Научная статья на тему '«АД И ИЗРАИЛЬ»: ХРИСТИАНСКИЕ ПАЛОМНИКИ ХРАМА ГРОБА ГОСПОДНЯ В ПОИСКАХ ПРЕИСПОДНЕЙ'

«АД И ИЗРАИЛЬ»: ХРИСТИАНСКИЕ ПАЛОМНИКИ ХРАМА ГРОБА ГОСПОДНЯ В ПОИСКАХ ПРЕИСПОДНЕЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
79
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АД / СИМВОЛ ВЕРЫ / ХРАМ ГРОБА ГОСПОДНЯ / ПАЛОМНИЧЕСТВО / ИЕРУСАЛИМ / ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чаковская Л. С.

Рассматриваются средневековые паломнические тексты с описанием звука адских бездн в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Тексты систематизируются по хронологическому принципу, делается вывод об истоках их образности: 1) представление о водяных безднах под Иерусалимским Храмом; 2) необходимость наглядного представления всех тезисов христианского Символа веры в топографии города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHRISTIAN PILGRIMS TO THE HOLY SEPULCHRE IN SEARCH OF HELL

The article explores the pilgrim texts describing the abyss under the Holy Sepulchre in Jerusalem. The texts are analyzed by chronological order. Their imagery is treated in context of ancient texts about the water abyss under the Jerusalem Temple. Another source of imagery is the need to imagine the Creed in the architectural realities of the Holy Sepulchre.

Текст научной работы на тему ««АД И ИЗРАИЛЬ»: ХРИСТИАНСКИЕ ПАЛОМНИКИ ХРАМА ГРОБА ГОСПОДНЯ В ПОИСКАХ ПРЕИСПОДНЕЙ»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8, № 2 (30). С. 19-24. УДК 930

DOI 10.24147/2312-1300.2021.8(2).19-24

Л. С. Чаковская

«АД И ИЗРАИЛЬ»: ХРИСТИАНСКИЕ ПАЛОМНИКИ ХРАМА ГРОБА ГОСПОДНЯ

В ПОИСКАХ ПРЕИСПОДНЕЙ*

Рассматриваются средневековые паломнические тексты с описанием звука адских бездн в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Тексты систематизируются по хронологическому принципу, делается вывод об истоках их образности: 1) представление о водяных безднах под Иерусалимским Храмом; 2) необходимость наглядного представления всех тезисов христианского Символа веры в топографии города.

Ключевые слова: ад; Символ веры; Храм Гроба Господня; паломничество; Иерусалим; Иерусалимский Храм.

L. S. Chakovskaya

THE CHRISTIAN PILGRIMS TO THE HOLY SEPULCHRE IN SEARCH OF HELL

The article explores the pilgrim texts describing the abyss under the Holy Sepulchre in Jerusalem. The texts are analyzed by chronological order. Their imagery is treated in context of ancient texts about the water abyss under the Jerusalem Temple. Another source of imagery is the need to imagine the Creed in the architectural realities of the Holy Sepulchre.

Keywords: Hell; Creed; Holy Sepulchre; pilgrimage; Jerusalem; Jerusalem Temple.

Рабы вы грешны, окаянные!

Изыйдите вы в пропасти земляныя!

Русский духовный стих

Среди многочисленных достопримечательностей Святой Земли в паломнических текстах встречаются те, что трудно связать с реальными местами. Мы легко можем поверить, что путник Антонин в VI в. видел мраморное ведро, в котором делала закваску вдовица в Сарепте Сидонской (3Цар. 17:1723), или доску с буквами, по которым учили Иисуса [1, с. 27]. Упоминание Антонином особой красоты женщин из Назарета, объясняемой тем, что в городе жила Богородица, легко объясняется особой паломнической оптикой восприятия Святой Земли. Тем труднее представить себе ад в Храме Гроба Господня, звучащий как осиный рой или шум многих подземных вод, о которых гово-

рят паломники начиная с древнейших времён. Описания паломниками ада, или преисподней, занимают значительное место в путеводителях, складываются в традицию и вряд ли могут считаться вызванными богатым воображением отдельных путников, усиленным Иерусалимским синдромом.

В настоящей статье предлагается рассмотреть представления об аде, разверзшемся в Иерусалиме, в Храме Гроба Господня, представив, пусть и неполный, корпус подобных описаний. Мы рассмотрим их культурный контекст и предложим гипотезу о подземных безднах ада как ещё одной связи, существующей между Иерусалимом периода Второго Храма и Иерусалимом христианских паломников. За пределами настоящей статьи остаются описания ада в других частях Иерусалима.

* Полный вариант исследования: Чаковская Л. С. «Тамо Огненные реки разверзаются». Эсхатологическая топография Иерусалима в текстах христианских паломников // История и теория культуры: альм. М.: Изд-во Моск. ун-та. Вып. 3. (В печати).

© Чаковская Л. С., 2021

Описания адских бездн в Иерусалиме встречаются как в византйских путеводителях (проскинитариях), так и в русских хождениях. Жанр проскинитария, восходящий к периоду до VII в. и достигший необычайного расцвета в XIV-XVII вв., представлял собой «продукт длительной традиции, которая питалась материальными интересами профессионалов-книжников», поскольку про-скинитарии с большим удовольствием покупались [2, с. 22]. Литературная традиция предполагала, что автор опирается не только и иногда не столько на реалии места, но и на письменную традицию подобных описаний. Рассмотрим сначала описания греческих про-скинитариев XIV-XVI вв., собранных П. Бе-зобразовым [3], и другие средневековые путеводители.

Прежде, чем мы перейдём к анализу, напомним, что Храм Гроба Господня, построенный императором Константином в 325 г., представлял собой огромный комплекс, включающий подземную и наземную части. В разных частях здания вспоминались события распятия, погребения и воскресения Христа, обретения Креста императрицей Еленой. Перемещение между Кувуклией («пещерой», как называли её паломники), Голгофой, базиликой (Мартирием), камнем помазания и местом обретения Креста представляло собой самостоятельное путешествие.

В «Рассказе о Иерусалиме и св. горе Синае», составленном неизвестным паломником в XV в. [3, с. III], так повествуется о церкви святой Елены в Храме Гроба Господня: «За Св. алтарём открывается дверь под сводом и мы сходим на восток по 40 ступеням и находим подземный храм, который весь внизу под землёю и виден только купол. Храм имеет четыре колонны и из них течёт вода всё лето; на левой стороне храма к северу есть окно, маленькая ниша в стене, имеющая углубление. Там мы слышим шум, словно жужжанье множества пчелиных роев, или лучше словно шум волн морских. Там говорят ад» (здесь и далее выделено мной. - Л. Ч.) [3, с. 145]1. Паломник спустился вниз, к месту обретения Креста, и там в нише услышал звук, как шум воды, который он интерпретирует как шум ада.

В «Душеспасительном рассказе о Святом Гробе» паломник XVI в. также рассказы-

вает о шуме в церкви святой Елены: «Оттуда на восток 30 ступеней и там храм с куполом, он имеет 4 колонны и вода течёт зиму и лето. Там и престол Св. Иакова, брата Господня. Отсюда Св. Елена смотрела на народ, когда рыли землю, чтобы найти крест. Там в стене мраморное окно и оттуда слышен большой шум и рычание и говорят, что это ад» [3, с. 165].

«Проскинитарий, содержащий все чудесные знамения, явленные Спасителем нашим в Святом городе Иерусалиме и описание местностей», переписанный в 1585 г., также рассказывает о церкви святой Елены в самом нижнем уровне Храма Гроба Господня: «Наверху, поднимаясь из первой церкви под её крышею, в углу видишь отверстие в мраморной стене и из него исходить голос и поднимается наверх; ты слышишь шум, похожий на пчелиный рой и некоторые уверяют, что это гнев Господень; как бурное море, как большая река, такой слышен шум, совершенно подобный, не другой. На лестнице лежит святая земля, которая помогает слабым и больным» [3, с. 201202]. Образ шума вод толкуется здесь не как ад, но как гнев Господень.

Во всех приведённых описаниях ад находится в самой нижней точке Храма Гроба, т. е. в подземном храме святой Елены. Несмотря на то, что о существовании этой традиции свидетельствовал даже архимандрит Леонид Кавелин, приехавший на Святую Землю в 1857 г. [4, с. 91], она не единственная.

Так, в том же Проскинитарии 1585 г. находим указание на место в Храме Гроба, расположенном недалеко от Кувуклии: «Круглая мраморная плита, и там посредине сделано отверстие, и весь круг там заштукатурен. Некоторые говорят, что там был заму-ровлен несчастный и проклятый кузнец, там сделал он гвозди, которыми пригвоздили Создателя, Иисуса и Бога моего. Кто приложит ухо, слышит там голос неясный и нераздельный, и вдруг звук пропадает» [3, с. 200].

Пердика, секретарь митрополита Эфес-ского, посетивший Иерусалим в XIV в., видимо, в составе официальной делегации [5, с. 185], в стихотворном путеводителе по Святой Земли пишет: «Есть здесь и глубокое место с лестницей, в котором был сокрыт жиз-

неносный крест Господа, равно и место издающее шум: по сказанию, это середина земли и самая её середина посреди престола (другие же говорят, что это есть место наказания). Оба места вмещаются в одном великолепном храме» [6, с. 12]. Несмотря на запутанность описания, понятно, что шум Пер-дика связывает с центром мира, находящимся в Храме Гроба Господня (Пс. 73:12).

В 1634-1637 гг. путешественник Василий Яковлевич Гагара описывает свой опыт ада: «Да позади олтаря, где обретен крест господень, на низ ступеней 40 ступити, и тут стоят 3 кресты древяные, и к ним прикладываются вси христиане. Да в том же храме есть щель, как человеку пролесть головою, и в той щели слышать з[в]ук; а тою щелию де сходил господь наш Иисус Христос во ад, а глубина никому не ведома, разве бога» [7, с. 11]. Василий Гагара - единственный из паломников, пытающийся объяснить назначение этой щели, о чём мы поговорим ниже.

Паломники нового времени, как будто чувствуя эту традицию, не могут не засвидетельствовать, что в Храме Гроба Господня есть места «подземные с перегородками, высеченные в сырой и чёрной скале, где люди принимают вид призраков» (курсив мой. -Л. Ч.) [8, с. 6].

Удивительно, но древнейшие описания святых мест (аноним из Бордо, 333 г.; Эге-рия, ок. 383 г.), ничего не говорят о расположении ада в Храме Гроба Господня. Однако, именно в ранневизантийский период паломники начинают использовать древний образ бездн воды под Храмом Гроба Господня [9, с. 95-97], таких же, что когда-то бушевали под Иерусалимским Храмом [10, с. 30]. Так, Антонин из Пьяченцы пишет в 570 г.: «В Храме Гроба есть расселина, к которой если приложить ухо, то услышишь плеск текущей воды, и если бросишь яблоко или что-нибудь другое, что может плавать, и пойдешь к источнику Силоамскому, то найдешь [брошенный предмет] там. Между Силоамом и Голгофой, я полагаю, будет милиарий» [1, с. 35]. Средневековые паломники также свидетельствуют о чудесно текущей по колоннам воде. У Антонина из Пьяченцы метафорическая водяная бездна объединяет древний центр мира - Иеруса-

лимский Храм, в котором находился камень основания, препятствующий бездне выйти наружу [10, с. 50], с христианским Храмом, новым центром Иерусалима. Именно эта бездна превратилась в шумящий ад, слышимый паломниками.

Физически ощутимая паломниками бездна - это указание на реальность спасения, ведь представление о бездне, в которой заключены грешники, укоренено ещё в иудаизме Второго Храма. Уже Книга Еноха говорила о том, что «царство мёртвых возвратит вверенное ему, что оно получило, и преисподняя отдаст назад то, что обязана отдать» (8:39). В «Иудейской войне» Иосифа Флавия говорилось о ней: «для дурных же душ уготована мрачная и холодная подземная бездна, наполненная бесчисленными наказаниями» (II, 8, 2-13).

Для христианского паломника очевидно, что место мучения должно быть локализовано там, где произошло спасение, где библейские пророки видели долину мёртвых (Иер. 31:40). Уже во II в. Мелитон Сардийский, один из первых известных паломников в Иерусалим, в своей стихотворной поэме «Слово о Пасхе» устанавливает эту связь: «Я, - говорит, - Христос, / Я - разрушивший смерть / и восторжествовавший над врагом, / и поправший ад, / и связавший сильного, и исхи-тивший человека в вышняя небес» [11, с. 550-551]. Для того чтобы «попрание ада» совершилось физически, а не метафорически, необходимо, чтобы ад находился в том самом месте, где произошло и погребение Христа, и Сошествие во ад, и Воскресение: победа над смертью и победа над адом связаны друг с другом («Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?» - 1Кор. 15:55). То, что Христос телесно сошёл во ад для освобождения мёртвых, требует и телесности самого ада. Храм Гроба Господня - новый Иерусалимский Храм - должен соответствовать событию космического масштаба искупления грехов всего рода человеческого и соединения подземного мира с миром небесным.

Желанием объединить библейские тексты с новозаветными реалиями объясняется причудливое отождествление Голгофы с библейской «долиной мёртвых», о чём пишет А. С. Норов в 1835 г.: «Место, где основан храм Гроба Господня, называлось некогда

юдолью мёртвых. Поразительны пророческие слова Иеремии: "И вся юдоль мёртвых и пепла и предградия до потока Кедрского, даже до угла конских врат восточных - будет священным местом Господа и не истребится и не разрушится вовеки" (Иер 31:40). Всё это свершилось! и будущее утешительно сердцу христиан! Евреи называли это место Голгофою... Кресты распинаемых видны были здесь в груде праха и пепла сожигаемых тел» [12, с. 129]. На самом деле, юдоль мёртвых пророчества относится к другому месту в Иерусалиме, а евангельский текст говорит, что Иисус был распят и погребён в гробнице в саду (Ин. 19:21).

Обратимся к более ранним источникам. Сошествию во ад посвящён раннехристианский апокриф IV в. - Евангелие от Никоди-ма, обычно считающийся источником раннехристианской иконографии сошествия во ад. В диалоге между Спасителем и адом слышны слова адской бездны: «Кто ты? Ты, Кого Господь посылает для нашего уничижения? Кто Ты, не боясь тления, непостижимым следствием Твоего величия ниспровергший наше владычество? Кто ты, Ты великий и малый, смиренный и возвышенный, воин и вождь, чудный соперник под видом раба? Царь славы, мёртвый и живой, принявший крестную смерть?

Ты, Кто был мёртвым в гробу и сошёл живым сюда к нам?

И великая тварь содрогнулась при Твоей смерти, и все звёзды поколебались, и теперь Ты свободный среди мёртвых, и Ты поколебал наши легионы» [13, с. 356].

Исихий, иерусалимский пресвитер IV в., говорит в слове на Пасху ещё яснее: «И вновь как мёртвого стерегли Его воины, но как Бога, завидя, вострепетали привратники ада» [14]. То есть речь идёт о том, что все центральные события для христианской веры происходили в одном месте. К концу IV в. паломники говорят и о голове Адама, похороненной под Голгофой [15, р. 127-128]: «. там и расселина скалы, которая расселась сверху до низу; там потекла чистая кровь Его из Св. бедра и окрестила голову Адамову. Оттуда исходить чудное благоухание» [3, с. 143]. К VI в. относится фиксация Апостольского символа веры, где упоминается «сошествие во ад» (в Никейском символе ве-

ры речь идёт о погребении и воскресении Христа, а также о суде, но об аде речи не идёт).

Если Воскресение - краеугольный сюжет Евангелий, и события последних дней Христа воссоздавались в христианском Иерусалиме, то сошествие во ад в Евангелии не описано. Распятие и похороны можно легко себе представить, но визуализация воскресения и сошествия во ад представляет собой проблему. Её решали как паломники, так и художники-иконописцы. Именно им надо было представить Апостольский символ веры, в котором говорится о сошествии во ад.

До IX в. хорошо известны отдельные изображения Гроба, Распятия и сошествия во ад. В Утрехтской псалтири (820-830 гг., библиотека Утрехтского университета, Ыъ. 32. Е. 90 г) все они объединены в иллюстрации Апостольского символа веры. Помещённое внутрь Псалтири, это изображение свидетельствует, что пророк Давид поэтически пророчествовал о спасении. Сцены сопровождаются текстом: справа мы видим низведение из ада, слева открываются гробы, а в центре - ротонда Храма Гроба Господня [16, с. 47]. Топография Страшного Суда иконографически узнаётся как реалии Храма Гроба Господня.

Иконография как источник образности работала, видимо, и в Храме Гроба Господня, но паломники крайне скудно пишут об этом. В «Душеспасительном рассказе о Святом Гробе», автор которого слышал ад в подземном храме св. Елены, говорится, что «Алтарь кафоликона расписан мозаикою: св. Воскресение и кругом написано: с нами Бог» [3, с. 163]. Можно предположить, что образ в кафоли-коне повлиял на его восприятие, но трудно утверждать, что он был определяющим.

Традиция слышать ад в Храме Гроба Господня дошла до XIX в., когда ей было дано археологическое обоснование архимандритом Леонидом (Кавелиным): «Кстати об аде: в левой стене церкви Святой Елены есть выемка замечательная по своему акустическому устройству. Как бы тихо при ней ни произнесено было слово, - идёт страшный гул. Это подало повод к суеверным рассказам, что под этим местом кроется ад, куда сходил Спаситель по воскресении из мёртвых. В сущности же это явление происходит

от того, что против этой выемки находится под храмом огромная ныне пустая цистерна (колодезь), принадлежащая к числу тех семи колодцев, которые были сделаны, по повелению царицы Елены, для снабжения водою людей, строивших храм Господень. Говорят, что и под всем храмом есть подземные ходы, тайны которых известны лишь малому числу избранных» [4, с. 91]. Речь идёт о византийской цистерне святой Елены, существующей и ныне за коптской церковью, куда можно попасть через ефиопский монастырь на Храме Гроба Господня. Итак, бездна воды как бездна ада. Удивительно, как архимандрит Леонид (Кавелин) возвращается к образам Антонина из Пьяченцы, перекидывая мост от археологической науки XIX в. к паломнической интуиции. Так перед нами раскрывается динамика функционирования святого места в разные эпохи, позволяющая проследить его развитие в культуре. Однако, сюжет об аде в Храме Гроба Господня далёк от исчерпания: другие тексты паломников видят ад в других местах Иерусалима, и особое место в топографии города занимает Геенна огненная, чему будет посвящено отдельное исследование.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Здесь и далее цитаты приводятся в современной графике, но с сохранением орфографии и пунктуации источников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Путник Антонина из Плаценции конца VI-го века. - СПб. : Изд. Императ. Православ. Па-лест. о-ва, 1895. - XI, 180 с. - (Православный Палестинский сборник. Т. XIII. Вып. 3 (39)).

2. Данилов В. В. О жанровых особенностях древнерусских «хождений» // Труды Отдела древнерусской литературы. - 1962. - Т. 18. -С. 21-37.

3. Восемь греческих описаний Святых мест XIV, XV и XVI вв. / изд. А. И. Пападопуло-Кера-мевс ; с рус. пер. П. В. Безобразова. - СПб. : Изд. Императ. Православ. Палест. о-ва, 1903. - XIII, 254 с. - (Православный палестинский сборник. Т. XIX. Вып. 2 (56)).

4. Леонид (Кавелин), архим. Старый Иерусалим и его окрестности : из записок инока-паломника. - М., 1873. - 512 с.

5. Византийский словарь : в 2 т. / сост., общ. ред. К. А. Филатова. - СПб. : Амфора : РХГА : Изд-во Олега Абышко, 2011. - Т. 2 : М-Я. - 590 с.

6. Описание в стихах иерусалимских Господских чудес и достопримечательностей / сост. эфес. протонотарием Пердикою XIV в. ; изд. с пре-дисл. А. И. Пападопуло-Керамевса ; пер. Г. С. Дестунисом. - СПб. : Изд. Императ. Православ. Палест. о-ва, 1890. - XVI, 22 с. -(Православный палестинский сборник. Т. X. Вып. 2 (29)).

7. Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлева Гагары. 1634-1637 гг. / под ред. С. О. Долгова. - СПб. : Изд. Императ. Православ. Палест. о-ва, 1891. - X, 102 с. - (Православный палестинский сборник. Т. XI. Вып. 3 (33)).

8. Воздвиженский П. М. Святой город Иерусалим и его окрестности. - Изд. т-ва М. О. Вольф, [Б. г.]. - 2, [18] с.

9. Чаковская Л. С. Водные бездны под храмом Гроба Господня в Иерусалиме - грани и логика образа // Из истории художественной литературы Западной Европы V-XX веков : коллектив. моногр. / отв. ред.-сост. М. И. Свидерская и Е. В. Шидловская. - М. : БуксМарт, 2021. -С. 90-116.

10. Чаковская Л. С. Стихия Воды в Иерусалимском Храме и древних синагогах // Живо-носный источник. Вода в иеротопии и иконографии христианского мира : сб. материалов междунар. симп. / ред.-сост. А. М. Лидов. -М., 2017. - С. 28-68.

11. Творения св. Мелитона, епископа Сардийско-го / пер. с греч. А. Г. Дунаева // Сочинения древних христианских апологетов. - СПб. : Алетейя, 1999. - С. 520-694.

12. Путешествие по Святой земле в 1835 году Авраама Норова : в 2 ч. - СПб. : Тип. А. Смир-дина, 1838. - Ч. I. - x, 334 с.

13. Евангелие от Никодима // Книга апокрифов / коммент. П. Берснева, С. Ершова. - СПб. : Амфора, 2004. - С. 322-366.

14. Исихий, прп., пресвитер Иерусалим. Второе слово на Святую Пасху / пер. с греч. свящ. М. Козлова // Альфа и Омега. - 1997. -№ 12. - URL: https://www.pravmir.ru/vtoroe-slovo-na-svyatuyu-pashu/ (дата обращения: 18.05.2020).

15. Taylor J. E. Christians and the Holy Places: The Myth of Jewish-Christian Origins. - Oxford : Clarendon Press, 1993. - xxii, 384 p.

16. Иванова С. В. Апостольский Символ веры в книжных иллюстрациях в западноевропейском искусстве // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия V. Вопросы истории, искусствоведения, и теории христианского искусства. - 2015. -Вып. 1 (17). - С. 45-54.

Информация о статье

Дата поступления 16 сентября 2020 г.

Дата принятия в печать 20 апреля 2021 г.

Сведения об авторе

Чаковская Лидия Сергеевна - кандидат философских наук, магистр иудаики, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, старший преподаватель Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (Москва, Россия)

Адрес для корреспонденции: 125009, Россия, Москва, Козицкий пер., 5 E-mail: chakovskaya@yandex.ru

Для цитирования

ЧаковскаяЛ. С. «Ад и Израиль»: христианские паломники Храма Гроба Господня в поисках преисподней // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8, № 2 (30). С. 19-24. DOI: 10.24147/2312-1300.2021.8(2).19-24.

Article info

Received

September 16, 2020

Accepted April 20, 2021

About the author

Lidia S. Chakovskaya - PhD, MA (Oxford), Senior Researcher of the State Institute of Art Studies, Senior Lecturer of Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia)

Postal address: 5, Kozitskii per., Moscow, 125009, Russia

E-mail: chakovskaya@yandex.ru For citations

Chakovskaya L.S. The Christian Pilgrims to the Holy Sepulchre in Search of Hell. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2021, vol. 8, no. 2 (30), pp. 19-24. DOI: 10.24147/ 2312-1300.2021.8(2).19-24 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.