Теория и методика профессионального образования
В.В. Борщева
«Action research»
как инструмент повышения квалификации в преподавании иностранных языков
Статья посвящена методу «исследование в действии» как одному из способов повышения квалификации преподавателей иностранных языков. Данный метод широко используется в западных странах, но для России он все еще является новым, хотя имеет огромный потенциал для личностного и профессионального развития педагога. Автор на конкретном примере описывает суть метода и приходит к выводу о необходимости его широкого внедрения в образовательную среду.
Ключевые слова: повышение квалификации преподавателя английского языка, непрерывное повышение квалификации, метод «исследование в действии», саморефлексия педагога, высшая школа, высшее образование, преподавание иностранных языков в университете.
В современной системе образования, когда происходит огромное количество изменений, связанных с интернационализацией образования, переходом в новое информационное пространство, изменением роли и функций преподавателя и т.д., повышение квалификации просто жизненно необходимо, чтобы быть в курсе изменений и ощущать новые тенденции. В преподавании иностранных языков вопрос о повышении квалификации стоит более остро, чем в другой предметной области. Если говорить об английском языке, то он все время меняется, процессы глобализации оказывают свое влияние и на грамматику, и на фонетику, появляется новая лексика и даже новые варианты английского языка.
4 X го О ^ т
к ^ о
Ш го т
5 л го ^ О О.
го о к
с5 =| Поэтому перед любым преподавателем иностранного языка всегда стоит задача - быть в курсе изменений, совершенствовать свой язык в первую очередь, чтобы уже далее грамотно его доносить до учащих-к у о ся. Анкетирование 87 преподавателей английского языка в вузе пока-
о-е- зало, что большая часть из них предпочла бы в качестве программы
ш о .
_ ^ повышения квалификации курсы, ориентированные на языковую сторону, нежели чем на методическую; при этом подавляющее большинство преподавателей отметили в своей анкете, что пойдут на «любой курс обучения, если его будет вести носитель языка». Это вполне объяснимо для нашей страны, все еще находящейся в определенной степени удаленности от англоязычных соседей. Тем не менее, методическая составляющая любого повышения квалификации крайне важна, т.к. от методического мастерства напрямую зависит успешность процесса обучения.
Согласно большинству нормативных актов, преподаватель должен периодически повышать свою квалификацию, проходя 72-часовой курс с получением сертификата или другого документа не менее одного раза каждые три года. Это формальное требование системы образования, но в идеале для любого преподавателя необходимо непрерывное повышение квалификации, происходящее ежедневно, как на самих занятиях, так и вне. Посещение всякого рода курсов, семинаров, конференций, круглых столов чаще связано с внешней мотивацией, когда преподавателя направляют руководители, или такие факторы, как необходимость прохождения конкурсного отбора на занимаемую должность, повышение квалификационной группы и прочие аспекты трудовой деятельности. Но всем известно, что именно внутренняя мотивация является более эффективной для достижения высоких результатов, и одной из наиболее важных форм повышения квалификации можно назвать самостоятельную рефлексию процесса обучения, которая чаще всего реализуется при посещении занятий коллегами и при обсуждении их результатов, а также если преподаватель ведет свой педагогический дневник, где он записывает свои мысли о проведенных занятиях, отмечает положительные и отрицательные стороны, фиксирует не только интересные моменты, но и свои ощущения, впечатления, т.к. эмоциональный фон очень важен для обучения, особенно в случае преподавания языков. Такой вид саморефлексии не распространен в нашей стране, если преподаватель и ведет какой-то дневник или делает записи, то скорее это будут какие-то успешные задания, ошибки учащихся, интересные выражения и прочее, но, тем не менее, про такой вид работы преподавателя часто пишут западные методисты, которые предлагают его как один из инструментов повышения качества образовательного
CC fN
процесса. И даже если преподаватели и не ведут такого рода журнала, Е то они знакомы с этой идеей. То, что для нашей страны и системы обра- § ^ зования является почти неизвестным, но имеет огромный потенциал g ° для педагога, - это метод action research, или как по-русски его назвали I i
«исследование в действии». Нам представляется этот метод очень инте- * g
Е о
ресным и актуальным для активного преподавателя, готового меняться, о pg подстраиваться под учащихся и их интересы, стремящегося к самораз- S о витию и самосовершенствованию. с
Метод исследования в действии появился в западной науке уже довольно давно, изначально в социологии; его чаще всего связывают с такими исследователями, как Курт Левин (Kurt Lewin), Стефен Кори (Stephen Corey), которые изложили основную концепцию этого метода. Для многих западных стран этот метод является частью педагогического процесса в разных образовательных учреждениях, в университетах можно пройти курс «Action Research», который обычно предлагается в магистратуре, когда студенты уже имеют практический преподавательский опыт, т.к. такой курс является практико-ориентированным по сути и содержанию.
Исследование в действии - это практическое изучение какой-либо проблемы, поиск путей ее решения через апробацию и применение различных новых идей, способов, методов и возможностей. Это метод, который нужен практику для решения конкретной задачи или проблемы, позволяющий педагогу выйти за рамки привычного, посмотреть на образовательный процесс с разных ракурсов и оценить его по разным критериям. Несомненно, этот метод будет полезен и для учащихся как для субъектов образовательного процесса, у которых появляется какой-то неожиданный для них формат работы, другие виды заданий и прочие нововведения, которые предлагает преподаватель.
Рассмотрим подробнее, в чем состоит суть метода исследования в действии. Традиционная схема включает следующие этапы: постановка проблемы, сбор данных, анализ и интерпретация данных, планирование дальнейших действий и рефлексия [4]. Часто в исследовательской литературе пишут о цикличности исследования в действии, понимая, что процесс может повторяться и развиваться до тех пор, пока не найдено решение [2]. Если уйти от теории, то на практике данная схема может быть описана так:
1 этап: постановка проблемы (например, преподаватель видит, что парная работа студентов не продуктивна);
2 этап: сбор данных (сначала рекомендуется исследовать теоретическую литературу; выявить, что можно использовать для улучшения ситуации, затем начать реализовывать новые стратегии, задания и т.д.);
го 2 сс
ы
о л
^ л го
О ей
к о
Ф го го
л го
О .
ы О
сс и О
и
а. си
о
О
1— . с
3 этап: анализ (проанализировать изменения, как через свои наблюдения, так и учебные результаты, опросы студентов и т.д.);
4 этап: планирование и реализация новых действий (начать активно использовать то, что изменило учебную ситуацию);
5 этап: рефлексия (оценка полученных результатов, анализ своей работы, принятие решений об изменениях в программе, подходах к обучению и т.д.).
В случае если положительных изменений не произошло, то процесс повторяется заново, начинается второй цикл, используются новые методы работы, собирается информация, которая затем анализируется и апробируется.
Это краткое, довольно примитивное описание метода, но оно дает определенное понимание процесса, при этом можно отметить, что опытные преподаватели интуитивно действуют по такой модели, не придавая статус какого-то исследования своим действиям.
Описанный пример исследования в действии в реальной практике занял 2 цикла исследования. Преподаватель, столкнувшийся с тем, что студенты «плохо» работают в парах, начал использовать более разнообразные варианты деления на пары или группы (принцип деления все время варьировался: по цвету глаз, по схожести одежды, по датам рождения, по наличию братьев / сестер / домашних животных / сходных предметов личного пользования типа телефонов, часов и т.д.), тем самым преподаватель пытался добиться динамики группы, разнообразия языковых партнеров, но данный подход не принес ожидаемых результатов, какие-то пары работали лучше, какие-то - по-прежнему «вяло». Во второй цикл исследования преподаватель вовлек студентов, провел опросы и анкетирование, в результате которых выяснилось, что у ряда студентов был скрытый конфликт, что и влияло на осуществление парной работы. Преподаватель стал назначать пары самостоятельно, объединяя студентов, которым было комфортно общаться друг с другом, и проблема была решена. В ходе исследования обнаружилось, что проблема носила психологический характер и не была связана ни с методикой проведения занятий, ни с преподавателем. Это единичный пример, который относится к одной конкретной группе учащихся, для другой группы, возможно, наоборот, если бы преподаватель постоянно использовал какие-то новые формы и варианты деления на пары или группы, они бы более эффективно выполняли задания. Метод исследования в действии как раз и решает такие проблемы каждого конкретного преподавателя, группы, сообщества. Несмотря на название, в котором есть слово «исследование», суть метода не сводится к тому, чтобы найти универсальное решение, раз и навсегда выяснить что-то, а как раз
о §
наоборот, решить частную проблему и глубже понять учебный процесс, учащихся и себя как педагога в том числе. Как отмечает Х.Д. Браун (H. Douglas Brown), исследование в действии не нацелено на написание научной статьи, а на улучшение вашего собственного понимания образовательного процесса в классе, через которое вы сможете стать более хорошим учителем [3, с. 499]. о
о
а.
Тем не менее, исследование в действии имеет огромный потенциал чю для учебной аудитории, для образовательного процесса в целом и для с каждого педагога, стремящегося к самосовершенствованию. Те, кто уже начал применять этот способ профессионального роста, отмечают его положительный эффект [1; 2].
Исследование в действии можно проводить не только индивидуально в своем классе, но и совместно с другими преподавателями одной кафедры, одного вуза, и даже разных учебных заведений, реализуя тем самым сетевое исследование. Спектр инструментов для сбора данных может включать в себя не только опросы студентов, но и интервью, дневники, аудио- и видеоматериалы, тесты, листы самооценки, образцы работ студентов и т.д. На наш взгляд, исследование в действии должно быть неотъемлемым элементом любого диссертационного исследования по педагогике, а также элементом постоянного повышения квалификации преподавателей.
Библиографический список
1. Кротова А.С., Адаспаева Н.М. «Action research» как стратегия повышения эффективности собственной деятельности современного педагога // European Research. 2016. № 1 (12). С. 95-98.
2. Куракбаев К.С. «Action Research» как подход к исследовательской деятельности педагога-практика // Открытая школа. 2013. № 7. С. 28-31.
3. Brown H.D. Teaching by Principles: an interactive approach to language pedagogy. Pearson Education, 2007.
4. Mills G.E. Action Research: A Guide For the Teacher Research. (43rd еd.). Boston, 2010.