеологических, социально-экономических и политических подтекстов по английскому языку, в создании анкет, позволяющих выявить осознание важности аспектов идеологической, социально-экономической и политической направленности при работе с медиадискурсом на занятиях по иностранному языку, проанализировать полученные результаты и разработать рекомендации и стратегии по отбору и адаптации учебных материалов.
Зарубежная педагогика не выделяет идеологическое и политическое воспитание в строгом его понимании, обращая внимание на нравственное воспитание. Еще в Древней Греции Сократ утверждал, что идеологическое воспитание может осуществляться посредством дискуссий, вопросов и ответов. Иоганн Фридрих Гербардт, отец современной педагогики, выступает за сочетание интеллектуального воспитания с нравственным [1, с. 165]. Карл Маркс придерживается мнения, что воспитание должно преодолеть изолированный образ мышления людей, так как между людьми существуют сложные общественные отношения, поэтому воспитание должно исходить из целого [2, с. 63]. Сухомлинский, советский педагог, предлагает всегда обращать внимание на духовный мир детей и посвящать им всю свою душу [3, с. 129].
Студенты ESP (English for Special Purposes) нацелены на профессиональную подготовку и развитие профессиональных компетенций, в том числе средствами иностранного языка. Между тем обучающиеся, особенно по специальностям международного профиля («Международные отношения», «Мировая экономика», «Таможенное дело», «Менеджмент в сфере международного туризма») должны быть вовлечены в проблемы международных отношений, опосредованно воспринимая актуальную информацию медиадискурсивного поля через систему национальных приоритетов в политике, идеологии, культуре.
Принципы педагогики сотрудничества, политкорректность в процессе обучения, внимание к национальным культурам и традициям обучающихся в условиях поликультурного мира и многонационального состава студентов требуют особым образом отбирать и анализировать учебный материал. Темы, материалы религиозного содержания, неоднозначные с точки зрения расовой, этнической, гендерной политкорректности, медиаматериалы, тексты, изображения пророков, святых, духовных лидеров требуют продуманного использования и готовности преподавателя корректно интерпретировать сложные вопросы [4]. Однозначного
истолкования требуют вопросы осмысления Второй мировой войны, холокоста, нацизма, вклада народов Советского Союза в победу. Процесс формирования новой стратегии развития образования как в России, так и в Беларуси проходит в условиях беспрецедентных вызовов нашим государствам. Именно система образования должна сыграть ключевую роль в защите экономического и культурного суверенитета Союзного государства [5].
Традиционная европейская культура, подогреваемая экономическими кризисами, уже ощутила шаткость своих позиций. Переосмысленные ценности семейного воспитания, традиционных подходов к воспитанию подрывают основы общества. Приспособление к новым условиям миграционной политики приводит к межэтническим проблемам и конфликтам. Вместо мирного сосуществования и взаимообогащения псевдооткрытость к иным культурам проявляет изначально скрываемую борьбу за социальные блага и стремление стран глобального Севера к доминированию [6, с. 53]. Существование в эпоху постмультикультурализма приводит к критике мультикультурализма и политкорректности, что воплощается в отрицательной дискриминации [7]. Подобные материалы - предмет рассмотрения на занятиях по английскому языку и должны сопровождаться качественным лингвистическим разбором и комментариями, уравновешивающими возможную нежелательную идеологическую направленность текста [8, с. 76].
Цели устойчивого развития ООН до 2030 года в области образования учитывают неотделимость обучения от воспитания. Концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года предполагает воспитание образованной, нравственной, компетентной личности. Качественная гуманитаризация образования даже в условиях сокращении объема общих и обязательных дисциплин ввиду увеличения объёма информации возможна при условии надлежащего отбора учебных материалов [9].
Идеология, по К. Мангейму, - это «духовное образование», складывающееся у правящей группы как теоретическое обоснование определенной социально-политической ситуации, отвечающей интересам этой группы. Любая идеология ориентирована на сохранение сложившегося статус-кво и выделяет в реальном мире лишь то, что соответствует установкам властителей.
В практике преподавания английского с учётом идеологических аспектов нужно не забывать системность и в составлении глоссариев, отражающих идеологические маркеры анализируемого дискурса, и в работе над переводом, при выполнении синтаксических, грамматических преобразований.
Анализ сформулированных проблемных аспектов позволит решить проблему влияния получаемой информации на восприятие, анализ и адаптацию учебных материалов в обучении английскому языку для международных специальностей.
Необходимо рассматривать двуязычие и многоязычие с социокультурной точки зрения, где идеологические аспекты играют важную роль, что необходимо учитывать в работе с медиадискурсом в практике овладение вторым языком (SLA - second language aquisition) на занятиях по английскому языку [10, с. 177].
Принципы выбора учебных материалов не являются ни фиксированными, ни универсальными: мы понимаем естественную экологию, и мы должны работать над сохранением языковой экологии [11, с. 56].
В рамках изучения английского языка на международных специальностях факультета международных отношений (БГУ) активно используется практика работы с медиадискурсом как в рамках занятиях, так и на этапе контроля, где нужно уметь выполнить качественный перевод, пересказ, реферирование текста на актуальную международную тематику, где текст часто несёт определённую идеологическую нагрузку. Студентам экспериментальной группы (94 человека) было предложено оценить актуальность подобной практики путём анкетирования:
1. Следует ли включать в занятия по иностранному языку компонент работы с массмедиа?
2. Какого плана аспекты следует рассматривать на занятиях по иностранному языку: политико-экономический, идеологический, культурный компоненты?
3. Следует ли знать, как распознавать тенденциозную информацию, материалы сомнительного происхождения, одностороннее подаваемые сведения?
Мотивация к изучению курса
НЕТ, НЕ ПОДДЕРЖИВАЮ ТРУДНО СКАЗАТЬ, НЕ УВЕРЕН ДА, ПОДДЕРЖИВАЮ
1
1
Да, поддерживаю « Трудно сказать, не уверен я Нет, не поддерживаю
|
ваю
Рис.2.Итоговый уровень мотивации
Опрос среди групп специальностей «Месдународные отношентя», «Мировая экономика» (94 человек) показал высокие уровни академической успеваемости , заинте^сованностсстудентов « обо2новсннм2тпвьодоупопрадоте с медпсдискудсод«
Акамедическая успеваемость (КГ)
- 5,5-6,5
- 6,6-7,5 7,6-8,5
■8,6-10
Акамедическая успеваемость
(ЭГ)
4; 4°'
30;
32%
■ 5,5-6,5
■ 6,6-7,5 7,6-8,5
■ 8,6-10
Рис. 1. Предварительный уровень мотивации
Итоги изучения курса английского с применением элементов дискурс-анализа идеологически маркированных медиаматериалов продемонстрировали, что ситуация изменилась, о чем свидетельствует более высокий уровень востребованности курса и успеваемость.
Рис. 3. Характеристика академической успеваемости испытуемых контрольной и эксперимрссальной групп (средой0 балл поитогам сессии 2024 года)
Отбор и адупнуция учебпых таданий, использовапнытна зеглтаор по английскому языку в рамках ESL-обучения, осуществлялся по тематическому рринуотус шираурпнисполрзованзнммсриаоатеритаор. Оезбый интерету студенческой аудитории вызвали такие темы, как «Стиль печатных СМИ Великобритании и США», «Телевизионный дискурс США и Великобритании», «Стиль новых СМИ», «Феномен Fake News в США», «Этнические меньшинства в американской прессе» [12, с. 97].
Содержательное наполнение занятий базируется на таких видах работ, как комментированный перевод, работа с глоссарием, особенности перевода политкорректной лексики, метафоризации, интернациональной лексики, аллюзий, фразеологизмов. Внимание уделяется параллельным конструкциям, особенностям функционирования и переводу грамматических средств выражения экспрессии, переводу выражений с оценочной семантикой. Важными элементами занятий являются работа с прагматическими нюансами медиатекстов, упражнения на аудирование, перевод с листа, двусторонний перевод, генерация собственных медиасообщений и их анализ, чтение текстов, анализ особой маркированной лексики, поиск скрытых интенций, работа с культуронимами, креолизацией, подготовка собственных сообщений. Курс призван развивать интеллектуальную гибкость посредством соотнесения собственного и чужого мнений, умения анализировать новые тенденции в языке массовой коммуникации, способствовать преодолению коммуникативного барьера, индивидуального догматизма и коммуникативного эгоцентризма.
Влияние получаемой информации на восприятие и анализ в процессе обучения является предметом рассмотрения многих учёных. Академическая практика также подвергается влиянию глобального английского языка и соответ-стветствующих идей через контекст. Масштабное распространение английского языка имеет глубокие последствия для академического дискурса и преподавания английского языка во всем мире [13, с. 125].
В работе с медиадискурсом, особенно при анализе идеологических подтекстов, необходимо обращение к ресурсам языка, используемым для организации дискурса или выражения позиции автора по отношению к его содержанию или читателю, анализ адаптации языка для достижения прагматических целей. Языковыми средствами могут служить особые маркеры.
Для анализа идеологических политических контекстов, или socio-semiotic mood [14, с. 385] метод анализа маркеров применим и при работе с заголовками медиатекстов, активно применяемый на занятиях по английскому языку. В приведённых примерах осуществляется анализ синтаксиса, грамматики предложения и средств организации прагматики теста, часто идеологической направленности.
1. Transitions (маркеры переходов, выражают отношения между основные положениями текста, вводные слова) - in addition, furthermore, but, thus, and, moreover, also, anyway):
However justified, more government intervention risks being counterproductive
[15].
2. Frame Markers (маркеры фреймов, передают последовательность или этапы в дискурсе: finally, to conclude, my purpose is to):
a) to sequence (in Chapter X, first, next, lastly, I begin with, I end with);
b) to label stages (all in all, at this point, in conclusion, on the whole);
c) to announce goals (my focus, goal, objective is to, I seek to, my purpose is to);
d) to shift topic (back to, in regard to, return to, turn to) [16, с. 12].
3. Endophoric Markers (эндофорические маркеры, отсылают к информации в других частях текста) - as noted above, see Fig., in section 3):
... As I've discussed before, the first three months of your employment is often called the probationary period because it's when employers closely evaluate your performance and suitability for the role [17].
Подобный анализ медиадискурса, выявление идеологических контекстов в рамках дискурс-анализа на занятиях по английскому языку близок к социо- и психолингвистике, рассматривающим понятия «языковая экология» [18].
Вместо того чтобы принимать политику, способствующую глобальному распространению английского языка, мы должны работать над сохранением языковой экологии. В этом отношении идеологические и политические контексты анализируемых текстов следует рассматривать в рамках контекста, его роли в служении интересам государства и групп, которые в нем доминируют [19, с. 222].
Принципы «культивирования и сохранения языков» [20, с. 441] закреплены в образовательных программах, и этим достигается сохранение национальной идеологии и политики.
4. Evidentials (маркеры подтверждения, отсылающие к информации из других текстов) - according to somebody, somebody states that):
... According to recent questionnaires and surveys, most young people in the country preferred to use one of the two official languages [21].
При переводе подобных международных документов важно давать соответствующие комментарии в ходе дискурс анализа. Доминирование английского языка в современном мире, продвижение соответствующей идеологии поддерживаются и поощряются через систему как материальных или институциональных структур (например, благодаря доминированию английского языка в Интернете) [22], так и идеологических позиций (аргументы, которые продвигают западную идеологию и английский язык).
6. Code Glosses (кодовые глоссы, развивают предложенные ранее значения) - namely, e.g., such as, in other words:
Island's economic woes continue as its chief export markets - namely the US and European countries - struggle with inflation, interest rates and fears of recession [23].
Дискурс и идеология являются ключевыми понятиями в CDA (Critical Discourse Analysis). Цель критического анализа на занятиях по английскому языку, особенно на специальностях международного профиля, - искать в дискурсе проявления идеологии. Этот подход имеет смысл для тех, кто получает и языковое образование, для кого язык и дискурс являются элементами, которые связаны с более широкими проблемами общества и идеологии. Как предполагает Миллс, «все теоретики культуры и критического дискурс-анализа столкнулись с серьезными трудностями при принятии решения, следует ли использовать работу, основанную на понятии идеологии, или работу, которая относится к дискурсу» [24, с. 29].
6. Hedges (языковые средства хеджирования, выражения некатегоричности) - might, perhaps, possible, about:
a) Epistemic verbs,
b) Probability adverbs,
c) Epistemic Expressions.
... Well, it seems pretty likely the Federal Reserve will cut them, and probably more than once. (The Editors) [25].
Дискурсы неразрывно связаны с властью, знанием и истиной, но они не репрезентируют и не искажают истину и знание в интересах власти. В случае с идеологией дискурс, скорее, порождает знание и истину [26, с. 32]. Работа на занятиях английского языка по анализу медиадискурса, определению идеологических маркеров помогает разбираться в нюансах идеологических подтекстов.
7. Boosters (маркеры-усилители, подчёркивающие уверенность, вовлечённость в ситуацию):
a) emphatics - certainly, demonstrate, really;
b) amplifying adverbs - totally, always in fact, definitely;
c) cognitive verbs - it is clear that.
... This clearly shows that the United States pursues an extremely hostile policy towards these countries - an unprecedented [...] case in the history of contemporary international relations. [27].
8. Attitude Markers (маркеры отношения, выражающие позицию автора):
a) aeontic verbs - Have to/need to/we must know...;
b) attitudinal adverbs - Unfortunately/remarkably.;
c) attitudinal adjectives - It is absurd/it is surprising...;
Библиографический список
d) cognitive verbs - I feel/I think/I agree/I believe;
The end of landlords: the surprisingly simple solution to the UK housing crisis
[28].
9. Engagement Markers (маркеры вовлеченности, авторские маркеры выстраивания отношений с читателем):
a) second-person pronouns - you, your, yourself;
b) interjection - by the way, you may notice, consider, note that, see, look at;
c) imperative verbs - must, have to, should;
d) necessity modals
... A lack of transparency around these unilateral policy decisions by executive administrations is likely to cause more frequent market volatility, as we saw towards the tail end of last year [29].
Работы в области CDA не отражают проблему утверждений об истинности. Идеология часто (хотя и необязательно) может формировать ложные, противоречивые смысловые конструкции [30, с. 86]. В этом отношении у прикладной лингвистики есть научный статус и значение в политической сфере [31, с. 14].
Возможные искажения в понимании дискурса возникают в результате разрывов между отдельными и недостаточно совпадающими когнитивными мирами: инсайдергаой и аутсайдерской информацией, институциональными знаниями и сведениями, знаниями элиты и обычных граждан, непосвященных в тайны бюрократического языка и жизни. [32, с. 18].
Исследование подчеркивает необходимость адаптации учебных материалов в соответствии с идеологическими перспективами и социально-политическими контекстами изучения английского языка для студентов-международников. Cтандартизированный методологический подход к обучению, традиционные программы, образовательные ресурсы, часто игнорируют сложности, присущие разнообразной культурной и политической среде. Исследование показывает, что благодаря интеграции анализа медиадискурса в учебную программу студенты получают значительную пользу от изучения международных тем, наделённых идеологическим подтекстом.
Методика, используемая на факультете международных отношений Белорусского государственного университета (БГУ), включает в себя различные педагогические практики, такие как комментированный перевод, работа с глоссариями, понимание политкорректной лексики, анализ международной лексики и фразеологизмов. Студенты занимаются прагматическим анализом медиатек-стов, переводом с листа, а также создают и анализируют свои медиасообще-ния. Такой комплексный подход помогает развивать интеллектуальную гибкость, преодолевать коммуникативные барьеры и критически взаимодействовать в современных условиях, учитывая изменяющиеся тенденции и направленность дискурса массовой коммуникации.
Исследование показывает, что работа с идеологически маркированными медиаматериалами повышает способность студентов распознавать тенденциозную информацию и понимать идеологические подтексты в медиадискурсе. Опрос, проведенный среди 94 студентов специальностей «Международные отношения» и «Мировая экономика», подтверждает это, показывая высокий уровень успеваемости и заинтересованности студентов. Эта педагогическая стратегия не только улучшает языковые навыки, но и готовит учащихся критически ориентироваться в идеологических ландшафтах мировых СМИ.
Кроме того, исследование подчеркивает глобальное влияние английского языка и связанные с ним идеологические последствия. В работе последовательно раскрывается методология и позиция в поддержку критического анализа и использования языка при организации дискурса и выражении авторских интенций. Подобный подход способствует сохранению языковой экологии в условиях глобального распространения английского языка. Анализируя медиадискурс с помощью лингвистических маркеров, таких как переходы, маркеры фреймов, эндофорические маркеры, маркеры подтверждения, языковые средства хеджирования, выражения некатегоричности, маркеры-усилители, маркеры отношения и маркеры вовлеченности, студенты получают ясное понимание идеологических и политических контекстов в дискурсе.
Исследование призывает к переходу к более контекстно зависимой и идеологически осознанной практике преподавания английского языка. Такой подход повышает педагогическую эффективность и вооружает студентов критически важными навыками, необходимыми для навигации и анализа идеологических ландшафтов международного медиадискурса. Полученные результаты вносят значительный вклад в обсуждение языковой политики и развитие образовательных ресурсов, продвигая более инклюзивную и адаптируемую структуру преподавания английского языка студентам, изучающим международные отношения.
1. Зотова О.А. Педагогические идеи И.Ф. Гербарта. Форум молодых ученых. 2019; № 11 (39): 164-166.
2. ^ндрашов П.Н., Кручинина А.В. Гуманистические идеи Карла Маркса и педагогика. Проблемы современной науки и образования. 2014; № 1 (19): 59-65.
3. Русских ГА. Особенности педагогической системы воспитания В.А. Сухомлинского. Педагогическое искусство. 2019; № 2: 127-131.
4. Teaching and Learning Resources - Selecting Appropriate Materials. Avalaible at: https://www2.education.vic.gov.au/pal/selecting-suitable-teaching-resources/policy
5. Парламентское Собрание союза Беларуси и России. Образование в СГподразумевает единый взгляд на историю. Available at: https://belrus.ru/info/obrazovanie-v-sg-podrazumevaet-edinyj-vzglyad-na-istoriyu/
6. Колесников А.С. Диалог культур в эпоху постмультикультурализма. Studia Culturae. 2017; № 34: 52-66.
7. Positive Action not Positive Discrimination. Available at: https://www.bannerjones.co.uk/resources/positive-action-not-positive-discrimination
8. Пинаев П.В., Яцкевич Ю.Ю. Мультикультурализм в странах западной европы: причины неудачи. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2015; № 2 (22): 74-80.
9. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. О Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года. Available at: https://https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C22100683&p1=1
10. May St. The Multilingual Turn: Implications for SLA, TESOL, and Bilingual Education. Routledge, 2013.
11. Leather J. Modeling the acquisition of speech in a "multilingual" society: An ecological approach. Language Acquisition and Language Socialization Ecological Perspectives edited by Claire Kramsch. 2002: 47-68.
12. Натуркач М.В., Романенко Н.М., Илларионова Л.П. Формирование медиадискурсивной компетенции студентов международного профиля: результаты практики. Московский педагогический журнал. 2023; № 3: 84-104.
13. Hyland K. Academic Discourse: English in a Global Contex. Continuum. London and New York, 2009.
14. Casti J.L. Searching for Certainty: What Science Can Know About the Future. London: Scribners. William Morrow & Co. New York, 1991.
15. The economist. However justified, more government intervention risks being counterproductive. Available at: https://www.economist.com/special-report/2022/01/10/however-justified-more-government-intervention-risks-being-counterproductive
16. Khadije M. Ghahremani and Reza Biria. Exploring Interactive and Interactional Metadiscourse Markers in Discussion Sections of Social and Medical Science Articles. International Journal of Research 2. 2017: 11-29.
17. Forbes. How To Stand Out In Your First 3 Months At The New Job. Available at: https://www.forbes.com/sites/shodewan/2024/04/16/how-to-stand-out-in-your-first-3-months-at-the-new-job/
18. Haugen E. The ecology of language. Stanford: Stanford University Press, 1972.
19. Tollefson J. Planning language, planning inequality: Language policy in the community. London: Longman. 1991: 221-223.
20. Phillipson R. Skutnabb-Kangas T. English only worldwide or language ecology? TESOL Quarterly, 3. 1996: 429-452.
21. International Convention on the Elimination of All Forms of Racial Discrimination. Committee on the Elimination of Racial Discrimination Seventy-sixth session Summary record of the 1992-nd meeting Held at the Palais Wilson, Geneva, on Monday, 1 March 2010, at 10 a.m. Available at: https://documents.un.org/doc/undoc/gen/g10/409/19/pdf/g1040919.pd f?token=Y02BydJf2ttR8WB0bw&fe=true
22. Phillipson R. Linguistic imperialism. Oxford: Oxford Univesity Press. 1992.
23. Taiwan exports fall for eighth straight month, hurting hopes of quick turnaround in world tech centre. Available at: https://www.scmp.com/economy/china-economy/article/3219809/ taiwan-exports-fall-eighth-straight-month-hurting-hopes-quick-turnaround-world-tech-centre
24. Mills S. Discourse. London: Routledge, 2004.
25. Bloomberg. THE YEAR AHEAD. 2024. Available at: https://www.bloomberg.com/features/2024-businessweek-year-ahead-issue/
26. Foucault M. Power/knowledge: Selected interviews and other writings, 1972-1977. New York: Pantheon, 1980.
27. United Nations Security Council. Letter dated 31 August 2012 from the Permanent Representative of the Democratic People's Republic of Korea to the United Nations addressed to the President of the Security Council. Available at: https://documents.un.org/doc/undoc/gen/n12/478/61/pdf/n1247861.pdf?token=u3BxAWkCTooNEmXjkL&fe=true
28. The Guardian. The end of landlords: the surprisingly simple solution to the UK housing crisis. Available at: https://www.theguardian.com/lifeandstyle/2024/mar/19/end-of-landlords-surprisingly-simple-solution-to-uk-housing-crisis
29. Business Insider. Paul Krugman, Rick Rieder, and 47 more of the brightest minds on Wall Street reveal the world's most important charts. Available at: https://www.businessinsider. com/most-important-charts-that-explain-markets-investing-finance-2019-2
30. Kress G. Critical discourse analysis. Annual review of applied linguistics. 1996; Vol. 11: 84-99.
31. Hodge R., Kress G. Language as ideology. London: Routledge, 1993.
32. Wodak R. Disorders of discourse. London: Longman, 1996.
References
1. Zotova O.A. Pedagogicheskie idei I.F. Gerbarta. Forum molodyh uchenyh. 2019; № 11 (39): 164-166.
2. Kondrashov P.N., Kruchinina A.V. Gumanisticheskie idei Karla Marksa i pedagogika. Problemy sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2014; № 1 (19): 59-65.
3. Russkih G.A. Osobennosti pedagogicheskoj sistemy vospitaniya V.A. Suhomlinskogo. Pedagogicheskoe iskusstvo. 2019; № 2: 127-131.
4. Teaching and Learning Resources - Selecting Appropriate Materials. Avalaible at: https://www2.education.vic.gov.au/pal/selecting-suitable-teaching-resources/policy
5. Parlamentskoe Sobranie soyuza Belarusi i Rossii. Obrazovanie v SG podrazumevaetedinyjvzglyad na istoriyu. Available at: https://belrus.ru/info/obrazovanie-v-sg-podrazumevaet-edinyj-vzglyad-na-istoriyu/
6. Kolesnikov A.S. Dialog kul'tur v 'epohu postmul'tikul'turalizma. Studia Culturae. 2017; № 34: 52-66.
7. Positive Action not Positive Discrimination. Available at: https://www.bannerjones.co.uk/resources/positive-action-not-positive-discrimination
8. Pinaev P.V., Yackevich Yu.Yu. Mul'tikul'turalizm v stranah zapadnoj evropy: prichiny neudachi. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psihologiya. Sociologiya. 2015; № 2 (22): 74-80.
9. Nacional'nyj pravovoj Internet-portal Respubliki Belarus'. O Koncepcii razvitiya sistemy obrazovaniya Respubliki Belarus' do 2030 goda. Available at: https://https://pravo.by/docu ment/?guid=12551&p0=C22100683&p1=1
10. May St. The Multilingual Turn: Implications for SLA, TESOL, and Bilingual Education. Routledge, 2013.
11. Leather J. Modeling the acquisition of speech in a "multilingual" society: An ecological approach. Language Acquisition and Language Socialization Ecological Perspectives edited by Claire Kramsch. 2002: 47-68.
12. Naturkach M.V., Romanenko N.M., Illarionova L.P. Formirovanie mediadiskursivnoj kompetencii studentov mezhdunarodnogo profilya: rezul'taty praktiki. Moskovskij pedagogicheskij zhurnal. 2023; № 3: 84-104.
13. Hyland K. Academic Discourse: English in a Global Contex. Continuum. London and New York, 2009.
14. Casti J.L. Searching for Certainty: What Science Can Know About the Future. London: Scribners. William Morrow & Co. New York, 1991.
15. The economist. However justified, more government intervention risks being counterproductive. Available at: https://www.economist.com/special-report/2022/01/10/however-justified-more-government-intervention-risks-being-counterproductive
16. Khadije M. Ghahremani and Reza Biria. Exploring Interactive and Interactional Metadiscourse Markers in Discussion Sections of Social and Medical Science Articles. International Journal of Research 2. 2017: 11-29.
17. Forbes. How To Stand Out In Your First 3 Months At The New Job. Available at: https://www.forbes.com/sites/shodewan/2024/04/16/how-to-stand-out-in-your-first-3-months-at-the-new-job/
18. Haugen E. The ecology of language. Stanford: Stanford University Press, 1972.
19. Tollefson J. Planning language, planning inequality: Language policy in the community. London: Longman. 1991: 221-223.
20. Phillipson R. Skutnabb-Kangas T. English only worldwide or language ecology? TESOL Quarterly, 3. 1996: 429-452.
21. International Convention on the Elimination of AJl Forms of Racial Discrimination. Committee on the Elimination of Racial Discrimination Seventy-sixth session Summary record of the 1992-nd meeting Held at the Palais Wilson, Geneva, on Monday, 1 March 2010, at 10 a.m. Available at: https://documents.un.org/doc/undoc/gen/g10/409/19/pdf/g1040919.pd f?token=Y02BydJf2ttR8WB0bw&fe=true
22. Phillipson R. Linguistic imperialism. Oxford: Oxford Univesity Press. 1992.
23. Taiwan exports fall for eighth straight month, hurting hopes of quick turnaround in world tech centre. Available at: https://www.scmp.com/economy/china-economy/article/3219809/ taiwan-exports-fall-eighth-straight-month-hurting-hopes-quick-turnaround-world-tech-centre
24. Mills S. Discourse. London: Routledge, 2004.
25. Bloomberg. THE YEAR AHEAD. 2024. Available at: https://www.bloomberg.com/features/2024-businessweek-year-ahead-issue/
26. Foucault M. Power/knowledge: Selected interviews and other writings, 1972-1977. New York: Pantheon, 1980.
27. United Nations Security Council. Letter dated 31 August 2012 from the Permanent Representative of the Democratic People's Republic of Korea to the United Nations addressed to the President of the Security Council. Available at: https://documents.un.org/doc/undoc/gen/n12/478/61/pdf/n1247861.pdf?token=u3BxAWkCTooNEmXjkL&fe=true
28. The Guardian. The end of landlords: the surprisingly simple solution to the UK housing crisis. Available at: https://www.theguardian.com/lifeandstyle/2024/mar/19/end-of-landlords-surprisingly-simple-solution-to-uk-housing-crisis
29. Business Insider. Paul Krugman, Rick Rieder, and 47 more of the brightest minds on Wall Street reveal the world's most important charts. Available at: https://www.businessinsider. com/most-important-charts-that-explain-markets-investing-finance-2019-2
30. Kress G. Critical discourse analysis. Annual review of applied linguistics. 1996; Vol. 11: 84-99.
31. Hodge R., Kress G. Language as ideology. London: Routledge, 1993.
32. Wodak R. Disorders of discourse. London: Longman, 1996.
Статья поступила в редакцию 25.07.24