Научная статья на тему 'А. Н. Островский: энциклопедия / гл. Ред. И сост. И. А. Овчинина. — Кострома: Костромиздат; Шуя: ШГПУ, 2012'

А. Н. Островский: энциклопедия / гл. Ред. И сост. И. А. Овчинина. — Кострома: Костромиздат; Шуя: ШГПУ, 2012 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
455
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А. Н. Островский: энциклопедия / гл. Ред. И сост. И. А. Овчинина. — Кострома: Костромиздат; Шуя: ШГПУ, 2012»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2013. № 3

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

А.Н. Островский: энциклопедия /

Гл. ред. и сост. И.А. Овчинина. — Кострома: Костромиздат; Шуя: ШГПУ, 2012. 660 с.

Энциклопедия «А.Н. Островский» впервые столь масштабно охватывает как биографию драматурга, так и его художественное творчество. В этом иллюстрированном издании представлены статьи, распределенные на несколько разделов. Так, в разделах «Произведения Островского», «Островский и русская литература», «Островский и русская критика» есть научно выверенная интерпретация не только всех драматических произведений писателя (статьи А.И. Журавлевой, И.А. Овчининой, В.В. Тихомирова, Ю.В. Лебедева, Л.Н. Ермолаевой, И.Н. Исаковой и др.), но и прозы, мемуаров, очерков, писем, статей, переводов, служебных записок и проектов, связанных с театральной деятельностью. Авторы энциклопедии не обходят стороной и те пьесы писателя, которые написаны им в соавторстве.

Для создания полноты картины исследование публицистики Островского сопровождается описанием журналов и газет, с которыми сотрудничал Островский: «Библиотека для чтения», «Время» (Е.Ю. Фар-кова), «Дело» (Е.Н. Белякова), «Гражданин» (В.В. Филичева).

В разделе «Поэтика. Теория» дается детальное рассмотрение поэтики пьес Островского с учетом опорных художественных понятий: жанры, сюжеты, персонажи (Л.В. Чернец), время и пространство (Л.В. Лапонина), символ, гротеск, цикл, сатира, финалы (А.П. Ауэр), заглавие, рамочный текст, ремарки (Ю.В. Кабыкина).

Биография Островского подробно представлена в специальном разделе «Летопись» в хронологическом порядке и в то же время прослеживается в статьях, указывающих на становление Островского как драматического писателя. Характерной в этом отношении является статья С.М. Шаврыгина «Античные литературы», где отчетливо показано, как воспринимал Островский литературу Древней Греции и Рима и каким образом сформировались античные реминисценции в его пьесах.

Не менее важной представляется нам статья Л.А. Черновой «Библиотека Островского», в которой подробно рассказано об Островском-читателе. А представление об Островском-путешественнике дает предельно конкретизированное описание мест, связанных с жизнью Островского, и прежде всего Москвы (А.А. Ревякина), Петербурга (Н.Г. Михновец), Костромы (Ю.В. Лебедев), Одессы (А.Т. Малиновский), Волги (М.В. Строганов). Существенным дополнением здесь

являются «Англия и Островский» (К. Сили Рахман, Н.К. Ильина), «Германия и Островский», «Италия и Островский» и «Франция и Островский» (А.А. Хёхерль).

Описаны творческие и родственные связи писателя, влияние театральной среды (разделы «Островский и театр», «Островский и театральная критика»: «Провинциальные театры и Островский», «Петербургский Малый театр» (И.Ю. Матвеева), «Народный театр и Островский» (Л.Е. Кочешкова)).

В статье «Изучение жизни и творчества А.Н. Островского» (В.В. Тихомиров, И.А. Овчинина, Л.Я. Воронова, А.А. Ревякина, Н.Л. Ермолаева) показаны этапы развития интереса к творчеству писателя.

Важная часть проекта — алфавитно-частотный словарь художественных и нехудожественных произведений Островского. Языку Островского посвящены и некоторые отдельные статьи: так, предложена типология диалогов и монологов, анализ иноязычных вкраплений, которые чаще всего комически окрашивают речь героев (Л.В. Чернец); Н.С. Ганцовская прослеживает отражение в пьесах Островского языка современного писателю социума, утверждая, что «с именем О. связан наиболее ощутимый демократический вклад в совершенствование литературного рус. яз. — мощный приток элементов живой разговорной речи» (с. 497).

Энциклопедия содержит также разделы «Биография и окружение Островского», «Островский и изобразительные искусства», «Островский и музыка». К.В. Зенкин и Е.А. Рахманькова подчеркивают музыкальность драматургии Островского, родители которого считали музыку важнейшим компонентом воспитания.

Удобная структура энциклопедии, система ссылок и объединение близких по тематике статей помогают читателю свободно ориентироваться в столь объемном труде.

Перед нами колоссальный многолетний труд, проделанный учеными из Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы, Иванова, Шуи, Щелыкова, Твери, Коломны, Самары, Саратова, Пятигорска, Ульяновска, Пскова, Великого Новгорода, а также из Германии, Англии, Украины.

Можно полностью согласиться с утверждением создателей энциклопедии: «Особенностью энциклопедических статей является стремление авторов рассмотреть богатейшие исторические, библиографические, мемуарные, литературные, театральные материалы с ориентацией на современный уровень развития гуманитарной науки (истории, литературоведения, театроведения и др.). В результате многие страницы жизни и творчества Островского предстают в современном прочтении» (с. 6-7).

Сведения об авторе: Капырина Татьяна Александровна, канд. филол. наук, редактор Московского государственного областного социально-гуманитарного института. E-mail: tatiana-ka2008@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.