Научная статья на тему 'А. П. Чехов: энциклопедия / составитель и научный редактор В. Б. Катаев. М. : «Просвещение, 2011. 696 с'

А. П. Чехов: энциклопедия / составитель и научный редактор В. Б. Катаев. М. : «Просвещение, 2011. 696 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
583
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕХОВСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ / ЧЕХОВ В ШКОЛЕ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПОЭТИКА / CHEKHOVIAN ENCYCLOPAEDIA / CHEKHOV AT SCHOOL / WORLD OUTLOOK / POETICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Собенников Анатолий Самуилович

В рецензии рассматривается история создания Чеховской энциклопедии, анализируется содержательная часть и структура

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A.P. Chekhov; Encyclopedia / Compiler and Learned Editor V.B. Kataev. M.: «Prosveshchenie», 2011. 696 p

In the review the history of creating the Chekhovian encyclopedia is considered, its informal part and structure being analyzed.

Текст научной работы на тему «А. П. Чехов: энциклопедия / составитель и научный редактор В. Б. Катаев. М. : «Просвещение, 2011. 696 с»

РЕЦЕНЗИИ

А.С. Собенников

Иркутский государственный университет

А.П. Чехов: Энциклопедия / Составитель и научный редактор В.Б. Катаев. М.: «Просвещение, 2011. 696 с.

Аннотация: В рецензии рассматривается история создания Чеховской энциклопедии, анализируется содержательная часть и структура.

In the review the history of creation of the Chekhovian encyclopedia is considered, the substantial part and the structure is analyzed.

Ключевые слова: Чеховская энциклопедия, Чехов в школе, мировоззрение, поэтика.

Chekhov’s Encyclopaedia, Chekhov in a school, world outlook, poetics.

УДК: 812.0.

Контактная информация: Иркутск, ул. Карла Маркса, 1. ИГУ, факультет филологии и журналистики. Тел. (3952) 243995. E-mail: assoben52@mail.ru4.

Идея Чеховской энциклопедии зародилась давно, помнится, ее обсуждали еще в 1994 году на конференции в Германии (г. Баденвейлер). Горячим сторонником энциклопедии был Александр Павлович Чудаков. Он, а также председатель Чеховской комиссии РАН Владимир Борисович Катаев и секретарь комиссии Нина Евгеньевна Г итович стали первыми составителями многотомного, как предполагалось, труда. Потом были небольшие гранты, денег на издание не было, и все застопорилось. Честь и хвала Владимиру Борисовичу Катаеву и руководителям издательства «Просвещение», что энциклопедия все же увидела свет, пусть и в урезанном виде. Не хочется сравнивать Чеховскую энциклопедию с другими: с Лермонтовской, с Гоголевской, с энциклопедиями Достоевского и Толстого. Каждая хороша по-своему, у каждой свои недостатки.

Главная проблема Чеховской энциклопедии - объем материала. Только до повести «Степь» А.П. Чехов опубликовал свыше 500 произведений, сотни адресатов, огромное количество имен и названий содержится в письмах и в произведениях писателя, есть еще и факты биографии. И все просится на страницы энциклопедии. Поэтому составитель вынужден был решить несколько сложных задач: 1. отобрать материал; 2. найти принципы организации; 3. создать авторский коллектив; 4. скомпоновать рукопись и передать ее в издательство.

Чеховская энциклопедия - издание научно-популярное. С одной стороны, в ней отражено современное состояние чеховедения, с другой - она адресована широкому читателю, прежде всего школьной общественности. Школьный учитель найдет в ней многообразный справочный материал. Энциклопедия поможет ему разобраться и в вопросах мировоззрения и поэтики, в литературных связях Чехова, в связях с театром, с изобразительным искусством, с музыкой.

Не секрет, что преподавание Чехова в школе оставляет желать лучшего. К стереотипам «школьного Чехова» можно отнести: 1. Чехов - обличитель пошлости и мещанства; 2. Чехов - сатирик; 3. Чехов - мастер художественной детали; 4. «Вишневый сад» - пьеса о прошлом, настоящем и будущем России (Ранев-

ская и Гаев - прошлое, Лопахин - настоящее, Петя и Аня - будущее) и другие «мифологемы».

В «Обращении к читателям» составитель справедливо писал: «Кроме “Чехова, сдаваемого на экзаменах”, существует большой, во многом не изученный мир творчества одного из наиболее спорных и наименее понятых классиков».

К сожалению, лучший, на мой взгляд, учебник по русской литературе XIX века И.Н. Сухих, где Чехов представлен в соответствии «с законами, им самим над собою признанными» [Сухих, 2011], не вошел в обзор «А.П. Чехов в школе» (автор статьи - Е.Н. Брякова).

Но энциклопедия в целом ведет читателя «от «школьного» Чехова - к Чехову еще не раскрытому, не изученному» (В.Б. Катаев). И если раздел «Краткая летопись жизни и творчества Чехова» хрестоматиен, то в разделах «Творческий путь А.П. Чехова», «Произведения А.П. Чехова», «Поэтика А.П. Чехова», «Мировоззрение А.П. Чехова. Его общественная позиция», безусловно, содержится новая для учителя информация. Насколько долго она будет оставаться новой, другой вопрос. Как известно, художественное произведение живет во времени, и любая интерпретация конъюнктурна. Возможно, лет через 20-30 появятся иные интерпретации классических чеховских текстов.

Из концептуальных статей мне бы хотелось выделить «Творческий путь

A.П. Чехова» (В.Б. Катаев), «Интеллигенция» (В.Б. Катаев), «Религия»

(Н.В. Капустин), «Наука» (П.Н. Долженков). В статьях «Академический инцидент» (Л.Е. Бушканец), «Дрейфуса дело» (В.Б. Катаев) с исчерпывающей для энциклопедического издания полнотой описана гражданская позиция писателя.

Интересен раздел «Поэтика». В статьях известных чеховедов В.Б. Катаева, Н.В. Капустина, Р.Е. Лапушина, И.Н. Сухих, А.Д. Степанова, О.М. Скибиной, Л.М. Цилевича, А.П. Чудакова говорится о законах художественного мира Чехова, об особенностях повествования, сюжетосложения, коммуникации, специфике заглавий. Этот раздел, безусловно, расширит представление читателя о Чехове -художнике, непревзойденном мастере слова.

Особняком стоят письма Чехова. На уроках литературы приводятся в основном цитаты, характеризующие мировоззрение писателя, его этику. И письма, действительно, отражают процесс становления свободной личности, являются автобиографией писателя. Но письма - это еще и «своеобразный литературный жанр». Автор соответствующей статьи М.О. Горячева убедительно демонстрирует литературный характер чеховского эпистолярия.

Попытка представить творчество А.П. Чехова в широком литературном и общекультурном контексте выгодно отличает Чеховскую энциклопедию от других подобных сочинений. Контекст показывает масштаб творческой личности, значимость «чеховского представления о жизни» для современников и потомков.

История чеховедения - еще один плюс энциклопедии. На ее страницах читатель найдет имена ушедших ученых: Г.А. Бялого, Н.И. Гитович, Б.И. Зингермана,

B.Я. Лакшина, З.С. Паперного, Э.А. Полоцкой, А.П. Скафтымова, А.П. Чудакова. Персоналии помогут заинтересованному читателю сориентироваться в том, какие книги стоит прочесть.

К недочетам я бы отнес отсутствие в нескольких случаях унификации. Так, в одних статьях приводится список литературы, в других - нет, статья «Московские адреса» написана в виде обзора, «Петербургские адреса» в виде комментария. Как правило, произведениям, входящим в школьную программу, уделяется особое внимание. Повести «Степь», «Дуэль», «Палата № 6», «В овраге», рассказы «Каштанка», «Дом с мезонином», комедия «Вишневый сад» проанализированы с достаточной полнотой. В этом смысле рождественскому рассказу «Ванька» не повезло, ему посвящено всего два абзаца. Заметно, что многие статьи написаны лет 10-15 назад, список литературы можно было бы и обновить.

Но высказанные замечания не отменяют главного - событие, которого ждали так долго, - состоялось. Энциклопедия на данный момент - наиболее полное справочное издание для школьной общественности, она не может оставить равнодушным всех, кто интересуется творчеством Чехова.

Литература

Сухих И.Н. Русская литература (базовый уровень). 10 класс: В 2-х ч. М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.