Научная статья на тему 'А.И. Тыминский и гимназия Товарищества русских учителей Каунаса (1920-1940 гг.)'

А.И. Тыминский и гимназия Товарищества русских учителей Каунаса (1920-1940 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
165
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новый исторический вестник
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ТЫМИНСКИЙ А.И. / РУССКАЯ ДИАСПОРА ЛИТВЫ / КАУНАС / ГИМНАЗИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А.И. Тыминский и гимназия Товарищества русских учителей Каунаса (1920-1940 гг.)»

А.И. ТЫМИНСКИЙ И ГИМНАЗИЯ

ТОВАРИЩЕСТВА РУССКИХ УЧИТЕЛЕЙ КАУНАСА (1920 -1940 гг.)

Русская диаспора Литвы, сложившаяся из местных жителей, граждан бывшей Российской империи, и беженцев из Советской России, довольно медленно включалась в культурную жизнь молодого независимого государства. И прежде всего позаботилась о начальном и среднем образовании своих детей на русском языке: в 1918 г вместо прежних русских школ, упраздненных германскими оккупационными властями, стали создаваться новые. Одна из них - гимназия в Каунасе.

Учреждена она была 17 сентября 1920 г. усилиями группы русских интеллигентов ю главе с А.И. Тыминским.

Александр Иванович Тыминский родился 22 марта 1884 г. в Гродненской губернии. Его родители - Иван Андреевич и Мария Яковлевна - были народными учителями. В 1901 г. он окончил Варшавскую гимназию и поступил в Варшавский политехнический институт, а через несколько месяцев был переведен в С.-Петербургский политехнический институт на экономическое отделение. В 1905 г. он был выслан в Сибирь за участие в революционных кружках. И институт окончил только в 1908 г. Отбыв воинскую повинность вольноопределяющимся в 42-м Сибирском стрелковом полку, уволился в запас в чине прапорщика и в 1910 г. поступил преподавателем истории и географии в Томское коммерческое училище. В 1911 г. переехал в С.-Петербург и поступил на службу в Статистическое отделение Департамента таможенных сборов Министерства финансов. В 1912 г принимал участие в работе по пересмотру русско-германского и руссю-американс-кого торговых договоров. Написал несколько статей по экономической тематике. Посещал курсы по истории литературы, методике преподавания языка и педагогике.

В 1914 г, с началом войны, его мобилизовали и направили в действующую армию. Был ранен и контужен. В 1916 г окончил Офицерскую электротехническую школу и опять был отправлен на фронт. Закончил войну в чине поручика. В 1917 г. был избран в Гатчинскую городскую думу, затем - в городской Совет. Преподавал в Гатчинсюм сиротском институте и в реальном училище, организовал Гатчинский народный университет. В декабре 1918 г. он получил отпуск в Каунас для свидания с родителями и остался в Литве. В Гатчине большевики взяли его жену Веру Николаевну как заложницу, ей грозил расстрел, но в 1920 г ей удалось бежать вместе с малолетней приемной дочерью Верой и через латвийскую границу добраться до Каунаса.

А.И. Тыминский в своем кабинете с учеником

В 1923 гон бьшизбран депутатом во Второйсейм Литвы. В 1930-е гг. возглавлял Каунассюе отделение Нансеновского офиса по делам беженцев. Он энергично пытался объединенить разрозненную русскую общину, неустанно обращал внимание литовского государства и европейских организаций на состояние просвещения русских в молодом независимом государстве, всемерно старался улучшить положение беженцев. Он постоянно писал в русской прессе Литвы, откликаясь на все важные события общественной жизни.

В Литве были приняты законы, согласно которым национальные меньшинства имели право на автономию в организации школьного образования. Согласно постановлению правительства, в национальных школах должны были обучаться дети той национальности, на языке которой осуществлялось обучение. Учреждать школы имели право Министерство просвещения, общественные организации и частные лица - граждане Литвы. Для учреждения и содержания национальных школ должна была выделяться часть бюджетных средств, соо тветству-ющая проценту меньшинства в нас елении страны.

По данным Министерства просвещения, в 1918-1919 гг в Литве действовали 1 036 начальных школ, из них - три русские. (Для сравнения: в Латвии действовало 13 русских школ и две гимназии - Ломоносовская и Правительственная, которые содержались на средства государственного бюджета1.) В 1923 г. большинство русских Литвы были неграмотны (32 999 из 50 460). Еще хуже дело обстояло с детьми школьно-

го возраста (7-13 лет), из юторых умели читать и писать 18% (1 506 из 8 311) и только 8% посещало русские школы. В 1925 г. лишь 738 русских детей обучались на родном языке, что составило 0,6% всех школьников Литвы2. В 1927 г. в отчете о положении русской школы в Литве Тыминский писал, что проводниками просветительской работы являлись духовенство и отдельные энтузиасты. В журнале «Русская школа за рубежом» он ярко рисовал самоотверженный труд ее подвижников: «На долю русского народного учителя в Литве выпала поистине задача непосильная. Чаще всего он не только учитель, но и создатель школы. В одиночку или вместе с кем-нибудь из русских общественных работников обходит учитель жителей, собирая подписи под прошением в министерство об открытии школы; ищет помещение; чуть не своими руками сколачивает мебель; выклянчивает у местных самоуправлений, одинаюво инертных и бедных, дрова и кое-какие пособия на школу... »3.

Тыминский ясно о сознавал всю важность для эмигрантов развития школьного образования на родном языке. Русская интеллигенция в Литве не раз обсуждала эти проблемы. Внук Тыминсюго рассказывал о беседах с Л.П. Карсавиным, в те годы - профессором Литовского университета. Беседы эти затягивались, Лев Платонович со своей любимой собакой иногда оставался ночевать у Тыминских. Подобные «ночные» разговоры заменяли общение в клубах и объединениях: в доме Тыминских на улице Донялайче бывали посещавшие Каунас Ф. Шаляпин, С. Черный, И. Бунин. Именно Тыминский объединил деятельность русской общественности Каунаса для создания русской гимназии.

Перед Тыминским и его коллегами стояла сложнейшая задача создания школы нового типа. Инициаторы с самого начала действовали как официально зарегистрированное товарищество, ибо лишь общественная организация могла более-менее успешно решать вопросы создания и работы гимназии. Небольшая группа педагогов из девяти человек организовала Товарищество русских учителей Каунаса (в 1924 г было преобразовано в Общество преподавателей) «с целью открыть гимназию на русском языке в г. Ковне», поскольку надеяться «на инициативу какой-либо русской общественной организации не приходилось, так как русская общественность в Литве подавала мало признаков жизни». Согласно уст аву, товарищество являлось «культурной организацией, призванной развивать общее гуманитарное и техническое образование в Литве», и с этой целью, по согласованию с Министерством просвещения, могло «учреждать, содержать и своими собственными силами либо силами приглашенных лиц управлять учебными заведениями, как то: начальными, средними, специальными школами, подготовительными и языковыми курсами, а также готовить публичные лекции»4.

Члены товарищества видели свою миссию в создании шюлы европейского типа, независимой «от политических и религиозных течений» и имеющей «свою историю, свои традиции, свою систему педагогики»5 . А вместе с тем - в объединении вокруг нее русских общественных организаций и возрождении особого духа русской общественной жизни, в противодействии ассимиляции.

Кроме гимназии, в ведении товарищества были начальные и средние частные русские шюлы Каунас а. Бюджет товарище ства состоял из взно сов родителей учеников за обучение и экзамены, средств от публичных лекций и членских взносов учителей, пожертвований различных лиц и организаций. Формально товарищество могло получать и поддержку государства, но фактически гимназия и другие русские шюлы содержались на пожертвования от частных лиц из среды русской общины и средства православной церкви.

Гимназия открылась в октябре 1920 г. Тыминский стал ее директором. Он бессменно занимал этот по ст до ее закрытия 1 сентября 1940 г. Первый учебный гсд в гимназии (1920/21) начался 12 октября и окончился 15 июня. В первый день занятий в небольшой комнате, насюро превращенной в «зал», собралось всего лишь около 100 учащихся.

Поначалу гимназия была вынуждена снимать помещение в доме Вольфа, № 12 по Пожарной улице, - 14 комнат и зал на втором этаже (оно не годилось для учебы, ибо в подвале работала мыльная фабрика). Уроки проходили в первой половине дня, а с 15 час. 30 мин. этими же комнатами пользовалась Еврейская реальная гимназия, которой принадлежала и большая часть инвентаря (парты, стулья, шкафы и т. д.). Благодаря поддержке князя И. Васильчикова и С. Фанстиля был приобретен инвентарь и некоторые учебные пособия. 4 января 1921 г. в школе основана библиотека, она постоянно пополнялась новой литературой 6. По данным 1921 г., собственный инвентарь гимназии состоял из 15 парт, 11 столов, 2 шкафов и т. д., общей стоимостью 24 тыс. нем. марок.7 Учрежденное в Каунасе в 1926 г. Педагогическое бюро получило от парижского Земгора некоторое количество пособий и книг.

Воспитанники гимназии вспоминали, что Тыминский и педагоги, люди увлеченные, очень добросовестно относились к своей работе, искренне любили ее, отдавали ей много сил и энергии. В гимназии была строгая дисциплина, насаждался дух глубокого уважения к учителям и наставникам. Светское образование сочеталось с углублением в многовековые этические ценности православия. Как и во всех гимназиях Литвы, учащиеся других конфессий могли не посещать уроки Заюна Божьего. Их вел настоятель Каунасского Благовещенского собора протоиерей Евстафий Калисский (1865-1954). Педагогический совет гимназии распределял административные должно сти, назначал учителей,

зии получили прекрасное образование в вузах царской России и европейских стран. Учитель истории Ионас Гештаутас окончил Петербургский архео логический институт, учитель логики и латыни Марк Маркович - С.-Петербургский университет, Александр Итомленский - Вильнюсский институт учителей, Герман Л е-хем - Пражский университет. Сам Тымин-ский, человек разносторонне образованный, преподавал ли-А.И. Тыминский с коллегами терагуру, математику

в зале гимназии психологию и эконо-

мическую географию

Литвы. Некоторое время учителем литовского языка в гимназии работал выпускник Литовского университета Юуозас Жюгжда, ставший впоследствии министром просвещения Литовской ССР (и как историк - апологетом советского режима).

В начале, середине и юнце учебного года ученики сдавали экзамены. Проверялся также общий уровень подготовки поступающих в гимназию, который не был одинаков, поскольку их состав был весьма пестрым. В первые несколько лет работы большинство учеников составляли дети беженцев и вернувшихся из ссылок граждан русской, еврейской и литовской национальности. Из-за языкового барьера они не могли обучаться в государственных литовских шюлах. Их поток был

выделял помощь малоимущим учащимся. Ее здание стало «русским домом» для многих русских общественных и культурных организаций.

Учителя гимна-

особенно велик в начале 1920-х гг., поэтому число учащихся по сравнению с первым учебным годом удюилось. Через несколько лет этот по ток ослабел. Р одители таких детей (а часто это были сироты) возвра-щались практически без средств к существованию, и ежегодно приходило сь освобождать от платы за обучение 18 % всех учащихся. Спустя год некоторое отставание части учеников удавалось преодолеть. Исключением был литовский язык, на освоение которого уходило больше времени. Учителя не только работали в стенах гимназии, но также организовывали экскурсии (16 экскурсий было организовано только в первый год обучения): в Археологический музей, по историческим местам Каунаса и другие. С целью быстрее и успешнее интегрировать учеников в жизнь страны в гимназии была основана и литовская библиотека, три дня в неделю все общались между собой на литовском. С 1936 г. в 1 классе литовский язык становился основным учебным языком. В старших же класс ах обучалось много беженцев, оставшихся без родителей и вынужденных работать; таким ученикам позволялось пропускать часть уроков. Плохое поведение некоторых учащихся, вызванное прежде всего пло хими условиями учебы, заставило Тыминско-го выступить на собрании учителей с лекцией на тему школьной дисциплины. Подобные собрания, где обсуждались вопросы дидактики и методики школьного обучения, проюдились регулярно - каждую субботу после уроков.

Важным событием в жизни гимназии, других русских школ и в целом русской диаспоры Литвы стало введение ноюго русского правописания. Эта реформа вызывала в эмигрантской среде сомнения и опасения, поскольку ассоциировалась с большевистской политикой и идеологией (хотя идея реформы родилась в России в середине XIX в., в 1916 г. проект одобрил Всеро ссийский съезд русского языка, а в 1917 г — Российская академия наук). В русских школах Литвы правописание было ре формировано весной 1921 г. 3 марта состоялось заседание учителей русского языка города Каунаса, на котором большинством в 11 голосов было решено применять в школах новую орфографию8. Однако два учителя - И.В. Кишкин и Л. Д. Воробьев - выразили несогласие с этим решением, считая его «чересчур поспешным». Они так мотивировали свое особое мнение: «Мы не можем согласиться с этим решением на основании следующих соображений: во-первых, основанием нового правописания является постановление, вынесенное Петербургской академией наук в 1917 г., после революции. Естественно, это постановление было вынесено наспех и конечно не может считаться правильным в полном его объеме. Во-вторых, вопрос о перемене правописания русского языка не может решаться простым большинством голосов, так как в других учебных заведениях, где наряду с государственным языком проходится и русский язык, решения этого вопроса при голосовании могут получиться иные и в результате ясного ответа на

отрицательном смысле»9. Все ж большинство учителей приняло решение о введении

„ новой орфографии:

Преподаватели и учащиеся

в глазах многих это в зале гимназии _ _

было целесообразно, поскольку помимо прочего, облегчила процесс обучения.

На первых порах товарищество испытывало нехватку преподавателей, острый недостаток средств, отсутствие твердой поддержки со стороны общественных и политических кругов. В 1924 г. товарищество отчислило 15 тыс. литов в строительный фонд на покупку паев общества «Учение - свет» («Мокслас -швиеса»), чем заложило прочную основу для строительства собственного здания гимназии. Поиск средств и постройка здания способствовали объединению русских Литвы. Начало строительства стало праздником для русского населения Каунаса.

Учащиеся Ко венской русской гимназии Общества преподавателей перешли в новое двухэтажное здание осенью 1925 г. Оно было построено на деньги, собранные родителями учеников, часть средств и

этот вопрос не получится. Вопрос об изменении правописания русского языка до лжен быть рассмотрен в комиссии из специалистов филологов, причем ими должно быть основательно изучено постановление Петербургской академии наук и только на основании заключения этой комиссии воп-рос об изменении правописания русского языка может быть решен в положительном или

земельный участок предо ставила православная Во скрес енская церковь. Родителям пришлось пожертвовать на постройку здания по 200-300 литов (сумма по тем временам немалая), поскольку государство материальной поддержки строительству не оказало. Новое здание в 11 комнат формально принадлежало товариществу «Учение - свет»; был обновлен инвентарь гимназии. В 1926 г. в письме советнику по делам образования Тыминский констатировал улучшение условий учебы и поведения учащихся, но указал на нехватку средств на протяжении

всего существования гимназии10. Начиная с 1925 г. гимназия получала государственную поддержку, которая, однако, не была достаточной. Тыминский не раз выражал Министерству образования свою обеспокоенность материальным положением гимназии и других русских школ, просил назначить референта по делам русского образования (таковые уже имелись у поляков и евреев), увеличить число начальных русских школ. Все эти предложения так и не были приняты.

Образование, получаемое в гимназии, имело широкий профиль, а ее аттестат позволяли поступать в литовские и зарубежные высшие учебные заведения. Учебная программа и высокий профессиональный уровень преподавателей давали хорошие результаты: выпускники поступали в Литовский университет, учились за рубежом.

В гимназии были и классы для взро слых, и число учащихся в них постоянно росло. В 1925 г. открылись русские бухгалтерские курсы.

Преподаватели и учащиеся в зале гимназии

где преподавались кооперация, бухгалтерия, право, тор го ал я. канцелярское дело и каллиграфия. Сам Тыминский преподавал кооперацию11.

В начале 1930-х гг все больше предметов стали преподаваться по-литовски (преяеде всего латынь, обгцестюведение и история): таким способом в условиях проводившейся тогда школьной реформы товарищество стремилось добиться для гимназии статус а го сударствен-ной. Но неоднократные обращения в Министерство просвещения остались без результата, и постепенно, начиная с середины 1930-х гг., из-за недо статка средств и ограничения прав частных школ (это касало сь прежде всего поступающих в вузы или переводящихся в другие школы по причине несоответствия программ обучения), число учащихся в русской гимназии начинает уменьшаться.

Число учеников в гимназии в 1920-1936 гг.

1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929

191 425 462 478 431 389 310 302 246 222

Если в государственных школах на одного ученика из бюджета выделялось 500 литов в год, то в частных эти суммы были минимальными. Ученики русской гимназии получали лишь 100 литов. Права учителей частных школ также были урезаны: они не получали государственной пенсии и не пользовались прочими привилегиями работников государственных учреждений. Естественно, товарищество вынуждено было повышать плату за обучение, и та многим родителям стала не по карману. Более ощутимую поддержку государства получали лишь начальные частные школы. (Между тем в соседних Латвии и Эстонии (в Риге, Даугавпилсе, Таллинне) суще ствовали не только средние, но и высшие русские школы, получающие поддержку городских властей.) С другой стороны, число учеников уменьшалось и за счет оттока из гимназии представителей других национальностей - литовцев, поляков, евреев, получивших возможность обучаться на родном языке в своих государственных школах. В меморандуме министру про свеще-ния учителя русской гимназии писали:«... Уменьшение числа учащихся связан с увеличением процента учеников русской национальности... Этот проце сс совершенно есте ственен. Родители нерусской национально сти раньше пускали своих детей в русскую гимназию, поскольку начали их обучение еще в России, в русских школах. Теперь же, когда

национальные меньшинства имеют свои национальные шюлы, они обучают своих детей в сюих школах. Кроме того, неизбежная дороговизна частного обучения в сравнении с государственным заставляет многих, даже людей русской национальности, обучать своих детей в государственных школах»12.

Все это привело в юнце 1930-х гг. к упразднению целых классов руссюй гимназии. Ученики массово переходили в другие средние школы. В 1937/38 уч. г. были закрыты три класса, некоторые учителя потеряли работу. И само ее существование оказалось под вопросом.

Попытки родителей учеников ликвидируемых классов облегчить переход в другие шюлы были безуспешны: их принимали на общих основаниях. И 1939/40 уч. г стал последним.

27 июня 1940 г, в первые дни по еле установления Советсюй власти, Тыминский обратился в Департамент среднего образования с просьбой открыть первый реформированный класс, но получил отказ, мотивированный тем, что гимназия признана фактически ликвидированной, поскольку весной ее оюнчили последние ученики, а здание сдается внаем 5-й государственной гимназии13.

Тыминский мог снова начать набор в первый класс, но решил не рисковать, поскольку в ответе отмечалось, что власти не собираются

1930 1931 ^ШЛЕ 4Шгь ккШіч« <2Ш ч іЗ?М>іх

204 185 гейер ЦИІЮГі іШсре ЛряК .Ш&ог:

рытии. И Тыминский счел за благо стать рядовым учителем.

После занятия Литвы германскими войсками он работал учителем в руссюй начальной шюле. В августе 1942 г. был арестован гестапо и отправлен в концлагерь в Правенишвес. В апреле 1943 г. как потерявшего работоспособность его освободили.

По еле войны Тыминский преподавал русский язык в различных учебных заведениях. В 1955 г, на 71-м году жизни, будучи преподавателем Каунассюго политехнического института, он защитил кандидатскую диссертацию и по лучил степень кандидата педагогиче ских наук.

Перенеся инфаркт, Александр Иванович Тыминский умер 15 февраля 1959 г Его именем названа школа в Каунасе.

Примечания

1 Рижжая городская русская гимназия (бывшая Л смоно совская), 1919-1935. Рига, 1999. С. 14.

2 8уіейто сІагЬай. 1926. № 5.

3 Тыминский А. Русская школа в Литве // Русская школа зарубеяюм (Прага). 1927-1928. Кн. 28. № 24. С. 8.

4 LCVA(Центральный государственный архив Литвы). F. 391. Ар. 2. В. 508. L. 70.

5 Тыминский А. Ковенск ая русская гимназия Общества преподавателей: Отчет за пятилетие 1920-1925 гг. Kaunas, 1926. С. 7.

6 LCVA. F. 391. Ар. 2. В. 508. L. 193.

7 Ibid. L. 250.

8 Ibid. L. 183.

9 LCVA. F. 391. Ap. 2. B. 513. L. 183.

10 Ibid. L. 99.

11 Ibid. L. 207.

12 LCVA. F. 391. Ap. 2. B. 524. L. 39a.

13 LCVA. F. 391. Ap. 2. B. 2502. L. 7.

181

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.