Научная статья на тему 'А. С. Макаренко о хозяйственно-трудовом воспитании в семье'

А. С. Макаренко о хозяйственно-трудовом воспитании в семье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
563
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симатова Татьяна Васильевна

The article points out A.S. Makarenko's ideas of household labour upbringing which is of special interest among parents. Methods, forms and means of realization of parents' purposeful pedagogical influence from the point of household labour bringing up children are described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Makarenko A.S. about household labour upbringing in a family

The article points out A.S. Makarenko's ideas of household labour upbringing which is of special interest among parents. Methods, forms and means of realization of parents' purposeful pedagogical influence from the point of household labour bringing up children are described.

Текст научной работы на тему «А. С. Макаренко о хозяйственно-трудовом воспитании в семье»

Такую избирательную стабильность ядер удалось теоретически обосновать с помощью представлений об одночастичных нуклонных «орбитах» в ядрах, исходя из предположения, что все нуклоны движутся независимо друг от друга в некоторой усредненной эффективной потенциальной яме. В отличие от атомов, у ядер нет фиксированного силового центра. Поэтому форму и глубину потенциальной ямы подбирают так, чтобы рассматриваемый модельный вариант наиболее соответствовал реальному положению дел. Характерный вид такого потенциала, моделирующего динамику нуклонной ядерной системы в одночастичном приближении, приведен на рис. 9. Учет так называемых спин-орбитальных связей и принципа Паули (для нуклонов, являющихся ферми-частицами) исключает возможность парных и других больших столкновений между нуклонами в ядрах. Таким образом, несмотря на большую тесноту в ядре, оказалось возможным существование почти невозмущенных специфических нуклонных «орбит» и оболочек.

Взяв за основу конструктивную модель оболочечной структуры орбиталей нуклонов в ядре и учитывая должным образом дополнительное остаточное взаимодействие нуклонов (по отношению к усредненному), стало возможным теоретически рассчитать энергетические спектры Spec E для целой

серии ядер. На рис. 10 приведена диаграмма

заполнения нуклонов в ядрах атомов, которая была рассчитана в соответствии с идеями оболочечной модели. Здесь мы не будем углубляться в детали этой модели. Цель статьи иная - обрисовать круг возможных вопросов для изучения и средства, которыми можно это сделать.

Рассмотренный выше материал позволяет реализовать изучение учебного материала по ядерной физике в школьном курсе, опираясь на основополагающие принципы квантовой физики, показать общность и отличие действия квантовых законов на разных структурных уровнях материи - в атомной и ядерной физике, представить раздел «Квантовая физика» школьного курса в виде логически цельной структуры.

1. Марков В. Н., Пухов Н.М. // Наука и школа. 2006. № 4. С. 22-26; № 5. С. 12-17.

2. Марков В.Н., Пухов Н.М. Современная физика: Концептуальные и методические основы изучения. М., 2007.

3. Фрауэнфелъдер Г., Хенли Э. Субатомная физика. М., 1979.

4. Готтфрид К., Вайскопф В. Концепции физики элементарных частиц. М., 1988.

5. Вайскопф В. Физика в двадцатом столетии. М., 1977.

Поступила в редакцию 9.04.2007 г.

А.С. МАКАРЕНКО О ХОЗЯЙСТВЕННО-ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ В СЕМЬЕ

Т.В. Симатова

Simatova T.V. Makarenko A.S. about household labour upbringing in a family. The article points out A.S. Makarenko’s ideas of household labour upbringing which is of special interest among parents. Methods, forms and means of realization of parents’ purposeful pedagogical influence from the point of household labour bringing up children are described.

Роль семьи в подготовке ребенка к труду, составляющему цель и содержание нашей жизни, была, и в обозримом будущем будет оставаться, очень значимой. Семья закладывает основы трудолюбия, формирует активно-позитивное отношение к труду как важнейшей духовной ценности и потребности

личности. К сожалению, в современной семье воспитание детей в духе подлинного трудолюбия отодвинуто на периферию родительского сознания. В этой ситуации своевременным считаем обращение к советам, рекомендациям и предостережениям А.С. Макаренко, адресованным родителям и раскры-

вающим особенности организации хозяйственно-трудового воспитания в семье. Несмотря на то, что широкому кругу читателей они были представлены более 70-ти лет назад, тем не менее сохранили свою чрезвычайную актуальность.

Логика А.С. Макаренко в определении значения хозяйственно-трудового воспитания в семье проста и убедительна: в основе жизни человека лежит трудовая деятельность; подготавливая ребенка к самостоятельной жизни, следует приобщать его к труду; воспитание в труде определяет не только его гражданскую позицию, но и будущий уровень благосостояния; следовательно, важнейшей задачей семейного воспитания является привитие детям любви к труду, потребности трудиться, формирование трудовых навыков. Столь пристальное внимание к осуществлению качественного хозяйственно-трудового воспитания в семье классик педагогики объясняет тем, что трудовые качества формируются «в особенности в молодости», т. е. в течение того периода времени, когда ребенок живет непосредственно с родителями. А поскольку рождающийся ребенок представляет собой природное существо, деятельное, внутренне активное, обеспеченное задатками, силами и стимулами для саморазвития, то родители должны предоставить возможность ему заниматься разнообразной трудовой деятельностью.

При этом особая задача родителей, отмечает Макаренко, - научить ребенка творческому труду, так как в его процессе происходит совершенствование сущностных сил: развитие мышления, воображения, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер. Вместе с тем творческий труд возможен тогда, «когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта» [1]. Непременным условием выражения такого отношения является развитие привычки к трудовому усилию, а также преодоление связанных с ним тяжелых, неприятных ощущений, постепенно перерастающих в качество личности, называемое трудолюбием. Воспитание ребенка до степени трудолюбия означает овладение им общими и специальными

трудовыми знаниями, умениями и навыками, психологическую готовность к трудовой деятельности, способность получения удовлетворения и удовольствия от труда. Поэтому, заключает А.С. Макаренко, творческий труд невозможен у тех людей, которые к работе «подходят со страхом, которые боятся ощущения усилия, боятся, так сказать, трудового пота, которые на каждом шагу только и делают, что соображают, как бы поскорее отделаться от работы и начать что-нибудь другое», причем это «другое» привлекает их внимание до тех пор, пока не приступили к его выполнению [1].

Разъясняя родителям значение хозяйственно-трудового воспитания, А.С. Макаренко обращает внимание на тот факт, что труд как полезная деятельность составляет основу нравственного воспитания. Ввиду того, что успех формирования высоконравственной личности ребенка во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором он живет, труд занимает ведущую позицию. Только в его процессе дети вооружаются разнообразными способами деятельности, универсальным социальным механизмом проявления и реализации своих сущностных сил, что в конечном итоге обеспечивает возможность реализации внутренних и внешних стимулов.

Участие в совместном труде, объединяющем всех членов семьи, подчеркивает А.С. Макаренко, позволяет ребенку «выковать свой характер, свое отношение к миру, к людям» [2]. Совершенно справедливая точка зрения, потому что самопроявление и самоутверждение в трудовой творческой деятельности, взаимное общение в процессе труда, получение эстетической радости и морального удовлетворения не только от результатов деятельности, но и от ее осуществления обеспечивают саморазвитие и самосовершенствование, достижение оптимального уровня формирования, позволяющего стать полноценным членом общества.

Велико значение семейной подготовки ребенка к труду, по выражению А.С. Макаренко, и в личной жизни. Взаимосвязь хозяйственно-трудового воспитания и определенного жизненного уровня вполне очевидна. Дети, получившие в семье качественное хозяйственно-трудовое воспитание, «веселее и счастливее живут», потому что владеют

практическими умениями и навыками, многое умеют делать, у них «все ладится и спорится». Соответственно они «не потеряются» ни при каких обстоятельствах. И наоборот, ребенок, оберегаемый и отстраняемый от физической работы родителями, полагающими, что он успеет еще потрудиться в течение жизни, а сейчас пусть беззаботно и праздно проводит время, «перед каждым пустяком становится в тупик, не умеет обслуживать сам себя, а всегда нуждается то в няньках, то в дружеской услуге, то в помощи, а если ему никто не поможет, живет в неудобной обстановке, неряшливо, грязно, растерянно» [2]. Отсюда следует, что отец и мать всегда должны помнить о хозяйственнотрудовом принципе, осуществляя воспитание ребенка, а также о каждом из указанных обстоятельств.

Важным условием развития привычки к трудовому усилию А.С. Макаренко называет выдвижение перед ребенком конкретной трудовой задачи, не ограниченной временными рамками, предоставляющей свободу в выборе средств ее решения, предусматривающей ответственность за качество выполненной работы. При этом она обязательно должна быть многозначительной, действенной и организационной. И «чем сложнее и самостоятельнее будет трудовая задача, тем лучше она будет в педагогическом отношении» [1, с. 98]. А.С. Макаренко советует, в частности, поручить ребенку в течение продолжительного промежутка времени поддерживать чистоту в определенной комнате, а не ограничиваться только такой малозначительной задачей, как: «Вот тебе веник, подмети эту комнату, сделай это так или так!» [1, с. 98]. В первом случае перед ребенком поставлена серьезная задача, при решении которой потребуются не только мышцы, но эмоциональная и волевая сферы, инициативность и самостоятельность. Во втором случае, по словам А.С. Макаренко, сформулирована только «мускульная задача», превращающая ребенка в механизм. Или, например, в отдельных случаях родители дают задание ребенку сделать в магазине покупку какого-либо предмета. В то время как эффективнее будет, если они возложат на него постоянную заботу о том, чтобы в семье было мыло, зубная паста и т. д.

Вместе с тем А. С. Макаренко предостерегает родителей от привлечения ребенка к выполнению чрезмерного количества физической работы, подчеркивая, что избыточный труд в детстве оказывает отрицательное воздействие как на психофизическое развитие ребенка, так и на формирование его отношения к труду и людям труда. А поскольку ребенок затрачивает довольно значительные силы на игру, на чтение, на подготовку к урокам и на многое другое, то основная рекомендация А.С. Макаренко сводится к тому, чтобы родители нашли «среднюю линию», в рамках которой участие в физическом труде будет осуществляться «без всякого прямого вреда для детства» [3].

В первую очередь А.С. Макаренко это адресовал тем родителям, чьи дети обучаются в школе, так как последняя, по его справедливому замечанию, «довольно сильно нагружает их домашней работой» [1, с. 99]. Бесспорно, домашняя работа является самым важным и первоочередным видом деятельности школьника. И не только потому, что дети выполняют личную функцию, овладевая знаниями, умениями и навыками в единстве с процессом их эффективного применения на практике, но и общественную, неся ответственность как перед родителями, так и перед государством. Однако это не означает, что роль школьной работы должна быть преувеличена, а роль трудовых задач недооценена. При таком функциональном подходе в семье вполне вероятно развитие у ребенка чувства пренебрежения к жизни и работе своего семейного коллектива. Именно поэтому обособление школьной работы, возвеличивание ее А.С. Макаренко называет очень опасным действием в подготовке ребенка к трудовому образу жизни. Отношение родителей к домашней работе, заданной в школе, как чему-то особенному, грандиозному провоцирует развитие у ребенка эгоистических качеств, в то время как «в семье должна всегда чувствоваться атмосфера коллективизма, как можно чаще проявляться помощь одних членов семьи по отношению к другим» [1, с. 99]. Ввиду этого формирование подлинного трудолюбия станет возможным, если в семье будут выполняться следующие условия: во-первых, четкое закрепление за ребенком того поручения, которое он обязан выполнять дома; во-вторых, соответствие уровня сложно-

сти этого поручения его психофизиологическим и возрастным особенностям; в-третьих, чередование умственной и физической работы.

Наряду с перечисленными условиями родителям необходимо знать меры, по словам А.С. Макаренко, позволяющие «вызывать у ребенка то или другое трудовое усилие» [1, с. 99]. Трудовое усилие, заключающееся только в физическом напряжении, оказывает ограниченное воспитательное воздействие на ребенка. Этого недостаточно для формирования социально активной личности. Педагогический эффект труда в значительной степени возрастает в результате его тесной связи с личными и гражданскими мотивами, нравственным развитием. Он зависит от осознания ребенком важности выполнения того или иного трудового задания, ответственности и долга, достижения высокого конечного результата. Ввиду этого трудовое усилие должно быть сопряжено с проявлением собственной инициативы. Ребенок замечает, что родители, занимающиеся профессиональной деятельностью, выполняющие широкий спектр домашних обязанностей, не успевают что-то сделать. Являясь членом своего семейного коллектива, осознавая ответственность перед ним, он приходит на помощь. По собственной инициативе, без просьбы со стороны родителей выполняет необходимую работу. Следует заметить, что А.С. Макаренко такую постановку дела называет идеальной формой. Тем самым он ориентирует родителей на достижение того уровня развития ребенка, при котором у него будет сформировано нравственное сознание, включающее такие компоненты, как совесть, волевую твердость и убежденность. На этой основе физическое действие выполняется не просто бездумно, механически, «по указке», а в соответствии с нравственными чувствами, прежде всего, внимательным отношением к нуждам своей семьи. Исходя из этого, А.С. Макаренко делает вывод о том, что «воспитать такую готовность к труду - значит воспитать гражданина» [1, с. 99-100].

Методы воспитания такой готовности к труду различны. Так, если речь идет о раннем детстве, когда неопытность и слабость ориентировки не позволяют самостоятельно заметить потребности в той или другой работе, то родителям А.С. Макаренко рекомендует осторожно подсказать, помочь ребенку

выяснить свое отношение к возникшей задаче, одновременно с этим показать, как следует ее решать. При этом ребенка следует привлекать не только к интересующим его видам работы, но и к тем, которые представляются ему скучными, разъясняя и демонстрируя их очевидную ценность как лично для него, так и для семьи в целом. «Вообще, - резюмирует А.С. Макаренко, - он должен воспитываться так, чтобы решающим моментом в трудовом усилии была не его занимательность, а его польза, его необходимость» [1, с. 100]. В этой связи основным направлением хозяйственнотрудового воспитания в семье А.С. Макаренко называет формирование у ребенка способности терпеливо и «без хныканья» выполнять неприятную работу. Осознание общественной ценности конкретного дела, личной заинтересованности, а также систематическое привлечение к труду позволят в итоге сформировать позитивное отношение к разнообразным трудовым действиям, даже малопривлекательным.

В том случае, если у ребенка потребность в труде не возникает, не удается вызвать интереса к работе, А.С. Макаренко советует использовать просьбу, большое преимущество которой заключается в незаметности педагогического замысла, благодаря чему он не вызывает внутреннего сопротивления и противодействия ребенка. Просьба предоставляет ребенку право выбора путей выполнения конкретного задания. А поскольку она предполагает добровольное оказание помощи, то несовместима с психологическим давлением или уговариванием. Поэтому произносить ее следует таким образом, чтобы ребенок был убежден в том, что его участие совершенно необходимо. В качестве примера А.С. Макаренко предлагает такую форму: «У меня к тебе просьба. Хоть это и трудно, и у тебя всякие другие дела...» [1, с. 100]. Она отличается и от доверия, при котором основной смысл обращенных к ребенку слов: «Даю тебе ответственное поручение», и от принуждения, часто переходящего в приказание: «Вот тебе задание. Ты его обязан выполнить!». Следует также помнить о том, что при выражении просьбы существенное значение приобретает интонация слов. Обращенная к ребенку просьба произносится спокойным, уверенным и ровным голосом. Между тем одни и те же слова, но при дру-

гой интонации, где присутствуют раздражительность, требовательность, гнев и т. д. могут означать приказание. Надо помнить, что просьба вызывает совершенно иное психологическое состояние, чем приказание.

И все же, несмотря на то, что просьба -«самый лучший и мягкий способ обращения», А.С. Макаренко предостерегает родителей от чрезмерного его применения. Сведение задачи хозяйственно-трудового воспитания к тому, чтобы постоянно обращаться к ребенку с просьбой выполнить что-либо, не сформирует у него готовности к труду, о которой говорилось выше. В связи с этим он рекомендует использовать просьбу только в тех случаях, когда родители уверены в том, что ребенок с удовольствием ее выполнит. Если же родители сомневаются в этом, то полезнее чередовать просьбу и поручение. При этом надлежит обязательно стимулировать развитие инициативы у ребенка, учить его самостоятельно видеть необходимость в выполнении определенной работы. При таком подходе, уверяет А.С. Макаренко, цель будет достигнута.

В том случае, когда родители «запустили дело воспитания», А.С. Макаренко предлагает применять принуждение, причем различные его формы - от простого повторения поручения до повторения резкого и требовательного. Однако А.С. Макаренко в категорической форме предостерегает родителей от физического принуждения. Всецело разделяем его точку зрения и призываем отцов и матерей обратить на это особое внимание, поскольку насилие в различных формах его проявления существенно тормозит полноценное развитие ребенка, в том числе и формирование трудового образа жизни. Более того, физическое принуждение вызывает у ребенка отвращение к труду. Родителям следует помнить об этом и отказаться от его применения в деле воспитания.

Не оставил без внимания А.С. Макаренко вопрос о так называемых ленивых детях, поскольку его решение среди большинства родителей вызывает существенные затруднения. Прежде всего, педагог отмечает, что только в редких случаях нега-

тивное отношение к трудовому усилию объясняется отклонениями в здоровье. В основном же причина лени - неправильное воспитание. Родители стараются оградить ребенка от физической работы, часто ссылаясь на то, что успеет еще потрудиться в своей жизни, что они качественнее и быстрее вымоют посуду, польют цветы, произведут уборку комнаты и т. д. Однако это является грубейшей педагогической ошибкой. Во-первых, такая позиция способствует развитию эгоизма. Ребенок осознает свое привилегированное положение в семье и при удобном для него случае пользуется этим. Во-вторых, отсутствует всякий интерес к семейному хозяйству, за исключением потребительского. В-третьих, разбалансирован процесс формирования нравственного и эстетического сознания ребенка, его личностных качеств. Это происходит по причине того, что ребенок находится вне коллективных отношений, возникающих в процессе совместной трудовой деятельности. В-четвертых, не развиваются умения, навыки, привычки к трудовому усилию и преодолению физического напряжения. В-пятых, ребенок лишен возможности испытывать радостное чувство удовлетворения за продукт своего труда. В результате он вырастет неподготовленным к трудовой жизни. Исправление этой ситуации возможно, если родители начнут постепенно и главное систематически привлекать ребенка к труду.

А.С. Макаренко советует родителям помнить о вышеперечисленных правилах хозяйственно-трудового воспитания ребенка, «всегда стараться воспитывать так, чтобы ничего потом не пришлось переделывать, чтобы с самого начала все было сделано правильно» [1, с. 60].

1. Макаренко А.С. Пед. соч.: в 8 т. М., 1984. Т. 4. С. 95.

2. Макаренко А.С. Пед. соч.: в 8 т. М., 1985. Т. 5. С. 260.

3. Макаренко А.С. Пед. соч.: в 8 т. М., 1983. Т. 1. С. 101.

Поступила в редакцию 21.05.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.