Научная статья на тему 'А. Т. Стилл (1828-1917) - основоположник остеопатии: жизненный путь'

А. Т. Стилл (1828-1917) - основоположник остеопатии: жизненный путь Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2331
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карпова В.И., Тарасова В.В., Тарасов Н.А.

Остеопатия молодая медицинская специальность, получившая официальное признание в России в 2013 г. Статья посвящена истории формирования остеопатии и ее основоположнику Андрью Тейлору Стиллу (1828-1917). Он оставил несколько печатных научных трудов, в том числе автобиографию, из которой стало известно многое о нем и о создании остеопатии. С исторической точки зрения остеопатия возникла не так давно датой ее рождения считают 22 июня 1874 г. Мы почти современники с ней и ее автором, но, несмотря на это, в международной остеопатической среде наблюдается процесс романтизации и мифологизации личности А. Т. Стилла. Причиной тому является, по нашему мнению, сила его личности, яркий жизненный путь. Благодаря личности А. Т. Стилла, возможно, остеопатия не затерялась среди многочисленных медицинских направлений и открытий, а продолжает развиваться и привлекать новых сторонников. С другой стороны, остеопатия, по мнению ее создателя, является наукой, поэтому мы считаем правильным не мифологический подход к биографии А. Т. Стилла, а научно-исторический, учитывающий все факторы формирования личности человека. Современная наука говорит, что такими факторами являются наследственность, среда и воспитание. Авторы применили именно этот научный подход и поставили цель, не разрушая мифов, изучить факторы, сформировавшие философское и медицинское мировоззрение А. Т. Стилла, чтобы прогнозировать дальнейший путь развития остеопатии в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Карпова В.И., Тарасова В.В., Тарасов Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A.T. Still (1828-1917), the founder of osteopathy: the course of life

Osteopathy is a young medical specialty that has found official acceptance in Russia since 2013. The paper deals with the history of osteopathy and its founder Andrew Taylor Still (1828-1917). He left a few printed scientific works, including his biography reporting much of his life and activities and the creation of osteopathy. The emergence date of osteopathy is considered to be 22 June 1874. Historically, modern osteopathy has come into existence not so long. We are almost contemporaries of it and its author, but despite this, the international osteopathy community is romanticizing and mythologizing the personality of A.T. Still. In our opinion, the reason is his magnetic personality and brilliant life. Thanks to A.T. Still’s personality, osteopathy may not have been lost among many medical areas and discoveries and continues to develop and attract new supporters. On the other hand, osteopathy is, in the opinion of its founder, a science; therefore a historical rather than mythological approach to A.T. Still’s bibliography, which takes into account all factors for personality formation, is considered correct. Modern science tells that these factors are inheritance, environment, and education. The authors have applied just this scientific approach and, without demolishing the myths, set forth an aim to study the factors forming the world outlook of A.T. Still in order to predict a further way to develope osteopathy in our country.

Текст научной работы на тему «А. Т. Стилл (1828-1917) - основоположник остеопатии: жизненный путь»

NEUROLOGY том 11 / vol. 11

1

ЧС

С

(N

А.Т. Стилл (1828-1917) - основоположник остеопатии:

жизненный путь

В.И. Карпова1, В.В. Тарасова1, Н.А. Тарасов2

1 Русская высшая школа остеопатической медицины; Россия, 109341, Москва, ул. Люблинская, 151; 2ООО «Институт остеопатии»; Россия, 191025, Санкт-Петербург, Поварской пер., 5лит. А

Контакты: Валентина Игоревна Карпова neurolove@gmail.com

Остеопатия — молодая медицинская специальность, получившая официальное признание в России в 2013 г. Статья посвящена истории формирования остеопатии и ее основоположнику — Андрью Тейлору Стиллу (1828—1917). Он оставил несколько печатных научных трудов, в том числе автобиографию, из которой стало известно многое о нем и о создании остеопатии. С исторической точки зрения остеопатия возникла не так давно — датой ее рождения считают 22 июня 1874 г. Мы почти современники с ней и ее автором, но, несмотря на это, в международной остеопатической среде наблюдается процесс романтизации и мифологизации личности А. Т. Стилла. Причиной тому является, по нашему мнению, сила его личности, яркий жизненный путь. Благодаря личности А. Т. Стилла, возможно, остеопатия не затерялась среди многочисленных медицинских направлений и открытий, а продолжает развиваться и привлекать новых сторонников. С другой стороны, остеопатия, по мнению ее создателя, является наукой, поэтому мы считаем правильным не мифологический подход к биографии А. Т. Стилла, а научно-исторический, учитывающий все факторы формирования личности человека. Современная наука говорит, что такими факторами являются наследственность, среда и воспитание. Авторы применили именно этот научный подход и поставили цель, не разрушая мифов, изучить факторы, сформировавшие философское и медицинское мировоззрение А. Т. Стилла, чтобы прогнозировать дальнейший путь развития остеопатии в нашей стране.

Ключевые слова: остеопатия, история создания, основоположник остеопатии, Андрью Тейлор Стилл, исторические аспекты, биография

A.T. STILL (1828-1917), THE FOUNDER OF OSTEOPATHY: THE COURSE OF LIFE

V.I. Karpova1, V.V. Tarasova1, N.A. Tarasov2

1Russian Higher School of Osteopathic Medicine; 151 Lyublinskaya St., Moscow, 109341, Russia;

2Institute of Osteopathy; 5 lit. A Povarskoy Pereulok, Saint Petersburg, 191025, Russia

Osteopathy is a young medical specialty that has found official acceptance in Russia since 2013. The paper deals with the history of osteopathy and its founder Andrew Taylor Still (1828—1917). He left a few printed scientific works, including his biography reporting much of his life and activities and the creation of osteopathy. The emergence date of osteopathy is considered to be 22 June 1874. Historically, modern osteopathy has come into existence not so long. We are almost contemporaries of it and its author, but despite this, the international osteopathy community is romanticizing and mythologizing the personality of A.T. Still. In our opinion, the reason is his magnetic personality and brilliant life. Thanks to A.T. Still's personality, osteopathy may not have been lost among many medical areas and discoveries and continues to develop and attract new supporters. On the other hand, osteopathy is, in the opinion of its founder, a science; therefore a historical rather than mythological approach to A.T. Still's bibliography, which takes into account all factors for personality formation, is considered correct. Modern science tells that these factors are inheritance, environment, and education. The authors have applied just this scientific approach and, without demolishing the myths, set forth an aim to study the factors forming the world outlook of A.T. Still in order to predict a further way to develope osteopathy in our country.

Key words: osteopathy, history of creation, founder of osteopathy, Andrew Taylor Still, historical aspects, biography

Остеопатия — очень молодая дисциплина как для мира в целом, так и для России, где она появилась чуть больше 20 лет назад и сейчас проходит этап становления и утверждения в качестве самостоятельной медицинской специальности. 18.03.2013 в Мин-

О

юсте был зарегистрирован Приказ Министерства здравоохранения РФ № 1183н от 20.12.2012, в котором была утверждена должность «врач-остеопат».

Таким образом, ожидается, что в штатном расписа-нии медицинских организаций вскоре официально появится должность остеопата. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1061 от 12.09.2013 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» утвердил остеопатию (шифр 31.08.52) как специальность высшего образования, по которой подготовка кадров

NEUROLOGY

<N

высшей квалификации должна осуществляться по программам ординатуры.

Вот почему мы считаем особенно актуальным рассказать читателям, с чего начиналась и как была открыта эта удивительная, с нашей точки зрения, специальность. Современная российская остеопатия находится в процессе роста, осмысляется и уточняется ее предмет, создается и проверяется алгоритм практической работы остеопата, формируется научная доказательная база этой медицинской специальности. Целью статей по истории остеопатии является осмысление исторического пути этой дисциплины, размышление над ее спецификой, для того чтобы более точно и правильно понять ее место в современной медицине и наметить пути сотрудничества с другими медицинскими специальностями. Мы убеждены, что знание истории остеопатии могло бы помочь в становлении современной российской остеопатии.

Данная статья посвящена основателю современной остеопатии — Андрью Тейлору Стиллу (Andrew Taylor Still). Любой человек и его дело неизбежно являются продуктами своей эпохи, географического и социального окружения, поэтому разговор об остеопатии невозможен без анализа того времени, которое сформировало личность А. Т. Стилла и остеопатию как результат его научных исканий. А. Т. Стилл разделял этот подход, поэтому в своей автобиографии счел необходимым подробно описать современную ему эпоху и основные ее черты.

Эпоха А. Т. Стилла — это Северная Америка XIX века, века создания нового государства, которое получило название Соединенных Штатов Америки. Оно рождалось в тяжелых условиях колонизации европейцами нового для них континента, гражданской войны, эпидемий, отсутствия государственности, школ, больниц, академической науки. И вместе с новым государством рождались и апробировались новые идеи, в частности медицинские. Они формировались не в тиши кабинетов в умах академически образованных ученых, а в бурном водовороте жизни, в недрах которого академизм только зарождался. Остеопатия явилась продуктом социальной необходимости, но это не избавило ее от обязанности доказывать свое право на существование.

Мы поставили перед собой задачу показать, какие факторы повлияли на формирование личности А. Т. Стилла, а затем и на появление остеопатии.

В этой статье мы осветим некоторые наиболее важные факты биографии А. Т. Стилла; исторический фон, на котором протекали жизнь и практика этого мыслителя; философские идеи и принципы, лежащие в основе остеопатии; суть созданной им остеопатиче-ской медицины; а также проведем некоторые параллели с современной остеопатией.

Семья и детство А. Т. Стилла. Андрью Тейлор Стилл родился в штате Виргиния США в 1828 г. [6]. Семья и родители являются важным воспитательным звеном в жизни любого ребенка, поэтому мы считаем необходимым отдать должное этой теме.

Отец А. Т. Стилла, Абрам Стилл, был пастором методистской церкви, врачом, фермером. Только совмещая множество профессий, можно было прокормить семью и выжить в тех условиях. Он проповедовал методизм на территории рождающихся Соединенных Штатов Америки и лечил тех, кому проповедовал: это были и колонизаторы, и жертвы колонизации, индейцы. Как и все колонисты, он корчевал лес под пашню, сеял пшеницу, разводил домашний скот. Отец был сильным и мужественным человеком и оказал большое влияние на своих детей. В тех строках автобиографии, которые посвящены Абраму Стиллу, он предстает перед нами как трудолюбивый, принципиальный, честный, верный своим убеждениям, смелый человек, способный преодолевать многие трудности, верящий в прогресс и в свободу личности, выступающий против рабства. Это интеллигент своего времени, в доме которого читали книги и выписывали газеты, а книги были редкостью на Диком Западе!

Мать А. Т. Стилла, Марта Стилл, была под стать мужу. А. Т. Стилл характеризовал ее как сильную и строгую женщину. Поскольку методистский проповедник должен был часто покидать дом, дети и все хозяйство были на ней, и она с этим прекрасно управлялась. Она умела все.

Труд был привычным и необходимым условием жизни. «Мой отец имел большую ферму и сеял много пшеницы. Ему требовалось много корма для лошадей, мулов, коров, овец и свиней, поэтому весь урожай оставался дома. Нам приходилось собирать и молотить столько зерна, что мы работали с утра до ночи, чтобы собрать урожай до наступления холодов. Когда мы были подростками, моему старшему брату тогда было 19 лет, следующему 17, а мне около 15, мы работали в поле с ранней зари до поздней ночи, затем кормили скотину и только потом ужинали и готовились к охоте на енотов, лис, опоссумов и скунсов. С самых юных лет меня учили управлять повозкой, выполнять все работы на ферме, стоять за плугом, сгребать сено. Работа не тяготила меня, она возбуждала мой ум» [9, стр. 38]. С иронией пишет А. Т. Стилл, что, когда стоишь за плугом, голова свободна и никто не мешает размышлять.

Далее мы хотели бы раскрыть природно-истори-ческие условия, на фоне которых происходило становление мировоззрения А. Т. Стилла и рождалась остео- и патия.

о

Его детство прошло в Виргинии, затем в Канзасе и Миссури, в отдаленных от центра районах, колонизированных европейцами и граничащих с районами,

О Гч|

занятыми индейцами. Этот период своей жизни Стилл именует жизнью на Границе. «Вся моя жизнь прошла на Диком Западе» [9, стр. 114].

В американской культуре слово «граница» означало не только границу между двумя странами, но имело более широкое значение и понималось как предел, где остановилась колонизация Северной Америки. Это граница между колонизированными территориями и областями, занятыми индейскими племенами. А. Т. Стилл был жителем пограничных территорий, или фронтиром.

Именно такими территориями были Канзас и Миссури, самая западная часть США, куда еще не вторглась цивилизация, где росли девственные леса, в огромном количестве водились олени, пумы, лисы, опоссумы, норки, змеи, орлы, индейки, где европеец оказался лицом к лицу с природой, наедине с ней, мог часами наблюдать за дикими животными в их естественной среде обитания. Он также мог познакомиться с бытом индейских племен, живущих в нетронутом цивилизацией мире, в гармонии с природой и с ее законами, с их лечебными практиками, в частности с костоправством. Он видел звезды над головой, а не фонари. Отсутствие школ и книг заставляло самостоятельно искать ответы на все его вопросы.

В своей автобиографии А. Т. Стилл пишет: «Мой опыт жизни на Границе имел такое значение для меня, которое мне никогда не удастся выразить словами. Он был неоценим для моих научных исследований. Прежде чем изучить анатомию по книгам, я уже в совершенстве знал ее по великой книге природы. Мальчишка, живущий на Границе, знает множество волнующих историй, связанных с животными, о которых городской ребенок знает только по книгам. Наблюдая, узнаешь привычки и повадки диких животных, с которыми можно познакомиться только на уроках естествоведения, тогда как на Границе великая книга природы постоянно открыта твоим очам» [9, стр. 35]. Основной урок, который извлек А. Т. Стилл из жизни на Границе: за нарушение законов природы человек расплачивается здоровьем. Человеку следует понять законы природы и следовать им неукоснительно.

Соприкосновение с природой, созерцание ее покоя, красоты и силы, познание ее разумных законов позволили А. Т. Стиллу сформулировать главные принципы остеопатии. Они родились на Границе и благодаря ей.

Пути познания. Итак, с одной стороны, остеопатия — это продукт эмпирического опыта ее основоположника. С другой стороны, А. Т. Стилл называет остеопатию плодом долгих размышлений. Разум помог ему открыть законы природы, в соответствии с которыми устроен и функционирует человек как ее часть. А. Т. Стилл обладал непротиворечивой логикой, умел

последовательно размышлять на основании выдвигаемых им гипотез. В этом плане его мыслительная деятельность близка к требованиям, предъявляемым сегодня к научному мышлению, вот почему результаты его мыслительной деятельности можно назвать достоверными.

Кроме эмпирического и рационального познания А. Т. Стилл много размышлял об интуиции и ее роли в его собственной жизни и в познании вообще [9, стр. 313]. Отдельным интереснейшим путем познания мы назвали бы «озарение», что дано очень малому количеству людей. А. Т. Стилл вошел в их число. Это случилось 22 июня 1874 г., и эта дата стала днем рождения остеопатии. Очевидно одно: основоположник остеопатии — личность, обладающая неординарным умом и восприятием.

Колонизация. А. Т. Стилл прожил долгую жизнь и непосредственно участвовал в становлении нового государства США. Он являлся типичным представителем своего времени. Можно сказать, что он формировал эпоху, а эпоха формировала его самого. Его личная биография тесно переплетается с историей США, и остеопатия становится продуктом эпохи и социальных потрясений. А. Т. Стилл родился в период активной колонизации Северной Америки в семье выходцев из Европы. Большие массы населения покидали Европу, охваченную революциями, войнами, дворцовыми переворотами, чтобы начать новую жизнь на новом месте. Одни пересекали океан, чтобы воплотить в жизнь идеи французской буржуазной революции о свободе, равенстве и братстве. Другие бежали от нищеты, третьи были движимы алчностью и жаждой разбогатеть. Европейцы встретили отчаянное сопротивление местного населения, так называемых индейцев. Но силы были не равны, и европейцы оттеснили коренных жителей на самый запад американского континента. Хотя Канзас и был пограничным штатом, где остановилась европейская волна колонизации, он не был свободен от политической борьбы и социальных потрясений. А. Т. Стилл исколесил этот регион вдоль и поперек: сначала в повозке отца, который был странствующим миссионером методистской церкви и врачом, затем пешком или верхом на лошади, когда охотился или ездил с отцом к больным, а потом стал врачевать сам — сначала как доктор медицины, а затем как доктор остеопатии. Он ездил к больным в зной и стужу, днем и ночью, не выбирая пациентов ни по цвету кожи, ни по богатству. Он лечил белых, индейцев, негров. В его лексиконе родился термин «бродячая остеопатия». Он означал не только подвижный образ жизни, но и материальное состояние основателя остеопатии: бедность, диктовавшая бродячий образ жизни в поисках «клиентуры» и ради доказательства эффективности предлагаемой им методики лечения. Нам не удалось найти данные о том, как от-

NEUROLOGY

<N

носился А. Т. Стилл к колонизации и судьбе американских индейцев. Одно несомненно: он был сформирован своим временем, был щепкой на бурных волнах исторических процессов. Именно волна колонизации вынесла его на Дикий Запад, на Границу, где и родилась остеопатия.

Война против рабовладения. Кроме противостояния между европейскими колонизаторами и коренным населением существовало противоречие между белыми рабовладельцами и черными рабами, завезенными в Америку европейцами для работы на многочисленных плантациях. Многие выходцы из Европы, воспитанные на революционных идеалах свободы, равенства и братства, активно боролись против рабства во всех его формах и проявлениях. Зрелые годы А. Т. Стилла пришлись на войну свободного Севера против рабовладельческого Юга. Стилл, вслед за отцом, был убежденным сторонником свободы и сражался за нее в рядах ополчения до полной победы. «В 1860 г. мы избрали Авраама Линкольна, чтобы тот стал арбитром в конфликте между сторонниками и противниками рабства уже не на территории нашего штата Канзас, а во всей Северной Америке. Началась война и не прекращалась, пока он не написал золотыми буквами: «Свободны навсегда, независимо от расы и цвета кожи», а я бы еще добавил «независимо от пола»» [9, стр. 61]. Идеи свободы А. Т. Стилл понимал очень широко. Он считал ее необходимым условием развития материи вообще и распространял идеи свободы на философию остеопатии: свобода движения является неотъемлемым условием механической составляющей человеческого тела.

Становление США. Весь XIX век был периодом становления США, его государственной системы. А. Т. Стилл активно участвовал в политической жизни своей страны, он был избран народным представителем в Законодательное собрание Канзаса. «Я возмутился, когда узнал, что в штате Миссури, который был моим родным домом в течение 20 лет, было более 600 квадратных километров, на которых были организованы школы, но не было выделено ни единого доллара на их обустройство. Когда в юности я хотел учиться, около миллиона долларов власти потратили на покупку «негров и мулов», лишив меня права на образование и вынуждая колоть дрова, чтобы оплатить учебу в «деревянной школе». Теперь, будучи законодателем, я решил сделать так, чтобы то же самое не повторилось в Канзасе» [9, стр. 72]. В строящемся новом государстве отсутствовали системы образования и здравоохранения. Наука была в рудиментарном состоянии, преобладали различные околонаучные медицинские течения, отсутствовал контроль оказания медицинской помощи, основными лекарствами были виски и сомнительные снадобья. Не было газет и книг. Процветали алкоголизм и суеверие. А. Т. Стилл ясно осознавал эти про-

блемы, раздумья над которыми занимали много места в его жизни. Эти проблемы касались лично его. Он стал законодателем в том числе и для решения этих вопросов конкретно в своих штатах — Канзасе и Миссури.

Образование. Образование было «больным» вопросом в биографии А. Т. Стилла. Однажды, как бы вскользь, он сказал, что получил медицинское образование в Канзасе в Колледже медицины и хирургии (Kanzas City Schooland Surgeons). Он поступил туда в 1860-х годах, сразу же после войны, но не закончил его. Это была лаконичная фраза, произнесенная в интервью и опубликованная затем в статье Ф. Шиллера [7]. Ф. Шиллер пишет, что слово «учеба» не нужно понимать в том смысле, в котором мы понимаем его сегодня. Говоря об образовании А. Т. Стилла, следовало бы употреблять это слово с большой осторожностью. В Америке начала и середины XIX века, особенно в пограничных штатах, где обосновались первопроходцы — колонизаторы, академизм практически не существовал [8, стр. 56]. А. Т. Стилл писал, что в течение 5 лет учился на инженера, но мы не знаем, где и когда он учился и закончил ли обучение [9, стр. 49]. Почему же А. Т. Стилл так лаконичен? Мы предполагаем, что он не мог откровенно написать об этом. Характер А. Т. Стилла и его непримиримость в отношении официальной медицины, смелая критика ее методов лечения вызывали недовольство представителей классической медицины. А. Т. Стилла объявили сумасшедшим и преследовали. Мы предполагаем, что он не мог открыто заявлять, что был самоучкой и не имел дипломов об окончании каких-либо учебных заведений, так как сознаться в этом значило навлечь на себя новые неприятности и даже запрет на профессиональную лечебную деятельность, которая со временем стала единственным источником средств к существованию для него самого и его семьи. К тому же он был очень гордым человеком, с большим чувством собственного достоинства. Мы предполагаем, что именно по этим причинам А. Т. Стилл не поведал нам о своих университетах. Университетом стала для него сама жизнь. Его образованность — это результат самообразования, что не умаляет его личности. Он не смог получить образования из-за отсутствия школ, а позже из-за отсутствия качественных учебных заве-

О

дений. Он всему научился сам — у своего отца, из книг, наблюдая за природой, препарируя трупы индейцев, на поле боя, где он, спасая раненых, был одновременно врачом всех специальностей, в том числе и хирургом. В такие условия ставила сама жизнь.

Анатомия Грэя. Понимая важную роль, которую играет анатомия и ее изучение в процессе познания любой медицинской специальности, А. Т. Стилл придавал ей первостепенное значение. Он сам изучал анатомию и по книгам, и препарируя трупы индейцев,

NEUROLOGY

<N

и занимаясь врачеванием. А.Т. Стилл говорил также об исключительной роли анатомии в учебном процессе и хотел донести до сознания студента живую картину всех частей тела и каждой из них в отдельности. Когда он преподавал в своей школе, то повторял студентам, чтобы при лечении пациентов они всегда представляли анатомию нормального тела. Сам он изучал анатомию по учебнику Грэя [9, стр. 112]. Впервые этот учебник был издан в Великобритании под названием «Анатомия Грэя: описательная и хирургическая теория» в 1858 г., через год — в США. Книга была востребована широкой медицинской общественностью и выдержала множество переизданий, а 26.09.2008 состоялся юбилейный, 40-й британский выпуск. Таким образом, мы понимаем, что А. Т. Стилл учился по передовым учебникам, которые отражали медицинские знания той эпохи. Он всегда пытался анализировать и углублять свои познания, поэтому приступил к самостоятельному вскрытию трупов для того, чтобы увидеть все собственными глазами. А потом пошел дальше: к сравнению нормально и ненормально функционирующих структур в теле человека. «Тем, кто собирается изучать науку остеопатии и спрашивает, к чему надо обратиться, посоветую начать с анатомии и закончить анатомией» [8, стр. 127].

Как экспериментатор, А. Т. Стилл начал лечить болезни с помощью остеопатии и отслеживать эффект данного метода. Он писал: «Во всем, что я говорю и пишу, я следую законам природы» [8, стр. 110].

Он опирался во многом на собственный опыт в лечении разных болезней с помощью остеопатии. Постоянно практикуя, доктор помогал людям и глубже понимал анатомию и физиологию. Основу его устоев составляла вера в природу. По мнению А.Т. Стилла, прежде чем размышлять о болезнях различных органов и систем, нужно тщательно изучить анатомию и физиологию. Он постоянно анализировал, все подвергал сомнению и подтверждал свои доводы практикой.

Терапевтические системы США в эпоху становления государства. До 1870 г. в Америке не было закона, регулирующего медицинское образование и медицинскую деятельность. Большинство врачей были либо самоучками, либо выпускниками медицинских школ, где образование сводилось к минимуму. Учились 2 года, с ноября по февраль. Врач, получивший классическое образование, лечил с использованием каломели, порошка Довера, виски. Существовали и специалисты, лечившие от всего разными способами, использующие комбинацию классической медицины, ботаники, медицины индейцев, акушерства, гомеопатии, вегетарианства, гидротерапевтики, месмеризма, френологии, гипнотизма, костоправства [10, стр. 137]. А. Т. Стилл хорошо знал все современные ему терапевтические системы. Регулярная или героическая меди-

цина, месмеризм, трансцендентализм, универсализм, спиритуализм, френология, френомагнетизм, эклектизм, сиентология и многие другие медицинские, парамедицинские и откровенно шарлатанские системы были распространены в обществе. Разобраться в их эффективности было не просто. В поисках эффективных методов лечения А. Т. Стилл испробовал все, чтобы наконец создать свою терапевтическую систему, которая не зависела ни от официальной медицины, ни от наличия или отсутствия больниц, лекарств, медицинских инструментов для диагностики и лечения. «Как Святой Павел, я испробовал все, и хорошее и плохое» [9, стр. 113].

В тех условиях самым эффективным мог стать только тот метод, когда врач мог полностью положиться на себя самого, на свой разум и свои руки. Таким методом стала остеопатия как плод личного опыта А. Т. Стилла.

Эпидемии. Отсутствие гигиены и государственной медицинской помощи населению привело к многочисленным эпидемиям. А. Т. Стилл испытывал глубокое отчаяние и разочарование в медицине, когда видел умирающих на поле боя и ничем не мог им помочь, когда эпидемия менингита уносила жизни людей. Не пощадила она и его семью. Личная трагедия стала еще одним поводом для поиска новой системы лечения.

Научно-технический прогресс. Несмотря на бедствия, эта эпоха стала временем интенсивного научно-технического прогресса. В США шло бурное развитие железных дорог, строительство и внедрение в жизнь паровых двигателей, затем электричества. Представителями научно-технического прогресса стали для А. Т. Стилла обычная швейная машинка, духовка и пароход. Все эти достижения отразились на мировоззрении и философии основателя остеопатии: он стал сторонником механистического подхода к человеческому телу. А. Т. Стилл считал, что человек — это машина, самая совершенная из всех.

Мы остановимся на тех философских течениях, которые в первую очередь повлияли на мировоззрение А. Т. Стилла.

Методизм. Религиозное учение методизма оказало первостепенное влияние на формирование мировоззрения А. Т. Стилла. Методизм — это доктрина еванге-листской протестантской церкви, основанной в Англии в начале XVIII века на принципах, разработанных Джоном и Чарли Весли. Как реакция протеста на обрядность англиканской церкви, эта доктрина ставит на первое место личный опыт верующего, стремление к совершенству и повышению общественной морали. Методистская идея перфекционизма, или совершенства, пропитала умы и поступки американского общества XIX века. Методизм внушал отвращение к алкоголю и рабству, возбуждал интерес к образованию. Именно

С

(N

методизм подсказал А. Т. Стиллу идею поставить на первое место не болезнь, а здоровье.

Идея перфекционизма вступала в противоречие с наличием огромного количества болезней. Поиск выхода из этого тупика привел А.Т. Стилла к созданию остеопатии.

Мы пройдем по интеллектуальной цепи рассуждений, по которой шел А. Т. Стилл, и остановимся на тех звеньях, которые не давали ему покоя и заставляли возвращаться вновь и вновь к рассуждениям на эту тему.

Итак, А. Т. Стилл был адептом методической церкви, главной идеей которой была идея перфекциониз-ма, или совершенства. Он был уверен, что мир сотворен Богом, что Бог совершенен, а значит, его творение тоже совершенно. Совершенен космос, совершенна Вселенная, совершенна природа и совершенен человек, как часть природы. Бог для А. Т. Стилла — это синоним совершенства везде и во всем [9, стр. 237].

Многие страницы его автобиографии посвящены доказательству совершенства Творца и его великих творений. А. Т. Стилл находил все новые примеры для доказательства, все новые аргументы, все более точные слова и красивые образы, но каждый раз спотыкался на одном и том же: почему совершенный человек страдает от болезней? Если есть болезни, значит, человек не совершенен, значит, природа не совершенна, значит, Бог не совершенен, что противоречило принципу перфекционизма, усвоенному им с молоком матери. Невозможно, чтобы Бог не был совершенен! И снова он ходит по кругу, ища новые доказательства в пользу совершенства. Если люди болеют, а врач лечит эти болезни, значит, врач помогает Богу?! Врач уподобляется Богу! Невозможно!

И наконец, конфликт был решен. А. Т. Стилл получил откровение от Создателя [9, стр. 193]. Это было 22 июня 1874 г. Он понял истину, которая гласила, что Бог поместил все нужные лекарства внутрь материальной оболочки, являющейся обителью для жизненного духа, а остеопат создает условия для действия этих лекарств, когда в этом возникает необходимость. И на этом тезисе держится принцип самокоррекции и самоисцеления.

И вот 22 июня 1874 г. А. Т. Стилл решил это основополагающее для него противоречие и объявил, что поднял знамя остеопатии. Он нашел теоретическое доказательство эффективности остеопатии, и далее предстояло доказать ее на практике [9, стр. 194].

Эволюционизм. А. Т. Стилл искал опору для остео-патической науки в современных ему философских идеях. Он опирался на принципы эволюционизма. В свою простую терапевтическую систему он ввел концепцию эволюции Дарвина, что на том этапе обеспечило прочный фундамент науке остеопатии.

На философскую составляющую остеопатии повлияли труды Г. Спенсера «Первые принципы»

и «Принципы биологии». Г. Спенсер распространил эволюционную теорию Ч. Дарвина на социальные процессы. Именно у Г. Спенсера А. Т. Стилл нашел формулировку законов причины и следствия, движения и жизни, структуры и функции, нашел биологическое определение человека.

«Человек — это конкретный индивидуум, имеющий структуру, которая ему позволяет, если он находится в подходящих условиях, постоянно приспосабливать свою внутреннюю среду к внешним условиям, с тем чтобы сохранять равновесие своих функций» [2, стр. 20].

А. Т. Стилл интегрировал эти законы в свою систему, и они стали краеугольным камнем остеопатии. Именно у Г. Спенсера он нашел ответы на мучившие его вопросы, так как Г. Спенсер дал глобальное объяснение эволюции мира, начиная с обычных законов механики. Под влиянием Г. Спенсера А. Т. Стилл выразил свою знаменитую формулу: «Первое проявление жизни — это движение» [2, стр. 20].

Костоправство. С 1883 г. А. Т. Стилл начал внедрять в свою практику старинное искусство костоправства. Комбинируя различные мануальные практики, он считал, что приобрел то, что все искали «на ощупь», а именно специфическое лечение, позволяющее оказывать влияние на физиологию, т. е. на функцию. Он создал систему, основанную на научных принципах, всеобщих законах и индивидуальном подходе. Он искал и нашел адекватное название для своей системы, остановившись на термине «остеопатия». Поскольку теория эволюции и техники костоправства происходили из анатомии, стало логичным обращение А. Т. Стилла к названию, которое напрямую говорило о костной структуре человека.

Итак, А. Т. Стилл детально изучал механику, электричество, микробиологию К. Бернара, знакомился с философскими идеями Ч. Дарвина и Г. Спенсера, изучал терапевтические методики, применяемые его коллегами, сам использовал их в своей терапевтической практике.

Философия как неотъемлемая часть остеопатическо-го мировоззрения А. Т. Стилла. По мнению А. Т. Стилла, остеопат должен быть философом, поэтому он много думал над различными философскими вопросами. Он размышлял о Боге, о происхождении Вселенной, о тайне жизни, смерти, любви, о материи и ее атрибутах, пространстве, времени и движении, о философии природы, о болезни и здоровье, о понятии нормы и не нормы, о гармонии, о причине и следствиях, о сознании и разуме, о законах природы... Этот список можно продолжать бесконечно.

А. Т. Стилл не боялся думать о тайнах бытия, не исключал их из своего мировоззрения, не обходил их молчанием, что раздражало его оппонентов.

Мы убеждены, что главным философским достижением А. Т. Стилла стало умение включить во-

NEUROLOGY

<N

просы о тайне жизни в философскую систему остеопатии, не скатившись в мистицизм и оккультизм. А суеверная толпа не понимала его идей, пугаясь самой темы, не вдаваясь даже в суть его рассуждений. Заслуга А. Т. Стилла заключается в том, что он исключил мистицизм из остеопатической практики, представив остеопатию как профессию, которая сродни любому ремеслу, наподобие ремесла часовщика, занятого ремонтом часов. Предметом остеопатии стала забота о механической составляющей человеческого тела, которое он понимал как самую совершенную машину.

В своих философских поисках А. Т. Стилл шел одновременно в двух направлениях: сначала в сторону макромира, Вселенной, откуда он видел космические картины, наблюдал за солнечной системой и вращением планет. Он отождествлял Землю с телом человека, сосуды напоминали ему дороги, по которым движутся полезные для тела «грузы» — питание и лекарства. Затем он погружался вглубь материи, исследуя малое, базовые элементы материи, из которых строится человек, наподобие здания, построенного из кирпичей. Он обнаружил общие законы построения большого и малого, природы и человека, макромира и микромира. Размышление для А. Т. Стилла — это не праздное времяпрепровождение, ради любопытства, а необходимое условие для создания фундамента своей медицины. Остеопатия — это плод ума, размышлений. А. Т. Стилл пришел к остеопатии через разум и интеллект.

Здоровье. А. Т. Стилл размышлял над болезнью и здоровьем. В этой паре классическую медицину интересует прежде всего болезнь, а остеопатия поставила на первое место интерес к здоровью. «Наши самые старые из первопроходцев скажут вам, что в первые годы колонизации свиньи не знали, что такое болезнь. Они жили на воле, среди природы, ели и пили то, что находили, размножались и были счастливы. Если они заболевали от переедания или от чего-либо еще, у них хватало здравого смысла, чтобы пойти к ручью или в другое важное место, погрузиться туда и лежать, пока лихорадка не уймется и пока они снова не почувствуют себя хорошо. Охотники тоже не встречали больных медведей, волков, пантер». «Мы считаем, что отсутствие болезней у животных и птицы вызвано неукоснительным следованием законам, коим их заставляет подчиняться природа. Когда они устают, они отдыхают, когда они голодны, они едят, они живут, строго удовлетворяя свои нужды. Человек не является исключением из этого правила. По нашему мнению, одна из самых важных причин для человеческих болезней коренится в презрении человека к этим великим факторам, а человек имеет меньше здравого смысла, чем гусь» [9, стр. 215].

Остеопатия делает вывод, что здоровье — результат соблюдения законов природы, а природа всегда является произвольной, самоисцеляющей, самопитающей

и самозащищающейся. Так рождались принципы остеопатии.

Личный путь. Кроме географических и общественно-политических условий эпохи, неоспоримо формирующих личность и определяющих жизненный путь А.Т. Стилла, хотелось бы заглянуть в тонкие сферы, связанные с понятием судьбы и предназначения. Жизнь А. Т. Стилла является подтверждением тому, что где-то и кем-то путь наш начертан, а мы неизбежно стремимся его пройти. Он с самого детства шел к остеопатии. Его вела интуиция [9]. Ему повезло родиться в семье образованного для своего времени человека, методистского пастора, сторонника свободы и равенства. Свое первое открытие в остеопатии А. Т. Стилл сделал в 10 лет: он научился избавлять себя от головной боли, не применяя лекарства, а простым механическим действием на череп, используя самые обыкновенные вожжи [9, стр. 33].

Весь его опыт жизни на Границе был эмпирическим познанием законов природы и целительной силы, неизбежно присутствующей в ней. Он учился у природы. Ему повезло иметь пытливый, наблюдательный ум и упорный характер. Он не считал себя изобретателем остеопатии. Он увидел то, что было в природе. В этом его заслуга. 22 июня 1874 г. в возрасте 46 лет он окончательно порывает с ортодоксальной медициной, которая на самом деле никогда не оправдывала его надежд, и излагает теорию остеопатической медицины и формулирует ее основные принципы. Он поднимает флаг остеопатии [9, стр. 83].

Создание первой школы остеопатии. Проверив на практике эффективность своей медицины и ее философских законов на этапе «бродячей остеопатии», А.Т. Стилл поставил вопрос о возможности передавать другим свой личный опыт, свое искусство. В 1892 г. он основал первую остеопатическую школу в мире — Американскую школу остеопатии в Кирксвилле, штат Миссури. Он начал с анатомии, которая является базовой наукой для остеопата, затем преподавал свою собственную теорию болезни и здоровья, а также мануальную методику, созданную и апробированную им самим в течение многих лет практической работы. Выпускники этой школы получали диплом доктора остеопатии, а не доктора медицины, как выпускники классических медицинских учебных заведений. Тем самым А. Т. Стилл подчеркивал своеобразие остеопатии и определял ей особое место по отношению к аллопатии.

Торжество остеопатии. Не каждому удавалось узреть торжество своих идей при жизни. А. Т. Стилл был одним из таких счастливцев. Он создал остеопатию, победил своих идеологических противников, основал Американскую школу остеопатии — первое в мире остеопатическое учебное заведение. С политической точки зрения это было признание остеопатии, хотя и в одном штате.

С

(N

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С 1892 по 1900 г. остеопатия широко распространяется на юге США, хотя ей приходится постоянно бороться со своими противниками. Но все-таки остеопатия официально разрешена как парамедикальная специальность без права выписывать лекарства, но с правом практиковать акушерство и хирургию. Открываются новые остеопатические колледжи.

В 1905 г. аллопатическая медицина, сильная, хорошо организованная и структурированная, идет в наступление на остеопатию. Американская медицинская ассоциация оказывает давление на власти, создается комиссия Флекснера для инспекции частных учебных заведений, многие из которых приказано закрыть. Именно благодаря успехам практической остеопатии ей удалось сохранить себя. Во-первых, на ее защиту встали пациенты и общественное мнение в целом. Во-вторых, остеопатии повезло: семья президента Теодора Рузвельта тоже лечилась у остеопата. Травля была остановлена. Это был первый крестовый поход в США против остеопатии.

Но остеопатия продолжила свое триумфальное шествие. Первым штатом в США, признавшим ее (1896 г.), был Вермонт. Штат Калифорния добился этого права последним, уже в 1974 г., благодаря упорной борьбе группы старейших остеопатов во главе с Виолой Фрайман. Они через Верховный суд США добились права создать Колледж остеопатической медицины в Помоне.

Таким образом, профессия остеопата в США была признана окончательно и в 1969 г. получила медицинские и хирургические права и привилегии.

Определение остеопатии. Итак, что же такое остеопатия, родившаяся в Канзасе?

«Здание моей науки, или мое открытие, родилось в Канзасе. Оно является следствием многочисленных экспериментов, реализованных на Границе, следствием моих баталий со змеями, барсуками, следствием моей борьбы с идеологией рабства, следствием моего непосредственного участия в войне за Независимость, следствием всего моего опыта от начала жизни вплоть до 22 июня 1874 г. Истина сверкнула в моем сознании, как вспышка солнца: учась, исследуя и наблюдая, я постепенно приближался к открытию науки, которая станет великим благом для человечества» [9, стр. 257].

Основоположник современной остеопатии, доктор Андрью Тейлор Стилл, дал своей мануальной системе лечения имя и указал на 22 июня 1874 г. как на дату рождения своей науки и практики.

«Вы спрашиваете, что такое остеопатия; если вы посмотрите в словарь, вы найдете такое определение: «болезнь кости». Это грубейшее заблуждение. Остеопатия состоит из двух слов: osteon означает «кость», и pathos или pathein означает «страдать». Это название предполагает, что кость является отправной точкой,

опираясь на которую, я установил причину патологических условий, потом я комбинировал «остео» и «патию», получив в результате остеопатию» [9, стр. 165].

Основополагающие принципы своей доктрины Стилл изложил в двух книгах: «Философия остеопатии» и «Остеопатическая практика». Много интересных фактов и мыслей привел он также в своей автобиографии.

В чем же суть этого метода? Во-первых, остеопатия — это мануальная практика, а остеопат — специалист, который лечит руками и находится в прямом контакте с телом пациента. Это «медицина большого иуказательного пальцев», как шутил А.Т. Стилл [9, стр. 149]. Во-вторых, она опирается на целительные силы природы [9, стр. 77]. Это два основополагающих постулата остеопатии.

Мануальная медицина. Мануальная практика, или лечение руками, существовала всегда. Упоминания о ней мы находим в самых древних письменных источниках. В документах V века до н. э., оставленных китайскими и египетскими цивилизациями, находят доказательства мануальных методов лечения.

Мануальная медицина связана с именами легендарных врачей прошлого. Это Гиппократ, который в 400 г. до н. э. писал о большом значении мануальных практик. Это Гален, уроженец Малой Азии, который во II веке н. э. в Риме рассуждал о мануальных манипуляциях, основанных на знании анатомии и неврологии. Это Авиценна, который в XI веке описывал патологию и клинику седалищных проблем и мануальные терапевтические средства их лечения.

Конец Средних Веков связан с возвращением к неоплатоновской иррациональной философии и к расцвету алхимии, с интересом к лечению химическими препаратами (ртуть, мышьяк) в ущерб мануальным практикам, которые были полностью отброшены медициной того времени. Лишь несколько медиков, имеющих университетский статус, продолжали практиковать учение Гиппократа: Ги де Шолиак из школы в Монпелье и Амбуаз Паре (Франция), чьи методы схожи с методами Гиппократа [1].

К счастью, как и надеялся Гиппократ, новые поколения врачей не забыли мануальных приемов оказания помощи. В национальных традициях почти всех народов, в том числе и на территории России, есть мануальные практики: повивальное искусство, косто-правство, но только в XIX веке появляется остеопати-ческая медицина — сначала в Америке, потом в Англии и Франции, а затем и в России.

От мануальных традиций лечения к остеопатии. Как уже было сказано, остеопатическая медицина А. Т. Стилла тоже опиралась на мануальные традиции, в частности на костоправство индейцев Северной Америки. Этим искусством хорошо владел его отец, Абрам Стилл. С детских лет А. Т. Стилл помогал отцу,

NEUROLOGY

<N

а потом сам стал лечить руками. Он начинал свою врачебную карьеру именно в этом качестве и вплоть до 1890 г. представлялся как lightningbonesetter, т. е. костоправ [9, стр. 100]. В отличие от народного косто-правства А. Т. Стилл опирался на анатомические и физиологические основы, изучению которых он посвятил всю жизнь. Суть костоправства состоит в устранении механических нарушений в теле человека.

Остеопатия и природа. А. Т. Стилл называет остеопатию плодом долгих размышлений. Разум помог ему открыть законы природы, в соответствии с которыми устроен и функционирует человек как ее часть. Природа дала человеку жизненные силы, энергию, флюиды жизни, которые должны свободно циркулировать в теле для обеспечения здоровья. Если на пути этих флюидов появляется механическое препятствие, нарушающее свободный ток энергии, ток жидкостей тела, то возникает болезнь. Роль остеопата в этом случае — устранить механическое препятствие на пути жизни и отойти. Природа доделает все остальное сама. В философии А. Т. Стилла самому остеопату отводится очень скромная роль. Он не целитель, не вершитель судеб, а простой инженер или даже механик. Лечит природа, а остеопат обеспечивает условия, чтобы целительные жизненные силы, источником которых является природа, свободно циркулировали в теле человека. Представляется важным напомнить еще раз, что А. Т. Стилл, признавая понятие жизненных сил природы, не впадал при этом в мистицизм и оккультизм, а оставался в поле рационального понимания организации Вселенной. Остеопатия — это в первую очередь новый тип мышления, который предполагает рациональный подход к силам природы.

Признание циркулирующих в теле жизненных сил — самое пугающее, а потому уязвимое место в остеопатической философии А. Т. Стилла, которое не всегда встречало понимание со стороны официальной науки.

Вместо комментария хочется привести цитату из автобиографии А. Т. Стилла. Эти слова принадлежат его другу Харрису, одному из первых, кто поддержал А. Т. Стилла в трудные минуты всеобщего непонимания. «Конечно же, человек боится идти по дороге, по которой никогда не ходил, и он боится всего того, чего не понимает. Он не понимает, что такое жизнь, что такое смерть, а следовательно, он опасается говорить на эти темы. Мало кто из людей позволяет себе думать о непроторенных тропах, а тем более идти по ним» [9].

Дабы избежать проблем в отношениях с официальными доктринами, остеопатия менялась в сторону сведения своего метода лечения к техническим манипуляциям с тканями, несмотря на призывы основате-

ля остеопатии сохранять ее в чистоте. А. Т. Стилл старался избегать описания техник в своих трудах, он считал главными не техники и манипуляции, а принципы и философский фундамент. Современные остеопаты придерживаются такого же мнения: тот, кто знаком с принципами, технику придумает сам. Сохранилось предание, что перед смертью А. Т. Стилл дал напутствие стоящим у его постели детям: «Сохраните в чистоте, мальчики, сохраните в чистоте» («Keep it pure, boys, keep it pure») [9, стр. 362].

Но это удавалось не всегда. Поэтому приходилось деликатно обходить эту тему и занимать сугубо механистические позиции. Нам, современным остеопатам, хотелось бы поучиться у А. Т. Стилла умению, не игнорируя вопросов, составляющих тайну бытия, оставаться в рациональном поле биомеханики и достойно занимать свое место среди других медицинских специальностей. Нам близко мнение некоторых современных французских остеопатов, согласно которому вопрос жизни и ее источника — это великая тайна [5, стр. 115].

Природа как источник здоровья. В современной остеопатии есть понятие стилнесса, или глубокого покоя, который является источником здоровья и исцеления. Опрос, проведенный среди ведущих современных остеопатов мира, показал, что стиллнесс понимается как природное явление, которое присутствует в терапевтической практике остеопата [4]. Остеопаты говорят о покое и красоте природы как источнике здоровья, а терапевты отправляют своих пациентов в санатории для природно-климатического исцеления. Несмотря на эволюцию остеопатии, через стилнесс продолжается связь современной остеопатии с идеей целительных сил природы, высказанной ее основоположником. Так, внутри остеопатии продолжается борьба чисто технического ее направления с направлением, призывающим обратить внимание на понятие жизненных сил внутри человека, что вполне соответствует основному закону гегелевской диалектики о единстве и борьбе противоположностей. Это противоречие является главной движущей силой развития. Итак, современная остеопатия, следуя философской традиции А. Т. Стилла, продолжает свой философский поиск истины.

Остеопатия — это наука. Для А. Т. Стилла источником жизни была природа, т. е. Бог, потому что он отождествлял эти понятия. Возникает вопрос соотношения веры и науки. А. Т. Стилл считал, что они не противоречат друг другу. Он был верующим человеком, пастором методистской церкви. В своей остео-патической концепции А. Т. Стилл был сторонником божественного происхождения человека. В то же время ему удалось примирить материальные представления о мире с религиозной верой. В его философской системе противоречия между наукой и Богом нет, по-

С

<N

скольку «наука — это эманация духа божьего», а «природа — это божественный университет», в котором те, кто способен, вкушают сочные плоды науки [9, стр. 142-144].

А. Т. Стилл рассматривал остеопатию как науку, а науку — как прогресс. Поскольку остеопатия — это наука, остеопатия — это прогресс [9, стр. 183].

Это главные постулаты, которые взяла у А. Т. Стил-ла современная остеопатия, а тайна происхождения человека, тайна жизни и смерти остаются за ее пределами. Вопросы веры — индивидуальный выбор ученого, но выбор этот не прост.

Гейзенберг писал: «Первый глоток из стакана естествознания делает нас атеистом, а на дне его нас ждет Бог». [11].

Принципы остеопатии. В основе остеопатии лежат принципы, которые даны свыше, и А. Т. Стилл прочитал их в книге природы. Природа сама вложила в тело все эти принципы, чтобы телу не пришлось их разыскивать для поддержания своего благополучия [9, стр. 193]. «Природа готова оказать неотложную помощь в большом количестве случаев. Что делает мул, работавший целый день, когда мышцы его позвоночника натянуты, как струна?Он находит подходящее местечко, чтобы поваляться на земле. Он бьет себя копытами. Он подставляет бока под удары своих приятелей мулов. Чем не остеопатические манипуляции ? Они продиктованы здравым смыслом. Что делает курица, когда микробы, так мы это теперь называем, расплодились в ее перьях? Она вынимает свой микроскоп, смотрит и делает вывод, что это микробы. Тогда она поднимает тучу пыли и вытряхивает пыль вместе с микробами. Посмотрите на свинью. Она умнее, чем ее хозяин. Когда у нее лихорадка, она забирается в лужу и остается в ней, пока лихорадка не проходит» [9, стр. 193].

А. Т. Стилл не раз подчеркивал важность принципов в любой теории. Это ее фундамент. «Любому философскому заключению всегда должны предшествовать базовые принципы. Они служат центром, относительно которого можно провести окружность и внутри нее найти все доказательства истины, которую хотят установить. Истина сравнима с машиной, построенной с определенной целью. Все части ее должны быть на своем месте. Приложенная сила должна быть адаптирована, иначе машина не сможет выполнить работу, для которой она создана, и цель не будет достигнута. Если этого не сделать, работа покажет, что отправная точка рассуждения туманна, и с этой точки зрения вы терпите поражение» [9].

Главный принцип остеопатии А. Т. Стилла — прин -цип жизни. Мы достаточно подробно рассмотрели этот принцип в стилловском понимании: это великая тайна, великое чудо [9, стр. 135]. Остеопатии отводится при этом скромная роль: она обеспечивает условия

для свободной циркуляции жизненных сил в теле человека. Это и есть здоровье.

«Человеческое тело — это машина, оживляемая невидимой силой, названной жизнью...» [9, стр. 166]. Остеопатия занимается механическим аспектом тела. Итак, говоря о механическом аспекте, нам не удается, как ни старайся, обойти стороной принцип жизни. А нужно ли его обходить? Не является ли желание обойти эту тему проявлением современного суеверия? Что думал на эту тему сам А. Т. Стилл?

«Тема жизни не имеет начала, откуда ни начнешь думать о ней, будет всегда полезно» [9, стр. 165]. Этими словами нам хотелось бы закончить изложение принципа жизни в философии А. Т. Стилла.

Следующим важным принципом является разумность всего живого. Жизнь, по мнению А. Т. Стилла, разумна, а ткани наделены сознанием, и каждая клетка знает свою роль в теле и выполняет ее в соответствии с законами природы. Законы природы неизбежны, неумолимы, и выйти за их пределы невозможно, не поплатившись здоровьем. «Закон разума — это Закон духа материи и движения» [9, стр. 169, 208]. А человек составляет единое целое с бесконечной природой, поэтому для поддержания здоровья должен следовать ее законам [9, стр. 220]. Человек — это единство структуры и функции [9].

Принцип самоисцеления и самокоррекции гласит, что природа способна самостоятельно восстанавливаться после ущерба, нанесенного ей жарой, стужей, усталостью, раздражением, физическими нагрузками, а роль остеопатии скромна: убрать механические препятствия на пути к здоровью [9, стр. 120].

Идея «от причины — к следствию» глубоко повлияла на концепцию А. Т. Стилла. Он говорил о себе как о человеке, днем и ночью рассуждающем об этом великом принципе [9, стр. 94, 178, 184].

Мы только перечислили основные принципы стилловской остеопатии, не давая им глубокого анализа с современной позиции; однако большинство из них легли в основу современной остеопатии.

Механический подход в остеопатии. Для А. Т. Стил-ла остеопатия — наука, основывающаяся на том принципе, что человек — это машина, вот почему он много пишет о механике. Он начал изучать механику с 1855 г. и продолжал вплоть до 1870 г. Мы говорили о научно-техническом буме в эпоху А. Т. Стилла, что неизбежно сформировало его механистический взгляд на устройство человека.

Как представитель своей эпохи, А. Т. Стилл считал, что человек — это машина, которую Бог наделил сознанием. Скелет, т. е. кости и их сочленения, является базовой составляющей этой машины. Именно это хотел сказать А. Т. Стилл, назвав свою науку остеопатией. Движение — основное назначение «человеческой машины». Движение должно быть разумно,

NEUROLOGY

<N

поэтому все ткани человека наделены сознанием. Остеопат — это механик человеческого тела, занимающийся наладкой всех узлов и соединений в целях обеспечения их подвижности и беспрепятственного тока жизненной энергии через все суставы и сочленения. Он много пишет о машинерии жизни [9, стр. 196], о человеке как электрической машине [9, стр. 204]. Эти воззрения остаются актуальными и сегодня.

А. Т. Стилл говорит о великой механике живого тела [9, стр. 175]. Он сам любил изобретать новые машины, например, изобрел маслобойку и усовершенствовал жатку. «С 1874 г. я начал углубленное изучение приводящих колес, шестеренок, внутреннего устройства, рычагов и приводов различных механизмов, в том числе механики человеческой жизни, ее сил, ресурсов, связочных прикреплений, мышц и их прикреплений, нервов и их питания, кровообращения, движения крови от сердца и к сердцу...» [9].

А. Т. Стилл, как представитель XIX века, исповедовал механистический подход к человеку. Но в отличие от большинства, которое считало, что человек устроен как машина, А. Т. Стилл утверждал, что все происходит как раз наоборот: машина устроена как человек. Человек — это совершенная суперструктура, а все технические сооружения устроены по ее образцу. Так проявляется оригинальность его мышления и глубина подхода. Первичен человек, а не машина. Машина — это плод его ума.

Остеопатическая практика А. Т. Стилла. А. Т. Стилл брался за лечение любых недугов. В своей автобиографии он описывает множество клинических случаев лечения различных болезней. Это сезонные болезни, астма, пневмония, дизентерия, свинка, скарлатина, паралич, дислокация позвонков, болезни глаз, рожа, вывихи. Он не отказывался ни от одного пациента. Он проверял остеопатию на прочность, размышлял о болезнях и их причинах. Вот мнение об остеопатии его современника, доктора из Эдинбурга: «Я попытался узнать о ней хоть что-нибудь у местных докторов, но не смог услышать ни одного вразумительного слова. Мне кажется странным, что доктора ничего не знают о лечебной системе, которой пользуются в их городе уже лет пять или шесть, в то время как эта система дала чудодейственные результаты в лечении лихорадки, дизентерии, краснухи, свинки, эпилепсии, в обезболивании родов, уменьшении зоба, при пневмонии, глазной инфекции, астме. Об этом говорят во всем штате» [9, стр. 113].

Итак, обстоятельства вынуждали А. Т. Стилла лечить все. Но хотелось бы еще раз обратить внимание: он лечил не болезнь, а механические препятствия на пути к здоровью, которые, возможно, стали причиной болезни.

«Лечить больного, а не болезнь». А. Т. Стилл говорил о том, что остеопатия лечит больного, а не болезнь. Он

называл нарушения кровообращения среди основных причин заболеваний [9, стр. 163].

«Власть артерии абсолютна и универсальна», — так сформулировал он философский принцип главенствующей роли кровообращения в организме. «Жар, дизентерия, головные боли, сердечные и легочные болезни, краснуха, коклюш и все известные болезни, которые мне приходилось лечить, подтверждают, что этот принцип работает без исключений» [9, стр. 163].

Именно биомеханические нарушения в «умной машине», по мнению А. Т. Стилла, являются причиной ослабления кровотока и почвой для развития болезни. «В 1874 г. я заявил, что артериальное нарушение рано или поздно приведет к болезни...» [9, стр. 163].

Принцип лечения больного, а не болезни заключается в том, чтобы искать и устранять нарушения биомеханики тела у пациентов с любыми жалобами и с любыми заболеваниями.

Современные остеопаты знают больше о природе заболеваний, чем их коллеги в XIX веке. Очевидно, что причины многих болезней (например, инфекционных) не ограничиваются нарушениями кровообращения. Поэтому с современной точки зрения в терапии многих заболеваний более уместен комплексный подход, чем только остеопатическое лечение. Тем не менее современные остеопаты продолжают считать, что роль биомеханических нарушений в организме велика. Они не позволяют полноценно проявиться собственным защитным силам организма и тем самым создают фон для развития заболеваний и их тяжелого течения. Поэтому современная остеопатия должна быть профилактически направленной. Также остеопатическая терапия может дополнять классическое лечение различных болезней у любых пациентов [3, стр. 16].

Предмет остеопатии А. Т. Стилла. С современной точки зрения предметом остеопатии для А. Т. Стилла был бы биомеханический аспект тела человека. А. Т. Стилл воздействовал руками на тело пациента, устраняя биомеханические нарушения, что приводило к восстановлению функций организма. Он сам дает нам право так считать, так как пишет, что мог так «скрутить» пациента, что проходили болезни [9]. Таким образом, мы можем считать остеопатию А. Т. Стилла функциональной медициной. Как и доктор Стилл, современные остеопаты занимаются устранением функциональных биомеханических нарушений в организме (нарушений подвижности суставов и сочленений, внутренних органов, нарушений эластичности соединительной ткани). Любое заболевание и состояние сопровождается функциональными изменениями (отек, ишемия, фиброз). Они проявляются как нарушения подвижности, эластичности тканей тела. Именно такие нарушения искал и устранял в теле пациента А. Т. Стилл. Этим же занимаются остеопаты сегодня.

С

(N

У современных остеопатов есть явное преимущество. За счет успехов, которых добилась медицина за прошедшие более 100 лет, они могут определить вклад функциональных (обратимых) и органических нарушений в состояние пациента. При наличии преимущественно функциональных нарушений остео-патическое лечение оказывается максимально эффективным. Чем больше органического компонента в составе заболевания или состояния, тем труднее добиться результата остеопатическим методом, и нужно применять комплексное лечение. Вот почему так необходимо сегодня сотрудничество между различными специальностями.

Остеопатия как медицина для детей и взрослых. А. Т. Стилл лечил пациентов всех возрастов. Философский подход остеопатии, заключающийся в том, чтобы лечить больного, а не болезнь, позволял ему принимать детей, пациентов зрелого и старшего возраста, мужчин и женщин, в том числе беременных [9, стр. 164].

В теле пациента любого возраста, пола и расы доктор Стилл искал биомеханические нарушения и устранял их руками. Современная остеопатия продолжает эти традиции, оставаясь «остеопатией для всех».

Остеопатия и нервная система. Поскольку эта статья предназначается для публикации в журнале, посвященном детской неврологии, мы не можем обойти вниманием отношение А. Т. Стилла и его остеопатии к нервной системе, к нервам.

Все болезни, считал А. Т. Стилл, это следствия, причиной же является частичная или полная неспособность нервов корректно проводить флюиды жизни. Именно это стало краеугольным камнем, на котором он воздвигал и поддерживал остеопатию в течение 25 лет. Каждый день приносил доктору все более весомые доказательства того, что эта философия верна. Потребовались долгие годы, чтобы проверить на практике и предоставить доказательства такого взгляда на нервы и их роль в теле.

Например, заболевания внутренних органов А. Т. Стилл рассматривал как следствие неправильного функционирования компонентов нервной системы. Они же, в свою очередь, могут страдать от отсутствия нормальной подвижности опорно-двигательного аппарата. Так механическая составляющая была увязана им с неврологической.

Остеопатия и сосудистая система. А. Т. Стилл понимал человека как единое целое и не рассматривал нервную систему изолированно от кровеносной, а обе эти системы отдельно от опорно-двигательного аппарата. Это можно подтвердить примерами из его практики. Он лечил пациента с гнойничковым заболеванием глаз, усиливая приток артериальной крови к глазному яблоку, что способствовало восстановлению тканей, а следовательно, и зрения.

А. Т. Стилл делится воспоминаниями о лечении пациентов, страдающих бронхиальной астмой. Он устранял напряжение на уровне грудной клетки, вправляя ребра и позвонки. Убирая механические препятствия и возвращая полноценную подвижность данному региону, он помогал сосудистой и нервной системам в обеспечении их физиологических функций.

Остеопат прежде всего стремится к воссозданию физиологически совершенной формы, восстанавливая нормальный костный остов, в котором сосудистая и нервная системы смогли бы нормально выполнять свои функции.

Сотрудничество. Во времена А. Т. Стилла система здравоохранения США находилась в зачаточном состоянии. Пациентов лечили в основном врачи-самоучки, а многочисленные шарлатаны больше вредили больным, чем помогали. Поэтому основатель остеопатии был противником медицины, вселив в своих последователей дух борьбы с врачами и ненависть к лекарствам. Не стоит распространять локальную историческую ситуацию в США XIX века на весь мир, не следует заблуждаться и сомневаться в решающей роли классической медицины в борьбе с болезнями. Ее историческая поступь доказала свою прогрессивную роль в избавлении от недугов и продвижении гигиены и не нуждается в защите.

Враждебное отношение А. Т. Стилла к классической медицине — это следствие условий конкретной исторической эпохи, в которой сформировались его взгляды. Эта часть его мировоззрения совершенно не актуальна сегодня и даже вредна. В отношениях между врачами и остеопатами возможен лишь один путь — путь сотрудничества, регулируемый деонтологией.

Сам А. Т. Стилл сочетал многие методы лечения, о чем уже говорилось в нашей статье; он даже комбинировал остеопатическое лечение с психологическим воздействием при лечении алкоголизма [9, стр. 104].

В 90-х годах XX века в России началось преподавание остеопатии. Остеопатия стала второй специальностью российских врачей, специалистов в различных областях медицинской науки, в рамках последипломного образования. В нашей стране невозможно представить вражду между остеопатами и врачами, так как все специалисты, овладевшие остеопатическими навыками, изначально являются врачами. Вся история российской остеопатии — это история не вражды, а сотрудничества и взаимопроникновения специальностей.

Сегодня остеопатия в России все более и более прочно занимает нишу функциональной медицины, медицины «предболезни», направленной на создание здорового фона в организме человека, предотвращение развития заболеваний и дополнение классиче-

NEUROLOGY

<N

ских подходов в лечении заболеваний остеопатиче-ской составляющей. Что может дать остеопатия классической медицине сегодня? Она может выступить как медицинская специальность, обеспечивающая поддержание нормальной физиологии в организме человека. Как и 100 лет назад, современный остеопат оценивает физиологию «умной машины» — тела человека — и устраняет биомеханические нарушения, которые могут стать фоном или причиной для развития заболеваний. Остеопат оценивает и поддерживает в норме биомеханику тела, т. е. подвижность его соединений и сочленений, эластичность тканей, беспрепятственное проведение эндогенных ритмов. Остеопат выявляет нарушения подвижности внутри «умной машины» на этапе, предшествующем развитию болезни. Болезнью же занимается врач-специалист классической медицины. Если болезнь уже развилась, остеопат дополняет лечение, назначенное специалистом (хирургом, терапевтом, окулистом, ЛОРом и врачами других специальностей). Нормализация биомеханики тела способствует более легкому течению заболевания, повышению эффективности классического медицинского лечения и скорейшему выздоровлению пациента. Во времена доктора Стилла медицина в США находилась в зачаточном состоянии. А. Т. Стилл и его современники не имели в полной мере представления об этиологии и патогенезе заболеваний. Поэтому «старый доктор» мог опереться только на собственные наблюдения и ощущения. Устраняя биомеханические нарушения в теле пациента, он так или иначе помогал ему, облегчал его состояние. Современные врачи-остеопаты обладают всеми общемедицинскими знаниями. Сегодня остеопатия может существенно дополнить эти-отропное и патогенетическое лечение за счет нормализации биомеханики тканей больного. Поэтому современная остеопатия в сочетании с классической медициной может намного эффективнее помочь пациенту.

Диагностика и лечение по А. Т. Стиллу. Со времен своего основания остеопатия располагала собственной методикой обследования и лечения. Конечно, А. Т. Стилл обращал внимание на симптомы, с которыми к нему обращался пациент. Но не симптом был главным фактором в диагностике. «Старый доктор» проводил пальпацию тела пациента и выявлял биомеханические нарушения, основываясь на собственных субъективных ощущениях. Его руки отличали нормальные ткани от ненормальных и проводили лечение. Как и сегодня, «не нормой» считались асимметрия тонуса и тургора тканей, температуры, влажности

или сухости кожи, ограничение амплитуды движения в суставе, измененная чувствительность и болезненность. В качестве яркого примера можно привести случай лечения ребенка, больного дизентерией. А. Т. Стилл ощутил холод в животе ребенка и пытался вернуть тепло в живот, т. е. нормализовать циркуляцию крови.

На основании пальпаторных ощущений основоположник остеопатии делал вывод о наличии нарушения подвижности тканей и кровообращения в тканях человека, т. е. о существовании препятствий на пути здоровья. Обнаружив биомеханические препятствия на пути физиологии «умной машины», А. Т. Стилл устранял их мануальными приемами, восстанавливая нормальную биомеханику тканей. На этом вклад остеопата в лечение заканчивался. Затем за дело брались самоисцеляющие свойства живого организма. Будучи освобожденными от механических препятствий, они доводили процесс лечения до выздоровления.

«Найди причину и уйди, или find it, fix itandletgo», — так говорил А. Т. Стилл о принципе лечения в остеопатии [9].

Современные остеопаты в полной мере разделяют взгляды доктора Стилла, добавляя к ним концепции и практические приемы, разработанные учениками и последователями основателя остеопатии.

Заключение. В данной статье мы постарались сделать общий обзор истории остеопатии на первом этапе ее развития; показать истоки остеопатии, ее философские законы, принципы, их философское преломление и практическое применение в терапевтической практике современных остеопатов России. Мы не умолчали о трудных вопросах внутри остеопа-тического мировоззрения, о философских противоречиях, которые, несомненно, отражаются на практической деятельности и рождают различные направления внутри нашей единой остеопатической науки и практики. Мы постарались показать, как они преломляются в современной остеопатии, что современная остеопатия с благодарностью берет из учения А. Т. Стилла, а от чего отказывается и по какой причине. Мы еще раз подчеркиваем, что рассказали об остеопатии А. Т. Стилла, и хотя современная остеопатия считает его своим основоположником, она не отождествляет себя полностью с остеопатией XIX века в таком виде, в каком ее видел доктор Стилл. Но мы не отказываемся от главного: мы считаем именно А. Т. Стилла основоположником современной остеопатии и будем следовать основному его совету — «копать глубже» [9]. Поэтому мы планируем продолжать обсуждение темы истории остеопатии в следующих статьях.

ЖУУСРСНКГ ДЕТСКОЙ ROURnAALof CHILD Л Z

НЕВРОЛОГИИ NEUROLOGY том ii / vol. 11 is

ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES

1. Кравченко Т.И. Остеопатия. В 3 т. Т. 1. СПб.: СпецЛит, 2014. 335 с. [Kravchente> Т.1 О$1еораШу. In 3 vol. Vol. 1. Saint Petersburg: SpetsLit, 2014. 335 p. (In Russ.)].

2. Мохов Д.Е., Тарасова В.В. Остеопатия, или как вернуть здоровье. СПб.: ТЭССА, 2002. ^l^ov Б.Е., Таrasovа V.V. Оsteopathy, or how to get your health back. Saint Petersburg: ТESSА, 2002.

(In Russ.)].

3. Abehsera А. Traité de médecine ostéopathique. OMC, 1986. P. 16.

4. Blais М., Lepage N. Etude qualitative sur stillness: un phénoménе naturel et universel? Montreal, 2003.

5. Issartelle L., Issartelle M. L'ostéopathie exаctement. Paris, 1983.

6. Paulus S. Andrew Taylor Still (1828-1917). A life chronology of the first osteopath. Available at: http://osteopathichistory.com.

7. Schiller F. Spinal irritation and osteopathy. Bull Hist Med 1971;45(3):250-66.

8. Still A.T. The Philosophy and Mechanical Principles of Osteopathy. Copyright 1892; publication 1902.

9. Still AT Autobiographie. Editions Sully, 1998.

10. Trowbridge C. Andrew Taylor Still, 18281917. Kirksville, MO: The Thomas Jefferson University Press, 1991. P. 137.

11. http://to-name.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.