Научная статья на тему 'А.С. ПУШКИН В ПУБЛИЦИСТИКЕ, ПОЭЗИИ И ДНЕВНИКАХ ПОЗДНЕГО А.А. БЛОКА'

А.С. ПУШКИН В ПУБЛИЦИСТИКЕ, ПОЭЗИИ И ДНЕВНИКАХ ПОЗДНЕГО А.А. БЛОКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
118
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.А. БЛОК / А.С. ПУШКИН / А.А. ПОТЕБНЯ / А.А. ФЕТ / "ПРАВДА" / "НОВОЕ ВРЕМЯ" / А.А. BLOK / А.S. PUSHKIN / А.А. POTEBNYA / А.А. FET / PRAVDA / NOVOE VREMYA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Орлова Екатерина Иосифовна

«Пушкинские» выступления А.А. Блока, его дневник и записные книжки (1919-1921) нуждаются в дополнительных комментариях. Поэт обращается к наследию А.А. Потебни, к поэзии А.С. Пушкина и А.А. Фета, чтобы обосновать идею «тайной свободы» - права художника на творчество. Блок уравнивает царское, Временное правительство и большевистское, ставит знак равенства между газетами «Правда» и «Новое время», проводит явную параллель между 1830 гг. и современностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A.S. PUSHKIN IN LATE JOURNALISM, POETRY AND DIARIES OF A.A. BLOK

“Pushkin” speeches by A.A. Blok, his diary and notebooks (1919-1921) need additional comments. The poet refers to the legacy of A.A. Potebnya, as well as to the poetry of A.S. Pushkin and A.A. Fet, to substantiate the idea of “secret freedom” as the artist’s right to create. Blok equates the Tsarist government, the Provisional Government and the Bolshevik one, equals the Pravda and Novoe Vremya newspapers and eventually draws a clear parallel between the 1830s and his modern times.

Текст научной работы на тему «А.С. ПУШКИН В ПУБЛИЦИСТИКЕ, ПОЭЗИИ И ДНЕВНИКАХ ПОЗДНЕГО А.А. БЛОКА»

А.С. Пушкин в публицистике, поэзии и дневниках позднего А.А. Блока

Екатерина Орлова

«Пушкинские» выступления А.А. Блока, его дневник и записные книжки (1919-1921) нуждаются в дополнительных комментариях. Поэт обращается к наследию А.А. Потебни, к поэзии А.С. Пушкина и А.А. Фета, чтобы обосновать идею «тайной свободы» - права художника на творчество. Блок уравнивает царское, Временное правительство и большевистское, ставит знак равенства между газетами «Правда» и «Новое время», проводит явную параллель между 1830 гг. и современностью.

Ключевые слова: А.А. Блок, А.С. Пушкин,

А.А. Потебня, А.А. Фет, «Правда», «Новое время».

© Орлова Екатерина Иосифовна

доктор филологических наук, профессор,

зав. кафедрой истории русской литературы

и журналистики факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия), ekatorlova@yandex.ru

Дневники А. А. Блока 1919 -1921 гг. опубликованы еще не полностью. Гораздо лучше известны его выступление 13 февраля 1921 г. в Доме литераторов в годовщину гибели Пушкина и написанное двумя днями раньше стихотворение «Пушкинскому Дому», но и они, по нашему убеждению, могут быть дополнительно прокомментированы, несмотря на обилие исследований, посвященных им в конце ХХ -начале ХХ1 вв. Они, как памятно многим, построены на цитатах и реминисценциях из Пушкина. Центральным же в переосмыслении Блоком русской революции является пушкинский образ «тайной свободы». В последний год жизни Блок обращается прежде всего к Пушкину и к его концепции вольности. Известно, что выражение «тайная свобода» относится к раннему пушкинскому стихотворению «К Н.Я. Плюсковой». В дневнике 1921 г. Блок пишет: «1819. "Налире скромной..." Фрейлине Плюсковой? <.>»!. (Возможно, нужно пояснить, что стихотворение при первой публикации называлось «Ответ на вызов написать стихи в честь Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Елисаветы Алексеевны» и было помещено в издаваемом Ф. Глинкой журнале «Соревнователь просвещения и благотворения». Существует предположение,

что через фрейлину Н.Я. Плюскову стихи планировалось передать императрице.)

Но в речи о Пушкине Блок высвобождает образ «тайной свободы» от смысловых обертонов, связанных с Федором Глинкой, Союзом Благоденствия и ранней политической лирикой Пушкина, и погружает его в контекст пушкинских размышлений второй половины 1820 -1830 гг., когда свобода понимается Пушкиным прежде всего как творческая свобода художника. Блок обращает внимание (хотя не акцентирует этого) на повторение у зрелого Пушкина эпитета «тайный» в новом словосочетании - «мечтанья тайные» («Езерский»), что и означает творческий процесс, предполагает независимость художника от общественных и политических обстоятельств. (Заметим, что в начале ХХ в. в общем поэтическом словаре эпохи слово «мечтанья» помимо прямого значения обретает и то, которое придал ему Пушкин. Например, у В. Брюсова в стихотворении «Терцины к спискам книг» скелет, обращаясь к поэту, говорит: «Я всем даю определенный срок. / Твори и ты, а из твоих мечтаний / Я сохраню навек семь-восемь строк».)

В дневнике 1921 г. Блок так намечает эволюцию Пушкина:

«Пушкину в молодости, когда он еще был "веселым юношей" и т.д. ("Вновь я посетил..." <...>),

Любовь и тайная свобода Внушали сердцу гимн простой <...>

Это - 1819 год.

Прошло 17 лет, Пушкин "истомлен неравною борьбой" и т.д. <...> Он опять говорит о какой-то "иной свободе" и определяет ее: никому

Отчета не давать, и т.д. <...>

Эта свобода и есть "счастье". "Вот счастье, вот права"! То "счастие поэта", которое у "любителей искусств" "не найдет сердечного привета, когда боязненно безмолв-

ствует оно" (<...> "Анониму"). Праздность вольную, подругу размышленья»2.

Понятно, что слова о «веселом юноше» Блок здесь относит к Пушкину. Но «юноша веселый» - это цитата не из Пушкина, а из самого Блока, из его стихотворения «О, я хочу безумно жить.». Однако и пушкинскую реминисценцию можно здесь усмотреть: во всяком случае, в 1921 г. Блок ставит рядом слова о «веселом юноше» и стихотворение Пушкина «Вновь я посетил.», отнюдь не раннее (1835). В нем воображаемый внук героя стихотворения «Веселых и приятных мыслей полон».

Блок вспоминает пушкинские «Ответ анониму» и раннюю «Деревню» (откуда взята строка «На праздность вольную, подругу размышленья»), но центральным он ставит, конечно же, стихотворение «<Из Пиндемонти>».

Он включает эти стихи в новый контекст, как будто ищет в истории поэзии и научной мысли подтверждения своему положению о незыблемости творческой свободы. Повторим приведенную выше запись Блока и продолжим ее.

«1819. "Налире скромной..." Фрейлине Плюсковой? <...>

1836. "Из VI Пиндемонте" (чтобы не узнали). Вот - свобода! Потебня: "Поэт может настаивать на своем праве (на личную свободу), потому что цель его деятельности не может быть определена ни им самим, ни другими заранее. Но ведь и там, где эта цель заранее со стороны определима, вмешательство в самый способ ее достижения портит дело. И извозчик, нанятый до места или на час, хочет, чтобы его не дергали и не мешали править лошадьми". <...> Грибоедов о свободе. Безумная прихоть певца (Фет). "Я памятник себе воздвиг."»3.

Итак, несомненно, что у Блока, как и у позднего Пушкина, «тайная свобода» и «мечтанья тайные» уже всецело относятся к области внутренней, творческой свобо-

ды, что Пушкин и формулирует в стихо- Выписка Блока содержит небольшую творении «<Из Пиндемонти>». неточность. Во фразе Потебни: «Поэт мо-

Заметим попутно, что Блок пишет имя жет настаивать на своем праве (на личную итальянского поэта правильно - Пиндемонте - свободу), потому что цель его деятельности в отличие от Пушкина, у которого, как уста- не может быть определена ни им самим, новлено исследователями в ХХ в., не было ни другими заранее» - слова в скобках стихов Пиндемонте тогда, когда он писал принадлежат не Потебне, а Блоку (Потебня, свое стихотворение, почему и назвал поэта - 1976: 319). Именно так Блок для себя обо-Пиндемонти. В комментариях к собранию значает контекст размышлений Потебни. сочинений Блока, выходившему в 1960 гг., Процитированному Блоком фрагменту дана отсылка к ныне хорошо известному предшествует у Потебни рассуждение о письму А.С. Грибоедова к П.А. Катенину в том, что конфликт поэта и государства - это начале 1825 г., где Грибоедов формулиру- частный, но наиболее яркий и показатель-ет свою новую - в связи с «Горем от ума» - ный случай «столкновения прав личности поэтику и заключает: «Я как живу, так и и среды» (Потебня, 1976: 318). А до того пишу свободно и свободно»4. Конечно, Потебня приводит примеры из Пушкина: неслучайно Блок дальше цитирует сти- это те же самые, что и у Блока, «Ответ ано-хотворение А.А. Фета «Псевдопоэту»: оно ниму» и «<Из Пиндемонти>», а кроме того, полно пушкинских реминисценций, на- «Поэт и толпа», «Поэту», «Родословная мое-столько ясных, что они не нуждаются в го героя» («Зачем крутится ветр в овра-комментарии. ге...»), «Песнь о вещем Олеге», «Египетские

На рынок! Там кричит желудок, ночи»; упоминаются «Пр°р°к», «Поэт» и

Там для стоокого слепца произведения Гете и Шиллера, а также

Ценней грошовый твой рассудок даются обширные выписки из Тургенева

Безумной прихоти певца. («Литературные и житейские воспоми-

< > нания»).

Блок в данном случае оставляет без Влача по прих°ти народа внимания проблемы психологии искусстВ грязи низкопоклонный стих, Ва, интересовавшие Потебню. Блока, как и

Ты слова гордого: свобода позднего Пушкина, больше всего волнует

Ни разу сердцем не постиг; с

свобода, понимаемая теперь как личная,

Не возносился богомольно то есть творческая свобода художника.

Ты в ту свежеющую мглу, Вот почему даже в фетовской «безумной

Где беззаветно лишь привольно прихоти певца» Блок полемически под-

Свободной песне да орлу. черкивает слово «прихоть», ставя его в

Следует остановиться и на выписан- синонимический ряд со свободой и близ-

ных Блоком строках из А.А. Потебни. кими по значению словами. Но это же и

В седьмом томе собрания сочинений пушкинское слово, и смысловые обертоны

Блока (1963) никак не комментируется Фет тоже берет именно пушкинские: «По

обращение Блока к Потебне, нет и ссыл- прихоти своей скитаться здесь и там.»

ки на Потебню, которого процитировал («<Из Пиндемонти>»).

Блок: фрагменты работы «Из записок по Но и «тайной свободы», по мысли Блока,

теории словесности» были библиографи- поэт в постреволюционной России ока-

ческой редкостью вплоть до их републи- зывается лишен. Д.М. Магомедова пишет:

кации в 1976 г. (Потебня, 1976), Блоку же «То, что было сказано Блоком о судьбе

могли быть известны по изданию 1905 г. Пушкина, совершенно недвусмысленно

Екатерина Орлова

относилось и к трагическим коллизиям в 1913 г., когда после читки драмы «Роза современной жизни, и к личной трагедии и крест» в Обществе поэтов Блок 5 апре-самого Блока, ценой жизни отстаивавшего ля пишет Любови Дмитриевне: «Вчера я право художника на духовную независи- читал "Розу и Крест" среди врагов, свет-мость. Слова "И Пушкина тоже убила во- ских людей, холодных "нововременцев". все не пуля Дантеса. Его убило отсутствие Внутренне очень боролся и, кажется, по-воздуха", - оказались у Блока пророчест- бедил. Мне помогало присутствие близких вом собственной гибели» (Магомедова, <...> Мне было тяжело эти дни, но сегодня 2001: 136). Опубликованные ею же в на- я чувствую возбуждение от борьбы и ду-чале XXI в. фрагменты записной книжки маю, что был вчера живым среди мертвых. Блока 1919 г. свидетельствуют о его полном Да, путь еще верный пока»5. разочаровании в развитии революции, о Но что же такое, по Блоку, «нововре-наблюдаемом им возврате к полицейско- менцы»? Сам синонимический ряд - «вра-му режиму, лишь усиленному террором. ги», «светские люди», «холодные "новоПриведем записи Блока, еще не доста- временцы"» - уже говорит о многом, но точно хорошо известные. объясняет, вероятно, не все. Не установ-

4 мая. «Кто погубил революцию (дух лено, были ли на этом собрании Общества

музыки)? - Война. Кое-что работал. Но поэтов сотрудники «Нового времени»,

работать по-настоящему я уже не могу, по- вообще журналисты, - возможно, что и

ка на шее болтается новая петля полицей- нет. Н.В. Недоброво, стоявший у истоков

ского государства» [курсив наш. - Е.О.]. <...> Общества поэтов, задумывал его как бо-

6 мая. «В "Правде" опубликованы обя- лее или менее открытую институцию, при-занности дежурных (шпионаж и сыск)». званную прежде всего для литературной

7 мая. «Скука существования не имеет работы, для обсуждения стихов, а также пределов». 31 мая. «"Правда" = "Новое проблем теории и истории литературы. время". Ленин о шпионаже. Слухи о но- Вероятно - для такого предположения есть вых арестах. <...> Измученность». 1 июня. основания, - некий налет светскости, может «Сойдутся рабы - под угрозой воинской быть даже салонности, присущий собра-повинности и другими бичами. За рабо- ниям Общества поэтов, оказался в 1913 г. владельцем Лениным придет рабовладе- чужд Блоку: после первого же вечера он лец Милюков, или другой и т.д.» 12 июля. перестает посещать заседания Общества -«Бредешь пешочком, обгоняют матросы на впрочем, вообще отходит от литературной рысаках, полиция и убийцы на шикарных жизни (что не мешает доброму отноше-одиночках. Жарко очень. Чисто самодер- нию Блока к самому Недоброво). жавие. А рабочие плетутся измученные Оставим в стороне вопрос о том, наи голодные». 13 июля. «Один из органов сколько справедливой была характеристика департамента полиции запретил мне вы- Блока, данная им Обществу поэтов: в его ехать в Стрельну отдохнуть на берегу мо- заседаниях участвовали самые разные ли-ря - с Балт.<ийского> вокзала. тераторы, в том числе А. Ахматова, Вл. Пяст

Газета "Правда" призывает уничтожать и многие другие. Программа Общества

торгующих на рынках» (цит. по: Магомедова, была максимально широкой, о чем позд-

2001: 133). нее вспоминал тот же Пяст. Но даже при

Почему Блок ставит знак равенства такой оговорке все сказанное выше еще

между «Новым временем» и «Правдой»? не объясняет, почему Блок в 1919 г. ста -

Нелюбовь к газете А.С. Суворина можно вит знак равенства между дореволюци-

отметить у него и раньше - например, еще онным «Новым временем» и большевист-

109

А.С. Пушкин в публицистике, поэзии и дневниках позднего А.А. Блока

ской «Правдой». Вероятно, «холодность», т.е. на самом деле равнодушие как к искусству, так и к живой, настоящей, «низовой» жизни, - все это Блок называет «нововре-менством», и слово становится для него нарицательным. В сознании Блока в 1919 г. частная и потому якобы независимая газета Суворина, на самом деле проводившая проправительственную политику, не менее отвратительна, чем большевистская «Правда», - подобно тому, как он видит прямые аналогии между царским строем, периодом Временного правительства и новой диктатурой. То и другое враждебно поэту и антинародно по сути. В первой редакции поэмы «Возмездие» о России конца XIX в., в частности, сказано (и опять же с отсылкой к Пушкину):

Пусть будет прост и скуден храм, Где небо кроют мглою бесы, Где слышен хохот желтой прессы, Жаргон газет и визг реклам.

Где «Новым временем» смердит, Где хамство с каждым годом - пуще.

Заметно, что не только формой стиха, но и контаминацией сразу двух стихотворений Пушкина в одной своей строке Блок снова отсылает к нему.

В отличие от первой половины 1913 г., в 1919-1921 гг. «возбуждения от борьбы» у Блока уже не было. Было сознание на-прасности и конца революции. Но жизнь теряла смысл и содержание, оказывалась невозможной даже не из-за этого, а из-за «отсутствия воздуха», т.е. творческой свободы.

И в этих условиях не кажется принципиально важным выяснение вопроса о том, кого именно имел в виду Блок в 1913 г. под «нововременцами». Его кавычки могут говорить о метафорическом обозначении достаточно широкого круга российского общества («читатели газет», как обозначит этот чуждый филистерский круг позднее М. Цветаева). Но все же, вероятно, речь идет о той силе, что определяет атмосферу общества, отравляет ее. И в 1919 г. «Правда» в сознании Блока оказывается подобна «Новому времени». А смерть поэта скорее похожа на гибель.

Примечания

1 Блок А.А. Собр. соч.: в 8 т. Т. 7. М.-Л.: Худ. лит., 1963. С. 399. Здесь и далее, кроме специально обговоренных случаев, курсив А. Блока.

2 Там же. С. 403.

3 Там же. С. 399-400.

4 Грибоедов А.С. Сочинения. М.-Л.: -Л.: Худ. лит., 1959. С. 558.

5 Блок А.А. Указ соч. Т. 8. С. 414.

Библиография

Магомедова Д.М. Александр Блок // Русская литература рубежа веков (1890-е -начало 1920-х годов). Кн. 2. М.: ИМЛИ РАН; «Наследие», 2001.

Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976 (История эстетики в памятниках и документах).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.