Научная статья на тему 'АБДУВАХИД МУБОРАКОВ – ИСПОЛНИТЕЛЬ НА РУБАБЕ-ПРИМЕ (к 70 – летию со дня рождения)'

АБДУВАХИД МУБОРАКОВ – ИСПОЛНИТЕЛЬ НА РУБАБЕ-ПРИМЕ (к 70 – летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
20
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Музыка / искусство / творчество / музыкантисполнитель / дирижер / оркестр / педагог / концерт.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Татьяна Седых

Данная статья посвящена исполнительской деятельности Заслуженного артиста Республики Узбекистан Абдувахида Муборакова. Талантливый музыкант передает свои знания, умения, опыт, посредством педагогической деятельности, ученикам, молодому поколению. Уделено внимание методике игры на рубабе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АБДУВАХИД МУБОРАКОВ – ИСПОЛНИТЕЛЬ НА РУБАБЕ-ПРИМЕ (к 70 – летию со дня рождения)»

АБДУВАХИД МУБОРАКОВ - ИСПОЛНИТЕЛЬ НА РУБАБЕ-ПРИМЕ

(к 70 - летию со дня рождения)

Татьяна Седых

доцент кафедры «Музыкально-теоретических» дисциплин Государственного института искусств и культуры Узбекистана

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена исполнительской деятельности Заслуженного артиста Республики Узбекистан Абдувахида Муборакова. Талантливый музыкант передает свои знания, умения, опыт, посредством педагогической деятельности, ученикам, молодому поколению. Уделено внимание методике игры на рубабе.

Ключевые слова. Музыка, искусство, творчество, музыкант-исполнитель, дирижер, оркестр, педагог, концерт.

Исполнительское музыкальное искусство играет важную роль в развитии музыкальной культуры. Оно расширяет музыкальный кругозор, творческое отношение слушателя к музыке. Основой музыкального исполнительства является формирование и развитие музыкального мышления. Одной из приоритетных задач в обновленном Узбекистане является интеллектуальное, гармоничное развитие молодого поколения. «Действительно, воспитание молодежи в духе национальных и общечеловеческих ценностей остается для нас вопросом, никогда не теряющим свою актуальность и значимость»[1. С.106].

Музыкальное исполнительство соприкасается с вопросами духовности и просветительства, чрезвычайно важен творческий опыт известных мировых исполнителей. Именно об этом весьма чётко и конкретно высказался глава

нашего государства Ш.Мирзиёев в своём выступлении: «Если мы сможем

объединить знания, жизненный опыт, дальновидность старшего поколения с

энтузиазмом, смелостью и целеустремленностью нашей молодежи, то

обязательно достигнем поставленных перед собой целей.» [2. С.2].

Музыкальное исполнительство Узбекистана представляет широкую сферу деятельности. Таким представляется исполнение на узбекских народных инструментах. Уже в далекие времена односельчане собирались вместе и играли на народных музыкальных инструментах на праздниках, на площадях, в чайхане. Ретроспективный взгляд позволяет увидеть важность коллективного исполнительства. Творчество наших современников весьма интересно и актуально не только для музыкантов профессионалов, но и для студенческой молодежи.

Одним из таких ярких представителей музыкального искусства является талантливый музыкант-исполнитель на узбекских народных инструментах, внесший вклад в развитие оркестрового исполнительства, активно работающий - Заслуженный артист Республики Узбекистан Абдувахид Тохирович Мубораков. Всю свою творческую деятельность он посвятил игре на любимом инструменте - рубабе приме, работе с оркестром, педагогике.

Родился Абдувахид Мубораков в многодетной семье 2 августа 1951 года в Ташкенте. Отец - Тохир Садыкович работал бухгалтером. Мама - Мархамат Каримовна была учительницей в младших классах средней общеобразовательной школе. Из шести детей этой дружной семьи, только Абдувахид увлекся музыкой и стал профессиональным исполнителем на рубабе. Будучи подростком, чувствительный Абдувахид однажды услышал звучание оркестра узбекских народных инструментов. Он был очарован богатством и разнообразием тембрового звучания, их удивительным внешним видом, строением. Семья проживала в районе Бешагача, и Абдувахид с большой радостью (в возрасте тринадцати лет) с другом детства, пешком ходил в музыкальный кружок во Дворце Текстильщиков.

Так, с 1964 по 1967 год Абдувахид играл в детском составе оркестра узбекских народных инструментов под руководством гиджакиста Абдувакила Вахабовича Ибрагимова. Изучив музыкальную грамоту, приобретя навыки игры на рубабе-приме, Абдувахид поступил в Ташкентское государственное музыкальное училище имени Хамзы. Тихий, скромный, но сильный и труженик по складу характера, никогда не был «белоручкой». Несмотря на то, что он, как музыкант должен беречь пальцы рук, Абдувахид вместе с учащимися и педагогами, осенью 1966 года помогал ликвидировать последствия

землетрясения 26 апреля. В этом раскрываются черты патриотического склада

характера.

Годы учебы стали творческой лабораторией, где постепенно приобретались теоретические знания, и расширялась исполнительская деятельность. Следует отметить, что в училище учился А.Мубораков у педагогов, о которых вспоминает с глубоким уважением и благодарностью. По специальности рубаб-прима он занимался у Заслуженного работника культуры Республики Узбекистан, Члена Союза Театральных Деятелей Узбекистана и России Тома Александровича Хомякова. По ансамблю и родственным инструментам, учился в классе Генриэтты Антоновны Хомяковой, по дирижированию у Тулкуна Икрамутдинова. Отрадно, что Абдувахид стал исполнять солирующие партии в учебном оркестре русских народных инструментов «Дружба» под руководством Т.А.Хомякова. Крепкая, творческая дружба «Устоз-шогирд» продолжалась многие годы. Неоднократно Абдувахид бывал в гостях, как в студенческие годы, так и в зрелом возрасте.

Анализируя годы учёбы А.Муборакова, становится ясно, что изучаемые и исполняемые музыкальные произведения, пополняли репертуар по степени сложности, запомнились в памяти на всю жизнь. Это «Неаполитанская песенка» П.Чайковского из «Детского альбома», Концерт Ридинга (третья часть) для скрипки с оркестр, Концерт Д.Кабалевского, «Концертные вариации» Н.Будашкина. Вдохновенная игра на рубабе-прима дополнялась исполнением сложных технических пассажей в стиле и характере произведения.

Годы учёбы в Ташкентской государственной консерватории (1970-1975) окончательно сформировали Абдувахида Муборакова как личность и музыканта-профессионала. Он учился у Заслуженного деятеля искусств Государственной премии СССР, профессора Ашота Ивановича Петросянца, Народного артиста Республики Узбекистан Форука Садыкова.

Творческая деятельность Абдувахида Муборакова многогранна. Тридцать шесть лет он играл в оркестре, многие годы исполнял солирующие партии. Так, в 1976 году был приглашен в Узбекскую государственную филармонию имени М.Кари-Якубова, в оркестр узбекских народных инструментов имени Т.Садыкова под управлением Народного артиста Республики Узбекистан Ф.Садыкова. Будучи молодым специалистом Абдувахид стал «Артист оркестра» высшей квалификации. Далее были реорганизации коллектива, филармонии в Дирекцию Академических народных и художественных коллективов имени М.Кари-Якубова.

Все годы работы в оркестре А.Муборакова привлекало исполнительское творчество. Одним из главных принципов и залога успеха коллектива - его слаженность, взаимопонимание оркестрантов, профессионализм каждого музыканта, трудолюбие, тактичность. Это ещё называют «чувство локтя», «микроклимат». Должно быть у оркестрантов сформировано осознание концертного выступления, чувство ответственности при исполнении произведения. Ибо коллектив - это одно единое целое, один организм.

Исполнительский широкий концертный репертуар - основа сферы деятельности каждого коллектива. Благодаря заинтересованности руководителя и дирижера Ф.Садыкова, оркестр исполнял произведения разных жанров, стилей. Произведения наших композиторов Узбекистана: М.Бурханова, М.Ашрафи, С.Юдакова, П.Халикова, Ф.Алимова и других, звучат в исполнении оркестра узбекских народных инструментов имени Т.Садыкова ярко, эмоционально, благодаря тембровой красоте и колориту, передавая палитру восточных красок.

Темперированный строй позволяет исполнять классические, симфонические произведения, а также найти общность звучания с другими народными инструментами. Гастрольные поездки коллектива расширяли репертуар оркестра произведениями русских, армянских, грузинских, украинских композиторов. В этом скрыта дополнительная сложность исполнения, передача национального колорита.

Именно высокому профессионализму и мастерству солиста оркестра узбекских народных инструментов имени Т.Садыкова Абдувахида Муборакова и других музыкантов, было возможно правильное исполнение произведений различных стилей и эпох. Академическая манера исполнения, филигранная техника, красота и обаяние звука, как отражение личных качеств души исполнителя, сила и мощь, эмоциональная уравновешенность -

Прекрасные качества музыканта-исполнителя на рубабе-приме, помогли раскрыть талант дирижера. Уже в 1975году А.Мубораков - главный дирижер Музыкального драматического театра Сырдарьинской области. 2006-2007 годы дирижер Государственного Академического оркестра узбекских народных инструментов имени Т.Садыкова.

Отрадно, что уникальный музыкант Абдувахид Мубораков делится своими знаниями, мастерством с молодым поколением. В 1971году - педагог Государственного педагогического института имени Низами, с 1974-1976 год он руководил кружком народных инструментов в Республиканском Дворце молодежи. 2012-2014 годы он педагог Академического лицея при ГКУз. С 2016

Cholg'u ijrochiligida musiqiy ta'lim uzviyligini ta'minlash Providing the integrity of music education in instrumental performance

года активно работает в Государственном колледже искусства и культуры,

способствуя развитию музыкального искусства Узбекистана.

Литература

1. Мирзиёев Ш.М. Обеспечение верховенства закона и интересов человека -гарантия развития страны и благополучия народа// Уверенно продолжим путь национального развития на новом этапе. Том 1. - Ташкент: ИПТД «Узбекистан», 2018 - 368 с.

2. Мирзиёев Ш.М. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису. Народное слово. № 275-276 (7746-7747) от 30 декабря 2020 года. - С.2.

3. Хомяков Т.А. Дирижерская практика учащихся в самодеятельных оркестровых коллективах. Методика и Практика учебно-воспитательной работы в ССУЗах искусства (Бухара. Август 1979). ОКМП. Т.: 1980 - 65 с.

4. Туратов С.Т. Значение изучаемого репертуара студенческого оркестра узбекских национальных инструментов. Проблемы современной науки и образования. №10 (155). Российский импакт-фактор 1,72. Научно-методический журнал. ISBN: 2304-2338 (печатная версия). ISBN: 2413-4635. (электронная версия). Искусстводение. - Москва. С. 60-63.

5. Седых Т.Т. Узбекские национальные инструменты в контексте с джазом: возможности и перспективы. Умрбокий созлар. Т.: 2015. - С.149-153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.