Научная статья на тему 'А. В. Швецова. Национальный характер как предмет культурологического осмысления'

А. В. Швецова. Национальный характер как предмет культурологического осмысления Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
159
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А. В. Швецова. Национальный характер как предмет культурологического осмысления»

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР И КУЛЬТУРА

А.В. Швецова

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР КАК ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ*

A.V. Shvetsova National character as a subject of cultural analysis

Одним из концептов, позволяющих исследовать уникальность и своеобразие народов, является национальный характер - категория, которая и по сегодняшний день вызывает «недоверие» исследователей. В частности, известный исследователь этносов и их природы Лев Гумилёв считал, что «так называемый "национальный характер" -миф, потому что для каждой новой эпохи он будет другим» (цит. по: с. 333).

Однако на протяжении всей истории человеческой мысли поднимается вопрос о том, почему народы отличаются друг от друга, имеют специфические особенности и черты характера. Начиная с древнейших времен, существует характерология народов, представленная многочисленными трудами, посвященными исследованию нравов, поведения, приоритетов и т.п. различных этносов как целостных образований (Геродот, Монтескье, М. Мид, А. Кардинер, Л. Линтон и др.). Эта традиция глубоко укоренена и в отечественной научной мысли -работы Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, Н.Я. Данилевского, И.А. Ильина, К.Д. Кавелина, Л.П. Карсавина, В.О. Ключевского, П.И. Ковалев-

* Швецова А.В. Национальный характер как предмет культурологического осмысления // Исторические повороты культуры. - М.: Согласие, 2018. - С. 333-343. 200

Национальный характер как предмет культурологического осмысления

ского, К.Н. Леонтьева, Д.С. Лихачёва, Н.О. Лосского, С.М. Соловьёва, Л.С. Франка, П.Я. Чаадаева и др. посвящены осмыслению характера русского народа как целостного исторического субъекта с уникальной исторической судьбой и соответствующими духовными качествами.

Проблема национального характера связана с определением народа - этноса как самобытного, уникального, целостного субъекта истории, обладающего определенными характерными особенностями.

Национальный характер нельзя понимать как натуральное свойство людей, составляющих определенный этнос. И.С. Кон, в частности, отмечал по этому поводу: «... чтобы понять характер народа, нужно изучать прежде всего его историю, общественный строй и культуру; индивидуально-психологические методы здесь недостаточны» (цит. по: с. 334).

Национальный характер является прежде всего феноменом культуры, и выступает как концепт, выражающий исторически сложившуюся культурную индивидуальность народа как целостного исторического субъекта, в которой находит отражение его жизненный мир и которая предстает не столько в виде определенного ансамбля психологических черт, сколько в виде устойчивого комплекса культурных диспозиций, через которые происходит формирование и самореализация личности как представителя соответствующего этноса.

В связи с этим возникает ряд вопросов: во-первых, кто является носителем национального характера, и, во-вторых, в каких феноменах культуры он обнаруживается.

Носителем любого характера является личность. В известной школе «психологии народов» сформировалась мысль, что таковым является «усредненный представитель» этноса, в антропологических исследованиях - статистически «усредненная» личность - базовая (Р. Бенедикт), основная (А. Кардинер), модальная (А. Инкелес) и т.п. Но эти концепции не учитывают совершенную условность этого «усредненного человека» и, по сути, невозможность составить его универсальный психологический «портрет». В этом заключается главная слабость натуралистического подхода.

В отличие от натуралистической установки культурологическая рассматривает национальный характер как культурный регулятив, при помощи которого культура формирует конкретные личности. Носителем национального характера выступает не «усредненный представитель» этноса, а «человек культуры» - тот идеальный, «желаемый» человеческий тип, который формируется национальной культурой и

А. В. Швецова

воспроизводится ею как безусловно приемлемая форма человеческого существования.

Какие же главные социокультурные проекции национального характера можно выделить? Прежде всего - это образ самих себя, который составляет основу национальной идентификации представителей определенного этноса. Национальная идентичность является одной из наиболее важных проекций национального характера, поскольку она содержит образ человека и человеческого существования, с которым участники конкретного этноса себя отождествляют.

Второй проекцией национального характера является национальная идея - комплекс целенаправленных представлений, играющих роль интенций, духовных движущих сил, а также основ осмысления национальной судьбы и ее перспектив в жизни конкретного этноса.

Национальная идея направляет историческую жизнь этноса, но еще большую роль в организации его непосредственной жизни играет национальный этос, содержащий комплекс культурно-моральных наставлений человеческого поведения, которым подчиняются действия этнических индивидов в разнообразных формах жизни. Как таковой национальный этос представляет еще одну проекцию национального характера и определенным образом воплощает последний.

Народы не существуют в изоляции. Их историческая жизнь осуществляется в широком контексте разнообразных и многомерных взаимоотношений с другими народами. Поэтому одной из важнейших проекций национального характера является национальный имидж -тот образ, в котором тот или иной народ воспринимается представителями других народов и самим собой, и в то же время - образ, в котором конкретный этнос представляет себя перед другими, утверждает себя перед ними.

Названными феноменами не исчерпываются культурные проекции национального характера. Выделенные имеют преимущество, так как играют решающую роль в организации бытия народа и, что обусловливает их первоочередное значение, являются не только выражением, презентациями национального характера, но и его непосредственным воплощением.

Э. Ж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.