■: х х х
• р
Л Л •% «'
• *
• • 9 • ♦
• •
• » % « ь
/\Vyyvv*.
^ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
синонимы усиливают экспрессию стиха, компоненты ФСП СО осени печаль, тиши-
уточняют смысл определяемой лексемы. на, веять, шуршать, немой, мертвый, тем-
Выявление подобных отношений внут- ный, золотой и др. При изучении стихотво-
ри ФСП конкретизирует символическое рений учащиеся должны > меть находить
значение СО, а сам СО включается
в об-
такие «главные» слова, ооеспечивающие
иную, глобальную тему творчества поэта. целостность и отдельного произведения, и Так. синонимические ряды с доминантами тишина и тихий взаимодействую!, рождая сочетание мертвая тишина, часто выступающее у Бунина как обозначение того, что несвойственно живой природе, как одно из проявлений смерти (тема смерти - в числе главных в его творчестве). Это предопределено душевным состоянием поэта, пессимистическим настроением, причина которого усматривается и в неизбежности смерти, в невозможности заглянуть «за пределы бытия», и в «гибели кровного ему (Бунину) дворянского класса» (О. Михайлов): наступление часа мертвой тишины
всей лирики поэта.
Итак, анализируя поэтическое произведение, мы останавливаемся на образах, созданных в нем (прежде всего сквозных), выделяем слова-компоненты их ФСП, отмечаем присутствие ключевых лексем. Эти виды лексико-стилистической работы могут использоваться при изучении отдельного стихотворения Бунина (например, «осенней поэмы» «Листопад»), при изучении его прозаических произведений (в частности, рассказа «Антоновские яблоки»), при сравнительно-сопоставительном анализе стихотворений Бунина и Тютчева, Май-
осенней ночью лирический герой воспри- кова. Подобные задания сосредоточивают
нимает как нечто неотвратимое, угнетающее. Возникает ассоциативная цепочка
внимание учащихся на слове как важнейшем элементе индивидуального стиля по-
осень - печаль - былое (навсегда ушед- эта, а сам анализ (естественно, предпола-
шее) - одиночество - предчувствие смерти. В результате СО осени включается в общее идейно-эстетическое единство поэзии Бунина, в создание индивидуальной картины мира. Часть лексем, образующих ФСП СО осени, выходят за рамки этого поля и становятся ключевыми элементами идиолексикона поэта. К ключевым
гающий работу со словарем) требует подключения образного, ассоциативного мышления, заставляет обучаемых думать филологически, проникая в скрытую суть слова и текста. Все это позволит решить одну из главных задач филологического образования в школе и вузе - «задачу приобщения учащихся к духовному богат-
относятся лексические единицы, которые, ству и красоте русского слова, заключен-
кроме высокой степени повторяемости, ха- ного в письменных памятниках, художе-
рактеризуются наличием оттенков переносно-образного значения, проявляющихся в различных сочетаниях, употреблением в форме разных частей-речи. Ключевыми
ственных произведениях, ооразующих тексты устной и письменной речи» (Быстрова Е.А. Филологическое образование в школе. Состояние, перспективы развития //
элементами в поэзии Бунина являются Русская словесность, 1997. № 6. С. 43).
A. ШАХМАТОВ - ВЫДАЮЩИЙСЯ УЧЕНЫЙ-ЛИНГВИСТ XX и.
B.П. Захарова, доцент кафедры русского языка МГУ им. П.П. Огарева
Имя А. Шахматова известно во всем мире, без знания его трудов по истории русского языка. языку летописей невозможны дальнейшие исследования в этих направлениях.
В предисловии к сборнику «Алексей Александрович Шахматов. 1864- 1920 гг.»,
изданном) в 1930 г. к десятой годовщине со дня смерти ученого, читаем: «Память об ученом сохраняют его труды и его трудовая жизнь... У человека Шахматова можно многому научиться так же, как многому учимся у ученого Шахматова».
© В.П. Захарова. 2001
В 1 864 г. скончался великий филолог Вспоминая о первой встрече с гимназис-
Александр Востоков, которого называли том Шахматовым. Ф. Фортунатов расска-
«отцом славянской филологии». В том же
с/
голу родился оудущии ученый, который прославился также на весь мир. - Алексей II Іахматов.
В семье, іде рос Алексей, царили любовь и взаимное понимание, там был культ
жет позднее, что оыл просто поражен его познаниями. По совету профессора Шахматов изучает древнерусские памятники. В 1881 г. в берлинском журнале «Архив славянской филологии» семнадцатилетний гимназист А. Шахматов публикует на\ч-
литературы, а детей обучали европейским ную работу «К критике древнерусских тек-
языкам. К сожалению, трое детей Шахма- стов» (о языке «Жития Феодосия»). Юный
товых рано лишились родителей: в 1 870 г. Шахматов сумел увидеть то. чего не дано
умирает мать, а через год - отец. Сирот было разглядеть в публикации памятника
забирает к себе их дядя - Алексей Алек- никому из маститых ученых. Ему >далось
сеевич Шахматов. К счастью, их и здесь обнаружить более 600 случаев отступле-
окружают та же шахматовская атмосфе-
ра взаимной люови и жажда духовного развития. Прекрасное домашнее образование получают дети у дяди в Саратовской гу- тета Московского университета и получа-
ния от оригинала в печатной копии.
В 1833 г А. Шахматов становится сту-
«г
дентом историко-филологического факуль-
бернии, что дает им возможность в 1874 г. поступить в Московскую гимназию. Через год Алексей Алексеевич едет в Германию лечиться и берет с собой Алешу, который без труда поступает в Лейпцигскую гимназию. где становится одним из лучших учеников. В письме к сестре Ольге он пи-
ет возможность целенаправленно раоотать под руководством знаменитых ученых-фи-лологов, которыми в тот период славилось на весь мир это учебное заведение. Заслугой студента Шахматова русская наука о языке считает не только блестящий линг-
С/
Ч-/
вистическии анализ новгородских памятников, но и исследования по диалектологии. Летом он самостоятельно направляется в
шет: «...нужно оыть у чеником, достойным своего российского происхождения». Гимназист посещает у ниверситетскую библио- диалектологическую экспедицию. В пись-
теку, где в его руки попадают труды извес- ме к сестре читаем: «...запасусь тем жи-
вым интересом к родному народу, который научит меня глубже и разносторонне вникнуть в его язык». Не случайно первым шагом на ученой стезе многих известных
тных лингвистов.
Первое знакомство с принципами сравни те л ь н о - и с то р и ч е с ко го и с с л е до в а н и я п р о -исходит у А. Шахматова под влиянием
✓
лейпцигского учителя словесности Бругма- лингвистов станет в дальнейшем именно на-брата известного лингвиста XIX в. Кар- такая экспедиция.
ла Бругмана.
У студента Шахматова накапливается
В 1879 г. Шахматовы возвращаются в богатый личный фонд диалектных слов. Россию; Алексей продолжает учебу в Мос-
В настоящее время наша наука располагает большим числом различных программ для выяснения особенностей местных говоров. Но именно Шахматову-сту-денту принадлежит честь первым в русской науке о диалектах составить самую подробную программу.
В студенческие годы юный ученый занимается и историей славянского ударения. Создает научный кружок.
После окончания университета его оставляют работать на кафедре истории ру сского языка. Но А. Шахматов отказыва-сравнигельного языковедения Московско- ется: «Я... не буду читать в у ниверситете.
гоу ниверситс) а. специалиста по фонетике пока не приобрету у ченых степеней маги-
11 грамматике индоевропейского языка. стра и доктора...» Профессор И. Ягич зо-
ковскои гимназии и изучает раооты отечественных филологов.
Большое влияние на юного А. Шахматова оказали груды известного ученого Ф. Буслаева, в которых излагались вопросы теории и истории ру сского языка. Он решает заняться собственными исследованиями о происхождении индоевропейских слов. Усиленно изу чает славянские языки. Пятнадцатилетний гимназист знакомит со своими научными исследованиями Филип-па Федоровича Фортунатова - доктора
т
ЩШШёШШШ. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЖЖ
« і і і • « і • і « • • ■ • • ш ш •• вГш л ■ і • • • • •% #% • • • • • • • • # • « • \ \ \ V « X
» ♦ ■» *Л «V % • • *
вет А. Шахматова в Белград, где его тру- весности. Это выпуск «Энциклопедии
ды знают и ценят. Ученый на это предложение ответил отказом: «...тому, кто занимается русским языком, более чем желательно ехать в глубь России, а не в Белград. Преподавание истории языка предполагает знание истории народа». Шахматов уезжает в Саратов, где завершает диссер-
славянской филологии». «Памятников старославянского языка». «Памятников древнерусской литературы». «Обозрения трудов по славяноведению», публикации «Трудов Московской диалектологической комиссии» и др.
В 1912 г. А. Шахматов приступил к на-
тацию, в которой подробно исследует все писанию труда «Синтаксис русского язы-
стороны эволюции звуков [о] и [е] в рус- ка», ставшего в дальнейшем выдающим-
ся лингвистическим исследованием, без которого и в наши дни невозможно изучение русского языка. В русской лингвистике до А. Шахматова не было подобного
ском языке, раскрывает их источники, прослеживает судьбу этих звуков в связи с процессом падения редуцированных. За работу ему присуждают сразу степень доктора русского языка и словесности. Такого русская филология еще не знала.
Диплом доктора наук дает ему моральное право работать в университете. В 32 года
труда, в котором русский синтаксис предстал бы в таком разнообразии.
Ученик А. Шахматова академик В.В. Виноградов отмечает: «...значение
А. Шахматова избирают в Академию наук, синтаксических работ А. Шахматова в истории русского языкознания очень велико. В “Синтаксисе..." Шахматовым впервые
где он возглавляет издание многотомного Словаря русского языка. По инициативе мо-
лодого ученого Академия наук принимается собран колоссальный материал, характери-
за подготовку к изданию полных собраний зующий поразительное разнообразие син-
таксических конструкций современного русского языка»; «А. Шахматовым впервые была сделана попытка найти в этом
сочинений русских писателей. Шахматовс-кое предложение относительно того, чтобы предметом изучения в школе прежде всего стала история русского языка, не перестает быть актуальным и для современной школы, требующей от учителя обучения самому разные виды предложений. Многие поло-
разнообразии систему, тщательно описать и подвергнуть грамматическому разбору
главному - умению мыслить.
При участии ученого в библиотеке Академии наук создаются новые отделы: картографический, иконографический и др. Но ни с чем не сравнимое внимание уделяет А. Шахматов рукописям. Сберечь рукопи-
жения сохраняют свою ценность до сих пор. Ценно и то обстоятельство, что нередко, анализируя конструкции современного русского языка, А. Шахматов прибегал к широким сравнительно-историческим сопоставлениями и параллелям» (Виноградов В.
си означает для ученого не только обеспе- История русских лингвистических учений,
чить будущие поколения бесценным мате- М.. 1978. С. 124).
риалом для исследования, но и сохранить Все, кто работал с А. Шахматовым,
первоисточники проявления русской духов- называли его «гениальным исследовате-
ной культуры, национальное достояние все- лем», «великим подвижником науки» и од-
го народа. Благодаря такому подходу к рукописям Шахматову удается добиться со-
новременно «удивительным, прекрасным человеком». И это не преувеличение зас-
здания при библиотеке специального р>копие- луг ученого, а истинная характеристика
ного отделения. Первым ученым хранителем великого патриота, труженика во славу оте-
рукописей избирается В. Срезневский.
Академик А. Шахматов явился вдохновителем целого ряда грандиозных начинаний Отделения русского языка и сло-
чественнои науки.
Его научное творчество вобрало в себя все лучшее, что создали его учителя - корифеи русской филологии.