Научная статья на тему 'АБСТРАКЦИОНИЗМ КАК СПОСОБ ОТКАЗА ОТ РЕАЛЬНОСТИ'

АБСТРАКЦИОНИЗМ КАК СПОСОБ ОТКАЗА ОТ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
20
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
МедиаVектор
Область наук
Ключевые слова
АБСТРАКЦИОНИЗМ / ИСКУССТВО / СТИЛЬ / ФИЛОСОФИЯ / ДИЗАЙН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Савченко Любовь Васильевна, Свинцовский Эдуард Николаевич

Рассматривается процесс становления абстрактного искусства. Изучены предпосылки его появления. Определены основные деятели, внесшие большой вклад в развитие этого стиля. Поставлены вопросы отличия этого направления от других. Выявлены его характерные черты. Изучено влияние абстракционизма на другие виды искусства. Даны рекомендации его восприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABSTRACTIONISM AS A WAY OF REJECTING REALITY

The process of formation of abstract art is considered. The prerequisites for its appearance have been studied. The main persons who have made a great contribution to the development of this style are identified. The questions of the difference of this direction from others are raised. Its characteristic features are revealed. The influence of abstractionism on other types of art is studied. Recommendations of its perception are given.

Текст научной работы на тему «АБСТРАКЦИОНИЗМ КАК СПОСОБ ОТКАЗА ОТ РЕАЛЬНОСТИ»

УДК 7.038

АБСТРАКЦИОНИЗМ КАК СПОСОБ ОТКАЗА ОТ РЕАЛЬНОСТИ

Савченко Любовь Васильевна,

доктор филологических наук, профессор, директор Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);

Свинцовский Эдуард Николаевич,

студент

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Рассматривается процесс становления абстрактного искусства. Изучены предпосылки его появления. Определены основные деятели, внесшие большой вклад в развитие этого стиля. Поставлены вопросы отличия этого направления от других. Выявлены его характерные черты. Изучено влияние абстракционизма на другие виды искусства. Даны рекомендации его восприятия.

Ключевые слова: абстракционизм, искусство, стиль, философия, дизайн.

Annotation. The process of formation of abstract art is considered. The prerequisites for its appearance have been studied. The main persons who have made a great contribution to the development of this style are identified. The questions of the difference of this direction from others are raised. Its characteristic features are revealed. The influence of abstractionism on other types of art is studied. Recommendations of its perception are given.

Key words: abstractionism, art, style, philosophy, design.

Постановка проблемы. С возникновением искусства фотографии художникам уже не требовалось детально прорисовывать объекты на полотнах. Следующим этапом был отказ от предметной формы, что и породило абстракционизм (беспредметное искусство).

Изучая события тех времён, когда появился абстракционизм, можно сделать вывод, что для зарождения этого стиля было сразу несколько причин. Одно из таких, которое повлияло и привело к появлению абстрактного искусства, - это волна независимости, предоставленная художникам в XIX веке. Художникам было предоставлено больше свободы и возможностей для создания работ, что позволило им развивать свои интересы и капитал в новом индустриальном и современном мире. Художники могли экспериментировать более свободно и получить признание за интеллект и «абстракцию», лежащие в основе работ. Этот культурный сдвиг ознаменовал собой начало новой эры в экспериментировании с сюжетом и композицией, что явилось прямым влиянием и основным принципом абстрактного искусства.

Еще одна из причин - запрос на перемены, который появился в предреволюционном обществе. В начале XX века многие устали от сложившихся традиций - как в искусстве в частности, так и в жизни в целом. Людям хотелось нового, и абстракционизм, который с определённой точки зрения можно считать экстремизмом в искусстве, дал им это. Ещё одной причиной появления стиля стало расслоение кубизма, экспрессионизма и футуризма, которое шло в 10-х годах прошлого века. В ходе этого процесса в живописи появились новаторские решения, подразумевавшие отказ от реалистичности и ставшие в основу абстракционизма.

Изложение основного материала. Абстрактное искусство не процветало между Первой и Второй мировыми войнами. Окруженный тоталитарной политикой и художественными движениями, делающими новый акцент на образах, таких как сюрреализм и социально-критический реализм, он получил мало внимания. Но после Второй мировой войны возникла и имела широкое влияние энергичная американская школа абстрактной живописи под названием «Абстрактный экспрессионизм». Абстрактное искусство озадачивало и даже сбивало с толку многих людей, но для тех, кто принял его нереферентный язык, нет сомнений в его ценности и достижениях.

Этот стиль по-настоящему отвергает реальность, его последователи изображают простые и сложные формы, играют с цветом, используют линии и плоскости, комбинируя так, чтобы вызвать у зрителя эмоции.

Наконец-то художник мог отказаться от ограничения и рамок, свободно выражать свои эмоции, мысли и ощущения. Понятное дело, что далеко не сразу абстракционизм начали воспринимать, некоторое время он подвергался критике и осуждению. Но со временем стиль все-таки признали.

На первый взгляд может показаться, что произведение в данном стиле - это своего рода хаос, непонятно как расположены объекты, нет логики, связей и вообще это какие-то детские рисунки. Однако при детальном рассмотрении можно увидеть, что все элементы композиции упорядочены, все детали органичны, были использованы сложные художественные техники и даже есть какая-то суть.

Абстракционизм перекликается чертами и с другими стилями в живописи. Однако, есть отличительные признаки. Например, от реализма, классицизма и романтизма его отличает отказ от привычных образов действительности. А от кубизма - чередование четких и плавных линий. С сюреализмом у абстракционизма отличие в отказе от изображения реальных предметов.

К основным же чертам этого направления можно отнести:

1) отказ от точного изображения предметов и явлений;

2) свободные ассоциации без конкретной смысловой нагрузки;

3) создание ритмических, цветовых и пластических композиций.

В течение четырех-пяти лет, предшествовавших Первой мировой войне, такие художники, как Робер Делоне, Василий Кандинский, Казимир Малевич и Владимир Татлин обращались к принципиально абстрактному искусству.

Родоначальником абстракционизма можно считать Василия Кандинского. Его традиционно считали первым современным художником, нарисовавшим чисто абстрактные картины, не содержащие узнаваемых объектов, в 1910-1911 годах. Однако позже это повествование было подвергнуто сомнению (рис. 1):

Рисунок 1. «Первая абстрактная акварель» В.В. Кандинский

Василий Васильевич впоследствии рассказывал о том, что он просто перевернул одну из картин Клода Моне. Ему показалось, что в такой ориентации она выглядит намного лучше, чем в обычной, и именно это побудило его использовать абстракции в своём творчестве [2].

Последователями Кандинского в этом направлении стали Михаил Ларионов (рис. 2) и Наталья Гончарова (рис. 3), которые сформулировали философию стиля и разработали одно из его ответвлений - лучизм, или районизм.

I • гя

1 : / /

/ Ал я / ' г ' ¿Г 'О 1г л / Ж

/ ш* / У /

, м ■ *\ * / :: * / ■ 111

// /

Рисунок 2. «Композиция. Синий лучизм» М.Ф. Ларионов

Рисунок 3. «Цветы» Н.С. Гончаров

Большой вклад в развитие абстракционизма внёс Казимир Малевич и его «Черный квадрат». На выставке Малевич повесил картину в красном углу, где в деревенских домах висели иконы, и - назвал «Квадрат» иконой своего времени.

Казимир Северинович настолько отказался от предметной формы, что разработал свое направление в абстракционизме - супрематизм (рис. 4).

Рисунок 4. «Черный квадрат» К.С. Малевич

Самый эффективный способ прочувствовать произведение абстрактного искусства -это встать перед ним и смотреть. Именно благодаря такому простому подходу, рассматривая некоторые работы, зритель может погрузиться в глубокие экзистенциальные переживания или экстатический транс.

История создания работы тоже важна: скорее всего, если зритель узнает, когда и при каких обстоятельствах было создано произведение, он ненамеренно увидит что-то новое для себя, связанное с его представлениями по этим фактам. Прочитав биографию художника, зритель задастся вопросом, какое значение могло иметь это произведение в той стране и в то время, когда работал его автор: тот же «Чёрный квадрат» производит совсем другое впечатление, если человек что-то знает о философских течениях и искусстве начала XX века.

В литературе наиболее ярко он проявился в поэзии. Отличительной особенностью произведений было использование «заумных» слов. Читателю было сложно понять, что подразумевал автор. Широкого распространения абстракционизм в литературе не получил. Из примеров можно привести творчество Крученых, представители Французской школы «Открытой поэзии».

Изначально абстракционизм был в музыкальных произведениях, потом уже композиции перенесли на полотна. Композиторы хотели, чтобы слушатели сконцентрировались на сочетании звуков, темпе. К этому направлению можно отнести атональную музыку А. Шенберга. Часто художники-абстракционисты находили вдохновение в операх или других известных произведениях.

Последователи абстракционизма в скульптуре не только создавали футуристичные объекты, но и использовали необычные материалы в работе. Обычно их произведения не были функциональными, их цель - вызвать общественный резонанс [1].

Сам графический дизайн - это абстрактное воплощение смыслов, а сам стиль, который мы рассматриваем, лежит в основе графического дизайна.

Реклама смело использует ассоциативный ряд абстрактного искусства и связывает с характеристиками товара (рис. 5).

Рисунок 5. Логотип от студии Repina

Абстракционизм предоставляет покупателю возможности толкования товаров и поиск новых смыслов. Иногда создается иллюзия фантазии, когда рекламодатель уже все сказал, а иногда можно сделать новые выводы. Поэтому этот прием следует использовать только в том случае, если выгодно, чтобы покупатель фантазировал. К примеру, абстракция, заложенная в рекламный образ в СМИ, газетах и журналах призвана увлечь, вызвать любопытство, зацепить читателя, чтобы он захотел больше узнать о товаре и захотел его приобрести [3].

Существенное различие между абстрактным искусством и дизайном заключается в том, что абстрактное искусство, как и все изобразительное искусство, можно встретить на созерцательном уровне. Оно может быть интеллектуальным, интуитивным, вдохновляющим или эстетически красивым. Он предназначен для того, чтобы заставить нас думать, чувствовать, размышлять, развиваться и задумываться о значении нашего опыта. Функция дизайна совершенно иная. Это способ повысить полезность или удовольствие от потребительских товаров.

Важно учитывать, что каждое изображение по-разному воспринимается, так как потребитель видит то, что хочет видеть. Поэтому картина не должна быть слишком перегруженной. Если сама по себе абстракция притягивает внимание, то сложные образы и непонятные значения заставляют покупателя пройти мимо подобного сообщения. Слишком много информации в мире, чтобы еще нагружать мозг дополнительными ребусами.

Fashion-индустрия повсеместно использует абстрактные принты. Мода использует абстрактные принты, иногда полностью копируя произведения художников.

Современный графический дизайн трансформирует абстрактные изображения в соответствующие фигуры. Как, например, в рекламе спортивной одежды Freddy. Движение героини показано благодаря абстрактной конструкции, зрительно «растягивающей» ее тело (рис. 6):

Рисунок 6. Реклама спортивной одежды Freddy

Выводы. «Я нарисую это за 10 минут», - фраза, которую произносят каждый день в каждом музее современного искусства. Многие абстракционисты имеют классическое образование и отличные навыки академического рисунка - то есть они способны нарисовать симпатичную вазу с цветами, закат на море или портрет, но почему-то не хотят. Они выбирают визуальный опыт, не обременённый предметностью: художники как бы облегчают задачу зрителю, не давая ему отвлечься на объекты, изображённые на картине, и помогают сразу погрузиться в эмоциональное переживание.

Еще 10 лет назад было проведено исследование для того, чтобы проверить действительно ли картины абстрактного экспрессионизма неотличимы от рисунков детей или животных. Предлагалось рассмотреть пару картин и дать определение, где работа профессионала, а где нет. Где-то в 60-70% случаев испытуемые угадывали верно. Перевес вроде бы небольшой, но значимый, ведь так получается, что картины художника все-таки отличаются от рисунков шимпанзе. Следующее исследование показало, что даже сами дети могут отличить профессиональную картину от детского рисунка [5].

Самое главное стоит помнить, что абстракция настолько субъективна, что утончённые знатоки искусства и случайные зрители оказываются перед ней на равных.

Список литературы:

1. Абстракционизм. Беспредметное искусство. - Текст: электронный // Artdoart -онлайн-галерея картин и скульптур: [сайт]. - URL: https://artdoart.com/news/abstrakcionizm-bespredmetnoe-iskusstvo (дата обращения: 29.01.2022).

2. Абстракционизм: перевёрнутая картина как предтеча нового стиля. - Текст: электронный // Крупнейший рынок искусства и роскоши - Veryimportantlot: [сайт]. -URL: https://clck.ru/NmMPa (дата обращения: 29.01.2022).

3. Гид по стилю: абстракционизм. - Текст: электронный // Брендинговое агентство Repina: [сайт]. - URL: https://repinabranding.ru/blog/gid-po-stilyu-abstraktsionizm (дата обращения: 29.01.2022).

4. Что такое абстракционизм в искусстве, как его понять и отличить от других течений. - Текст: электронный // Art-Dot - Онлайн-галерея живописи: посмотреть картины и их описания: [сайт]. - URL: https://clck.ru/aqPPi (дата обращения: 29.01.2022).

5. «Я тоже так могу»: Как понять и полюбить абстрактное искусство. - Текст: электронный // Wonder: [сайт]. - URL: https://clck.ru/aqPQm (дата обращения: 29.01.2022).

УДК 655.5

АНАЛИЗ ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО РЫНКА РФ

Тимохин Александр Михайлович,

кандидат философских наук, доцент, заместитель директора по учебно-методической работе Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);

Тиунова Екатерина Сергеевна,

студентка

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. В данной статье анализируется полиграфический рынок Российской Федерации. Основное внимание профессионального сообщества по-прежнему приковано к проблемам развития медиапотребления в стране. Для профессионалов полиграфической деятельности интерес отнюдь не праздный, поскольку перспективы полиграфического производства и бизнеса напрямую зависят от изменений, которые претерпевает эта сфера. Также были выявлены факторы, влияющие на рынок полиграфии. Полиграфическая отрасль вполне самодостаточна и получает постоянную поддержку от государства, если

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.