Научная статья на тему 'А. Невская. Супрематизм Казимира Малевича'

А. Невская. Супрематизм Казимира Малевича Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
331
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А. Невская. Супрематизм Казимира Малевича»

А. Невская

СУПРЕМАТИЗМ КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА*

Российский художник-авангардист Казимир Северинович Малевич родился в 1879 г. в Киеве, в польской семье шляхтича Волынской губернии Житомирского уезда Северина Малевича. Дома у них говорили по-польски. Казимир учился живописи в Киеве и в Москве.

В 1910 г. К. Малевич принял участие в первой выставке объединения «Бубновый валет» московских художников-авангардистов. Члены «Бубнового валета» (П. Кончаловский, И. Машков, Р. Фальк и др.) решали проблемы построения формы при помощи цвета.

Когда в 1913 г. Казимир Малевич рисовал эскизы декораций для постановки футуристической оперы «Победа над Солнцем» в Петербурге, он впервые задумался о создании «Черного квадрата». Задник декорации одной из сцен оперы представлял собою квадрат, наполовину закрашенный черной краской. «Его "Черный квадрат" уже тогда расценивался многими не как художественное произведение, а как символический жест, нигилистическая декларация "конца живописи", который надо преодолеть, чтобы уйти как от натурализма, так и от минимализма изобразительного искусства» (с. 66). Так К. Малевич стал основоположником супрематизма, самого раннего проявления абстрактного искусства в России в ХХ в.

* Невская А. Черным по белому. Супрематизм Казимира Малевича // Дилетант. - М., 2014. - № 12(36), декабрь. - С. 66.

А. Невская

Супрематизм - это сочетание окрашенных простейших плоских геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник) и наложенных на плоскость объемных цветных форм. В 1915 г. Казимир Малевич написал манифест этого направления «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм» и экспонировал на выставке футуристических картин 39 своих работ под общим названием «Супрематизм живописи». Слово «супрематизм» он вывел из латинского «8иргетш» («высший»), а в 1916 г. даже организовал общество «Супремус».

Свой знаменитый «Черный квадрат» Казимир Малевич создал в 1915 г. и показал его на выставке «0.10» в Петербурге. Художник думал о триптихе: «Черный квадрат», «Черный круг», «Черный крест». В 1916 г. К. Малевич сделал доклад «Кубизм - футуризм -супрематизм» на научно-популярной публичной лекции авангардистов и экспонировал 60 супрематических полотен на очередной выставке «Бубнового валета».

В 1917 г. Казимир Малевич был избран председателем общества «Бубновый валет», а также выступил с докладом на диспуте «Заборная живопись и литература». В 1918 г. он пишет «Декларацию прав художника» и начинает создавать декорации к поставленной В. Мейерхольдом в 1921 г. «Мистерии Буфф» Маяковского.

В 1919 г. Малевич стал руководить в Москве «Мастерской по изучению нового искусства супрематизма» и экспонировал свои работы на выставке «Беспредметное искусство и супрематизм». Его теоретический труд «О новых системах в искусстве» был создан также в 1919 г.

Первая ретроспективная персональная выставка «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму» состоялась в Москве в конце 1919 г., а в 1920 г. образовалась группа УНОВИС («Утверждение нового искусства»). Здесь Малевич выступил с лекцией «О новом искусстве». Главный его теоретический труд «Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой» был написан в 1922 г.1

Вторая персональная выставка работ К. Малевича, посвященная 25-летию его творческой деятельности, состоялась в Москве в

1 Малевич К.С. Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой // Театральная библиотека. - Режим доступа: http://lib.vkarp.com/2013/02/09/ казимир-северинович-малевич-супрема.

Супрематизм Казимира Малевича

1923 г. А в 1925 г. К. Малевич участвовал в выставке «Левые течения в русской живописи за 15 лет» в Ленинграде. Казимир Малевич вводил супрематизм и в архитектуру. Так называемые архи-тектоны представляют собой объемные архитектурные супрематические модели.

Новый вариант «Черного квадрата» К. Малевич создает в 1928 г., готовясь к очередной персональной выставке, на этот раз -в Третьяковской галерее. Дело в том, что «Черный квадрат» 1915 г., который хранился в Третьяковке, оказался в очень плохом состоянии. В 1929 г. в Третьяковке открылась выставка произведений и графики К. С. Малевича. Вообще персональные выставки работ художника устраивались и за рубежом: в Варшаве, Берлине, Цюрихе, Вене.

В 1932 г. для выставки «Художники РСФСР за XV лет» Малевичем был написан, в пару к «Красному квадрату», еще один «Черный квадрат», который сейчас экспонируется в Эрмитаже.

15 мая 1935 г. Казимир Северинович Малевич скончался от рака в Ленинграде. Согласно его завещанию, тело художника было положено с раскинутыми руками в супрематический гроб в виде креста и перевезено в Москву, где его кремировали в Донском крематории. Прах похоронили близ деревни Немчиновка. Однако могила художника была утрачена во время войны. В 1988 г. там установлен памятный знак в виде бетонного куба с красным квадратом на лицевой стороне. Надпись гласит, что в этой местности в 1935 г. был захоронен прах Казимира Малевича.

Приведем самое известное высказывание художника: «Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонны и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение» (с. 66).

И. Л. Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.