Научная статья на тему 'А. Мещеряков. Модернизация Японии: ускорение тела'

А. Мещеряков. Модернизация Японии: ускорение тела Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
181
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А. Мещеряков. Модернизация Японии: ускорение тела»

А. Мещеряков

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЯПОНИИ: УСКОРЕНИЕ ТЕЛА*

В традиционной Японии понятие движения обладало низким статусом. Если говорить об обществе и государстве, то в качестве идеала выступала глубокая древность, где общественные отношения навсегда пребывали в гармоничном, упорядоченном и принципиально не улучшаемом состоянии. Поэтому предпринимаемые время от времени реформы ставили своей целью не развитие, а возврат к нормам прежнего времени, главной из которых считалась строгая иерархия - государственная, социальная, семейная. Понятие прогресса отсутствовало. Движение считалось признаком низкого социального статуса.

Важнейшим элементом «стратегии неподвижности» являлась «иммобилизация тела». Наиболее яркий пример представляла собой фигура императора. Он считался земным воплощением «неподвижной» Полярной звезды, вокруг которой водят хоровод другие небесные тела - лояльные подданные. Отношения государя и подданного «клонировались» на всех социальных уровнях: вступая в контакт с подчиненными, человек более высокого статуса всегда занимал неподвижное положение - он сидит, к нему приближаются. Такие же порядки культивировались и в семье во главе с отцом-патриархом. Сестры подчиняются и оказывают почтение братьям, младшая сестра - старшей, младший брат - старшему.

Император практически никогда не покидал по своей воле пределы дворцового комплекса. Трудно представить, но почти ни-

* Мещеряков А. Модернизация Японии: Ускорение тела // Отечественные записки. - 2014. - № 2 (59). - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/ 07/2014/2/18ш-рг.Мш1

кто из действующих японских императоров не видел моря, которое окружает страну со всех сторон - столичный Киото располагался в 50 километрах от побережья.

Одежды высокопоставленных особ волочились по полу и лишали возможности быстрого перемещения. Это автоматически предотвращало порывистость движений, что считалось нарушением церемониальности. То же самое касается и обуви без задников, которая непригодна для быстрой ходьбы или бега. Считалось, что назначением одежды и обуви является вовсе не удобство, а сокрытие тела, ног и ступней - правила этикета требовали, чтобы тело было максимально изолировано от посторонних взглядов.

Высокопоставленные особы никогда не восседали на коня, не пользовались колесными экипажами, предпочитая тряский паланкин, скорость которого не превышала 20 км в день. В качестве доказательства безумия императора Кадзан (984-986) средневековое сочинение «Великое зерцало» приводит тот факт, что государь вознамерился сесть на коня.

Подавляющее большинство японских классических стихов о природе написаны вовсе не в результате вылазок на природу, а вследствие сидячего любования крошечным садом с открытой веранды своего дома. Портрет высокопоставленного лица - это всегда изображение полностью задрапированного в одежды человека, неподвижно сидящего на циновках.

Этикетное поведение закреплялось на уровне медицинских представлений, которые рекомендовали чрезвычайно умеренную физическую активность. Полагали, что функционирование организма обеспечивается «правильным» циркулированием невидимой энергии ки. Поскольку считалось, что утечка ки в пространство происходит из телесных отверстий, то эти «врата» следует держать по возможности затворенными.

В связи с этим нужно держать рот закрытым (т.е. держать язык за зубами), глаза полузакрытыми (старикам советовали вообще не открывать глаз без надобности), беречься чересчур частых испражнений, избегать излишне интенсивной половой жизни и других физических нагрузок, сопровождавшихся выделением пота. Для удержания ки были разработаны специальные методики, включавшие в себя комплексы дыхательных упражнений, рассчитанных на выработку «медленного» дыхания (вдох через нос, вы-

дох - через рот). Брызгание слюной также воспринималось как утечка ки. То есть гипертрофированное проявление эмоций квалифицировалось не только как соблюдение приличий, но и как средство для поддержания здоровья. Совпадение медицинских и этикетных норм имело важное поведенческое последствие: даже находясь в полном одиночестве, человек должен был соблюдать этикетные правила.

Неудивительно, что при таком подходе те немногие европейцы, с которыми приходилось иметь дело японцам, казались им людьми второго сорта: их неумеренная жестикуляция, повышенная эмоциональность в выражении чувств, громкая речь и громкий смех, привычка быстро ходить квалифицировались как суетливость, недостойная благородного человека. А потому принятое в начале ХУЛ в. решение о закрытии Японии для въезда и выезда выглядело полностью оправданным: от Запада можно ожидать лишь разлагающего влияния на чистоту японских нравов.

Однако европейцы все же заставили Японию открыть свои порты для иноземных кораблей и торговли. Главным аргументом выступили корабельные пушки - самурайские мечи оказались против них бессильны. Особенно усердствовали американцы. В страну хлынул поток западной культуры. Пока Япония вела автаркическое существование, идеал неподвижности прекрасно работал на укрепление внутреннего социального мира - в течение двух с половиной веков Япония не знала усобиц и мятежей. Однако теперь стало ясно: столкновение неподвижной Японии с динамичным Западом грозит превращением страны в колонию. Осознание того, что сёгунат Токугава не может обеспечить защиту страны от ее порабощения, приводит к его упразднению в 1868 г. Если раньше считалось, что долговременное отсутствие контактов с внешним миром избавило Японию от многих бедствий - международных конфликтов, войн, революций, эпидемий, то теперь стали полагать, что изоляция Японии привела к ее отсталости и полной неконкурентоспособности во всех областях.

В правительственных документах стала подчеркиваться необходимость отказа от прежних форм пассивного поведения, которые являлись проявлением нездорового образа жизни.

С воцарением императора Мэйдзи (1867) начались широкомасштабные преобразования. Чтобы преодолеть изоляцию и от-

сталость, следовало, в частности, развивать средства транспорта. Страна стремительно покрывается сетью железных дорог, развивается современное судостроение, японские судоходные компании успешно вступают в международную конкуренцию. Художники периода Мэйдзи с маниакальной настойчивостью стали изображать транспортные средства и людей, которые находятся в постоянном движении. Пароходы, конные экипажи и просто коляски рикш - постоянные объекты художественного творчества того времени.

Раньше император постоянно пребывал в своем дворце. Теперь же он колесил по стране - сначала в паланкине, а потом на корабле, железной дороге, в конном экипаже. Японцев призывают к более активной деятельности, к занятиям физкультурой и спортом. Горожанам и представителям элиты предлагалось оторваться от книжных и иных пассивных занятий и придать своему поведению больше динамизма, поскольку именно он и обеспечивает прогресс на Западе. Специально подчеркивалось, что это требование не распространяется на крестьян (т.е. на подавляющее большинство населения), поскольку их трудовая жизнь и так полна движения. Согласно имеющимся данным, реформированию подлежало тело и поведение 16% японцев, т.е. 5-6 млн горожан (население страны составляло чуть более 30 млн). Однако именно эти люди были элитой, т.е. лицом японского общества. Именно представители элиты вводят моду на европейскую одежду и облик. Именно они начинают первыми отращивать бороду и усы.

Традиционные медицинско-гигиенические представления предаются анафеме, полным ходом идет подготовка врачей, образованных на западный манер. Гигиенисты настойчиво рекомендовали японцам пересесть с циновок-татами на стулья - от сиденья на полу, утверждали они, происходит искривление позвоночника и, значит, уменьшение роста. Утверждалось, что постоянное сидение на пятках приводит к искривлению ног, пониженному тонусу мышц и застою в кровообращении, в силу чего японцы оказываются мало способными к стремительному передвижению. В связи с этим предлагалось решительно изменить церемониальное поведение японцев, для которого характерна сидячая поза.

В условиях, когда пропаганда двигательной активности стала составлять существенную часть правительственной политики,

японцы обнаружили большую восприимчивость к западному опыту по воспитанию динамичного тела. В качестве составной части здорового и динамичного образа жизни стал преподноситься горный туризм. Предлагался и более простой способ телесных упражнений. В традиционной Японии практически отсутствовало понятие моциона. В Японии существовало изощренное садово-парковое искусство, но разбитые по его принципам крошечные сады служили вовсе не местом для моциона - ступать на территорию сада обычно запрещалось. В этом «стерильном» пространстве полагалось предаваться размышлениям о бренности сущего.

Первый публичный парк, приспособленный для пеших прогулок, был открыт в 1876 г. в Токио. Одной из целей его создания было повышение двигательной активности горожан на европейский лад. Вслед за этим публичные парки стали появляться по всей стране.

Япония стремительно развивалась и добивалась видимых успехов в военной области (победы в войнах с Китаем и Россией), в экономике и образовании. Фундаментом этих успехов стало решительное изменение телесного поведения японца. По многим параметрам Япония вплотную приблизилась к Западу или даже обогнала его. Японцы сумели оторваться от пола, они распрямились, встали в полный рост, поверили в себя и отправились завоевывать мир.

Т.А. Фетисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.