Научная статья на тему 'А. П. Ершов - ученый, организатор науки, педагог [Рец. На кн. : Крайнева И. А. , черемных Н. А. Путь программиста]'

А. П. Ершов - ученый, организатор науки, педагог [Рец. На кн. : Крайнева И. А. , черемных Н. А. Путь программиста] Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
147
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А. П. Ершов - ученый, организатор науки, педагог [Рец. На кн. : Крайнева И. А. , черемных Н. А. Путь программиста]»

А.П. ЕРШОВ - УЧЕНЫЙ, ОРГАНИЗАТОР НАУКИ, ПЕДАГОГ

[Рец. на кн.: Крайнева И.А., Черемных Н.А. Путь программиста1]

Книга историков отечественной информатики и вычислительной техники И.А. Крайневой и Н.А. Черемных рассказывает о жизненном и творческом пути выдающегося ученого, академика АН СССР Андрея Петровича Ершова (1931-1988). Биографическое исследование продолжает серию публикаций об ученом, представленную ранее двумя работами - «Андрей Петрович Ершов -ученый и человек» (Новосибирск, 2006) и «Андрей Петрович Ершов. Материалы к биобиблиографии сибирских ученых» (Новосибирск, 2009).

Как указывается в предисловии, основными источниками книги стали кандидатская диссертация И.А. Крайневой по истории науки, посвященная вкладу А.П. Ершова в современное программирование, и воспоминания Н.А. Черемных (с. 3). Это обстоятельство определяет особенность текста. Изложение одного автора, основанное на документальных материалах, дополняется живыми деталями, сохранившимися в памяти другого. В обсуждении книги приняли участие многие коллеги А.П. Ершова - А.А. Берс, М.А. Бульонков, А.А. Бульонкова, Л.В. Городняя, А.Ф. Рар, С.Б. Покровский, А.Д. Хапугин, Д.Я. Левин, В.Е. Котов, Г.В. Курляндчик, М.Б. Трахтенброт, В.К. Сабельфельд, Р.И. Подловченко и др.

Серьезное впечатление производит предисловие редактора -директора Института систем информатики им. А.П. Ершова СО РАН д-ра физ.-мат. наук, проф. А.Г. Марчука (с. 5-11). Оно позволяет

1 Крайнева И.А., Черемных Н.А. Путь программиста. - Новосибирск: Нонпарель, 2011. - 222 с.

актуализировать материал с точки зрения тех проблем, которые волнуют программистское сообщество сегодня. А.Г. Марчук рассматривает проекты БЕТА, АИСТ-0, ВЦКП (Вычислительный центр коллективного пользования), анализирует вопросы участия А.П. Ершова в организации международного научного сотрудничества, в том числе историю его визита в США в 1965 г., размышляет о создании системы подготовки молодежи и воспроизведения научных кадров.

Основу книги составляют четыре раздела - «I. Становление А.П. Ершова - исследователя» (с. 12-32), «II. Во главе Новосибирской школы программирования» (с. 33-89), «III. В центре программистского сообщества» (с. 90-148) и «IV. Школа информатики академика А.П. Ершова как научно-образовательный феномен» (с. 149199). Текст завершается двумя приложениями - «Список диссертаций, подготовленных под руководством А.П. Ершова» (38 наименований) и «Биографическая хроника», а также указателем имен. В издании широко использованы материалы из Электронного архива А.П. Ершова1 и Электронного фотоархива СО РАН2.

Особую ценность книге придает то, что из поля зрения авторов не выпал ни один значимый эпизод из жизни А.П. Ершова. Вместе с тем, как представляется, логика развития мысли ученого могла бы быть представлена более рельефно в случае использования и его собственных свидетельств. Приведем в качестве примера одно из них.

«Для меня работа есть средство выражения идей, - вспоминал А.П. Ершов. - Я в себе ощущаю некоторую линию мысли. Внешне есть кажущаяся стихийность в том, что я делаю, но для меня за всем этим стоит внутренняя убежденность, уверенность, что я движусь к определенной цели. И это заставляет меня развивать идею, устремляться вперед, идти на своего рода танковый прорыв. А вот очень большого вкуса к отделке мысли, т.е. к превращению этой танковой колеи в этакую культурную аллейку с асфальтовыми дорожками и елочками по бокам у меня нет: всегда не хватает ни времени, ни усилий, чтобы придать своей идее сугубо педагогический характер. Потому, наверное, приходится слышать иной раз, что мои книги и статьи трудны для понимания,

1 Архив академика А.П. Ершова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ershov.iis.nsk.su

2 Электронный фотоархив СО РАН [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.soran1957.ru

А.П. Ершов - ученый, организатор науки, педагог

изложение слишком конспективно. Но ведь если напал на достаточно большой пласт идей, можно пять лет сидеть на нем и разворачивать все до полного ажура. А в это время возникает какая-то другая линия мысли, и опять надо двигаться дальше, и вновь возникает какое-то ощущение зоркости, которое побуждает все время вглядываться в будущее»1.

Несколько конспективным кажется изложение сюжета, связанного с пониманием А.П. Ершовым информатики. Это контрастирует с книгой 2006 г. «Андрей Петрович Ершов - ученый и человек», где первая глава называется «Четверть века в борьбе за информатику». Складывается впечатление, что иногда авторы ставят знак равенства между информатикой и программированием (см. параграф «История программирования в изложении А.П. Ершова», с. 80-85). Между тем информатика понималась ученым гораздо шире. В 1983 г. после создания Отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации АН СССР (ОИВТА) А.П. Ершов сформулировал проект информатики как фундаментальной естественной науки об информационных моделях второго порядка. Этот проект предусматривал интеграцию до того разделенных ее «научно-информационной» и «компьютерной» ветвей. Идея А.П. Ершова не была поддержана на уровне руководства ОИВТА.

Интересно узнать, что разработанная А.П. Ершовым национальная программа информатизации образования тоже не была доведена до конца. «После кончины А.П. Ершова, - пишут авторы, - реформа школы затормозилась на некоторое время из-за нарастающих экономических проблем. Реформа в том виде, как ее представлял академик, не осуществилась. Реальность такова, что в каждой российской школе преподавание информатики имеет свои особенности, хотя и разработан некий базовый курс. В некоторых школах на уроках информатики преподают программирование, в других изучают компьютер на уровне пользователя, в третьих -сочетают и то, и другое в соответствии с пожеланиями учащихся, однако информатика стала обязательным элементом программы, школьники сдают Единый государственный экзамен по этому предмету. В большинстве школ компьютер по-прежнему не вышел за пределы кабинета информатики, но теперь "персоналки" стоят во

1 Андрей Петрович Ершов - ученый и человек / Ред.-сост. М.А. Бульонков [и др.]; Отв. ред. А.Г. Марчук; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т сист. информатики им. А.П. Ершова. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. - С. 386-387.

многих домах, за двадцать с лишним лет произошел резкий скачок в развитии вычислительной техники, неизмеримо выросли возможности компьютеров, появился свободный доступ в Интернет. Бесспорно одно: предмет "Основы информатики и вычислительной техники" прочно вошел в школьные программы, и в этом несомненная заслуга Ершова» (с. 184).

Последний раздел посвящен описанию научной школы академика А.П. Ершова, в том числе эпизода о том, как в 1990-е годы сотрудники Института систем информатики СО РАН отстояли свое учреждение перед лицом вполне реальной угрозы его закрытия. Автор этих строк имел возможность побывать в ИСИ в 2011 г. и познакомиться с его исключительно благоприятной в творческом отношении атмосферой. Нельзя не согласиться с выводом И.А. Крайневой и Н.А. Черемных, которым завершается книга: «Значение научной школы академика А.П. Ершова состоит не только в том, что посредством коллективных усилий в ее пределах вырабатывается и передается знание, создаются и культивируются традиции непреходящей ценности. Не менее важны чувство причастности к большому и важному делу, общность интересов и стремление сохранить память о прошлом» (с. 199).

Ю.Ю. Черный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.