ставляться предпринимателям, готовым вкладывать средства в развитие предприятий по производству полуфабрикатов и готовой продукции, ориентированных на экспорт. Реализация данной меры позволит стимулировать рост промышленного производства в регионе, создать рабочие места, остановить миграционный отток населения.
2. Разработать программу расселения населения в приграничных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока с учетом современных социально-экономических и геополитических реалий.
3. Необходимо обосновать пределы допустимого формирования диаспор из соседних стран (в процентах от численности населения), установить запрет на создание компактных поселений мигрантов из-за рубежа на основе этнического
и земляческого принципов, реализовать программы этнокультурной и языковой адаптации мигрантов.
4. Снизить транспортные тарифы для жителей Дальнего Востока на 1-2 поездки в течение года любым видом транспорта в любой район страны. Снижение транспортных тарифов снимет проблему транспортной удаленности территорий, предоставит гарантии населению и приостановит миграционный отток.
5. Распространить на южные районы Дальнего Востока надбавки за длительные сроки проживания в регионе. Например, людям, прожившим более 5 лет выплачивать доплату 15 %, до 10 лет — 25 %, до 20 лет - 50 %, свыше 20 лет - 100 %. Мера позволит повысить уровень заработной платы населения и остановит миграционный отток.
Актуальные проблемы
государственно-правового
регулирования профессионального миграционного образования в России
Самойлов В.Д. *
The article disputes actual problems of state-legal adjustment of professional education in sphere of migration in Russia.
В последние годы система профессионального образования России всё более ориентирована на подготовку и переподготовку высококвалифицированных специалистов в соответствии с потребностями работодателей. В качестве подтверждения значимости такого подхода отметим, в том числе, и один из основных показателей аккредитации российских вузов, а именно - востребованность выпускников. При этом осуществляется анкетирование и работодателей, и выпускников. Следовательно, объём и качество подготовки специалистов в вузах должны быть стандартизированы, прежде всего, под установленные Минздравсоцразвития и Минобрнауки России требования.
В этой связи обратимся к феномену «профессиональное миграционное образование в России», задавшись двуединым вопросом - насколько обоснованы пот-
ребности органов государственной власти в специалистах-миграционщиках и обеспечивает ли система высшего профессионального образования подготовку таких специалистов?
Заметим, что согласно Указу Президента РФ от 21 марта 2007 г. № 403 Федеральная миграционная служба реализует шесть генеральных функций: правоприменение, контроль, надзор, оказание государственных услуг, законотворчество в качестве субъекта бюджетного планирования. Для реализации перечисленных функций ФМС России располагает более чем 35 тыс. человек (сотрудников, государственных гражданских служащих и работников). Ежегодная текучесть кадров достигает 10 %.
Вместе с тем полномочия ФМС России распространяются на семь из восьми миграционных процессов, подлежащих
Профессор кафедры международного права и миграционной безопасности АЭБ МВД России, доктор педагогических наук, профессор.
Ol
Z
0) о о сч
о о о
Q. С[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о
ш у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
государственно-правовому регулированию в России, а именно, на: иммиграцию, эмиграцию, трудовую миграцию (внешнюю), вынужденную миграцию соотечественников, реадмиссию и нелегальную миграцию. Однако, как показывает практика, (результаты планового и внепланового контроля и инспектирования) значительная часть персонала миграционных структур обнаруживает слабые профессиональные знания, умения и навыки при исполнении служебных обязанностей. Краткосрочные курсы повышения квалификации в десятках разнопрофильных вузов — это, по сути, образование «на бегу».
В то же время ФМС России в качестве координатора реализуемой стратегии миграционной политики предназначена для решения социально-экономических и демографических задач, обеспечения национальной безопасности1. В самом деле, например, квота для осуществления трудовой деятельности в России иностранными гражданами и лицами без гражданства на 2009 г. составляет 3 976 747, а её резерв — 1 988 343 человека2. Для регулирования вопросов въезда, пребывания и выезда почти 6-ти миллионной армии иностранных работников центральный аппарат ФМС России располагает Управлением внешней трудовой миграции (25 чел.), а основную нагрузку в области государственно-правового регулирования процесса внешней трудовой миграции выполняют территориальные органы Службы.
Какие общие проблемы государственно-правового регулирования профессионального миграционного образования в России, по нашему мнению, следует выделить?
Во-первых, забвение федеральными органами исполнительной власти Программы содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, которая была утверждена распоряжением Правительства РФ 18 июня 2005 г. В этой Программе была сформулирована конкретная задача: «п.7 Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы миграции».
В результате Государственная программа «Соотечественники» (Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637), разработанная на основе упомянутой Программы, не только «похоронила» надежду на создание системы профессионального миграционного образования в России, но
и сама демонстрирует редчайшую неэффективность реализации. Вместо ожидаемого переселения на российскую территорию сотен тысяч (до 500 тыс.) соотечественников, по состоянию на 1 января 2008-2009 гг. реальная картина далека от ранее прогнозируемой. Суммарно, всего, соответственно, 690 и 8 793 человека3.
Причина отмеченной неэффективности заключается, в первую очередь, в некомпетентности разработчиков Госпрограммы, которые, по существу, под потенциальным соотечественником-переселенцем понимали типичного иностранного работника. Тем не менее, почти все члены Межведомственной рабочей группы вскоре после начала «реализации» госпрограммы продолжили свой карьерный рост.
Что всё-таки удалось сделать в целях создания системы профессионального миграционного образования?
1. Продолжить подготовку «миграци-онщиков» (государственных гражданских специалистов) в ГУУ на кафедре управления миграционными процессами (примерно 15-17 человек ежегодно).
2. Осуществить в 2008 г. первый выпуск 19 человек (из них сотрудников ФМС России — 12 человек) в Московском университете МВД России.
3. Начать факультативное изучение учебной дисциплины «Основы миграционного права» в Академии экономической безопасности МВД России на экономическом и юридическом факультетах.
4. Организовать факультативное изучение учебной дисциплины «Государственно-правовое регулирование миграционной системы Российской Федерации» в МИЭМП.
5. Организовать изучение учебной дисциплины «Государственно-правовое регулирование миграционной системы Российской Федерации» в системе вузов МВД России с 1 января 2009 г.
6. ВИПК МВД России обеспечил повышение квалификации сотрудников территориальных органов в 2006 г. в объеме 300 чел., в 2007 г. - 100.
7. Разработать Государственный образовательный стандарт на подготовку «сотрудника Федеральной миграционной службы», который согласован лично директором ФМС России и должен вводиться в 2009-2010 учебном году для всех вузов системы МВД России.
Во-вторых, проблема обоснования потребностей подразделений централь-
ного аппарата ФМС России и её территориальных органов в высококвалифицированных специалистах, которые исчисляются сотнями человек.
Для обоснования потребностей в спе-циалистах-миграционщиках и в целом в профессиональном миграционном образовании следует учитывать количественно-качественные показатели протекающих в Российской Федерации миграционных процессов. Например, по показателю ежегодной численности мигрантов соответствующих категорий с учётом трендов:
• иммигрантов в страну по итогам 2008 г. въехало примерно 14 млн чел., из них 40 % — неоднократно. Система миграционного контроля не создана. В составе Управления иммиграционного контроля ФМС России 28 чел., посты иммиграционного контроля преобразованы в подразделения территориальных органов ФМС России с передачей функции иммиграционного контроля подразделениям Пограничной службы;
• эмигрантов из России выезжает 40-70 тыс. чел. ежегодно;
• внутри страны ежегодно расселяются и переселяются (млн чел.): в 2006 г. — 5,1; в 2007 г. — 5,3; в 2008 г. — 4, 97;
• соотечественников на 1 января 2009 г. — 8 793 чел.;
• легальных трудовых мигрантов из числа ИГ и ЛБГ (млн чел): в 2007 г. — 2,26; в 2008 г. — 2,07;
• вынужденных мигрантов — более 67 тыс. чел. (вынужденных переселенцев — 66 488/68 016 нуждаются в жилищном обустройстве/, ВПЛ — 2 641, беженцев — 713 /обратились 3 938/ и ЛХПУ /обратились 1836/ -1326 чел.);
• нелегальных мигрантов — около 2 млн чел. (отдел УИК ФМС);
• итого: около 35 млн чел.
Иные проблемы на пути создания профессионального миграционного образования в Российской Федерации:
Административно-централизованное управление профессиональным миграционным образованием, с учётом вышеизложенного, не осуществляется: государственные гражданские служащие обучаются в ГУУ, сотрудники ФМС России — в Московском университете МВД России (возможно и в АЭБ МВД России).
С целью повышения квалификации4 1 085 ГГС в 2007 г. ФМС России заключила договоры с 54 организациями и учреждениями!
Правовые — проект государственного образовательного стандарта мною разработан для подготовки специалистов в сфере миграции, опубликованы и разработаны несколько учебников и учебных пособий для их подготовки в МосУ МВД России; АЭБ МВД России и МИЭМП. Имеющиеся предпосылки для кодификации миграционного законодательства не реализованы.
Распоряжения Правительства РФ от 15 ноября 2002 г. № 1606-р «О создании центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства на автоматизированной основе» и от 9 июня 2005 г. № 748-р «О создании системы персонального учёта населения в Российской Федерации» не отменены и не выполнены.
Кадровые — кадровое обеспечение миграционного образования не организовано в связи с уже изложенными особенностями. Состояние подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы миграции не ориентировано на формирование собственных высококвалифицированных кадров: во-первых, государственный заказ на подготовку кадров для сферы миграции отсутствует; во-вторых, профессиональным отбором кандидатов на учёбу ФМС России не занимаются; в-третьих, уполномоченный руководящий орган по направлению профессионального миграционного образования в структуре ФМС России не создан.
Видимо не случайно в 2007 г. из 378 правонарушений, совершённых сотрудниками ФМС России, 196 (51,8 %) приходится на долю руководящего состава; из 105 должностных преступлений — 50,4 %. Кроме того, из общего числа сотрудников, принятых в территориальные органы Службы в 2007 г. были уволены 2 248 чел. (8 % от их наличествующего состава!).
По существу каждое из 16 управлений ФМС России вынуждено организовывать подобие собственных образовательных модулей для повышения квалификации своих сотрудников в составе территориальных органов Службы. В связи с огромной территориальной разнесённостью УФМС России представляется целесообразной проработка возможности реализации дистанционного образования персонала территориальных органов Службы.
Научные — созданный Научный совет ФМС России под председательством 1-го заместителя директора ФМС России
О!
О) О О
сч
о о о о.
со
I-О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
Ol
Z
0) о о сч
М.Л. Тюркина провёл уже три заседания. Однако результаты научно-исследовательской работы в Службе более чем скромные.
Ведомственные — сложилась парадоксальная ситуация: МВД России предназначено для формирования миграционной политики страны, но эту функцию не реализует несмотря на то, что соответствующую норму Указа Президента РФ «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 19 июля 2007 г. № 927 никто не отменял.
Таким образом, изложенные проблемы государственно-правового регулирования профессионального миграционного образования в России по-прежнему актуальны:
• во-первых, вследствие потребностей ФМС России и её территориальных органов в высококвалифицированных специалистах;
• во-вторых, в связи с установленной Минобрнауки России практикой ор-
ганизации подготовки, переподготовки и повышения кадров для соответствующих сфер и отраслей; • в-третьих, в целях становления отечественной системы профессионального миграционного образования. В этой связи с научных позиций обнаруживается закономерность: чем выше потребности страны в государственно-правовом регулировании миграционных процессов (например, в интересах привлечения высококвалифицированных иностранных работников), тем выше должна быть компетентность и подготовленность руководящего состава ФМС России и персонала органов, организаций и подразделений Службы. К тому же, отдельного исследования заслуживает обоснование потребностей в специалистах-миг-рационщиках других министерств и ведомств, что, несомненно, убеждает в необходимости создания отечественной системы профессионального миграционного образования.
Литература и примечания
1. Самойлов В.Д. Правовые основы обеспечения национальной безопасности: учебное пособие. М.: МИ-ЭМП, 2008. С.98.
2. Приказ Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2008 г. № 777-н.
3. Состоят на учете в территориальных органах ФМС России (человек): а) участников Госпрограммы на 1 января 2008 и 2009 гг., соответственно, 289 и 4 088; б) членов их семей, соответственно, 401 и 4 705.
4. Указ Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации».
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф vo
>5
О *
О ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
Нелегальная миграция
как угроза национальной безопасности Российской Федерации
Смирнова В.А. *
The article envisages illegal migration as one of threats for national safety provision in Russian Federation.
В современном мире в эпоху глобализации вопросы регулирования иммиграционных процессов приобретают важнейшее значение, поскольку позитивные и негативные стороны этого явления оказывают весомое воздействие на развитие любого государства мира. Умение наладить управление этими процессами является сегодня одним из основных показателей эффективной деятельности органов государственной власти.
Каждое государство, так или иначе, испытывает на себе действие упомянутых
процессов, рассматривая их в качестве одного из важнейших аспектов национальной безопасности.
При этом очевидно, что оценка миграционной ситуации, выработка способов ее решения могут быть различны, поскольку они обусловливаются такими исторически определенными факторами, как состояние экономики, правового обеспечения миграции, социальной сферы, демографической ситуацией, а также политическими установками государства. В зависимости от этого государство
Советник Управления иммиграционного контроля ФМС России, кандидат юридических наук.