Научная статья на тему 'А помнишь, друг, команду с нашего двора?'

А помнишь, друг, команду с нашего двора? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
110
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛ / ВОСПИТАНИЕ / САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ ПРАКТИКА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ / FOOTBALL / EDUCATION / SELF-ORGANIZING PRACTICE / SOCIALIZATION / EXPLORATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Куприянов Борис Викторович

Неформальная школа свободы и демократии. Подростковые досуговые занятия дворовым футболом в контексте социального становления подрастающих поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А помнишь, друг, команду с нашего двора?»

А

ПОМНИШЬ, ДРУГ, команду с нашего двора?1

Борис Викторович Куприянов,

старший научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ «Высшая школа экономики», профессор, доктор педагогических наук

Дворовый футбол, подростковые дворовые футбольные команды — явления уникальные, достойные осмысления и исследования. Важно понять специфику социального становления детей и подростков в самодеятельных общностях любителей попинать мячик. Однозначно идентифицировать этот процесс как стихийную социализацию нельзя, как нельзя признать его и упорядоченной социализацией. Интересно, как строятся взаимоотношения подростков вне регулярного контроля взрослых?

• футбол • воспитание • самоорганизующаяся практика • социализация

• исследование

Этому явлению было посвящено небольшое исследование, которое я провёл совместно с моим студентом А.С. Герасимовым2. Основными методами сбора информации стали анкетирование и интервью студентов, их детские воспоминания о своей игре в дворовый футбол. В результате был собран массив данных, позволивший нам сделать обобщения и прийти к некоторым выводам. Следует оговориться, что речь идёт скорее о предположениях, чем о точно установленных, проверенных фактах.

1 Исследование выполнено при поддержке

РГНФ, проект № 13-06-00704

2 Герасимов А.С. Особенности социализации подростков в дворовых футбольных командах: выпускная квалификационная работа по доп. квалификации «Преподаватель». Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013.

Многие, с кем я делился замыслом этой работы, задавали вопрос: а сейчас подростки играют в футбол во дворах? Однозначно утвердительно отвечать на этот вопрос я не решался. Нельзя же быть уверенным в том, что картина, которую ты видишь из окна своей квартиры, носит массовый характер. Хотя очень хотелось на все сомнения возразить, что в течение всего года (от поздней осени до ранней весны) мальчишки из соседних дворов, в том числе мой восьмилетний сын, увлечённо сражаются на мини-футбольной площадке.

Сегодня, на основе наших опросов, проведённых осенью-зимой прошлого года, можно с высокой долей вероятности утверждать, что дворовый футбол существует и в крупных городах, областных центрах, и в малых городских поселениях (городах и посёлках), и в сёлах. Чтобы оценить интенсивность влияния этой досуго-вой практики, отметим, что более 2Д мальчишек выходят во двор, чтобы играть в футбол почти каждый день,

1/5 играет чаще в выходные дни. Для понимания неформальной специфики дворового футбола показательными могут быть такие свидетельства: в официальных соревнованиях участвовали менее 1/5 уличных спортсменов, чуть более четверти соревновались в самодеятельных турнирах в микрорайоне, остальные же — более половины — играли во дворе и состязались между собой.

Пытались изучать мы и территориальный охват подростков дворовым футболом. Разумеется, важную роль играет плотность проживания потенциальных футболистов — можно ли набрать команду в одном дворе или потребуется собирать футболистов со всего микрорайона? Выскажу предположение, что немаловажное значение имеет наличие подходящей площадки (половина подростков играет именно в своём дворе, чуть более 1/з ходят на стадион, оставшиеся находят спортивную площадку поблизости).

Так, для многих мальчишек Фабричного округа города Костромы местом встречи стала спортплощадка у концертно-выставочного центра «Губернский». Ещё один пример привёл знакомый профессор. Он вспомнил, что во дворе его детства футбол закончился ещё и потому, что один из жителей, обиженный тем, что мальчишки разбили окно в его квартире, вкопал на футбольной площадке стойки для сушки белья.

А вот интересный факт, который меня искреннее удивил: в одной пятой случаев в дворовый футбол играют не только мальчишки, но и девчонки. Отчего это происходит? Может быть, в небольших населённых пунктах, где мало детей одного возраста, игры не имеют половой дифференциации или это приметы нового времени? Интервью, взятое мной у москвичей, позволяет зафиксировать смешанные футбольные команды в этом большом городе. Возмож но, истории про наших родителей, дедушек и бабушек, когда правильные девчонки-отличницы влюблялись в мальчишек — героев футбольных баталий, несколько упрощают правду жизни:

И подливает в это блюдо остроты

Белова Танечка, глядящая в окно, —

Внутрирайонный гений

Чистой красоты

(Ю.Визбор).

А может, стирание граней между мальчишескими и девчоночьими видами спорта — явление последних десятилетий?

Вернусь к эмоциональной речи знакомого профессора на презентации результатов этого исследования. Первое, что он вспомнил, — интернациональный состав их футбольной команды и крепкую мальчишескую дружбу 1970-х годов. Интересно, что аналогичный мотив звучит и в песне Ю. Визбора (хотя, конечно, там речь о послевоенном волейболе): Макс Шароль, Серёга Мухин, Саид Гиреев, Лёвочка Уран, Коля Зятьев...

И.В. Новикова подчёркивает доступность занятий дворовым футболом для подростков разной национальности, пола и уровня подготовленности3. Сформулируем предположение: дворовый футбол — эффективное педагогическое средство укрепления отношений подростков, представителей различных национальностей.

Обсуждая состав дворовых команд, нельзя опустить тему взрослых игроков. Согласно нашим данным, значительная часть подростков (примерно 2Д) вообще обходится без участия старших. 1/5 юных футболистов можно назвать счастливчиками, ведь с ними на площадку выходят их отцы, в трети случаев с подростками играют взрослые мужчины, проживающие в непосредственной близости от спортплощадки.

Мы уже отмечали, что определяющее значение имеет наличие во дворе площадки, пригодной для игры в футбол, однако не очевидным остаётся необходимый минимум оборудования. Чуть больше половины дворовых футболистов

3 Новикова И.В. Дворовый футбол как фактор формирования социального капитала подростков в условиях современного города: автореферат дис. ...канд. соц. наук. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т,

2010. С. 13.

использует в игре специальные или самодельные ворота. Стволами деревьев или поставленными камнями в качестве ворот довольствуются оставшиеся 50%. Похожая ситуация складывалась и обозначением команд во время матча: в 4Д случаях подростки вообще обходились без каких либо знаков отличия, а в остальных команды отличало, то, что одни играли в майках, другие с голым торсом.

Неформальная школа свободы и демократии

Трава на стадионах зеленеет, А мудрость, словно осень, настаёт, Друг к другу мы становимся нежнее, Когда борьба всё яростней идёт.

Н. Добронравов

Осмысление материалов интервью и анкет игроков в дворовый футбол позволяет идентифицировать дворовые футбольные команды как неформальные самодеятельные сообщества. А в качестве социально-педагогического механизма развития личности самодеятельных спортсменов рассмотреть общественную самоорганизацию («упорядочение социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся»4). Опираясь на исследование Н.М. Филипповой, могу отметить основные возможности общественной самоорганизации подростков в занятиях дворовым футболом.

Прежде всего это активность и самостоятельность в организации собственной — индивидуальной и коллективной — деятельности, опыт реализации своих потребностей через организационную работу (в том числе опыт самоорганизации), усвоение ценностей свершения, созидания — «хочется играть, необходимо собраться самому и собрать других — тех, у кого есть желание погонять

4 Филиппова, Н.М. Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодёжи: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Кострома: Костром. гос. ун-т им. Н.А. Некрасова, 2007. С. 9.

футбольный мяч» (из интервью). В этом смысле «удержание образца достижитель-ской культуры осуществляется через трансляцию норм и собственное воспроизводство модели командной игры в футбол как социальной системы успешного сообщества»5.

Вторая группа возможностей представляет собой отождествление себя с подростковым коллективом, причём не абстрактное, а действенное, предполагающее мобилизацию собственных ресурсов, высокую степень самоотдачи в противоборстве с соперниками, в борьбе за победу. Явное ощущение себя частью единой команды отмечает каждый пятый игрок.

Участники дворовых команд получали опыт игровой идентификации (условной, связанной с тем, за какую команду в данный момент играл подросток), и обретали идентичность со своим двором, улицей, микрорайоном. Сама по себе «жизнь во дворе» в значительно большей степени, чем преимущественное существование в отдельной квартире, предполагает возникновение «общественной причастности» (Д.В. Григорьев).

Самоорганизующиеся дворовые футбольные команды представляют собой школу демократической культуры, локальную площадку гражданского общества, где разрешение возникающих коллизий осуществляется в процессе социального творчества («в специфическом способе жизнедеятельности общности, когда процесс организации деятельности становится объектом совместного творчества, в общности поддерживается организационная культура, основанная на ценностях самостоятельности, ответственности, креативности, эстетичности»6).

5 Новикова И.В. Дворовый футбол как фактор формирования социального капитала подростков в условиях современного города: автореферат дис. ... канд. соц. наук. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2010. С. 16.

6 Козырева Т.В. Педагогические условия организации социального творчества студентов вуза во внеаудиторной деятельности: автореф. дисс. ...канд.пед. наук. Кострома, 2006. С. 10.

Участие подростков в дворовом футболе — индивидуальная практика жизни в коллективе, практика конвенционирования собственных стремлений с интересами и потребностями окружающих, освоение ценностей «другого» как равноправного партнёра, удержания собственных интересов, представлений в дискуссии с партнёрами, получение опыта лидерства и опыта быть ведомым.

Ещё одна группа возможностей сформулирована И.В. Новиковой, которая пишет, что «спортивное командное взаимодействие, основанное на доверии, взаимном ожидании и ответственности, продуцирует качественные общественные связи, которые способствуют накоплению социального капитала»7. Другими словами, играя в дворовый футбол, подростки обретают друзей, приятелей и знакомых, в которым могут обратиться для решения актуальных для себя проблем, став взрослыми, в то же время сами способны становиться для приятелей своего детства помощниками в преодолении социальных трудностей. Такое позиционирование дворового футбола, как своего рода общественного интегратора, представляется существенным в движении к гражданскому обществу.

Однако так уж ли однозначно позитивно происходит общественная самоорганизация самодеятельных футболистов, не бывает ли такого, когда на дворовой футбольной площадке сильные обижают слабых, старшие эксплуатируют младших, подростки, обладающие более высоким социальным статусом, унижают аутсайдеров? Может, без целенаправленного участия взрослых формируется жестокая философия закона джунглей, приправленная нецензурной руганью? Сомнение подвигло сформулировать вопрос о степени гуманистичности самоорганизации участников дворовых футбольных команд. Главную проблему стоит сформулировать так: может ли общественная самоорганизация дворовых футбольных команд стать для подростков школой свободы и демократии?

Руководствуясь исследованием Н.М. Филипповой, выскажем предположение об обстоятель-

7 Новикова И.В. Дворовый футбол как фактор формирования социального капитала подростков в условиях современного города: автореферат дис. ... канд.соц. наук. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2010. С. 3.

ствах, определяющих ценностную окраску общественной самоорганизации участников дворовых футбольных команд. Важная роль в их жизнедеятельности принадлежит, по всей вероятности, лидерам подростковых объединений, их ценностным ориентациям. Другой фактор, скорее всего, представляет собой внутренние (индивидуальные) и внешние (социальные) регуляторы взаимодействия юных футболистов, степень ориентирования (принуждения) строить взаимоотношения на основе компромиссов и партнёрства.

Общественная самоорганизация в дворовом футболе проявляется в организации матча — в определении игровых ролей участников (вратарь, нападающий, защитник), в делении на команды. Действительно многие участники интервью отмечают, что желание быть вратарём не такое уж распространённое явление (хотя и значительно снимающее остроту проблемы), наоборот «всем хочется бегать по полю, а не стоять и принимать на себя удары». Судя по результатам эмпирического исследования, в 4Д случаев вратарями становились все игроки по очереди — «стояли все по голу», лишь в каждом десятом случае в ворота ставили самого младшего либо самого слабого игрока, совсем редко в этой игровой роли оказывался самый опытный игрок.

Следует особо осветить способы деления на команды. Самой редкой (Ум случаев) отмечена практика, когда состав команд был устойчив и мало менялся. Можно предположить, что такие случаи встречаются чаще всего, когда на площадке играют подростки со всего микрорайона, командами своих дворов и устраивают соревнования, в которых участвуют несколько команд. А самый часто встречающийся (более половины по результатам опросов) вариант — формирование футбольных команд двумя капитанами. В этом смысле любопытны материалы интервью, взятого мной в Москве: «В нашем дворе были двое парней, мои друзья, занимавшиеся

в футбольной секции. Они всегда возглавляли соперничающие команды, то есть играли друг против друга, так как считали важным поддерживать равенство сил, справедливость соревнования». Распространено также деление при помощи считалок, разгадок, либо спонтанное деление (по 1/5 случаев).

Своего рода лакмусовая бумажка степени гу-манистичности самоорганизации игроков в дворовый футбол — избираемые способы разрешения конфликтов. Самым распространённым (3/4 случаев) был вариант, когда спорные моменты, возникающие в игре, решались преимущественно коллективно. Реже встречается способ разрешения противоречий сильными и старшими игроками — менее (1/5 случаев), самым редким (6%) вариантом был такой, когда одна команда навязывала решение другой. Ещё один показатель меры гуманизма — характер межличностного противостояния: противоречия (9/ю случаев) вызывали конфликты, в половине случаев со словесной перепалкой, каждый седьмой инцидент завершался дракой, но пятая часть разрешалась мирным путём.

Не вызывает сомнения позиционирование дворового футбола и как социального явления, феномена повседневной культуры ХХ—ХХ1 веков, элемента современной культуры детства и подростничества. Во всех названных ипостасях логично просмотреть связи подростковой самодеятельности с официальным футболом взрослых — подражание, поклонение кумирам. Материалы опросов дают право на первое место определить звёзд мирового футбола — они являлись примером для почти половины российских подростков (начала XXI века), известные отечественные игроки вызывали аналогичные чувства в шесть раз реже (в 1/12 случаев от общего числа), а представителям местных футбольных клубов подражали лишь единицы. Несколько неожиданными для меня стали данные о том, что для пятой части юных футболистов кумирами становились старшие игроки дворовой команды.

Рискнём предположить, что показателем корпоративной свободы-несвободы является степень однородности предпочтений подростков по отношению к тем или иным футбольным клубам. Опросы свидетельствуют, что юных футболистов болели за разные клубы, что не мешало их дружбе и общению. Только в 1/20 случаев подростки всем своим самодеятельным коллективом были поклонниками одной известной команды, а четвёртая часть любителей дворового футбола вообще не имела каких-либо явных предпочтений.

Когда взрослые не мешают воспитанию

Рассмотрение подростковых досуговых занятий дворовым футболом в контексте социального становления подрастающих поколений представляется важным для определения целесообразности государственной поддержки и педагогического участия (неучастия) в представленных выше процессах.

Следует отметить специфическую открытость подростков, играющих на площадке дворового футбола, социальному контролю людей, проживающих в ближайших домах. Интервью позволило зафиксировать проявление подростками самоконтроля в игре с детьми младшего возраста, в значительной мере подростки сдерживали себя, потому что родители младших внимательно следили за своими детьми и готовы были защитить от обидчиков. Кроме того, гуляющие во дворе родители с маленькими детьми также определённым образом оказывали влияние на эмоционально-психологический климат футбольного матча, на словесное выражение эмоций юными футболистами.

И всё же представляется, что центральным регулятором самодеятельной игры в дворовый футбол, обеспечивающим гуманизацию этого социального пространства, становится сама игра, которая не терпит принуждения, неравноправия и несправедливости. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.