Научная статья на тему 'Абу-л-Хасан ал-Маварди — мусульманский теоретик политической практики'

Абу-л-Хасан ал-Маварди — мусульманский теоретик политической практики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
421
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Туманян Т. Г.

This article is devoted to the biography and some aspects of socio-political activity of Abu-I-Hasan alMawardi — one of the most prominent Muslim jurist of Abbasid Khalifat's epoch who lived in X-XI centuries in Baghdad. His work «Al-Ahkam as-Syltaniya wa-l-wiIaiya ad-diniya» becomes classic and has influenced the formation of Sunni doctrine of Muslim State. The present author demonstrates the impact of al-Mawardi's work on the formation of the Muslim political and legal thought.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Abu-l-Khasan al-Mavardi-a Moslem theorist of politics

This article is devoted to the biography and some aspects of socio-political activity of Abu-I-Hasan alMawardi — one of the most prominent Muslim jurist of Abbasid Khalifat's epoch who lived in X-XI centuries in Baghdad. His work «Al-Ahkam as-Syltaniya wa-l-wiIaiya ad-diniya» becomes classic and has influenced the formation of Sunni doctrine of Muslim State. The present author demonstrates the impact of al-Mawardi's work on the formation of the Muslim political and legal thought.

Текст научной работы на тему «Абу-л-Хасан ал-Маварди — мусульманский теоретик политической практики»

Т. Г. Туманян (философский ф-т)

АБу-Л-ХАСАН АЛ-МАВАРДИ —

МУСУЛЬМАНСКИЙ ТЕОРЕТИК ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Ушедшее столетие наглядно продемонстрировало то, насколько ислам и его юридические нормы, разработанные еще в Средние века, в том числе шариатские принципы власти и управления, способны оказывать влияние на развитие правовых систем и государственное строительство в странах мусульманского Востока. Эта парадоксальная для сегодняшнего мира ситуация объясняется, судя по всему, не только и не столько простым нежеланием исламских государств перенимать современные образцы западных политических систем и правовых моделей, сколько глубокими культурно-историческими различиями, затрагивающими самые разные стороны жизни человека и общества. И сколь ни разочаровывающим представляется этот вывод дня адептов процесса глобализации и грядущей социально-политической унификации, убедительных оснований для его опровержения сегодня явно недостаточно.

Чем большей реальностью становятся факторы исламского обновления, тем больше разумных оснований попробовать отыскать в истоках мусульманской учености базовые принципы ее социального, правового и политического мировоззрения— мировоззрения, своим долголетием уже доказавшего собственную живучесть. Примером подобного наследия, вне всякого сомнения, могут быть труды средневекового арабского мыслителя, правоведа и политика Абу-л-Хасана 'Али б. Мухаммада б. Хабиба ал-Басри ал-Багдади ал-Маварди (974-1058), чье научное творчество и разносторонняя деятельность практика не только снискали ему почет и уважение современников, но и стали высоким образцом дисциплины мысли и мудрого поведения в последующие столетия.

О жизни его известно немного. Родился он в семье торговца в городе Басра, там же провел годы своего детства. Источники дают весьма скупую информацию о происхождении ал-Маварди, его семье и воспитании. Однако они упоминают о важной детали, связанной с годами пребывания в Басре, которая, возможно, сыграла судьбоносную роль в его жизни. Известно, что ал-Маварди был дружен с неким Ахмадом б. Аби аш-Шаварибом из семьи просвещенных и авторитетных факихов. Эта дружба сильно повлияла на научное образование и формирование образа мыслей ал-Маварди. В семье аш-Шавариб юного ал-Маварди принимали как очень близкого человека. Со временем аш-Шавариб стал кадием (судьей) Басры, а затем был переведен в Багдад на должность главного кадия. Такие перемены, судя по всему, не могли не отразиться на судьбе молодого ал-Маварди, окончательно решившего к тому времени стать на путь законоведения1.

Свое начальное правовое образование он получил в Басре. В числе его наставников был знаменитый шафиитский факих Абу-л-Касим ас-Саймари2. успешно преодолев свою первую академическую ступень, ал-Маварди не позднее 1020 г. пе-

© Т. Г. Туманян, 2004

реезжает в Багдад, где его учителями становятся Абу Мухаммад 'Абдаллах ал-Бафи3 и известный авторитет в области шафиитского права Абу Хамид ал-Исфара'ини4.

Пожалуй, излиптне говорить, что полноценное образование в сфере мусульманской юриспруденции той поры включало в себя не только глубокое знание основных источников права — Корана и Сунны, но также и детальное освоение других, связанных с фикхом, наук: истории, грамматики, риторики и т.д. Свою квалификацию правоведа ал-Маварди подкреплял как практической деятельностью, прослужив на протяжении многих лет в должности кадия в самых разных частях халифата, так и плодотворной преподавательской работой в университетах Багдада и Басры. В первой ипостаси он приобрел известность и уважение как беспристрастный судья и утонченный знаток сложной правовой системы ислама, а во второй составил себе с лаву педагога, оставившего после себя много достойных учеников, по крайней мере девять из которых стали известными факихами5, а также ученого, создавшего ряд выдающихся научных трактатов. Источники свидетельствуют о следующих сочинениях, авторство которых приписывается ал-Маварди: «Ан-Нукат ва-л-'уюн фи тафсир ал-Кур'ан»; «Ал-Хави фи фуру' ал-фикх»; «А'лам ан-пубувва» (эта книга известна также под названием «Дала'ил ан-нубувва»); «Ал-Амсал ва-л-хикам»; «Ал-Ахкам ас-султанийа ва-л-вилайа ад-динийа»; «Адаб ад-динийа ва ад-дин»; «Тасхил ан-назар ва та'джил аз-зафар»; «Каванин ал-визара»; «Сиясат ал-мулк»; «Атмал ал-Кур'ан»; «Китаб фи-н-нахв»; «ал-Икна'». Последняя из перечисленных работ имела известность и успех еще при жизни автора и, вероятно, сыграла существенную роль в карьере ал-Маварди. Средневековый ученый Ибн 'Абдаллах Йакут6 сообщает о примечательном событии тех лет. Аббасидский халиф ал-Кадир (991-1031), желая упорядочить громоздкую и во многом противоречивую систему мусульманского права, призвал наиболее авторитетных факихов своего времени — представителей основных правовых школ — систематизировать и подготовить юридические кодексы по каждому из четырех главных суннитских мазхабов. Среди прочих участников был и Абу-л-Хасаи ал-Маварди. Именно в этот период он пишет свой трактат по шафиитскому праву— «Ал-Икна'», за что получает самую высокую оценку ал-Кадира и неоспоримое профессиональное признание. Вероятно, логическим следствием подобного успеха становится и его повое назначение. При халифе ал-Ка'име (1031-1075) примерно в 1037-1038 гг. ал-Маварди получает почетный титул верховного кадия (акда ал-Кудат) Багдада. Столь высокий статус давал ему значительные полномочия на самостоятельные решения в сфере правовой деятельности, а также в кадровых вопросах, связанных с назначением и отрешением от должности судей7. Приобретя славу авторитетнейшего муджтахида, ал-Маварди поднимается на новую ступень своего научного и профессионального положения. Признанный правовед становится не менее известным политиком.

Свою деятельность советника на службе у аббасидских халифов Абу-л-Хасан ал-Маварди осуществлял в тяжелое для государства время. В этот период халифат практически утратил свое былое величие и территориальное единство. Все больше некогда обширное государство напоминало раздираемое противоречиями и политическими страстями пространство. Именно в такой ситуации его безупречный авторитет и выдающиеся способности переговорщика оказались востребованы на дипломатическом поприще. В этой сфере ал-Маварди снискал уважение и доверие

не только халифов, но и представителей династии Буидов, обладателей реальной политической власти в государстве. При этом собственное достоинство и независимость суждений оставались его неизменными качествами. Весьма показательным в этом смысле является отношение ал-Маварди с буидским правителем Багдада Джа-лалом ад-Давла. Когда по его настоянию халиф ал-Ка'им вынужден был даровать Джалалу титул шахиншаха (царя царей) и имя его стало упоминаться в мечетях во время пятничной молитвы, этот поступок был встречен религиозной общиной неоднозначно, и халифу пришлось обратиться к факихам за правовым обоснованием своего решения. В противовес мнениям других законоведов, оказавшихся склонными к компромиссу с властью, ал-Маварди выразил свое решение в фетве, в которой отказался признавать правомочность присвоения данного титула земному правителю, считая его применимым только по отношению к Всевышнему8. Принципиальность и смелость такого суждения были по достоинству отмечены и укрепили за ал-Маварди авторитет правоведа, верного лишь букве божественного закона. Похожим был эпизод и с другим представителем буидов — Абу Калиджаром. Являясь, по сути дела, единоличным правителем значительных территорий халифата, он не без оснований требовал ддя себя титул «Великого султана — повелителя народов». В столь сложной ситуации дипломатический талант ал-Маварди вновь оказался на высоте. Ему удалось убедить буидского правителя в том, что обладателем подобного титула может быть лишь «правоверный халиф». В конечном итоге Абу Калид-жар не только согласился с подобными доводами, но и заверил ал-Ка'има в своей лояльности, направив в Багдад многочисленные богатые подарки9.

Приведенные примеры дипломатической активности едва ли могут полномасштабно охарактеризовать весь спектр политической деятельности ал-Маварди. Источники сообщают, что на протяжении ряда лет именно ему приходилось выполнять наиболее деликатные поручения аббасидских халифов, связанные с нелегкими и подчас опасными переговорами о суверенитете халифата. Обладая качествами уважаемого и искусного миротворца, ал-Маварди неоднократно удавалось сохранять мир и равновесие в сложных и, казалось бы, безнадежных ситуациях, когда личные амбиции правителей различных территорий подвергали испытанию на прочность центральную власть10. Несмотря на сложность подобных миссий, он ревностно отстаивал суверенитет и права халифов, некогда олицетворявших идею великого единого государства.

Именно в это время, примерно в 40-50-е годы XI в., появляется наиболее известный труд ал-Маварди в области политики и права «Ал-Ахкам ас-султанийа ва-л-вилайа ад-динийа» («Законы власти [или законы султанские] и религиозное правление»). Данная работа была написана в период, когда халифат как единое государство уже распался и фактически перестал существовать, уступив место ряду лоскутных государственных образований. Аббасидские халифы сохраняли только призрачную духовную власть, уступив власть политическую эмирам из буидской династии, а позже султанам-сельджукидам. По сути дела, в своем сочинении ал-Маварди рисует не столько реально существующее государство, сколько некий идеал мусульманской теократии, имеющий при этом существенные черты политического проекта. Поскольку освещение основных положений трактата «Ал-Ахкам ас-султанийа» уже нашло некоторое отражение в отечественной науке11, мы в силу поставленной задачи остановимся только на его общем значении для арабо-

мусульманской общественно-политической и юридической мысли и, в частности, суннитского государственного права.

Труд Абу-л-Хасана ал-Маварди, несмотря на некоторую отвлеченность от политических реалий XI в., оставил заметный след в истории мусульманской социально-правовой мысли, оказан очевидное влияние на дальнейшее формирование доктрины государства и власти. Всего через несколько лет после появления этого сочинения под аналогичным названием выходит работа главы ханбалитского маз-хаба Абу Яа'ла ибн ал-Фарра12. В ней автор, по сути дела, дословно воспроизводил главные положения книги ал-Маварди. Этот факт не только подтверждал значимость труда шафиитского муджтахида, но и свидетельствовал о некотором сближении мировоззренческих позиций двух правовых школ. Нескслько позже, в эпоху династии Айюбидов в XII столетии, появляется новая работа по политическому управлению под названием «Ал-Мапхадж ал-маслук фи сияса ал-мулук», авторство которой некоторые исследователи приписывают Абд ар-Рахману б. Абдаллаху13. Здесь оказались востребованы те положения книги ал-Маварди, которые были посвящены мудрому управлению государством. Считается, что данное произведение представляло собой некое практическое руководство властвования и было издано специально для Салах ад-Дипа.

С течением времени интерес к творчеству ал-Маварди, и особенно к его «Ал-Ахкам ас-султапийа», находил все новые подтверждения в многочисленных трудах представителей академической среды мусульманского средневековья. Известный мамлюкский энциклопедист XIV в. ан-Нувейри в трактате «Нихайат ал-араб фи фуггуп ал-адаб»14 отводит концепции ал-Маварди ведущее место в вопросах административного управления. Приоритет «Ал-Акхам ас-султапийа» как классическому произведению в области государства и права отдают и другие средневековые правоведы— представители самых разных юридических школ. Так, в XIV в. Ибн Джама'а закладывает в основу своей «Тахрир ал-ахкам»15 г лавные положения этого учения, а Ибн ал-Ухувва, живший примерно в то же время, предваряет свое знаменитое произведение «Ма'алим ал-кубра фи ахкам ал-хисба»16 целой главой из «Ал-Ахкам ас-султапийа». Заслуги ал-Маварди были отмечены и выдающимся арабским историком Ибн Халдуном. В «Мукадциме»17— самом знаменитом его сочинении — автор отмечал, что он не считает необходимым предаваться детальному исследованию шариатского принципа власти и управления в исламе, так как, по его мнению, эта работа уже проделана мусульманскими правоведами, в том числе и ал-Маварди. Положительно отзывался о научном вкладе шафиитского муджтахида в мусульманскую правовую теорию и другой деятель науки — известный египетский энциклопедист XV в. ал-Калкашанди. В трактате «Субх ап-а'ша фи сина'ат ал-ипша»18 он, опираясь на базовые положения «Ал-Ахкам ас-султанийа», призывает власть строго руководствоваться положениями шариата.

Надо сказать, что это далеко не полный перечень работ ученых, факихов и богословов средневековья, подтвердивших незыблемость позиций «Ал-Ахкам ас-султапийа» в системе мусульманского права. В Новое и Новейшее время интерес к принципал! классической теории халифата Абу-л-Хасапа ал-Маварди не только не уменьшился, но и получил новый импульс. Известно, что в эпоху господства османских султанов правоведы и политики в поисках ответов па вопросы, касавшиеся структуры власти в исламском государстве, а также роли армии в нем19, также об-

ращались к «Ал-Ахкам ас-султанийа». В XIX в., в эпоху обширных империалистических завоеваний, интерес к научному наследию арабо-мусульманского средневековья, в частности к трудам Абу-л-Хасана ал-Маварди, впервые нашел отражение в западной литературе. Европейцы, пытавшиеся понять специфику мусульманской правовой системы и особенности формирования власти в теократическом государстве, перевели «Ал-Ахкам ас-султанийа» на французский, голландский и английский языки20. Мусульманские реформаторы XIX — начала XX в. часто обращались к учению багдадского муджтахида, пытаясь адаптировать средневековую концепцию халифата к актуальным требованиям современности. Хейр ад-Дин ат-Туниси почерпнул из «Ал-Ахкам ас-султанийа» принцип делегирования властей как основу для представительских институтов. Другой известный теоретик, приверженец модернистского направления в исламе, Рашид Рида в работе «Ал-Хилафа ау ал-имама ал-'узма»21, посвященной соотношению светской и духовной власти в религиозном государстве, строит свое учение о халифате, анализируя главные положения «Ал-Ахкам ас-султанийа».

Что касается теоретических изысканий современных правоведов и учепых-специалистов в области мусульманской социально-политической мысли, то они несут подчас программный характер и посвящены главным образом модификации политических систем в странах исламского мира. Вместе с тем они продолжают испытывать заметное влияние классической теории халифата22. Более того, концепции теократического исламского государства все чаще противопоставляются многими мусульманскими идеологами западным государственно-правовым институтам, что, безусловно, становится актуальной научной и практической проблемой.

Подводя итог, можно с определенной долей уверенности констатировать, что классическое учение о халифате оставалось на протяжении многих веков основополагающим в разработке доктрины исламского государства. Начиная с раннего средневековья, мусульманская правовая теория постоянно совершенствовалась, отражая эволюцию теократического государства и его политико-правовых институтов. Вместе с тем остается очевидным фактом то, что именно работы арабомусульманских средневековых мыслителей, в том числе Абу-л-Хасана ал-Маварди, теоретически обобщили ортодоксальные доктрины халифата, оказав самое серьезное влияние на дальнейшее развитие политических и правовых учений. И именно их теоретический потенциал нуждается в дальнейшей научной интерпретации.

Summaiy

This article is devoted to the biography and some aspects of socio-political activity of Abu-l-Hasan al-Mawardi — one of the most prominent Muslim jurist of Abbasid Khalifat's epoch who lived in X-XI centuries in Baghdad. His work «Al-Ahkam as-Syltaniya wa-l-wilaiya ad-diniya» becomes classic and has influenced the formation of Sunni doctrine of Muslim State. The present author demonstrates the impact of al-Mawardi's work on the formation of the Muslim political and legal thought.

1 Ибп ал-Джавзи, Абу-л-Фарадж ‘Абд ар-Рахши. Ал-Мунтазам фи тарих ал-мулук ва ал-умам. Хайдарабад, 1939-1941. VIII. С. 26; VII. С. 270.

2 аш-Ширази, Абу Исхак Ибрахим б. Али. Табакат ал-фукаха. Багдад, 1937. С. 110.

3 ас-Субки, Абд ал-Ваххаб... Табакат аш-шафи'ийа ал-кубра. ал-Кахира, ал-Матба'а ал-хусейнийа ал-мисрийа. 1906. II. С. 233.

4 аш-Ширази. указ. соч

5 ас-Субки. Табакат. III. С. 31, 41, 223,237, 249, 284, 298, 303; IV. С. 42.

6 Йакут. Штаб ад-Дчп аби ‘Абдол/iax б. 'Абдпъыах. Китаб Иршад ал-ариб ила ма'рифат ал-адиб. ал-Кахира; Матба'ат Хшщия, 1907-1926. V. С. 407.

7 Lambton Ann К. S. State and Government in Medieval Islam. An introduction to the study of Islamic political theory: the jurists. Oxford University press, 1981. P. 83.

8 Ибп ал-Джавзи. Аи-Муитазам... VIII. С.97; ас-Субки. Табакат. III. С.305; Ибп пл-Аспр, ‘Изз ad-Дип 'Али б. Мухаммад. Ал-Камил фи-т-тарих. Leiden: Brill, 1851-1883. IX. С. 357.

Ибп ал-Асир... Ал-Камил фи-т-тарих. IX. С.284-285.

10 О роли Абу-л-Хасана ал-Маварди в отношениях между халифом ал-Каимом и буидским правителем Багдада Джалалем ад-Давла, а также эмиром Абу Калиджаром и сельджукским султаном Тогрул-беком см.: Йакут. Китаб Иршад ал-Ариб. V. С. 407; Ибп ал-Джавзи. Ал-Мунтазам VIII. С. 65; ас-Субки. Табакат III. С. 305.

11 См.: Петрушевский И. П. Ислам в Иране (VI-XV вв.). Л., 1966; Кирабаев Н. С. Социальная философия I мусульманского Востока. М., 1986.

12 Абу Яа’ла ибп ал-Фарра'. А>Ахкам ас-султанийа. ал-Кахира, 1938.

13 Абд ар-Рахмап. Ал-Манхадж ач-маслук фи сияса &л-мулук. ал-Кахира, Матба'ат аз-захир, 1908.

14 ап-Нувейри, Шихаб ад-Дии Ахмад б. 'Абд ал-Ваххаб, Нихайат ал-араб фи фунун ал-адаб. ал-Кахира, Дар ал-кутуб, 1926.

15 Ибп Джама'а. Тахрир ал-ахкам. Islamica. VI. Leipzig, 1934.

16 Ибп ал-Ухувва. Ма'алим ал-кубра фи ахкам ал-хисба. Cambridge: University Press, 1938. Ch. I—II.

17 Ибп Халдуп, ‘Абд ар-Рахмаи. Ач-Мукаддима. Бейрут: ал-Ма'тба'а ал-адабия, 1900. Кн. I. Гл. 34. С. 236.

18 ал-Калкашапди. Абу-л-‘Аббас Ахмад. Субх ал-а'ша фи сина'ат ал-инша. ал-Кахира, ач-Ма'тба'а ал-амирийа, 1913.

19 Ташкопрузаде, Ахмад б. Мустафа. Китаб мифтах ас-са'ада ва мисбах ас-сийада. Хайдарабад, Даи'рат ач-м'ариф, 1911-37.1. С. 345.

20 Al-Ahkam as-Sultaniyya (Maximilian Enger). Bonn, 1853; Ostrorog Leon. El-Ahkam es-Soulthaniya. Paris, 1901-1906; Keijzer S. Mawardi’s publick en administratief regt van den Islam. H.F. Amendroz // Journal of the Royal Asiatic Society, 1910, 1911, 1916.— Полный перевод трактата «Ал-Ахкам ас-султанийа» на английский язык был выполнен лишь в 1996 г. (The Ordinances of Government. Translated by Wafaa H. Wahba. Garnet Publ. Ltd. UK, 1996).

21 Рида, Мухаммад Рашид. Ал-Хилафа ay ап-имама ал-'узма. ал-Кахира, Матба'ат ал-манар, 1922.

22 Сюкняйиеи П. Р. 1) Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986. С. 112-159; 2) Концепции халифата и современное государсгвенно-правовое развитие Зарубежного Востока / / Ислам: проблемы идеологии, нрава, политики и экономики. М., 1985. С. 139-159.

Статья поступила в редакцию 23 июня 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.