Научная статья на тему 'А. С. Колесников философия и диалог культур'

А. С. Колесников философия и диалог культур Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
128
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — И.Г.

Колесников А.С. Философия и диалог культур // Культурологические чтения: Науч.-теорет. альманах. СПб., 2005. С.34-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А. С. Колесников философия и диалог культур»

ДИАЛОГ КУЛЬТУР

А.С. Колесников ФИЛОСОФИЯ И ДИАЛОГ КУЛЬТУР*

А. С. Колесников, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой современной зарубежной философии философского факультета Санкт-Петербургского университета, рассматривает философское знание как важнейший фактор диалога культур. Философ «выступает в качестве субъекта исторического процесса, занятого поиском истины посредством диалога и взаимного обмена мнениями» (с.34). Однако диалог требует особого языка с одно -смысловыми словами.

А. С. Колесников считает, что «мы не можем рассматривать философию иначе, чем через призму ее метафизического ядра, т.е. через призму постоянного универсального диалога чувственного -сверхчувственного в нашем сознании» (с.35). Этот диалог предстает как диалог философии в традиционном, классическом ее понимании и философии в форме ее практического инобытия в мире.

Национальная философская традиция функционирует, по мнению А. С. Колесникова, как и любая культурно-историческая традиция, обеспечивая сохранение и трансляцию накопленного и социально организованного наследия из поколения в поколение, от культуры к культуре. «Универсалиями культуры называют систему особых категорий, в которых фиксируется понимание того, что есть человек, природа, деятельность человека, пространство и время, причинность, свобода, добро и зло, жизнь и смерть, труд, совесть, честь и справедливость» (с.36). Философские категории возникают как рефлексии над мировоззренческими универсалиями культуры, и они им

* Колесников А.С. Философия и диалог культур // Культурологические чтения: Науч.-теорет. альманах. - СПб., 2005. - С.34-39. 164

Философия и диалог культур

не тождественны. Философия превращает универсалии культуры в особые идеальные объекты, которыми она начинает оперировать так же, как «математика числами, фигурами, функциями» (с.37).

Философия не только изобретает новые мировоззренческие смыслы и предлагает их культуре, но и «пытается показать при этом, что они не отрицают все прежнее и могут быть адаптированы к культурной традиции» (с.37). Идеалом философской мудрости являются гармония, целостность и полнота человеческого бытия.

«Проблема сознания в восточной мысли проявляется как проблема постижения его "пограничной", глубинной и сокровенной природы. Сознание выступает необходимой основой духовной практики, нацеленной на духовно-космическое просветление» (с.39).

Проблема сознания в западной мысли есть «проблема кризиса самотождественного сознания, проблема разрушения внутренней целостности сознания - единства его душевных и духовных способностей. Этому расколу сознания способствуют его изменения, связанные с его "расширением" и "углублением" в соответствии с экзистенциальными истинами бытия» (с.39).

И.Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.