Научная статья на тему 'About the status of officer of law and order service'

About the status of officer of law and order service Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
115
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ РАБОТНИКА / СИСТЕМНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артемьев А. М.

При определении статуса сотрудника правоохранительной службы нужно говорить и о правах, и о обязанностях, и о государственных гарантиях и компенсациях, предоставляемых служащим и членам их семей, и об ответственности служащих правоохранительной службы. В законодательстве о правоохранительной службе существует ряд пробелов и коллизий в правовом регулировании прав и обязанностей государственных служащих правоохранительной службы. Ядром правового статуса служащего являются обязанности и права. Развитие правоохранительной службы необходимо осуществлять не только как правового, но и социального института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «About the status of officer of law and order service»

Артемьев А.М. - кандидат юридических наук, доцент.

О статусе сотрудника правоохранительной службы

В проекте закона «О правоохранительной службе» (ст. 13) установлено, что служащий правоохранительной службы - это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению правоохранительной службы. Служащий правоохранительной службы осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности правоохранительной службы в соответствии с правовым актом о назначении на должность, в том числе о поступлении на обучение в образовательное учреждение правоохранительного органа, а также о зачислении на должность резерва должностей правоохранительного органа, и контрактом и получает денежное довольствие за счет средств федерального бюджета. Служащему правоохранительной службы присваивается специальное звание, или классный чин, правоохранительной службы.

Можно ли приведенные аспекты соотнести со статусом сотрудника правоохранительной службы? Очевидно, что в полной мере - нет, поскольку статус сотрудника правоохранительной службы необходимо раскрывать, исходя из таких более общих категорий, как правовой (юридический) статус личности, конституционно- и административно-правовой статус человека и гражданина.

Как указывает Д.Н. Бахрах [1, с. 30-33], статус государственного служащего является разновидностью специальных административно-правовых статусов членов административных коллективов и представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности служащих, установленных законодательством и гарантированных государством. В отличие от иных лиц, служащие могут иметь следующие особые властные полномочия: обладание распорядительной, административной властью и применение мер административного принуждения, выполнение задач по защите государственных интересов, рассмотрение жалоб граждан, предприятий и организаций и проч.

При определении статуса сотрудника правоохранительной службы нужно говорить и о правах, и об обязанностях, и о государственных гарантиях и компенсациях, предоставляемых служащим и членам их семей, и об ответственности служащих правоохранительной службы.

Как отмечает В.М. Бакун [2], в законодательстве о правоохранительной службе существует ряд пробелов и коллизий в правовом регулировании прав и обязанностей государственных служащих правоохранительной службы. Наиболее существенными являются следующие:

- в законах, определяющих статус отдельных видов правоохранительных органов, отсутствует единый подход, единая модель и структура правового регулирования статуса служащих правоохранительной службы: не выделена отдельная глава о правовом положении служащих, права, обязанности, гарантии и ответственность не объединены в соответствующие статьи;

- нет четкого разделения элементов правового статуса: положения, характеризующие права и гарантии или права и обязанности, могут быть объединены в одной статье, хотя их смысл и содержание не имеют ничего общего;

- наличие значительного числа бланкетных норм, отсутствие конкретных и четких формулировок, определяющих то или иное право, гарантию или обязанность, затрудняющую их реализацию.

Решение указанных проблем мы связываем с необходимостью уяснения того, что одной из важнейших задач этапа становления правоохранительной службы является определение соответствующего правового статуса государственного служащего, т.е. юридической формы его социального положения как работника государственного органа. Такое его состояние включает правосубъектность служащего, юридические государственно-управленческие полномочия и ответственность.

Правосубъектность работника правоохранительной службы охватывает содержание свойств и способностей человека, требуемых законодательством от кандидата на занятие должности в системе правоохранительной службы.

Работники правоохранительной службы обладают юридическим статусом, который состоит из общего, особенного, специального и индивидуального статусов. При этом на правовое положение служащего правоохранительной структуры оказывают влияние такие факторы, как регулирующая отрасль права, юридическая сила правового акта, устанавливающего статус.

Специфику правового статуса работника правоохранительной службы в значительной степени определяют специальный и индивидуальный статусы, возникающие на базе должностных инструкций, положений о государственном органе и его подразделениях, индивидуальных актов о назначении гражданина на должность, которая оказывает влияние на все компоненты правового статуса служащего. Она определяет место в служебной иерархии, функции, обязанности и права, методы

реализации полномочий, характер и меру ответственности, гарантии, льготы, компенсации [3, с. 129— 154].

Ядром правового статуса такого служащего являются обязанности и права. Они определяют границы должного поведения и действий служащих, юридические возможности действовать в пределах этих границ. Обязанности представляют собой установленные законодательством и обязательные для всех служащих отношения, действия и состояния, неисполнение которых несовместимо со статусом должностного лица. Выполнению этих обязанностей способствует наделение правами. В ходе практической реализации обязанностей и прав служащего правоохранительной службы возникают государственно-служебные отношения как внутри правоохранительного органа, где он занимает должность, так и за его пределами.

Однако в проекте ФЗ предусмотрены не только права и обязанности, но и требования к поведению работника правоохранительной службы как в рабочее, так и в нерабочее время. Такому служащему предлагается вменять дополнительные обязанности:

- исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют содержание его профессиональной служебной деятельности;

- сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности и иных действий, вызывающих сомнения в объективности, справедливости и беспристрастности при исполнении им служебных обязанностей, способных нанести ущерб его репутации, авторитету правоохранительного органа и государственной власти;

- проявлять уважение, вежливость, тактичность и терпение к гражданам, в пределах предоставленных прав оказывать им содействие в осуществлении и защите их прав и законных интересов;

- оказывать представителям средств массовой информации в случаях и порядке, установленных федеральными законами, содействие в получении достоверной информации;

- соблюдать политическую нейтральность, не оказывать предпочтения каким-либо общественным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам, не допускать публичного высказывания своего личного отношения к государственным органам, должностным лицам, политическим партиям, общественным объединениям, религиозным объединениям, иным организациям, отдельным социальным группам и гражданам;

- проявлять уважение к обычаям и традициям народов, учитывать культурные и иные особенности различных социальных групп, не допускать действий, нарушающих межнациональное и межконфессиональное согласие;

- исполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

- осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках компетенции правоохранительного органа, установленной нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Представляется, что излишняя толерантность позиции коллектива авторов законопроекта направлена на существенное ограничение статуса работника правоохранительной службы по отношению к статусу гражданина. Законодательство не позволяет свободно выражать собственное мнение, а разрешает лишь излагать официальное мнение руководителя. В данном случае такой работник находится не только в постоянных официальных рамках, но и подвергается действию специальной ответственности, что позволяет манипулировать работником по указанию администрации. Для реализации обязанностей и прав служащих правоохранительной службы сохраняется необходимость гарантий, играющих компенсационную роль; закрепление определенных привилегий. А их как раз и нет.

Данные аспекты приводят к выводу о том, что статус работника правоохранительной службы следует определять на различных уровнях и по иным основаниям, нежели по системе «общий-специальный-индивидуальный» .

Анализ литературы [4; 5; 6] показывает, что правовой статус как комплексное явление может иметь вербальное и символическое (невербальное) значение, а также алгоритмический и когнитивный уровни исследования и осмысления.

Вербальный уровень понимания правоохранительной службы основывается на интерпретации ранее апробированных суждений и способности практиков верно понимать и технологически корректно применять теоретические положения данного уровня информации. В связи с этим правовой статус работника правоохранительной службы обнаруживает себя через призму интересов личности, которые эта служба призвана также защищать.

Необходимость выделения уровня системной теории правоохранительной службы вызывает иную тенденцию - определение статуса служащего через призму приоритета государственных интересов, в связи с чем определяется символический уровень. Этот уровень предполагает перенесение атрибутов правоохранительной службы на личность работника, в результате чего таковой начинает

восприниматься как придаток системы. Непосредственность восприятия работника как самостоятельной личности теряется. Данный уровень теории правоохранительной службы предполагает анализ словесной информации, ее обобщение, установление узловых точек, определение основных понятий, компонентов и элементов. Как правило, этот уровень теории раскрывает основные компоненты системы, может быть визуально представлен в виде схемы, органиграммы, диаграммы, модели, профессиограммы.

Таким образом, технологизация управленческих и иных процессов в области правоохранительной службы и деятельности влечет обезличивание работника правоохранительной службы. На самом деле такой работник может и должен оставаться человеком, со свойственными ему эмоциональностью, сомнениями, пристрастиями. Идея создать «универсального солдата», воплощенная в проекте указанного закона, лишает правоохранительную службу важнейшего принципа демократического общества - гуманизма, ибо гуманизм, ограниченный рамками технических норм и им подобных регламентов, является лишь машинообразным подобием человечности.

Не дает больших перспектив и алгоритмический уровень организации правоохранительной службы. Деятельность как система процессов мышления и действий ее субъектов предполагает определенную последовательность логических операций, но инициативный поиск решения не вписывается в рамки технических процедур, ибо социальные элементы по своей природе беспокойны и всегда стремятся выйти за границы очерченных рамок [5]. Это совершенно естественная тенденция, и не следует ее сводить к нарушениям служебной дисциплины. В ином случае управленческая политика приведет к сковыванию инициативы, парализации внутренней свободы и самостоятельности служащего.

Когнитивный уровень правового статуса заключается в приоритете знаний, умений и навыков над всеми иными характеристиками статуса. Поэтому в нем обеспечивается единство традиционно понимаемых статусов личности как общего, специального и индивидуального. Такое понимание статуса работника правоохранительной службы как системы с уровнями разработки и использования теории вырабатывает системный тип мышления и оптимальный стиль работы субъектов профессиональной деятельности.

Системность правоохранительной службы - это ее наиболее ценное и необходимое качество, выражающееся в определенной совокупности (комплексе) компонентов и элементов структуры, способных при их взаимодействии реализовывать функции системы.

Однако в силу комплексности возникающих общественных отношений развитие правоохранительной службы необходимо осуществлять не только как правового, но и социального института. Только таким образом можно достичь наиболее эффективной работы правоохранительной системы в целом.

Литература

1. Бахрах Д.Н. Административное право. М.: БЕК, 1993.

2. Бакун В.М. Административно-правовой статус служащих правоохранительной службы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

3. Государственная служба Российской Федерации: первые шаги и перспективы / Под ред. Г. Атаманчука. М.: РАГС, 1997.

4. Дресвянкин Д.С. Социальная защита сотрудников правоохранительных органов: правовые вопросы: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006.

5. Лизикова И.И. К вопросу об основных понятиях и категориях института государственной службы применительно к исследованию правового статуса работников правоохранительных органов // Вестник НГУ. 2001. № 1.

6. Литвинов И.П. Стиль исполнения управленческой должности. М., 2003

7. Богомолов А.С., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса. М.: Наука, 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.