Выводы. Внеучебная среда колледжа играет решающую роль в воспитании и развитии этнокультурных ценностей у будущих педагогов. Эффективность прогрессивного преобразующего воздействия педагога зависит от степени развития национального самосознания педагога, глубины и органичности его представлений о своем месте в национальной культуре, и способа деятельности в этнокультурном среде. Поэтому процесс формирования этнокультурных ценностей у будущих педагогов, хорошо основывается на знании определенных видов искусств и традиций, и методах погружения в систему этнокультурных ценностей.
Будущие педагоги, изучая этнокультурную среду своей родины, узнают много в целом о жизни и быте, историческом становлении и развитии родного края. И всем этим создают благоприятные условия для сохранения культурного наследия региона, а, следовательно, и страны в целом.
Литература:
1. Баишева, М.И. Становление созидающего человека в этнокультурных традициях народа саха: монография / М.И. Баишева. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015. - 162 с.
2. Белинская, Е.П. Этническая социализация подростка / Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко. - Москва: Московский Психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. - 208 с.
3. Волков, В.Г. Этнопедагогика: учебн. для студ. сред. и выш. пед. учеб. заведений / В.Г. Волков. -Москва: Академия, 1999 - 168 с.
4. Нездемковская, Г.В. Генезис этнопедагогики в России: автореф. дис. на соиск. степ. доктора пед. наук по спец. 13.00.01. — Москва, 2012. — 44 с.
5. Самойлова, Е.С. Проблема формирования этнокультурных ценностей в современной педагогической науке / Е.С. Самойлова // Педагогическое образование в России. 2018. - № 92 - С. 54-56.
Педагогика
УДК 378
старший преподаватель Жирков Дмитрий Дмитриевич
Федеральное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
А.П. ЧЕХОВ В ШКОЛЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))
Аннотация. На материале творчества А.П. Чехова и классика якутской литературы А.И. Софронова-Алампа раскрываются возможности введения регионального компонента в процесс обучения литературе, реализующегося за счет изучения сценической истории произведений, проведения аналогий между биографиями писателей, а также поиском русско-якутских литературных связей. Критериями отбора регионального материала выступают актуальность и художественная значимость произведения, его этнографический потенциал, а также сопоставления на разных уровнях. Подобная учебная деятельность на уроках литературы позволяет учащимся актуализировать личный жизненный опыт, соотносить общенациональные и региональные явления культуры, расширять знания о малой родине. Статья может представлять интерес при методической разработке уроков по изучению творчества А.П. Чехова с учетом регионального компонента.
Ключевые слова: Чехов; Софронов; Алампа; Куоратчыт; литературное образование; читательская компетенция; культуроведческая компетенция; региональный компонент.
Annotation. Based on the material of the works of A.P. Chekhov and the classic of Yakut literature A.I. Sofronov-alamp, the author reveals the possibilities of introducing a regional component to the process of teaching literature, which is realized by studying the stage history of works, drawing analogies between the biographies of writers, as well as searching for Russian-Yakut literary connections. The criteria for selecting regional material are the relevance and artistic significance of the work, its ethnographic potential, as well as comparisons at different levels. Such educational activities in literature lessons allow students to update their personal life experience, correlate national and regional cultural phenomena, and expand their knowledge of their small homeland. The article may be of interest in the methodological development of lessons on the study of A.P. Chekhov's creativity, taking into account the regional component.
Keywords: Chekhov; Sofronov; Alampa; Kuoratchyt; literary education; reading competence; cultural competence; regional component.
Введение. Республика Саха (Якутия) - крупнейший регион России, характеризующийся специфическими национальными и природно-географическими особенностями, определившими вектор его культурного развития, заданный исторически: арктический регион, сохраняющий внутренние традиционные культуры и открытый для восприятия внешних. Согласно концепции «великой традиции» якутской литературы (А.А. Бурцев) [2], ее фундаментальные признаки составляют: фольклорно-мифологическая основа, опора на родной язык, создание национального образа мира, а также комплементарность по отношению к восприятию инонационального художественного опыта. Ведущие литературоведы в области исследования русско-якутских литературных связей (Г.Т. Андреева, А.А. Билюкина, А.А. Бурцев, З.К. Башарина, Н.П. Канаев, П.В. Максимова, М.Г. Михайлова, Н.В. Покатилова) доказывают, что генезис младописьменной якутской литературы связан, с одной стороны, с автохтонной устной традицией и, с другой, ориентацией на русскую художественную словесность [5].
Тесные межкультурные и литературные русско-якутские связи, имеющие давние корни (еще с XVII века, с момента вхождения Якутии в состав Российского государства) и связанные с изолированностью якутов от объединяющего культурного контекста родственных тюркских народностей, представляют значительные возможности для решения не нового, но открытого в современной методической науке вопроса о специфике введения регионального компонента в процесс обучения литературе. Наряду с федеральным компонентом, он закреплен Законом РФ «Об образовании» в государственном образовательном стандарте, учитывающем федеративное устройство государства, и, согласно Л.А. Трубиной и В.Ф. Чертову, «расширяет представления учащихся о богатстве, многообразии, духовно-нравственном потенциале культуры родной страны,
способствует осознанию своей принадлежности к своей национальной культуре как части российской и мировой культуры» [6, С. 175]. Рассмотрим вопрос о возможностях введения регионального компонента на уроках изучения творчества Антона Павловича Чехова в русскоязычных школах РС (Я).
Изложение основного материала статьи. Проблемы развития читательской культуры учащихся и регионализации литературного образования исследуются учеными-методистами (О.Ю. Богданова, В.В. Голубков, В.А. Доманский, С.А. Зинин, В.Я. Коровина, Т.Ф. Курдюмова, В.Г. Маранцман, Р.Ф. Мухаметшина, И.В. Сосновская, М.В. Черкезова, В.Ф. Чертов, Е.Р. Ядровская), в том числе представляющими Республику Саха (Якутия) (С.С. Бурцева, Д.Д. Жирков, С.Ю. Залуцкая, Л.Я. Кузьмина, Н.К. Лотова, М.Я. Мишлимович, Н.И. Никонова, С.М. Петрова).
Н.К. Лотова, посвятившая диссертацию проблемам изучения регионального компонента на примере русскоязычных школ РС (Я), критериями отбора материала называет: художественную значимость произведения и сопоставления на разных уровнях (автор и определенный край, произведение писателя и определенный край, сопоставление произведений и авторов) [4, С. 29]. Ученый выделяет критерии, связанные с художественными достоинствами текста и контактами писателя с краем. С одной стороны, по отношению к художественной значимости следует говорить не только о высоком писательском мастерстве автора, но и этнографическом потенциале региональной литературы, отражению национального быта и ментальности народа в тексте, поскольку степень художественной коммуникации зависит, в том числе, от ощущения сопричастности читателя к изображенному художественному миру, а также актуальности ее проблемно-тематического уровня и ценностно-смысловых доминант. С другой стороны, в таком регионе, как Якутия, в силу исторической обусловленности практически не упомянутого в школьных программных произведениях (самые яркие редкие исключения составляют творчество ссыльного декабриста А.А. Бестужева-Марлинского, сибирские главы романа «Фрегат «Паллада»» И.А. Гончарова, рассказы ссыльного В.Г. Короленко), особую значимость приобретает обращение к театральным постановкам, кинофильмам, различным фестивалям и другим просветительским проектам, популяризующим на местах наследие писателя. Как следствие этого, средствами регионализации литературного образования также становится привлечение других видов искусства, что имеет как предметную, так и метапредметную направленность.
Изучение истории и культуры малой родины на материале творчества А.П. Чехова реализуется в регионах, прежде всего, за счет прямых, прижизненных контактов классика с ними: Ростовская область (детские и юношеские годы в Таганроге), Москва (большая часть жизнь писателя, начиная с учебы на медицинском факультете Московского университета и заканчивая контактами с Московским Художественным театром), Московская область (работа уездным врачом в Чикинской больнице Воскресенска, заведование больницей в Звенигороде, проживание в имении Мелихово близ современного города Чехов и другое), Санкт-Петербург (творческие связи), регионы Кавказа (поездка по «гоголевским местам»), Сахалинская область (благотворительная деятельность на Сахалине), Приморский край (изучение материалов о Сахалине в библиотеке Владивостока), республика Крым (последние годы в Ялте) и другое.
Якутия как крупнейшая административно-территориальная единица, через которую мог бы проходить путь А.П. Чехова до или из Сахалина, оказывается невостребованной, в том числе в творческом отношении -в сочинениях, письмах, записных книжках писателя отсутствуют какие-либо упоминания о регионе. Этим осложняется процесс регионализации, однако продолжение чеховских традиций якутскими классиками, а также серьезная сценическая история произведений Чехова в Якутии дают достаточные основания для введения регионального компонента, позволяя восполнить этот пробел.
Ярким примером ориентации якутской литературы на русскую выступают прозаические произведения зачинателя якутского лирико-психологического рассказа Анемподиста Ивановича Софронова-Алампа (1886-1935), созданные в русле литературной традиции Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева и в особенности А.П. Чехова, чье влияние автор подтверждал лично. Наряду с А.Е. Кулаковским (1877-1926) и Д.Н. Неустроевым (1895-1929), писатель составляет «триаду» основоположников якутской классической литературы, для которой характерны «трактовка вечных вопросов, бесконечная глубина нравственно-философского содержания, высота эстетических достоинств, позволяющая ей выражаться в смежных видах искусства, оригинальность и сложность поэтики на всех ее уровнях» [3, С. 84]. Творчество Софронова, по мнению Г.Т. Андреевой, отличают «тонко организованный, сложный внутренний мир автора в его реакции на переживаемую эпоху», находящий «созвучие в пафосе чеховских произведений и жанрово-стилевых формах его выражения» [1, С. 59-60].
Цели введения регионального компонента могут быть разными, в зависимости от эволюции читателя-школьника: от постижения проблем «мир жизни» и «мир культуры» (5-6 классы) до осмысления особенностей литературного процесса, духовных поисков предыдущих поколений, культурной жизни края (9-11 классы). В виду дефицита времени оно происходит через систему предварительных индивидуальных заданий: 1) создание презентаций об истории сценических интерпретаций произведений А.П. Чехова в Якутии; 2) подготовка сообщения о жизни и творчестве А.И. Софронова; 2) анализ рассказа «Куоратчыт», реализующихся через прием попутного «свернутого» обращения на уроках изучения творчества Чехова.
Сценическая история чеховских произведений в Якутии представлена двумя ведущими театрами республики: Саха академическим театром имени П.А. Ойунского (водевили «Медведь», «Юбилей», «Предложение» режиссера С.А. Григорьева (1930-50-е), ставящиеся сегодня Р. Тараховским и А. Николаевым) и Государственным академическим русским драматическим театром имени А.С. Пушкина («Чайка» Г. Нестера (1978), «Дядя Ваня» - Е. Лучина (1995), спектакль по мотивам нескольких рассказов Чехова «Оставьте ваши насмешки» А. Орлова (2008), «Верочка» - Л. Зайкаускаса (2010)). Обращение к ней происходит посредством ученической переработки готовых материалов, предложенных учителем (отдельных сведений, копий вырезок из газет, афиш, фотографий, видеоматериалов, а также воспоминаний актеров и зрителей), так и в результате самостоятельной поисковой деятельности в архивах театров, сети Интернет. Выступление ученика сопровождается мультимедийной презентацией в форме заочной видеоэкскурсии по театральным местам Якутска, располагающихся на соседних улицах. Наибольшую эффективность исторический экскурс может оказывать после непосредственного просмотра постановки классом, но такая возможность присутствует не всегда, в частности в новых условиях пандемии.
В качестве вектора «свернутого» рассмотрения жизнеописания А.И. Софронова следует рассматривать возможность преломления биографии писателя через проведение аналогий с судьбой классика русской
литературы. Отмеченный на первый взгляд как «натянутый» вектор изучения приобретает особый смысл в некоторых соответствиях жизненных путей, а также в условиях последующего анализа творчества писателей, обнаруживающего прямые литературные связи. В ситуации, когда современная молодежь испытывает живой интерес к различного рода литературным мистификациям, а само мифологическое мышление способно задавать рефлексирующему сознанию ценностные смыслы, проведение аналогий биографий дает очень многое для освоения учебного материала.
Так, детство Алампы, рано потерявшего мать и воспитывавшегося в двух приемных семьях, а затем по якутскому обычаю работавшего в доме родного отца до наступления 15 лет, действительно, можно по-чеховски назвать детством, в котором «не было детства». Успехи в учебе, самостоятельный переезд в столицу республики, где будущий писатель работал чернорабочим, наборщиком текстов на якутском языке, после -писарем-счетоводом, находят созвучие с юношескими годами А.П. Чехова в Москве. Впереди было блестящее будущее: редактор газеты «Манчары» и журнала «Чолбон», первый директор Саха театра, председатель Госкино республики, соавтор вместе с П.А. Ойунским проекта картинной галереи (современный Национальный художественный музей РС (Я)) и другое, омраченное арестами и ссылкой. Писатель прожил счастливую семейную жизнь с актрисой Саха театра Е.К. Яковлевой-Гоголевой, как и Чехов - с О.Л. Книппер-Чеховой, актрисой Московского Художественного театра. Скончался Софронов в 1935 году от туберкулеза, который также считается одним из главных факторов, ускоривших смерть последнего классика Золотого века.
Литературным объектом изучения становится рассказ «Куоратчыт», известный в переводах как «Городчик» или «Приезжий», выбор которого продиктован, кроме прочего, рядом моментов, сходящихся в аксиологическом узле сюжетной организации текста (герой, погруженный в повседневность и совершающий нравственный выбор, т.е. воспринимающий быт как отражение бытия) и организации нарративной структуры текста (обезличенная форма повествования, объективная эпическая манера и т.д.), связанных с литературной традицией. Исследователи убеждены: Софронов «нашел в русском классике то, к чему всегда стремился -истинный гуманизм и высокое мастерство» [1, С. 60]. Нам было важно, чтобы ощущаемая школьниками близость авторов осознавалась не столько на проблемно-тематическом уровне как общем категориальном и иногда несколько размытом понятии, сколько через выяснение конкретных поэтических приемов, что в большей степени может быть достигнуто при условии методического сопровождения учителем. Ученик получает таблицу с указанием основных элементов поэтики текста, которая после заполнения может выглядеть следующим образом (см. таблица 1):
Таблица 1
Анализ рассказа «Куоратчыт» А.И. Софронова_
Параметры анализа Рассказ «Куоратчыт»
Нравственная проблематика Отступление от нравственных норм, губительное воздействие азартности и пьянства на жизнь человека.
Сюжет Бедный хамначчыт (батрак) Степан Длинный, забив корову, едет в город, где погружается в пошлость чиновнического общества и проигрывает деньги в азартной карточной игре; вспоминает о семье, в которой с трепетом ожидают гостинцы; возвращается домой, сокрушенный голосом совести.
Композиционная форма Лаконизм формы. 1. Актуальное событие; 2. Возвращение к начальной истории; 3. Продолжение и завершение события.
Пейзаж Аккомпанирующий пейзаж: город приветствует Степана («забыл про дорожную усталость. И голод как будто перестал мучить желудок. И телу стало теплее») и словно осуждает после неудачной игры («казалось, что в городе все переменилось - и дома, и люди, и лошади», «выходит, шибко, шибко плохо, если большой город -батюшка глянет на тебя своим недобрым глазом»). Контрастирующий пейзаж: природа равнодушна к беде героя («равнодушная природа красою вечною сиять», ««О, как худо мне!» -вздыхал Степан, рассеянно поглядывая на стройные заснеженные лиственницы»).
Интерьер Активный, деятельный, мистический интерьер: огонь в юрте «поддерживает» решение хозяина забить корову («пламя в очаге вспыхнуло ярче, озарив заиндевелые угли»), сверчки и клопиный рой «толкают» Степана на роковой поступок («сверчок, казалось, еще усерднее и громче высверливал свою бесконечную песенку», «настойчиво стали донимать клопы»).
Звукопись Аккомпанирующие звуки: шумный город в начале («со всеми его домами, людьми как будто вдруг поднялся из-под земли перед его глазами») и мертвая тишина в финале рассказа («Посередине поляны чернела его юрта. С каждым шагом быка она увеличивалась в размере, точно вырастала из земли») созвучны настроениям Степана.
Цветопись Аккомпанирующие цвета: повторяющееся противопоставление светлого и темного («Обмазанная навозом юрта чернела посередине ровной заснеженной шири аласа», «На свой алас он въехал вечером, когда на западе исчезла последняя полоска зари» [7, с. 11-33]).
Изменчивость героя Герой неизменчив; он не в силах побороть пошлость, даже с учетом осознания им ее разрушающей силы.
Вечное / историческое Вечное независимо от исторического, но современная жизнь имеет определяющее значение в совершении нравственного выбора.
Особенности повествования Лиризм повествования при сохранении внешнего объективизма.
Авторское отношение Не выражено, «размыто».
В зависимости от класса таблица может упрощаться, а текст заменяться другим, на примере А.И. Софронова это могут быть рассказы «Внешность обманчива», «Морока по пустякам», «Разбила свою жизнь», «Дойти до конца» (в переводе Г.Т. Андреевой [1]) и другие, в которых автором продолжены литературные традиции. Анализ без сравнительно-сопоставительного соотнесения с конкретным произведением А.П. Чехова, с одной стороны, осложняет исследование русско-якутских литературных связей, а с другой, позволяет рассматривать текст через обширный чеховский контекст. Наибольшую эффективность такая работа может оказывать после уроков по творчеству писателя в рамках «ретроспективного» обращения к биографии писателя как итогу изучения темы «А.П. Чехов». В процессе анализа рассказа «Куоратчыт» становится ясным: автор проводит явные параллели с наследием классика русской литературы, которые устанавливаются благодаря схождениям практически во всех указанных параметрах.
Софронов перенимает главную черту стиля «старшего брата» - глубину художественного смысла при лаконизме формы. Как у Чехова, небольшой по объему рассказ строится на особой роли художественной детали, аккумулирующей необходимую атмосферу, воссоздающей образ персонажа, проявляющей подтекст, и коротких, емких фразах. При этом писателю удается достичь предельной глубины художественного смысла, несмотря на ограниченность пространства текста, которая достигается за счет продуманного и точного использования слова, а также за счет обращения к известным композиционным принципам. Вместе с тем неизменчивость героя, а также его зависимость от реалий жизни некоторым образом отличают художественные миры писателей (у Чехова герой изменчив и открыт бесконечности времени). Таким образом, заимствуя жанровую модель чеховского рассказа с его знаменитой короткой формой и развивая отдельные приемы классика, Софронов создает в некотором смысле собственную модификацию жанра, что позволяет, наряду с продолжением литературной традиции, транслировать интуитивное начало, восходящее к национальному фольклору.
Выводы. Критериями отбора регионального материала выступают актуальность и художественная значимость произведения, его этнографический потенциал, а также сопоставления на разных уровнях. Попутное «свернутое» обращение к региональным материалам: сценической истории произведений, биографии и рассказу «Куоратчыт» якутского классика А.И. Софронова в процессе изучения творчества А.П. Чехова вписывается в тенденции современных методических веяний - поиску новых путей формирования читательской и культуроведческой компетенций школьников, созданию условий для ценностного самоопределения личности, регионализации литературного образования. Подобная учебная деятельность на уроках литературы позволяет учащимся актуализировать личный жизненный опыт, соотносить общенациональные и региональные явления культуры, расширять знания о малой родине, а также повышать у них интерес к литературе как школьному предмету и как искусству слова. Дальнейшие перспективы исследования могут быть связаны с созданием банка региональных литературных материалов по программе школьного курса литературы.
Литература:
1. Андреева Г.Т. К проблеме русско-якутских литературных связей (традиции А.П. Чехова в рассказах А.И. Софронова). Вестник ЯГУ, 2008, том 5, № 1, С. 55-60.
2. Бурцев А.А. «Великая традиция» якутской литературы: творчество народных писателей / А.А. Бурцев. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015, 391 с.
3. Бурцев А.А. Якутская классика и современность. Наука и образование. Якутск: ГБУ «Академия наук РС(Я)». № 3, 2008, С. 83-87.
4. Лотова Н.К. Пути и приемы изучения регионального литературного материала в выпускном классе. Академический вестник Якутской государственной сельскохозяйственной академии. №4 (9), 2020, С. 29-34.
5. Покатилова Н.В. Якутская поэтическая традиция: генезис литературного текста (На материалах поэзии А.Е. Кулаковского). Автореф. - М., 2000.
6. Трубина Л.А., Чертов В.Ф. Русская классика как основа школьного литературного образования. Преподаватель XXI век. 2012, № 4, С. 174-183.
7. Якутские рассказы / [сост. Н.М. Заболоцкий; пер.: Ю. Шамшурин, Л. Габышев; худож. А.Н. Осипов]. - Якутск: Якутское книжное изд-во, 1962. - 341 с.