Г.Р. Хусаинова УДК 398 (092) (=512.141)
А.Н. КИРЕЕВ - УЧЕНЫЙ-ФОЛЬКЛОРИСТ, ПИСАТЕЛЬ И ПЕДАГОГ
(к 100-летию со дня рождения)
В статье говорится о двадцатилетней научной деятельности одного из первых башкирских профессиональных фольклористов Ахняфа Нуриевича Киреева (Кирея Мэргэна) в Институте истории, языка и литературы. Одна из главных его заслуг - экспедиционные выезды за пределы Башкортостана с целью сбора башкирского фольклора, материалы которых легли в основу восемнадцатитомного научного свода «Башкорт хальгк ижады» («Башкирское народное творчество»). Написав первую большую работу по исследованию башкирского народного эпоса, он стал первым доктором наук по башкирской фольклористике.
Gulnur R. Khusainova
AKHNYAF KIREEV AS A FOLKLORE SCHOLAR, WRITER AND EDUCATOR (to His Birth Centenary)
The article deals with the twenty-year scientific activity of Akhnyaf N. Kireev (Kirey Mergen), one of the first Bashkir folklore scholars, at the Institute of History, Language and Litearture. The great merit of Kirey Mergen's activity is that he organized expeditions outside the territory of Bashkortostan. Materials collected during these expeditions laid the base for the scientific work "Bashkir Folklore" in Bashkir in 18 volumes. Having written the first great work on studying the Bashkir folk epic, Kirey Mergen became the first doctor of science in Bashkir folklore studies.
Ключевые слова: башкирский фольклор, научная деятельность, башкирский эпос, фольклорные экспедиции, научный свод.
Keywords: Bashkir folklore, scientific activity, а Bashkir epic, folklore expeditions, scientific
work.
Основная научная биография Ахняфа Нуриевича Киреева связана с Институтом истории, языка и литературы Башкирского филиала Академии наук СССР, куда он официально был зачислен в штат на должность научного сотрудника 1 января 1946 года [1]. Его сотрудничество
с Институтом началось еще в 1942 году, по заданию которого он, будучи писателем при политотделе 16-ой особой башкирской гвардейской кавалерии (юго-западный фронт), записывал у бойцов военный фольклор. Характеризуя материалы, собранные А.Н. Киреевым на войне,
1 Кирей Мэргэн [наст. Киреев Ахняф Нуриевич (Нурмухаметович); 14.06.1911, д. Кигаза Бирского уезда Уфимской губернии (Мишкинский район РБ) - 24.01.1984, Уфа], писатель, фольклорист, литературовед. Доктор филологических наук (1963), профессор (1966). Член Союза писателей (1940). Участник Великой Отечественной войны. Окончил Башкирский педагогический институт им. К.А. Тимирязева (1949). В 1951-1954 гг. проходил подготовку в аспирантуре Академии общественных наук в Москве. Успешно защитив кандидатскую диссертацию на тему «Проблема национальной формы в советской литературе (Вопросы единства национальной формы и социалистического содержания)», вернулся в Институт истории, языка и литературы БФАН СССР в должности старшего научного сотрудника, с ноября 1954 г. заведующий сектором языка, литературы и искусства. Награжден орденом «Знак Почета» (1955). В Уфе на доме, где жил К. Мэргэн, установлена мемориальная доска.
Хусаинова Гульнур Равилевна, кандидат филологических наук, заведующая отделом фольклористики Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН, e-mail: [email protected]
© Г.Р. Хусаинова
ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2012/3 (57)
А.Н. КИРЕЕВ - УЧЕНЫЙ-ФОЛЬКЛОРИСТ, ПИСАТЕЛЬ И ПЕДАГОГ
55
заместитель директора БНИИ языка и литературы А. Кудашев подчеркнул, что они «и по содержанию, и по жанрам вносят определенную новизну в башкирскую фольклористику», «найденные и записанные в Башкирской кавалерийской гвардейской дивизии такие произведения фольклора, как «Дон далаларында», «Донда икэн, бында икэн» являются замечательными героическими поэмами, в которых отражается беспредельная любовь башкирских джигитов к своей родине, жгучая ненависть к фашистским захватчикам, героические подвиги бойцов нашей дивизии на фронтах Отечественной войны» [2]. Материалы, собранные А.Н. Киреевым на фронте, увидели свет отдельной книгой в 1944 году, которая стала первой публикацией в списке научных трудов ученого [3].
Устроившись на работу в БНИИ истории, языка и литературы им. М. Гафури научным сотрудником в январе 1946 года, А.Н. Киреев, учась заочно в Башкирском государственном педагогическом институте им. К.А. Тимирязева по специальности «башкирский язык и литература», наряду с творческой деятельностью писателя активно вел исследовательскую работу как по фольклористике, так и литературоведению. На страницах республиканской печати постоянно печатались статьи А.Н. Киреева. В частности, по башкирской фольклористике на страницах журнала «Эдэби Башкортостан» увидели свет наблюдения молодого исследователя по изучению проблем традиционных жанров башкирского фольклора: песен, такма-ков, баитов, эпосов, пословиц [4-8], т.е. научного сотрудника А.Н. Киреева интересовали почти все жанры башкирского устного творчества. В этот период он усиленно занимался составлением третьего тома «Башкорт хальгк ижады: Совет осоро» («Башкирское народное творчество: Советский период»), работу над которым завершил в апреле 1951 года. В 1955 году книга
была издана, в нее вошли образцы башкирского советского фольклора: песни, такмаки, баиты, сказки, пословицы, поговорки и загадки, также нашло отражение творчество сэсэнов.
В последующие годы А.Н. Киреев работал над монографией «Башкирский героический эпос». В его отчете за 1958 г. содержится информация о том, что монография завершена, что в ней «исследовано зарождение и формирование героического эпоса у башкир, его дальнейшее развитие на различных этапах истории народа», «содержится научная характеристика наиболее значительных эпических произведений башкирского устного творчества («Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу», «Алпамыша и Барсынхылу», «Кузыйкурпяс и Маянхылу», «Бабсак и Кусяк» и др.»), «показаны художественное своеобразие и национальная самобытность памятников башкирского эпоса» [9]. Монография была издана в Уфе на башкирском языке в 1961, на русском - в 1970 году.
Наряду с серьезными исследованиями в области фольклористики, А.Н. Киреев занимался и научно-редакторской работой. Такие фундаментальные труды, выполненные в ИИЯЛ, как «Башкирская советская литература» (Уфа, 1955), «Вопросы развития башкирской советской литературы» (Уфа, 1957), «Русское народное творчество в Башкирии» (Уфа, 1957), «Башкирия в русской литературе. Том 1» (Уфа, 1961), также тома избранных произведений М. Гафури, И. Насыри, А. Тагирова и др. прошли редакторскую работу А.Н. Киреева. Одновременно он продолжал и писательскую деятельность, публиковал статьи, рецензии, заметки по литературе, некоторые из них вошли в сборник его статей «Халык куцеленец ке?геЬе» (1960; «Зеркало народной души»).
Еще одним значительным направлением научной деятельности А.Н. Киреева в ИИЯЛ БФАН СССР является собирательская. По его
1 Kirey Mergen, pseudonym of Akhnyaf N. Kireev (born June 14, 1911, the village of Kigaza, Birsky uyezd, Ufa province (the present day Mishkinsky district, Bashkortostan) - died January 24, 1984, Ufa), writer, folklore and literary scholar, a doctor of science (Philology) since 1963, professor since 1966, a member of the Union of Writers since 1940. He fought in the Great Patriotic War. He graduated from K.A. Timiryazev Bashkir Pedagogical Institute in 1949. In 1951 to 1954 he took postgraduate courses at the Academy of Social Sciences, Moscow. After having defended his thesis for a candidate's degree on "The Problem of a National Form in the Soviet Literature (Issues of National Form and Socialistic Content Unity)", Kirey Mergen began working at the Institute of History, Language and Literature, the Bashkir Branch of the USSR Academy of Sciences, as a senior research worker, since the November of 1954 as head of the Department of Language, Literature and Arts. The Badge of Honour was awarded to Mergen in 1955. A plaque in memory of the scholar was attached to the house where he had lived in Ufa.
инициативе и под его научным руководством в конце 1950-х - начале 1960-х гг. состоялись фольклорные экспедиции в Курганскую (1959), Оренбургскую (1960), Саратовскую и Куйбышевскую (1961), Челябинскую (1962), Свердловскую и Пермскую (1963) области, в которых участвовали фольклористы С.А. Галин, Н.Д. Шункаров, Ф.А. Надршина. Материалы всех экспедиций обработаны и сданы в Научный архив [10]. Результаты экспедиционной работы в Курганскую, Оренбургскую, Куйбышевскую и Саратовскую области нашли отражение на страницах республиканской газеты «Совет Башкортостаны» в качестве заметок об устном поэтическом творчестве проживающих в перечисленных выше областях башкир [11-13].
В 1963 году А.Н. Киреев первым среди башкирских литературоведов защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук.
Таким образом, за четверть века работы в ИИЯЛ БФАН СССР А.Н. Киреев стал ведущим филологом республики, обогатившим своими исследованиями башкирскую филологическую науку. Он опубликовал более 50 работ, посвященных актуальным проблемам башкирской фольклористики и литературоведения. Плодотворную работу провел он и в области собирания устного творчества башкирского народа. В результате проведенных под его руководством фольклорных экспедиций был записан большой материал, в т.ч. эпические памятники башкирского народа, впоследствии положенные А.Н. Киреевым в основу первой большой монографической работы, посвященной изучению героического эпоса башкир.
За годы работы в ИИЯЛ, будучи руководителем одного из его секторов, А.Н. Киреев вложил немало сил в дело подготовки научных кадров - литературоведов и фольклористов. В частности, под его научным руководством были написаны и успешно защищены кандидатские диссертации по башкирскому фольклору известных в настоящее время ученых С.А. Галина, Ф.А. Надршиной.
А.Н. Киреев возглавлял многие исследования, проводимые по тематическому плану Института, а именно «Башкирское народное устно-поэтическое творчество», «Башкирский народный эпос» и ряд литературоведческих тем. Он же выступал, как было отмечено выше, научным редактором многих работ, выполненных сотрудниками ИИЯЛ.
С переходом на работу в Башгосунивер-ситет (1965 г.) началась педагогическая деятельность ученого, где он проработал до конца своей жизни. Последний его научный труд был также связан с башкирским фольклором - учебное пособие «Башкорт халык ижады» (1981; «Башкирское народное творчество»), которым студенты особенно активно пользовались до выхода нового учебника, подготовленного его учеником С.А. Галиным [14].
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. НА УНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 4. Ед. хр. 15. Л. 1.
2. Краткий отчет и докладная записка о работе Института за 1942-1943 гг. // НА УНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 1. Ед. хр. 47. Л. 16.
3. Ьугыш фольклоры / тез. Кирэй Мэргэн. -бфе, 1944.
4. Башкирские советские песни // Эдэби Башкортостан. - 1949. - № 12.
5. Развитие жанра такмак // Эдэби Башкортостан. - 1950. - № 12.
6. О новых баитах // Эдэби Башкортостан. -1951. - № 8.
7. Об эпическом памятнике «Алпамыша и Бар-сынхылу» // Эдэби Башкортостан. - 1956. - № 8.
8. Несколько слов о пословицах // Эдэби Башкортостан. - 1958. - № 9.
9. НА УНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 1. Ед. хр. 168. Л.
25.
10. НА УНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 2. Ед. хр. 453, 454, 481, 484, 485, 486, 531, 532, 557, 558, 583, 584.
11. Совет Башкортостаны. - 1959 . - №№ 179, 181, 183, 187.
12. Совет Башкортостаны. - 1960. - №№ 145, 165-167, 171.
13. Совет Башкортостаны. - 1961. - №№ 169,
170.
14. Галин С.А. Башкорт халкыныц ауыз-тел ижады. - 9фе: Китап, 2004.