Научная статья на тему 'А. Дж. П. Тейлор – общественный деятель и популяризатор истории'

А. Дж. П. Тейлор – общественный деятель и популяризатор истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC
136
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / БРИТАНСКАЯ ПРОПАГАНДА / АЛАН ТЕЙЛОР / БРИТАНСКИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ / НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ ПЕРЕДАЧИ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / МИКРОИСТОРИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ / ИСТОРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коробицына Луиза Владимировна

В годы Второй мировой войны британское правительство уделяло особое внимание формированию общественного мнения внутри и за пределами страны, организуя исследовательские институты, учреждая государственные организации по созданию черной и белой пропаганды и привлекая к сотрудничеству, в том числе, крупных ученых историков. Одним из ярких представителей экспертов-интеллектуалов был А. Дж. П. Тейлор, авторству которого принадлежало несколько работ, написанных по заказу Дирекции по делам военной политики. Предметом исследования является деятельность известного британского ученого и популяризатора истории Тейлора, чье участие в серии радио-лекций 1940-х гг. положило начало развитию научно-популярного телевидения. Беря в качестве методологической основы исследования принципы микроисторического подхода, мы полагаем, что изучение отдельных событий из профессиональной жизни ученого выявит ряд тенденций, характерных в целом для всего британского интеллектуального континуума второй половины ХХ в. Научная новизна исследования заключается во том, что данная проблема нашла слабое отражение в отечественной исторической науке, и мы полагаем, что статья восполнит пробелы, существующие в представлении российских читателей относительно вовлеченности британских интеллектуалов в медиа пространство в военные и послевоенные годы. В ходе исследования автор пришел к выводу, что участие представителей академической среды в пропагандистской деятельности, посредством использования таких высокотехнологичных для 1940-х гг. средств массовой информации, как радио и телевидение, способствовало зарождению научно-популярных и просветительских передач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А. Дж. П. Тейлор – общественный деятель и популяризатор истории»

А. Дж. П. Тейлор - общественный деятель и популяризатор истории

Коробицына Луиза Владимировна

аспирант кафедры всеобщей истории Уральского государственного педагогического университета 620017, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26

И louisa_vlad@mail.ru

Статья из рубрики "Личность в истории"

Аннотация.

В годы Второй мировой войны британское правительство уделяло особое внимание формированию общественного мнения внутри и за пределами страны, организуя исследовательские институты, учреждая государственные организации по созданию черной и белой пропаганды и привлекая к сотрудничеству, в том числе, крупных ученых историков. Одним из ярких представителей экспертов-интеллектуалов был А. Дж. П. Тейлор, авторству которого принадлежало несколько работ, написанных по заказу Дирекции по делам военной политики. Предметом исследования является деятельность известного британского ученого и популяризатора истории Тейлора, чье участие в серии радио-лекций 1940-х гг. положило начало развитию научно-популярного телевидения. Беря в качестве методологической основы исследования принципы микроисторического подхода, мы полагаем, что изучение отдельных событий из профессиональной жизни ученого выявит ряд тенденций, характерных в целом для всего британского интеллектуального континуума второй половины ХХ в. Научная новизна исследования заключается во том, что данная проблема нашла слабое отражение в отечественной исторической науке, и мы полагаем, что статья восполнит пробелы, существующие в представлении российских читателей относительно вовлеченности британских интеллектуалов в медиа пространство в военные и послевоенные годы. В ходе исследования автор пришел к выводу, что участие представителей академической среды в пропагандистской деятельности, посредством использования таких высокотехнологичных для 1940-х гг. средств массовой информации, как радио и телевидение, способствовало зарождению научно-популярных и просветительских передач.

Ключевые слова: интеллектуальная история, Вторая мировая война, британская пропаганда, Алан Тейлор, британские интеллектуалы, научно-популярные передачи, просвещение, м и кро и сто р и я , формирование общественного мнения, история Великобритании

DOI:

10.25136/2409-868X.2018.3.24612

Дата направления в редакцию:

09-11-2017

Дата рецензирования:

04-11-2017

Алан Джон Персиваль Тейлор (1906-1990) - крупный английский историк, выпускник Оксфордского университета, специалист по истории Германии и международных отношений середины и второй половины XIX в., автор одной из наиболее дискуссионных книг в британской историографии «Происхождение Второй мировой войны», с 1930-1938 гг. лектор по истории нового времени в Манчестерском университете, 1938-1963 гг. лектор Магдален-колледжа Оксфордского университета, профессор Лондонского университета. На протяжении всей жизни наука оставалась главным, но не единственным делом, которому ученый посвящал большую часть своего, свободного от преподавания, времени. Живой и острый ум «нарушителя спокойствия» - так многие коллеги полушутя называли английского ученого - искал возможности публично заявить о своих взглядах и вовлечь максимальное число людей в научные и политические дискуссии. Будучи чрезвычайно популярным и влиятельным лицом в медиа пространстве, Тейлор стал первым историком-шоуменом, создателем курса научно-просветительских телевизионных лекций, которым прежде не было аналогов.

Особой актуальностью в современном российском обществе пользуется тема сохранения исторической памяти, которая имеет непосредственное отношение к изучению зарубежного как позитивного, так и негативного опыта массовой популяризации научных знаний, в том числе и исторических, среди разнообразных слоев населения. В этом ракурсе участие британского интеллектуала в работе над формированием общественного мнения посредством радио и телевидения представляет особый интерес как для профессиональных историков, так и для широкого круга читателей. Исходя из этого, статья нацелена на изучение опыта привлечения представителей академической среды к пропагандистской деятельности, результатом которого стал значительный скачок в развитии научно-популярных передач.

Проблема пропагандистской деятельности и популяризации науки в медиа пространстве времен Второй мировой войны и Холодной войны нашла широкое отражение в современной британской исторической науке. Особого упоминания достойны исследования Сиан Николас, профессора университета Аберистуита (Уэльс, Великобритания), посвященные влиянию теле- и радиопередач первой половины 1940-х

гг. на жизнь Британского общества в послевоенные годы [29; 30; 31; 32; 331. Значителен вклад Джейми Медхерста, специалиста по истории английского и валлийского

телевещания 1930-1950-х гг. —281 В отечественной науке история британского телевидения вкратце представлена на страницах общих исследований по телевизионной

журналистике [1; 2; 31, что свидетельствует о слабой изученности проблемы приобщения английских интеллектуалов к работе в медиа пространстве.

События Второй мировой войны оставили глубокий след на размеренной оксфордской жизни, частью которой был Тейлор; поток эмигрантов из континентальной Европы, ищущих приюта в Британии, и лондонцев, спасавшихся от бомбежек, не обошел стороной университетский город. Жители Оксфорда, в том числе, преподаватели принимали тысячи нуждающихся, размещали их в своих домах, открывали временные госпитали и

по возможности участвовали в пропагандистской деятельности. В годы Второй мировой войны Тейлор, наравне с другими оксфордскими профессорами читал военным просветительские лекции о международном положении, работал экспертом в Королевском институте международных отношений Четем-Хауз и сотрудничал с Министерством информации. В этот период Тейлор познакомился с множеством крупных политических деятелей из Восточной Европы, которые искали убежища в Англии. К их числу относились Михай Каройи, венгерский аристократ и политик, Ференц Хатвани, венгерский магнат и меценат, будущий президент Чехословакии Эдвард Бенеш и его близкий соратник Хуберт Рипка.

В разгар войны, в 1941 г. Тейлор опубликовал книгу «Габсбургская монархия в 18151918 гг.», которая обеспечила ученому репутацию специалиста по истории Центральной Европы; в свете активных военных действий на Восточном фронте это качество приобретало особый вес в глазах британских государственных пропагандистских организаций. В августе 1941 г. Британское правительство инициировало создание Дирекции по делам военной политики (PWE - Political Warfare Executive), главная задача которой заключалась в создании «белой» и «черной» пропаганды в странах, оккупированных нацистами. В 1943 г. британских аналитиков обеспокоила возможность усиления позиций СССР на Восточном фронте, что впоследствии могло вызвать необходимость ввода английских войск на территорию Венгрии; это требовало предварительной подготовки офицерского состава, не знакомого с реалиями восточноевропейских стран. Дирекции по делам военной политики поручает Тейлору написать книгу по истории Венгрии с подробным описанием географического расположения страны, ее ландшафта, национальных особенностей и традиций. Работа, написанная английским историком в кратчайшие сроки, не была принята дирекцией, так как в ней ученый довольно открыто заявлял о своих социалистических взглядах, а также в связи с отсутствием необходимости данного исследования. Вскоре Тейлор получил еще одно предложение на предмет участия в написании объемного труда по истории Германии, однако и эта работа не была принята в печать.

Вовлеченность в пропагандистскую деятельность военных лет, принимавшую форму то открытой лекции, то радиопередачи, то журналистской статьи сделали публичную деятельность неотъемлемой частью профессиональной жизни Тейлора, которая тесно сплелась с его научной и академической работой. С 1945 г. английский ученый активно наращивал свою популярность, не только увеличивая число эфиров на Би-Би-Си и публикаций в разнообразных газетах и журналах, но и оттачивая авторский стиль, делая свои научные исследования интересными и доступными для широкой аудитории. С каждым годом степень эпатажности идей, высказываемых Тейлором, росла, принося английскому историку славу среди британского общества, зависть и раздражение со стороны коллег и огромные доходы от продаж книг. Исследования, издаваемые Тейлором с середины 1940-х гг., «Курс истории Германии» (1945), «Габсбургская монархия в 1809-1918 гг.» (1948), «Происхождение Второй мировой войны» (1961), «Первая мировая война: история в фотографиях» (1963) и «Вторая мировая война: история в фотографиях» (1975) были в равной степени адресованы профессиональному историческому сообществу и широкой аудитории, отвечали академическим требованиям и не уступали легкостью изложения материала публицистике.

Статус профессора Оксфордского университета и богатый опыт участия в пропагандистской деятельности повышали степень востребованности Тейлора в медиа пространстве. В 1950 г. Би-Би-Си инициировала создание дискуссионной телевизионной программы «В новостях», идея которой заключалась в обсуждении актуальных проблем

четырьмя представителями различных политических течений в прямом эфире. В качестве ведущих были выбраны член парламента от Лейбористской партии Майкл Фут, консерватор и заднескамеечник Роберт Бутби, независимый член парламента У. Дж. Броун и член Лейбористской партии историк А. Дж. П. Тейлор, который в отличие от своих коллег не входил в Палату общин. Передача «В новостях» пользовалась успехом среди британцев, однако вскоре начала вызывать неприязнь со стороны многих политиков и руководства Би-Би-Си из-за колких высказываний «нарушителя спокойствия». С 1956 г. по 1959 г. эта передача выходила в эфире независимого канала под названием «Свободная речь».

На протяжении 1940-1950-х гг. телевизионные выступления Тейлора в значительной степени носили общественно-политический характер, имея опосредованное отношение к истории и науке. В 1957 г. продюсер Джон Ирвин обратил внимание, что знаменитый историк с легкостью читает лекции без помощи записей и предложил ему заснять несколько передач по истории Российской революции. Телевизионные лекции принесли Тейлору славу историка-шоумена, и на протяжении десяти лет он ежегодно выступал с серией воскресных передач, посвященных какой-либо исторической проблеме на канале дту [6; 7; 8; 91. к числу наиболее популярных тем относились Первая мировая война, Вторая мировая война, история XIX в. и британские премьер-министры1101. В 1974 г. Би-

Би-Си заключила с Тейлором контракт на создание передачи «Боги войны»1191, посвященной политическим лидерам стран-участниц Второй мировой войны, а в 1976 г. ученый опубликовал одноименную книгу, в которой изложил содержание шести телевизионных выпусков. В 1977 г. британские зрители увидели серию лекций под

общим названием «Как начинаются войны» I18!, повествующих о ключевых военных действиях в Европе от походов Наполеона до Холодной войны. Помимо этого, Тейлор

был гостем знаменитой программы Майкла Паркинсона «Беседа на Би-Би-Си»151 и других передачах.

Главной особенностью телевизионных лекций Тейлора была простота и доступность излагаемого материала. Например, в передаче, посвященной причинам начала Первой мировой войны, ученый говорил: «В то время все мобилизационные планы зависели от железных дорог. Машины и автомобили были слабо распространены и, тем более, не использовались для массовых коммуникаций. Как вы наверняка знаете, работа железных дорог зависит от расписания. Вы не можете просто пойти на вокзал и потребовать остановки состава поездов, как это можно сделать с машинами и автобусами. Каждая минута мобилизации войск была запланирована заблаговременно, месяцы и годы назад. Более того, эти планы не могут быть изменены. Если вы попытаетесь модифицировать движение составов в одном направлении, то это в любом случае повредит движению в другом направлении. Например, мобилизация Австрии против Сербии означала бы, что они не смогут провести мобилизацию против России,

потому что огромное число поездов просто непросто врезались бы друг в друга» 141. Многие современные британские ученые в последствии вспоминали, что их интерес к гуманитарным дисциплинам был заложен в детские годы благодаря телевизионным лекциям Тейлора. Рассказывая об исторических событиях, английский ученый-телеведущий не только доносил до широкой аудитории в интересной форме хронологию событий, но и давал наглядный пример каким образом мыслит историк и на что опирается, приходя к тем или иным выводам.

В сущности, телевизионная деятельность Тейлора была частью британского культурного феномена 1940-1970-х гг., когда знаменитые ученые и специалисты, привлекаемые Би-

Би-Си, первоначально в целях создания военной пропаганды, а затем и для участия в познавательных, просветительских передачах. Выступив с первыми историческими телевизионными лекциями в 1957 г., Тейлор стал основоположником нового способа популяризации науки, проводниками которого в 1970-1980-е гг. были такие знаменитые британские ученые, выступавшие в качестве теле- и радиоведущих, как историки архитектуры Николас Певзнер t34!, Алек Клифтон-Тейлор [11; 12; 13], поэт и писатель Джон Бетчеман [22; 23; 24], антиквар Артур Негус [20; 21], искусствовед Кеннет Кларк t25-

археолог Мортимер Уилер [14; 15] и математик Джейкоб Броновски [16; 17]. Выводя науку за пределы узкого академического сообщества, ученые шли на определенный риск; ориентир на широкую аудиторию требовал упрощенного и дискуссионного материала, который бы побуждал интерес и создавал иллюзию вовлеченности общества в научные дебаты, которые разворачивались в медиа пространстве. Привлечение представителей академической среды к военной и политической пропаганде на радио и телевидении в годы Второй мировой войны имело далеко идущие последствия. Тесное взаимодействие между интеллектуалами и средствами массовой информации, выстроенное в первой половине 1940-х гг., оставалось актуальным и в послевоенные годы, хотя и приобретало новые формы. По мере удаления от трагических событий на первый план начали выходить политические дебаты, а начиная с конца 1950-х гг. продюсеры телеканалов обнаружили новую сферу применения знаний ученых. Пионером в этой области стал А. Дж. П. Тейлор, создавший первый в истории курс телевизионных лекций, посвященный наиболее дискуссионным событиям прошлого, тем самым заложив основу для развития научно-популярных передач.

Библиография

1. Аниховская Т.В. История Би-Би-Си в ракурсе риторики интеллективного общения // Язык, сознание, коммуникация. Москва, 2004. С. 40-55.

2. Степуна И.В. Телевидение и радио в Великобритании в 1950-2000 гг.: история, политика, управление // Экономика и социум. Саратов, 2014. С. 1041-1057.

3. Телевизионная журналистика // ред. Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А.Я. Юровский. М., 2002. 304 с.

4. AJP Taylor explains the causes of World War 1. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=ITt4G74a5kI (дата обращения: 9.11.2017).

5. A.J.P. Taylor on French Politics. 1972. - URL: http://www.youtube.com/watch? v=lLFFc2HtF6A (дата обращения: 25.07.2015).

6. A.J.P. Taylor. An Unusual Kind of Star. Part 1. - URL: http://www.youtube.com/watch? v=vnkZ4o7C-DE (дата обращения: 11.04.2014)

7. A.J.P. Taylor. An Unusual Kind of Star. Part 2. - URL: http://www.youtube.com/watch? v=rnxI8YMD9BY (дата обращения: 11.04.2014)

8. A.J.P. Taylor. An Unusual Kind of Star. Part 3. - URL: http://www.youtube.com/watch? v=HuJxxPB6tVw (дата обращения: 11.04.2014)

9. A.J.P. Taylor. An Unusual Kind of Star. Part 4. - URL: http://www.youtube.com/watch? v=Ttz9JUhzRSo (дата обращения: 11.04.2014).

10. A.J.P. Taylor's Lecture Style. - URL: http://www.youtube.com/watch?v=CqT2kmKPqeM (дата обращения: 24.05.2015).

11. Alec Clifton-Taylor. Six English Towns. Chichester. - URL: http://www.youtube.com/watch?v=cDEd_10_3yI (дата обращения: 02.04.2015)

12. Alec Clifton-Taylor. Six English Towns. Ludlow. - URL: http://www.youtube.com/watch? v=aQdg7XGJp-o (дата обращения: 02.04.2015).

13. Alec Clifton-Taylor. Six English Towns. Stamford. URL -http://www.youtube.com/watch?v=uB9Rrpklvtc (дата обращения: 02.04.2015)

14. Animal, Vegetable, Mineral. 1956. - URL: http://www.youtube.com/watch?v=RdI6T-74E_o (дата обращения: 05.04.2015)

15. Animal, Vegetable, Mineral. 1958. - URL: http://www.youtube.com/watch?v=ndp3J8Ff-P0 (дата обращения: 05.04.2015).

16. Ascent of Man. Lower Than The Angels. - URL: http://www.youtube.com/watch? v=CH7SJf8BnBI (дата обращения: 04.04.2015)

17. Ascent of Man. Music of the Spheres. - URL: http://www.dailymotion.com/video/x1zw67e_bbc-ascent-of-man-04-music-of-the-spheres_tv (дата обращения: 05.05.2015)

18. BBC one. How Wars Begin. Episodes. URL: http://www.bbc.co.uk/programmes/p008jwx8/episodes/guide (дата обращения: 09.10.2015).

19. BBC One. The War Lords. Episodes. URL: http://www.bbc.co.uk/programmes/p009bf3z/episodes/guide (дата обращения: 24.05.2015).

20. Going For A Song. October 1971. Part 1. - URL: http://www.youtube.com/watch? v=yblWjTU7Vek (дата обращения: 04.04.2015)

21. Going For A Song. October 1971. Part 2. - URL: http://www.youtube.com/watch? v=xn5GAmLoWdo (дата обращения: 04.04.2015).

22. John Betjeman. A Passion for Churches. Part 1. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=TVHCXre7tls (дата обращения: 03.04.2015)

23. John Betjeman. A Passion for Churches. Part 2. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=yu1W0mGVYNE (дата обращения: 03.04.2015)

24. John Betjeman. A Passion for Churches. Part 3. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=2Hv6tMXobiM (дата обращения: 03.04.2015).

25. Kenneth Clark. Civilisation. Protest and Communication. - URL: http://www.youtube.com/watch?v=IG3KGiBnftw (дата обращения: 05.04.2015).

26. Kenneth Clark. Civilisation. Romance and Reality. - URL: http://www.youtube.com/watch?v=R8cm8wBKxXs (дата обращения: 05.04.2015)

27. Medhurst J. Beveridge and Broadcasting in the 1950s // Broadcasting in the 1950s in the UK and US: Historical Perspectives. Newcastle upon Tyne, 2016. P. 29-47.

28. Medhurst J. History of Public Service Broadcasting // The International Encyclopedia of Communication. Vol. 9. Wiley, 2008. P. 3947-3951.

29. Nicholas S. Fifth columnists, collaborators and black marketeers: Fearing the "enemy within" in the wartime British media // Moral Panics, Social Fears and the Media: Historical Perspectives. London, 2013. P. 162-176.

30. Nicholas S. Now the war is over: Negotiating the BBC's wartime legacy in post-war Britain // Broadcasting in the UK and US in the 1950s: Historical perspectives. Newcastle, 2016. P. 9-28.

31. Nicholas S. Policing tonal boundaries: constructing the Nazi/German enemy on the wartime BBC // Political Languages in the Age of Extremes. Oxford, 2010. P. 169-194.

32. Nicholas S. The Reithian legacy and contemporary public service ethos // The Routledge Companion to British Media History. London, 2014. P. 323-333.

33. Nicholas S., O'Malley T. Moral Panics, Social Fears and the Media: Historical Perspectives. London, 2013. 246 p.

34. Nikolaus Pevsner. The Englishness of English Art. URL:

http://www.bbc.co.uk/programmes/p00h9llv (дата обращения: 03.04.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.