Кудрявцева О.С.
ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
E-mail: [email protected]
А.С. ПУШКИН В КЛУБЕ «12 СТУЛЬЕВ» «ЛИТЕРАТУРНОЙ ГАЗЕТЫ»
В статье исследуется обращение к творчеству и личности Пушкина современными сатириками, публикующими свои произведения в сатирическом разделе «Литературной газеты» - «Клубе 12 стульев». Выясняется частота обращений и жанровый состав сатирических текстов. Ключевые слова: Пушкин, «Литературная газета», сатира, юмор, жанры.
«Литературная газета» («ЛГ») является старейшей российской газетой, основанной Пушкиным в 1830 году и возобновленной Горьким уже в XX веке. По словам редактора Юрия Полякова, ««ЛГ» - такая же неотьемлемая часть нашей культуры, как Третьяковка<...> как Пушкинский Дом, как Художественный те-атр»[1]. Классик не раз становился объектом исследования и цитирования в современной «Литературке». Поскольку мы несколько лет занимаемся изучением популярного сатирического раздела «ЛГ» «Клуб 12 стульев»[2, 3], нам было интересно проследить - используется ли имя и творчество великого классика в юмористических и сатирических произведениях.
Исследуя сатирические материалы 16-й полосы XX века, мы неоднократно встречали юмористические тексты разных жанров с прямыми упоминаниями и аллюзиями на личность Пушкина и его творчество.
Так мы видим Пушкина героем «литгазе-товского» жанра-неологизма (термин наш) «бумеранг»:
«Овчаренко. Киев.
Я думаю, что в стихотворении «Анчар» Пушкин выразил протест против различных ядовитых сорняков: хулиганов и тунеядцев.
- Полностью с вами согласны в оценке этого стихотворения. К этому можно еще добавить, что в поэме «Пиковая дама» А.С. Пушкин выразил мощный протест против любителей азартных карточных игр» («ЛГ» №3, 1967)
.и героем анекдотов Евгения Обухова, написанных в стиле Д.Хармса:
«Пушкина не зря называли «солнцерусской поэзии». Однажды пришел Гоголь и стал читать свою новую комедию. Пушкин так веселился, так смеялся, ну прямо-таки закатывался. С тех пор и пошло выражение:Закатилось солнцерусской поэзии» [4].
А это уже использование аллюзии, опять же, в собственном жанре «Клуба ДС» - «стенгазете «Рога и копыта»:
«Известному писателю срочно требуется няня. Желательно пожилую одинокую женщину
по имени Арина Родионовна. Оплата посюжет-но» («ЛГ» №2, 1967).
Для того, чтобы определить - насколько часто и в каких жанрах современные сатирики используют образ и творчество классика, мы провели специальное исследование. Материалом для него послужили все 16-е полосы «ЛГ» за 2006-2009 годы. Выяснилось следующее.
В 2006 году упоминание Александра Сергеевича Пушкина и его произведений появлялось в 10 номерах из всех 46. Всего было обнаружено 19 произведений. В 6 из них - упоминались фамилия, известные цитаты автора или название произведения. При этом, отсылка к Пушкину не играла определяющей роли в содержании. Эти шесть произведений - разнообразных жанров: памфлет на Ксению Собчак, иронический рассказ, рецензия, «бумеранг», перепечатанный из 1967 года, а также два фельетона. Один из них рассказывает об особенностях современного общения в «сети», сравнивая его с творчеством и перепиской великих -Достоевского, Пушкина, Тютчева:
«А tatiana.ru с ее наивным «Я к вам пишу -чего же боле...? Современная девушка, гуляющая по Интернету, никогда не напишет:
...Поверьте, моего стыда Вы б не узнали никогда,
Когда б надежду я имела Хоть редко, хоть в неделю раз...
Она напишет: «Юная сексуальная брюнетка, без комплексов, ищет спонсора для совместного претворения в жизнь самых смелых фантазий, диктуемых вредными привычками». (Соснова Л. «Любимая! Твой message получил...», «ЛГ» №15, 2006).
Другие 12 произведений 2006 года были связаны только с Александром Сергеевичем. По жанровому составу это: пародия в прозе,рассказ, фельетон, а также юмористическая фотография памятника Пушкину, которая стала поводом для написания восьми эпиграмм. В
рубрике «Что бы это значило?» редакция поместила фотографию известного памятника Пушкину на ул. Тверской. В веселый кадр попал и работник ЖКХ, находящийся в специальной авто-корзине, собиравшийся, видимо, чистить памятник. При этом работник принял такую же позу, как и Александр Сергеевич. В ответ на эту фотографию читатели прислали множество стихотворных откликов-эпиграмм. Вот одна из них:
Общаясь с Гением, обвыкся
(Он трижды мыл его
в квартал),
И так он Пушкиным проникся,
Что даже позу перенял! (Пошехонские И. и А. «Что бы это значило?», «ЛГ» №25-26, 2006).
Наследие классика помогает Валентину Цветкову в фельетоне «Онегин - крутой мужик» высмеивать нравы современной молодежи: «- Менты, конечно, замели Онегина?/ - Я ж тебе говорю: Жека - крутой мужик. Он сразу после дуэли, разборки, то есть, стал когтирвать -слинял в Питер и залег на дно..» (Онегин - крутой мужик, «ЛГ» №4, 2006).
Интересна пародия «Песнь о вещем Буяне» Александра Хорта на известного сатирика -редактора журнала «Крокодил» - Александра Пьянова.
«<...>Буянщина..Времямало изменило ее пейзаж. У воспетого Пушкиным острова незаурядная история <...> Ныне Буян - крупный промышленный центр. Здесь действует ЗАО «Бондарный завод имени князя Гвидона». Добрая молва идет о буянскихповарихах<...>Покидая остров, я подумал: нет, не случайно поэт воспел его в сказке о царе Салтане. Какая песня без Буяна!» (А. Хорт. Песнь о вещем Буяне, «ЛГ» №49, 2006). Смысл пародии ясен, если известна биография самого Пьянова. Как мы выяснили, он занимался исследованием пушкинских мест в Верхневолжье и выпустил несколько книг с описанием их достопримечательностей [5]. Данная пародия высмеивает чрезмерную увлеченность исследовате-лей-пушкинистов. Вторит этой теме и посвящение Пушкину из раннего творчества «ЛГ»:
Еще и тем ты будешь мил
Что тьму пушкиноведов прокормил! [6]
В 2007 году нами обнаружено 14 произведений с отсылкой к классику. Четыре из них (фельетон, рассказ, ироническое стихотво-
рение, карикатура) - лишь упоминают его в ряду других писателей и поэтов. А 10 других представляют для нас больший интерес. С жанровой точки зрения - это афоризмы, анекдоты, пародийная рецензия, ироническое стихотворение, шуточные тесты и один перепев. Объектами сатиры опять же становятся горе-пушкиноведы, на этот раз исследующие тайны «Пиковой дамы»:
«Значит, Герман - это некто иной как Пушкин <...> Здесь зашифрована вполне реальная картина: ночью Александр Сергеевич приходит к Арине Родионовне и предлагает: «Выпьем няня. Іде же кружка.?» Не карты, а кружка....» (Похо-жин Р. В тисках цензуры, «ЛГ» №24, 2007); графоманство: «Долго помнить будет Родина/ То, как не жалея сил,/Александр Сергеич в Болди-но/Пил, скучал, стихи творил<...>/Вот засела мысль крамольная / Плотно у меня в мозгу:/Что стихи писать-то, мол, и я/Тоже как-нибудь смогу...» (Деева А. Оболденное, «ЛГ» №24, 2007) и увлечение модным лексиконом, как в следующем перепеве:
Зима! Пейзанин экстазуя,
Ренувелирует шоссе,
И лошадь, снежность ренифлуя, Ягуарный делает эссе <...>
(Перевод Пушкина на язык эгофутуристов, «ЛГ» №24, 2007).
Этот перепев почти столетней давности, перепечатанный «ЛГ» из «Сатирикона» 1913 года ничуть не потерял своей актуальности, а речь эгофутуристов очень похожа на современный молодежный сленг.
Другие тексты о Пушкине и его творчестве носят юмористический характер («-Пушкин, з-зараза, ты сам-то когда-нить изумруды грыз? Белочка.» (В. Поленьев. Мобильный фольклор, «ЛГ» №24, 2007)).
В 2008 году количество упоминаний и использований «солнца русской поэзии» сократилось вдвое. Упоминается классик в пародиях на стихи молодых авторов и различных иронических стихотворениях, как правило, высмеивающих графоманов. В них классик стоит в ряду других гениев. Правда, в одном таком упоминании Пушкин выгодно отличается от всех остальных:
<...>Ну а Лермонтов, Некрасов...
Только, братцы, без обид:
Я читал их. Все не в кассу.
Я! и Пушкин, может быть.
(Л. Максимов. Нетютчев, «ЛГ» №18, 2008).
Тексты, в основу которых легли биография и творчество Александра Сергеевича, в 2008 году представляют собой прозаические - рассказ «Пушкин наше все» и фельетон. В последнем рассказывается, как дядя Александра Сергеевича учил его быть поэтом: «Назвать их можно, к примеру, Евгений и Татьяна. - Тут Василий Львович прокашлялся и с чувством продекламировал: «Наша Таня громко плачет».. Отлично, начало положено!» (Георгиев С. «Дядюшка гения», «ЛГ» №25, 2008).
За неполный 2009 год нами обнаружено 9 упоминаний, причем, только три из них использовали биографию и творчество классика для создания сатирического произведения. С жанровой точки зрения это фельетоны, ироническая поэзия, пародия и перепев. Интересный фельетон Александра Володарского, с помощью ретроспективы во времена Пушкина и Гоголя, изобличает современное стремление, присущее многим писателям и поэтам, заработать на «корпоративных халтурках». А заодно поднимает проблему низкой оплаты литературного труда: «Здорово вы его, Александр Сергеевич! А я, дурак, думал на десяти тысячах останавливаться!/ - Полноте, Николай Васильевич, мне ж семью кормить и няню! Спасибо тебе, Господи, что придумал эти кор-поративы! Это вам не оброк в Михайловском собирать! Я уж не говорю про поэмы да пьески, разве с этого проживешь?/Куда там, у нас с гонорара и приличной шинели не справишь! -
вздохнул русский прозаик украинского происхождения....»
Преобладающим объектом сатиры в стихотворных пародиях и перепеве на мотив «Евгения Онегина» становится графоманство: «Мой милый/самых честных правил/хлебал бульон и заодно / перечитать себя заставил / все то, что мной сочинено./А после супа, не ругая,/Мнемило улыбнулся он:/ Стихи чудесны, дорогая,/Но восхитительней бульон!» (Минин Е. «О вкусах.» // Смех сквозь грезы, «Лг» №36, 2009).
Весьма показательна пародия на стихотворение Александра Жукова:
Мне пока далеко до психушки,
Но все больше психую в душе:
Был когда-то ЕЩЕ я не Пушкин,
А сегодня не Пушкин УЖЕ.
Пародист Александр Бобров так отвечает поэту:
<.> И хотя далеко до психушки,
Успокойся: условны года.
Ты вне возраста - просто - Не Пушкин, Ни еще, ни уже, НИКОГДА!
Подводя итог нашему исследованию, отмечаем, что сатирики «ЛГ» регулярно (в каждом пятом номере) используют наследие великого русского поэта преимущественно для критики современных нравов. Особенно часто в фельетонах, пародиях и перепевах - для осмеяния графоманства. При этом, гениальный поэт сам никогда не становится объектом осмеяния, а выступает как мощный противовес для многочисленных графоманов.
Список использованной литературы:
1. Поляков Ю. Три века и пять лет // Литературная газета. - 2006. - №16 - С. 1.
2. Кудрявцева О.С. К проблеме генезиса жанровых форм 16-й полосы «Литературной газеты» // Текст: варианты интерпретации: материалы VII межвуз. науч.-практич. конф. Вып. 8. - Бийск: НИЦ БПГУ, 2003. - С. 131- 135.
3. Кудрявцева О. С. Жанры и метажанр сатиры (на материале 16-й полосы «Литературной газеты»): Автореф. дис.... канд. филол. наук. - Самара, 2005. - 24 с.
4. Обухов Е. Ай да Пушкин! Откровенное хармство // Поворот на Закидоновку. 1992-2000 // «Клуб 12 стульев». Антология Сатиры и Юмора России XX века. Том 11. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - С. 519.
5. Берег милый для меня: Пушкинские места Верхневолжья / А.С. Пьянов. - М.: Московский рабочий, 1974. - 186 с.; Пушкинское кольцо Верхневолжья: путеводитель / автор текста А. Пьянов. - М.: Турист, 1986. - 20 с.
6. Тейх Ю. Поворот на Закидоновку. 1992-2000 // «Клуб 12 стульев». Антология Сатиры и Юмора России XX века. Том 11. -М.: Изд-во Эксмо, 2004. - С. 503.
Kudryavtseva O.S.
A.S. Pushkin in the club «12 chairs» of «Literary newspaper»
In this article the author researches the appeal to creative work and personality of Pushkin by modern satirists who publishes their works in satirical section of “Literary newspaper” - “Club of 12 chairs”. The frequency of appeals and genre structure of satirical texts are revealed here.
Key words: Pushkin, “Literary newspaper”, satire, humor, genres.
Сведения об авторе: Кудрявцева Ольга Сергеевна, старший преподаватель кафедры связи с общественностью факультета журналистики Оренбургского государственного университета, кандидат филологических наук. 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел.: (3532) 372463, 265217.