Научная статья на тему 'Activities of consumer societies of Russia Centrosoyuz'

Activities of consumer societies of Russia Centrosoyuz Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
STRUCTURE OF THE CONSUMER SOCIETIES / ECONOMIC ACTIVITY / MATERIAL AND TECHNICAL BASIS / PURCHASING / MANUFACTURING / GOVERNMENT SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Bondarenko L. V.

In system of consumer cooperatives of Russia Centrosoyuz destructive processes which began in the 90s are continued. The number of consumer companies, the number of shareholders and the number of areas in which there are consumer society are reduced. The total volume of activity of consumer cooperatives (at constant prices) in 2013 has been reduced in comparison with 2009 by 8.8%. Activity of consumer cooperatives on servicing the remote and sparsely populated villages is unprofitable, due to the low purchasing power of the rural population, the prevalence in this regard in the structure of retail sales of cheap goods and low competitiveness of consumer cooperatives, compared with retail chains, the poor state of roads. In 2013, in the countryside, there were 33.7 thousand of cooperative stores, which is in 3.7 times less than it was in 1990, and 2 times less than in 2000. There were about 77% of the stores, and the rest were closed or leased. Procurement of Consumer Cooperatives, after a sharp downturn in 90-s are intensified in terms of procurement of milk, fruit and pig hides, procurement of potatoes, vegetables and wool continue to decrease. Manufacturing activity of consumer societies is reducing. With respect to the federal and regional state support consumer societies of Russia Centrosoyuz are in an unequal position with the subjects of agricultural consumer cooperatives. Considering the social and economic importance of rural development of this form of consumer cooperatives, it is necessary to strengthen its state support at both the federal and regional levels.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Activities of consumer societies of Russia Centrosoyuz»

УДК / UDC 061.23:658.818 (47+57)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИИ

ACTIVITIES OF CONSUMER SOCIETIES OF RUSSIA CENTROSOYUZ

Бондаренко Л.В., доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН Bondarenko L.V., Doctor of Economic Sciences, Professor, Corresponding member of the

Russian Academy of Sciences Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского

хозяйства, Москва, Россия All-Russian Research Institute of Agricultural Economics, Moscow, Russia E-mail: bondarenko l@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В системе потребительской кооперации Центросоюза России продолжаются деструктивные процессы, начавшиеся в 90-е годы. Сокращается число потребительских обществ, численность пайщиков и число районов, в которых действуют потребительские общества. Совокупный объем деятельности потребительской кооперации (в сопоставимых ценах) в 2013 г. сократился по сравнению с 2009 г. на 8,8%. Деятельность организаций потребительской кооперации по обслуживанию труднодоступных и малонаселенных сел и деревень убыточна, что обусловлено низкой покупательной способностью сельского населения, преобладанием в связи с этим в структуре розничного оборота дешевых товаров и слабой конкурентоспособностью организаций потребительской кооперации по сравнению с торговыми сетями, плохим состояниям дорог. В 2013 г. в сельской местности насчитывалось 33,7 тыс. кооперативных магазинов, что в 3,7 раза меньше, чем было в 1990 г., и в 2 раза меньше по сравнению с 2000 г. Действовало около 77% магазинов, остальные были или закрыты, или сданы в аренду. Закупочная деятельность потребительской кооперации после резкого спада в 90-е годы активизировалась в части закупок молока, плодов и свиного кожсырья, закупки картофеля, овощей и шерсти продолжают снижаться. Сокращается и производственная деятельность потребительских обществ. В отношении федеральной и региональной государственной поддержки потребительские общества Центросоюза России находятся в неравном положении с субъектами сельскохозяйственной потребительской кооперации. Учитывая социально-экономическую значимость развития на селе этой формы потребительской кооперации, ее государственную поддержку необходимо усилить как на федеральном, так и на региональном уровнях.

ABSTRACT

In system of consumer cooperatives of Russia Centrosoyuz destructive processes which began in the 90s are continued. The number of consumer companies, the number of shareholders and the number of areas in which there are consumer society are reduced. The total volume of activity of consumer cooperatives (at constant prices) in 2013 has been reduced in comparison with 2009 by 8.8%. Activity of consumer cooperatives on servicing the remote and sparsely populated villages is unprofitable, due to the low purchasing power of the rural population, the prevalence in this regard in the structure of retail sales of cheap goods and low competitiveness of consumer cooperatives, compared with retail chains, the poor state of roads. In 2013, in the countryside, there were 33.7 thousand of cooperative stores, which is in 3.7 times less than it was in 1990, and 2 times less than in 2000. There were about 77% of the stores, and the rest were closed or leased. Procurement of Consumer Cooperatives, after a sharp downturn in 90-s are intensified in terms of procurement of milk, fruit and pig hides, procurement of potatoes, vegetables and wool continue to decrease. Manufacturing activity of consumer societies is reducing. With respect to the federal and regional state support consumer societies of Russia Centrosoyuz are in an unequal position with the subjects of agricultural consumer cooperatives. Considering the social and economic

importance of rural development of this form of consumer cooperatives, it is necessary to strengthen its state support at both the federal and regional levels.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Структура потребительских обществ, хозяйственная деятельность, материально-техническая база, закупки, производство, государственная поддержка.

KEY WORDS

Structure of the consumer societies, economic activity, material and technical basis, purchasing, manufacturing, government support.

Потребительская кооперация, созданная в России более 180 лет назад, как форма взаимовспомоществования крестьян в сфере потребления, прошла в своем развитии качественно разные этапы. В дореформенный период торговое обслуживание сельского населения осуществлялось в основном организациями потребительской кооперации. В 1990 г. на ее долю приходилось 84% всей сети предприятий розничной торговли в сельской местности. Через эту систему реализовывалось 70% денежных доходов жителей сельской местности. Сейчас удельный вес этой системы в сети предприятий розничной торговли на селе снизился до 13%. Потребительская кооперация через развитую сеть приемозаготовительных пунктов осуществляла широкомасштабную деятельность по закупке у населения сельскохозяйственной и дикорастущей продукции с ее дальнейшей переработкой. Производственная деятельность организаций потребительской кооперации позволяла насытить сельский потребительский рынок относительно недорогой продукцией.

Глубокий кризис, охвативший страну в 90-е годы, резкое падение покупательной способности сельского населения подорвали экономические основы деятельности потребительской кооперации, основная масса ее организаций лишилась оборотных средств и возможности осуществлять закупочную, торговую и производственную деятельность.

Деградацию потребительской кооперации системы Центросоюза России не удается приостановить до сих пор, продолжается сокращение числа потребительских обществ, численности пайщиков и числа районов, в которых действуют потребительские общества. Только за последние 4 года потребительских обществ стало меньше на 273 (9,2%), численность пайщиков сократилась на 1135,7 тыс. человек (30,1%). Из 1815 сельских муниципальных районов организации потребительской кооперации действуют только в 1332 районах. По сравнению с 2009 г. число районов, охваченных этой кооперативной системой, сократилось на 40 (табл. 1).

Таблица 1 - Организационная структура потребительской кооперации системы Центросоюза РФ

п/п 2009 2010 2011 2012 2013 2013 к 2009, %

Число потребительских обществ, ед. 2972 2919 2721 2762 2699 90,8

Численность пайщиков, тыс. чел. 3776,9 3717,8 3587,0 2879,9 2641,2 69,9

Число районов, где действуют потребительские общества 1372 1371 1313 1331 1332 97,1

На 1.01.2014 г. численность пайщиков потребительской кооперации системы Центросоюза России составляла 2,6 млн человек против 22,8 млн на 1.01.1991 г. и 11,4 млн - на 1.01.2001 г.

В 2013 г. совокупный объем деятельности потребительской кооперации составил 258734 млн руб., в сопоставимых ценах он сократился по сравнению с 2009 г. на 8,8%. Основанным видом деятельности потребительских обществ является розничная

торговля, на которую приходится порядка 70% совокупного объема деятельности (табл. 2).

Таблица 2 - Структура деятельности потребительской кооперации Центросоюза РФ (к совокупному объему деятельности, %)

п/п 2009 2010 2011 2012 2013

Оборот розничной торговли 69,8 69,7 69,4 69,4 67,2

Оборот общественного питания 5,9 5,9 6,0 6,2 6,2

Оборот оптовой торговли 4,6 4,7 4,5 4,5 4,2

Закупки сельхозпродуктов и сырья 8,4 9,0 9,3 9,4 9,4

Производство промышленной продукции 9,3 8,7 8,6 8,2 8,3

Платные услуги 2,1 2,1 2,1 2,1 1,9

Оборот розничной торговли (в сопоставимых ценах) в 2013 г. сократился по сравнению с 2009 г. на 8,1%. Основной его объем (75,7%) составляют продукты питания, тогда как в 1990 г. на них приходилось только 36%. По существу роль потребительской кооперации в торговом обслуживании жителей села сведена к удовлетворению потребности в товарах первой необходимости.

В 2013 г. оборот розничной торговли в расчете на 1 человека, обслуживаемого торговой сетью потребительской кооперации, равнялся 9207 руб. Доля кооперативной розничной торговли в торговом обороте на сельских территориях составила всего 1,15%.

Несмотря на незначительный в целом вклад в торговое обслуживание проживающего на сельских территориях населения, потребительские общества выполняют важную социальную миссию по торговому обслуживанию населения, проживающего в малолюдных и отдаленных селах и деревнях, тогда как торговые сети не несут никаких социальных обязательств по обслуживанию этой категории покупателей.

В зоне деятельности потребительской кооперации находится 89 тыс. населенных пунктов, из которых в 54 тыс. проживает менее 100 человек. При этом жители более 34 тыс. населенных пунктов обслуживаются только розничными торговыми предприятиями потребительской кооперации. Из них 22,2 тыс. населенных пунктов со средней численностью от 10 до 100 человек обслуживаются стационарными предприятиями розничной торговли или же такой населенный пункт располагается в шаговой доступности от предприятия торговли потребительской кооперации. Население 12 тыс. поселений, в которых средняя численность жителей колеблется от 7 до 50 человек, обслуживается автомагазинами.

Деятельность организаций потребительской кооперации по обслуживанию труднодоступных и малонаселенных сел и деревень убыточна, что обусловлено низкой покупательной способностью сельского населения, преобладанием в связи с этим в структуре розничного оборота дешевых товаров и слабой конкурентоспособностью организаций потребительской кооперации по сравнению с торговыми сетями, плохим состояниям дорог, особенно в зимний и весенний период. Быстро происходит износ и выход из строя автомобилей-автомагазинов, обслуживающих мелкие населенные пункты, тем самым увеличивая и без того высокие затраты, связанные с обслуживанием сельского населения. В 2012 г. сумма убытков организаций потребительской кооперации составила 940 млн руб.

На начало 2013 г. в системе потребительской кооперации насчитывалось почти 9 тыс. убыточных предприятий и автолавок, в том числе 8,3 тыс. стационарных предприятий и более 600 автомагазинов. Среднемесячный оборот стационарных магазинов составил 106 тыс. руб., автомагазинов - 121 тыс. руб., а в мелких населенных пунктах с численностью жителей от 10 до 50 человек - 30-50 тыс. руб. В среднем деятельность каждого такого предприятия приносит организациям потребительской кооперации более 100 тыс. руб. убытка в год.

Материально-техническая база торгового обслуживания продолжает сокращаться. В сельской местности расположено порядка 4/5 магазинов розничной

торговли потребительской кооперации. Их число сокращается опережающими темпами по сравнению с общим количеством магазинов, находящихся на балансе организаций Центросоюза. По сравнению с 2009 г. в 2013 г. сеть сельских магазинов уменьшилась на 5837, или 14,8%.

В 2013 г. в сельской местности насчитывалось 33,7 тыс. кооперативных магазинов розничной торговли. Это в 3,7 раза меньше, чем было в 1990 г., и в 2 раза меньше по сравнению с 2000 г. Действовало только 76,7% магазинов (в 2000 г. -83,1%), т.е. 25,9 тыс. Остальные магазины были или закрыты, или сданы в аренду (табл. 3).

Таблица 3 - Материально-техническая база розничной торговли

п/п 2009 2010 2011 2012 2013 2013 к 2009, %

Магазины розничной торговли - всего 47769 46211 43596 42521 41206 86,3

из них в сельской местности 39560 38174 35917 35141 33723 85,2

% 82,5 82,8 82,3 82,6 82,1 х

в том числе: - действует 30979 30326 28483 27856 25873 83,5

% 78,3 79,4 79,3 79,3 76,7 х

- сдано в аренду 3303 3135 2970 2941 3088 93,5

% 8,3 8,2 8,3 8,4 9,2 х

- закрыто 5278 4713 4464 4344 4762 90,2

% 13,3 12,3 12,4 12,4 14,1 х

Оборот общественного питания потребительских обществ в 2013 г. составил 91,6% к уровню 2009 г. На собственную продукцию приходится 82% совокупного оборота (в 2009 г. - 78,1%).

В 90-е годы кооператоры начали осваивать новый для них вид хозяйственной деятельности - торговлю медикаментами. На 1.01.2001 г. в системе Центросоюза было создано 378 аптек, аптечных киосков и пунктов по продаже медицинских товаров. В 2009 г. их количество увеличилось до 546, но затем эта деятельность, имеющая большое социальное значение, стала сворачиваться (табл. 4).

Таблица 4 - Торговля медикаментами

п/п 2009 2010 2011 2012 2013 2013 к 2009, %

Аптеки, аптечные киоски, пункты 546 543 531 484 438 80,2

- в том числе аптеки 130 200 217 179 142 109,2

Ветеринарные аптеки, киоски, пункты 1420 1984 1825 1565 1306 92,0

- в том числе аптеки 120 111 104 103 102 85,0

Для организации досуга сельского населения в системе потребительских обществ функционирует 7948 библиотек, 2217 детских и 186 спортивных площадок, 285 коллективов художественной самодеятельности. Деятельность потребительской кооперации в этом важном для социального развития села секторе, к сожалению, имеет тенденцию к сокращению.

Важнейшей функцией потребительских обществ является закупочная деятельность, которая способствует сбыту продукции К(Ф)Х, ЛПХ и других сельхозтоваропроизводителей. После резкого спада в 90-е годы этот вид деятельности потребительских обществ в 2000-е годы по ряду продуктов стал нарастать. В частности, в анализируемом периоде устойчиво росли закупки молока, увеличившись в 2013 г. по сравнению с 2009 г. на 22%. На 7,6% выросли закупки плодов, на 13,6% - свиного кожсырья. Закупки мяса остались практически стабильными, картофеля, овощей, шерсти снизились (табл. 5).

В 2013 г. закупки мяса составили 77,8 тыс. т. Это в 7,8 раза меньше, чем было закуплено в 1990 г. (610,4 тыс. т), но в 1,5 раза превышает объем закупок в 2000 г., составивший 50,2 тыс. т.

Закупки молока (251,8 тыс. т) увеличились против 1990 г. (111,6 тыс. т) в 2,3 раза и превысили уровень 2000 г. (55,5 тыс. т) в 4,5 раза.

Таблица 5 - Закупки сельхозпродукции и сырья (тыс. т)

Виды сельхозпродукции и сырья 2009 2010 2011 2012 2013 2013 к 2009, %

мясо 77,9 80,2 79,3 79,9 77,8 99,9

молоко 206,3 210,3 222,4 237,2 251,8 122,1

картофель 92,2 115,0 87,7 81,1 73,3 79,5

овощи 82,4 84,7 88,0 81,8 81,0 98,3

плоды 44,8 48,7 52,6 49,9 48,2 107,6

шерсть (в переводе на чистое волокно) 1,4 1,4 1,4 1,3 1,2 85,7

кожсырье свиное, тыс. шт. 8,8 9,0 11,5 11,8 10,0 113,6

Картофеля в 2013 г. было закуплено (73,3 тыс. т) в 21 раз меньше, чем в 1990 г. (1533,6 тыс. т), и на 28% - по сравнению с 2000 г. (93,7 тыс. т). Отставание по закупке овощей от доперестроечного периода составляет 4,6, плодов - 5,3 раза. По сравнению с 2000 г. закупка овощей увеличилась в 2,1, а плодов - в 2,5 раза.

Сокращается и производственная деятельность потребительских обществ. За последние пять лет в наибольшей мере уменьшилось производство колбасных изделий - на 39,3%, в наименьшей - кондитерских (на 7,3%) - (табл. 6).

Для сравнения, в 1990 г. в системе потребительской кооперации производилось 5325 тыс. т хлеба и хлебобулочных изделий, 269,5 тыс. т колбасных изделий, в 2000 г. соответственно 1148 тыс. т и 37,6 тыс. т. Производство кондитерских изделий сократилось по сравнению с 1990 г. в 3,6 раза, а с 2000 г. - на 12,3%.

Таблица 6 - Производственная деятельность

п/п 2009 2010 2011 2012 2013 2013 к 2009, %

Производство:

хлеба и хлебобулочных изделий, тыс. т 556,8 536,9 497,1 466,3 433,5 77,9

колбасных изделий, тыс. т 15,5 14,1 11,8 10,0 9,4 60,6

кондитерских изделий, тыс. т 39,1 39,6 37,8 36,8 36,2 92,6

консервов, млн условных банок 38,9 29,2 29,1 29,2 28,1 72,2

безалкогольных напитков, млн дкл 6,8 7,9 6,2 5,9 5,9 86,8

В настоящее время единственной на федеральном уровне мерой финансовой поддержки организаций потребительской кооперации, которая была предусмотрена в Госпрограмме развития сельского хозяйства 2008-2012 и включена в Госпрограмму 2013-2020, является субсидирование процентной ставки по кредитам сроком до 1 года на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья с целью первичной и последующей его переработки. Это существенно отличается от мер государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов, занимающихся на селе аналогичной деятельностью, что ставит потребительскую кооперацию в условия неравной конкуренции.

В ведомственной целевой программе «О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.12.2014 г. № 1421, предусматривается федеральная и региональная грантовая поддержка только тех потребительских обществ системы Центросоюза России, в которых 70% выручки формируется за счет осуществления видов деятельности, аналогичных видам деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов: заготовка, хранение, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции.

На региональном уровне практически не работают механизмы, установленные Федеральным законом от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусматривающие поддержку организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности. Организации потребительской кооперации, как правило, не

включаются в региональные программы развития, а в тех программах, где они включены в качестве участников, финансовая поддержка в основном не предоставляется или предоставляется в незначительном объеме. Ранее организациям потребительской кооперации компенсировались затраты на доставку товаров в отдаленные населенные пункты, в настоящее время такая компенсация не предусмотрена или крайне ограничена.

В региональных стратегиях развития торговых сетей и организации развозной торговли предусматриваются только планы расширения торговой деятельности в населенных пунктах с численностью жителей от 3 тыс. и более.

Такой уровень государственной поддержки потребительской кооперации недостаточен для возрождения ее многофункциональной деятельности на сельских территориях.

Для возрождения и укрепления финансовой устойчивости потребительской кооперации системы Центросоюза России, утраченной в сложных условиях переходного периода, повышения доступности торговых и бытовых услуг сельскому населению, улучшения условий сбыта производимой в малых формах хозяйствования сельскохозяйственной продукции, ее переработки и насыщения сельского потребительского рынка необходимо усилить государственную поддержку потребительских обществ на федеральном и региональном уровнях. В частности:

- учитывая многоплановое влияние потребительских обществ на развитие сельских территорий, включить их в число участников Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы, в том числе ВЦП «О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», на паритетных началах с субъектами сельскохозяйственной потребительской кооперации;

- в субъектах РФ для организаций потребительской кооперации, осуществляющих деятельность на сельских территориях, предусматривать: возмещение расходов по доставке товаров первой необходимости в сельские магазины, расположенные начиная с 11 км от пункта получения товаров; установление тарифов на оплату тепловой и электрической энергии на уровне тарифов для предприятий агропромышленного комплекса; компенсацию затрат на содержание планово-убыточных предприятий розничной торговли, расположенных в глубинных малонаселенных поселениях.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 г. № 717.

2. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»: постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 г. № 598.

3. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации Российской Федерации за 2008-2012 годы. - М.: Центросоюз России, 2013 г.

4. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации Российской Федерации за 2013 год. - М.: Центросоюз России, 2014 г.

5. Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по ее регулированию (раздел 6. Деятельность потребительской кооперации по улучшению условий жизнедеятельности сельского населения). Ежегодный доклад по результатам мониторинга. - М.: ООО НТЦ «КВАН», 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.