Научная статья на тему 'А. К. Глазунов: личность и творчество'

А. К. Глазунов: личность и творчество Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1020
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.К. ГЛАЗУНОВ / A.K. GLAZUNOV / М.П. БЕЛЯЕВ / M.P. BELYAEV / Н. К. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ / N.K. RIMSKY-KORSAKOV / П.И. ЧАЙКОВСКИЙ / P.I. TCHAIKOVSKY / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / РУССКАЯ КОМПОЗИТОРСКАЯ ШКОЛА / RUSSIAN COMPOSER SCHOOL / RUSSIAN MUSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лелеко Вера Витальевна, Лелеко Виталий Дмитриевич

Внимание к биографии творческой личности, огромное влияние, которое она оказывает на жизненную и творческую судьбу человека искусства, на искусство и культуру в целом, становятся все более очевидными и привлекают внимание исследователей. Масштаб личности, феноменальная музыкальная одаренность позволили А.К. Глазунову стать ключевой фигурой не только русской, но и европейской музыкальной культуры 1880-1920-х гг. Некоторым особенностям личности и аспектам связи ее с творчеством, музыкальной жизнью России и Европы указанного периода и посвящена статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A.K. Glazunov. Personality and creativity

The attention to the biography of the creative person, huge impact which it has on vital and creative destiny of the person of art, on art and culture in general, becomes more and more obvious and draws attention of researchers. The scale of the personality, phenomenal musical endowments, allowed A.K. Glazunov to become a key figure not only the Russian, but also European musical culture of the 1880th the 1920th years. Article is also devoted to some features of the personality and aspects of her communication with creativity, musical life of Russia and Europe of the specified period.

Текст научной работы на тему «А. К. Глазунов: личность и творчество»

УДК 7.07-05

В. В. Лелеко А. К. ГЛАЗУНОВ: ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО

Сегодня, когда Глазунов представлен в репертуаре музыкальных театров лишь «Раймондой», невозможно представить масштаб творческих свершений Александра Константиновича, незаурядность его личности, его роль в развитии русской и европейской музыкальной культуры. 150-летний юбилей композитора дает повод напомнить об этом и еще раз, с позиций современности, осмыслить его вклад в сокровищницу русской и мировой культуры1.

Начнем с особенностей личности. Ее становление происходило стремительно. Это можно сказать как в отношении общих способностей, так и особенно — музыкальных. Начало было положено семьей. Александр Константинович родился в Петербурге, в зажиточной и просвещенной семье, принадлежавшей к известному купеческому роду книгоиздателей и книготорговцев. Он был первым, любимым и лелеемым, особенно матерью, ребенком. Получил хорошее образование. Сначала — домашнее, затем — реальное училище, поступить в которое рекомендовали учителя, чтобы Саша имел возможность общаться со сверстниками. После училища был несколько лет вольнослушателем на историко-филологическом факультете Петербургского университета [см.: 6, с. 20]. С помощью гувернанток освоил немецкий и французский языки, которыми владел свободно и самостоятельно — другими языками. Знание языков облегчало контакты с коллегами в поездках заграницу и в работе дирижера как в странах Европы и Америки, так и в России.

Глазунов был любознательным человеком, известно, что он с увлечением читал книги из хорошей домашней библиотеки. Можно вспомнить также показательное для широты интересов и неординарности увлечений композитора свидетельство о том, что у него на даче в Озерках был телескоп, в который он в темное время суток частенько смотрел на небо [1, с. 11]. Можно предположить, что это созерцание звёздного неба, помогало ему отрешиться от постоянной занятости профессиональными и личными проблемами, и погрузиться в мир вечности и красоты2.

1 Нельзя не указать при этом на любовно сделанный в 2009 г. и существующий до сих пор любительский сайт, посвященный памяти А. К. Глазунова. С большим пиететом к композитору сайт повествует о страницах биографии и творчестве Глазунова. Сайт соединен ссылкой с другим сайтом, на котором выложена значительная часть записей музыки композитора. См.: Сайт памяти великого композитора А. К. Глазунова [8].

2 «Когда гостей не было, Александр Константинович любил наблюдать звезды в большую астрономическую трубу, устанавливающуюся во дворе его долголетним служетелем Михайлой. Глазунов очень любил астрономию, интересовался всякими новыми открытиями в этой области. От Веры Павловны Зилоти я слышал курьюозный рассказ: является Михайло и докладывает: «Пожалуйте, Александр Константинович, Ларивон (т. е. созвездие Ориона) взошли-с» [см.: 10, с. 20].

Быстрому взрослению способствовали сравнительно рано обнаружившиеся уникальные музыкальные способности. Феноменальная память, позволявшая с первого раза запомнить новый музыкальный материал, абсолютный слух и тяга к исполнению и, особенно, сочинению музыки3. Всё это предполагало общение со взрослыми, и решающую роль в профессиональном становлении будущего композитора, сыграли М. А. Балакирев и Н. А. Римский-Корсаков, которого лидер «Балакиревского кружка» посоветовал в качестве музыкального наставника, который может дать фундаментальное музыкальное образование.

Уникальными были не только способности, но и скорость обретения профессионального статуса. Первая ступень профессиональной зрелости, достигнутая всего после полутора лет еженедельных занятий с Римским-Корсаковым, получила публичную апробацию во время исполнения в концерте Русского музыкального общества Первой симфонии Глазунова в 1882 г.

При всей внешней сдержанности в общении с окружающими, композитор имел достаточно большой круг общения, преимущественно в профессиональной среде. Прежде всего, это были «кучкисты», принявшие молодого композитора как равного в свой круг. Особенно близкие, дружеские отношения были у Глазунова с Н. А. Римским-Корсаковым, а также А. К. Лядовым и В. В. Стасовым. После личного знакомства с П. И. Чайковским осенью 1884 г., отношения между композиторами быстро переросли в дружеские [см.: 5, с. 357]. Бывая в Петербурге, Петр ильич часто посещал гостеприимный дом Глазуновых. О теплом отношении Глазунова к Чайковскому свидетельствует и переписка, в частности, письмо от 9 марта 1899 г., которое начинается словами: «Дорогой Петр Ильич! Ваше второе письмо, в котором Вы делитесь со мной такими интересными впечатлениями и личными ощущениями, меня просто тронуло». (Речь идет о письме Чайковского из Берлина). Кончается письмо словами: «Целую Вас и желаю всего лучшего. Любящий Вас А. Глазунов» [5, с. 121]. Круг общения в течение жизни менялся. К концу 90-х гг., когда Глазунов, как правило, живет на даче в Озерках, у него часто собираются и новые друзья — И. Репин, И. Гинцбург, Ф. Шаляпин, М. Горький [см.: 11, с. 66].

Трудно переоценить роль Митрофана Петровича Беляева в судьбе Глазунова. Со знакомства и первых встреч Беляев был покорен личностными качествами и музыкой молодого композитора и до конца своей жизни оказывал Глазунову материальную поддержку, издавая все, что он писал, организуя концерты в России и за рубежом. Глазунов был кумиром Беляева. После учреждения меценатом Русских симфонических концертов было поставлено условие исполнения в каждом концерте, по возможности, произведений Глазунова. Учрежденными Беляевым Глинкинскими премиями почти ежегодно награждался и Глазунов [см.: 11, с. 32-33]. Александр Константинович высоко ценил поддержку Беляева, участвовал в «Беляевских пятницах». Хотя отношения между композитором и меценатом выглядят в их переписке скорее деловыми, в статье, посвященной

3 Р. Глиэр вспоминал: «Как глубоко Глазунов знал литературу! Он действительно знал все. Он мог сыграть наизусть любое место, любую тему из любого произведения великих классиков. Отлично знал он также и сочинения своих современников и друзей» [см.: 4, с. 9].

двадцатипятилетию со дня смерти М. П. Беляева, Глазунов высоко, даже с восторгом, оценивает бескорыстную поддержку меценатом собственного творчества и в целом русской музыки 1880-х — начала 1900-х гг. Композитор называет мецената «моим доброжелателем и другом», и пишет: «частые встречи с Митрофаном Петровичем скоро превратилась в дружбу, которая не прекращалась до его последних дней» [см.: 3, с. 486].

Человеческие качества Глазунова в его отношениях с людьми раскрылись во всей полноте в период его работы в консерватории. М. О. Штейнберг вспоминал, что «в консерватории на Глазунова смотрели с благоговением: это был подлинный друг всех, кто его окружал. В любое время, когда Александр Константинович находился в своем служебном кабинете, можно было войти к нему, получить совет, обменяться свежими музыкальными впечатлениями или просто поговорить о музыке» [см.: 10, с. 22]. Его доброжелательное, великодушное и в то же время принципиальное, когда дело касалось музыки, отношение к студентам, стало легендой. О талантливых студентах он заботился особо, не выпуская их из поля своего внимания, о чем свидетельствуют факты моральной и материальной поддержки молодого Дмитрия Шостаковича в тяжелые послевоенные годы. Подтверждением этому может служить, в частности, эпизод восстановления стипендии Шостаковичу после неоправданного ее снятия одним из администраторов. В Глазунове друг друга дополняли два, казалось бы, противоположных человеческих качества: глубокая сосредоточенность на творчестве, требовавшая уединения и жадный интерес к людям, который был одной из составляющей его общей любознательности. Этот интерес был естественным и глубоким, и эти глубина и естественность составлялись основу его личности во всех жизненных проявлениях: в творчестве, широком круге интересов и в отношении к людям, в общении и познании которых он находил непреходящий с годами интерес. Об этом, в частности, вспоминает К. Г. Шмидт, подчеркивая два момента. Первый — любознательность и эрудиция Глазунова («с Глазуновым можно было говорить о чем угодно и сколько угодно. Все его интересовало и любую тему он умел сделать интересной»), второй — глубокий интерес к людям («каждый новый человек, с которым он встречался, был для него как бы непрочтенной книгой, которую обязательно следовало прочесть» [см.: 9, с. 110].

Круг общения композитора постепенно расширялся во время зарубежных поездок. Во время первой поездки за рубеж с Беляевым в 1884 г., Глазунов посетил Германию, в том числе Байройт, Щвейцарию, Францию и Африку. Знакомство с природой, культурой и музыкой этих стран, встречи с Сен-Сансом, особенно с Листом подарили ему множество ярких впечатлений и обогатили его художественный опыт. Во время этой поездки в Веймаре была с успехом исполнена Первая симфония Глазунова. Так было положено начало многолетним и расширяющимся связям Глазунова с Европой и знакомство европейцев с его музыкой.

В 1889 г., во время двух симфонических концертов в Париже на Всемирной выставке, европейцы познакомились с русской композиторской школой. Оркестр Э. Колонна под управлением Римского-Корсакова и Глазунова исполнил произведения Глинки, Даргомыжского, кучкистов, Чайковского, Блуменфельда.

Глазунов дирижировал в том числе и своими произведениями: «Стенькой Разиным» и «Второй симфонией». В 1990 г. в Брюсселе оркестр под управлением Римского-Корсакова исполнил «Poeme Lyrique» Глазунова.

Во время следующих поездок он расширяет круг своих музыкальных связей, а европейцы знакомятся с его музыкой и музыкой русских композиторов, которые он часто исполняет и как дирижер. В частности, в поездке 1903 г. он посетил Лондон, Гамбург, Копенгаген, Швецию, встречался с музыкальными, где были встречи и знакомства с музыкальными деятелями. В лондоне с успехом дирижировал своей «Седьмой симфонией» и сюитой «Из средних веков» [см.: 11, с. 80].

Жизнь и творчество Глазунова с детских лет осложняли постоянно сопутствующие его активной деятельности болезни. С ними он активно боролся, часто выезжал на зарубежные курорты для лечения, которое приносило лишь временное облегчение. В некоторых случаях могли помочь только очень близкие и значимые для Глазунова люди. Так выход из запоев мог ускорить только Римский-Корсаков [см.: 11, с. 85]. Особо катастрофической была почти полная потеря слуха в 1905 г. во время тяжелой инфекционной болезни [см.: 11, с. 84].

Многократные поездки за рубеж с концертами и для лечения способствовали тому, что Александр Константинович стал в глазах музыкальной общественности крупнейшим современным русским композитором. О широком спектре его зарубежных связей свидетельствует и переписка с такими деятелями музыкальной культуры как Лист, Делиб, Массне, Тома, Пюньо, Форе, Свендсен, Пэрри, Стенфордом, Эльгаром, Ковеном и другими. [см.: 2, с. 10]. Признание в Европе и России было отмечено рядом символических событий: празднованием 25-летия исполнением «Первой симфонии» в консерватории. В юбилейном послании композитор был назван: «Славой и гордостью России, достоянием всего образованного человечества», «главой русской инструментальной музыки» [см.: 1, с. 225]. В 1906 году Глазунов становится «почетным вице-президентом Русского симфонического общества в Англии» [см.: 2, с.10]. В 1907 году Оксфордский и Кембриджский университеты присваивают Глазунову звание доктора музыки honoris causa [см.: 2, с.10]. В организованных С. П. Дягилевым Исторических русских концертах 1907 г. в Париже, положивших начало «Русским сезонам», были исполнены «сюита «Из Средних веков» под управлением К. Шевильяра и «Весна» из «Времен года» под управлением автора». [см.: 1, с. 226]. Французское правительство отметило заслуги Глазунова орденом Почетного Легиона [см.: 2, с.226].

Советское правительство также не оставило без внимания заслуги Глазунова перед отечественной музыкальной культурой, прежде всего — его работу на посту директора консерватории. Знаками признания его заслуг были: присвоение в 1920 г. имени Глазунова Малому залу консерватории, создание в 1921 г. квартета имени Глазунова, присвоение в 1922 г., к сорокалетию творческой деятельности композитора, почетного звания Народного артиста Республики [см.: 6, с. 107-108].

Имя Глазунова и его творчество продолжают жить в культуре России, Европы и мира до настоящего времени. Согласно завещанию его приемной дочери Е. А. Глазуновой-Гюнтер и ее мужа, писателя Герберта Гюнтера в Мюнхене

в 2001 г. создан фонд Глазунова. Фонд расположен в Доме Фонда им. А. К. Глазунова в Харлахинге (Мюнхен) [см.: 1]. Фонд имеет сайт, в котором есть информация о композиторе, публикации, сведения о современных премьерах музыки композитора, новости, архив («каталог», «русская эмиграция»), информация о стипендиатах фонда (2002-2012 из России и бывших союзных республик) и семье. Информация сайта свидетельствует, что музыка Глазунова часто исполняется. Приведенный на сайте список исполнений с января по июль 2012 г. содержит сведения об исполнении симфонических произведений, концертов (скрипичного и виолончельного), музыки к балетам «Времена года» и «Раймонда» в городах Германии, Англии, Нидерландов Италии, Швейцарии, Японии. И, конечно, вне конкуренции — «Раймонда». Балет ставился и исполнялся и в настоящее время исполняется в СССР и России, во многих странах Европы и мира. Только новых редакций постановок балета в СССР и России до 1997 г. насчитывается 20. [см.: 7, с. 377-378]. Хотя часто в зарубежных постановках балет исполнялся в сокращенном виде или во фрагментах, музыка великого композитора звучит.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ганина М. Александр Константинович Глазунов. Жизнь и творчество. Л.: Музгиз, 1961. 388 с.

2. Ганина М. Вступительная статья//А. К. Глазунов. Письма, статьи, воспоминания. Избранное. М.: Музгиз, 1958. С. 3-13.

3. Глазунов А. К. Памяти Митрофана Петровича Беляева//А. К. Глазунов. Письма, статьи, воспоминания. Избранное. М.: Музгиз, 1958. С. 485-492.

4. Глиэр Р. О профессии композитора и воспитании молодежи//Советская музыка. 1954. № 8. С. 3-10.

5. Гозенпуд А. А. А. К. Глазунов и П. И. Чайковский// Глазунов. Исследования. Материалы. Публикации. Письма: в 2 т. Л.: Музгиз, 1959. Т. 1. С. 353-376.

6. Крюков А. Н. Александр Константинович Глазунов. М.: Музыка, 1982. 143 с.

7. Рогова Э. Н. Раймонда //Русский балет. Энциклопедия. М.: Согласие, 1997. С. 377378.

8. Официальный сайт Фонда имени А. К. Глазунова в Мюнхене. иИЬ: glasunow.org/ru/node/58 (дата обращения 18.08.2015)

9. Шмидт К. Г. Памятные встречи//Глазунов. Исследования. Материалы. Публикации. Письма: в 2 т. Л.: Музгиз, 1960. Т. 2. С. 102-112.

10. Штейнберг М. О. А. К. Глазунов. Воспоминание о нем и его письма. Исследования. Материалы. Публикации. Письма: в 2 т. Л.: Музгиз, 1960. Т. 2. С. 15-101.

11. Янковский М. О. Вехи жизненного пути//Глазунов. Исследования. Материалы. Публикации. Письма: в 2 т. Л.: Музгиз, 1959. Т. 1. С. 7-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.