Научная статья на тему 'А. Д. Бутовский о системе физического воспитания в Швеции'

А. Д. Бутовский о системе физического воспитания в Швеции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1542
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
A. BUTOVSKY / А.Д. БУТОВСКИЙ / СИСТЕМА / ФИЗИЧЕСКОЕ / ВОСПИТАНИЕ / ШВЕДСКАЯ / ГИМНАСТИКА / О. Д. БУТОВСЬКИЙ / ФіЗИЧНЕ / ВИХОВАННЯ / ШВЕДСЬКА / ГіМНАСТИКА / SYSTEM / PHYSICAL / EDUCATION / SWEDISH / GYMNASTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бубка Сергей Назарович

ан анализ взглядов А.Д. Бутовского на физическое воспитание в Швеции и, прежде всего, на систему шведской гимнастики, с которой Алексей Дмитриевич ознакомился в 1892 году во время посещения этой страны в ходе служебной командировки, а затем обобщенно изложил в ряде трудов. Рассмотрены освещённые в его трудах позитивные и негативные моменты шведской системы физического воспитания, роль Стокгольмского королевского гимнастического центрального института и характеризуются несколько видных шведских деятелей, в разные годы руководивших им, а также акцентируются аспекты разнообразных упражнений этой системы. Отмечается, что шведская гимнастика по своей направленности, составу упражнений и методике их применения принципиально отличалась от остальных гимнастических систем в XIX веке. Подчеркивается, что упражнения шведской гимнастики отличаются естественностью поз и движений, отсутствием в них максимальных усилий, жестких и грубых движений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A. Butovsky about the system of physical education in Sweden

The article presents an analysis of A. Butovsky's views on the physical education in Sweden, and, first of all, on the system of Swedish gymnastics. Alexey Butovsky got acquainted with it in 1892 while visiting that country on a mission trip, and later he generalized that system in some of his works. Positive and negative points of Swedish physical education, the role of the Royal Gymnastics Central Institute in Stockholm are examined, and some prominent figures of Sweden, who governed it at different periods, are characterized. Aspects of various exercises from this system are accentuated. It is marked that the Swedish gymnastics on the orientation, on principle differed composition of exercises and method of their application from other gymnastic systems in XIX century. It is underlined that exercises of the Swedish gymnastics differ naturalness of poses and motions, absence in them of maximal efforts, hard and rough motions.

Текст научной работы на тему «А. Д. Бутовский о системе физического воспитания в Швеции»

2012

А.Д. Бутовский о системе физического воспитания в Швеции

Бубка С.Н.

Национальный олимпийский комитет Украины Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

Аннотации:

Дан анализ взглядов А.Д. Бутовского на физическое воспитание в Швеции и, прежде всего, на систему шведской гимнастики, с которой Алексей Дмитриевич ознакомился в 1892 году во время посещения этой страны в ходе служебной командировки, а затем обобщенно изложил в ряде трудов. Рассмотрены освещённые в его трудах позитивные и негативные моменты шведской системы физического воспитания, роль Стокгольмского королевского гимнастического центрального института и характеризуются несколько видных шведских деятелей, в разные годы руководивших им, а также акцентируются аспекты разнообразных упражнений этой системы. Отмечается, что шведская гимнастика по своей направленности, составу упражнений и методике их применения принципиально отличалась от остальных гимнастических систем в XIX веке. Подчеркивается, что упражнения шведской гимнастики отличаются естественностью поз и движений, отсутствием в них максимальных усилий, жестких и грубых движений.

Ключевые слова:

А.Д. Бутовский, система, физическое, воспитание, шведская, гимнастика.

Бубка С.Н. А.Д. Бутовський про систему фізичного виховання в Швеції.

Проаналізовано погляди О.Д. Бутовсь-кого на фізичне виховання у Швеції й насамперед на систему шведської гімнастики, з якою Олексій Дмитрович ознайомився в 1892 році під час відвідування цієї країни в ході службового відрядження, а потім узагальнено виклав у ряді праць. Розглянуто висвітлені в його працях позитивні й негативні моменти шведської системи фізичного виховання, роль Стокгольмського королівського гімнастичного центрального інституту, робота деяких видатних шведських діячів, які у різні роки керували ним, а також акцентуються аспекти різноманітних вправ цієї системи. Наголошується, що шведська гімнастика за своєю спрямованістю, складу вправ і методиці їх використання принципово відрізнялася від решти гімнастичних систем в XIX столітті. Підкреслюється, що вправи шведської гімнастики відрізняються природністю поз і рухів, відсутністю в них максимальних зусиль, жорстких і грубих рухів.

О. Д. Бутовський, система, фізичне, виховання, шведська, гімнастика.

Bubka S.N. A. Butovsky about the system of physical education in Sweden. The article presents an analysis of A. Butovsky's views on the physical education in Sweden, and, first of all, on the system of Swedish gymnastics. Alexey Butovsky got acquainted with it in 1892 while visiting that country on a mission trip, and later he generalized that system in some of his works. Positive and negative points of Swedish physical education, the role of the Royal Gymnastics Central Institute in Stockholm are examined, and some prominent figures of Sweden, who governed it at different periods, are characterized. Aspects of various exercises from this system are accentuated. It is marked that the Swedish gymnastics on the orientation, on principle differed composition of exercises and method of their application from other gymnastic systems in XIX century. It is underlined that exercises of the Swedish gymnastics differ naturalness of poses and motions, absence in them of maximal efforts, hard and rough motions.

A. Butovsky, system, physical, education, Swedish, gymnastics.

Швеция была одной из тех европейских стран, которые А.Д. Бутовский посетил во время своей зарубежной командировки в 1892 году.

Ознакомление Алексея Дмитриевича с шведской системой физического воспитания, анализ и обобщение различных аспектов ее специфики воплотились, в частности, в публикациях 1897-1898 гг. в «Педагогическом сборнике военно-учебных заведений» и в некоторых других работах, среди которых «Шведская педагогическая гимнастика» (1897 г.), «Система шведской педагогической гимнастики» (1899 г.), «Система шведской педагогической и военной гимнастики. Издание 2-е» (1903 г.).

На труды А.Д. Бутовского, посвященные системе шведской педагогической и военной гимнастики, обратили внимание специалисты не только в России, но и в самой Швеции. Как отмечает Бутовский [5], «.. .две последние главы, по поручению профессора Тёрнгре-на, переведены на шведский язык и помещены, с его примечаниями, в редактируемом им органе Скандинавского общества учителей гимнастики - “Tidskrift i gymnastic” (1899 г., тетр. 1-я). «Эта работа, - говорит профессор Тёрнгрен, - достойна внимания со многих точек зрения, в особенности же со стороны основательного предварительного изучения, предпринятого автором для возможно полного и точного изложения развития этой отрасли воспитания, так живо интересующей в настоящее время весь цивилизованный мир» [5].

Далее А.Д. Бутовский отмечает: «Профессор Тёрн-грен не сходится с автором в сравнительной оценке

© Бубка С.Н., 2012

шведской гимнастики и немецкого турнен, что вполне объясняется национальным предрасположением к своей родной системе упражнений. Во всяком случае, он с благородным беспристрастием сознаёт, что различие во взглядах может служить только на пользу дела. . В заключение он высказывает особую благодарность автору «за тот любвеобильный интерес, с которым он изучал шведскую гимнастику, и за те обстоятельные сведения о ней, о которых несомненно свидетельствует его работа.» [5].

В становлении и развитии системы гимнастики в Швеции в XIX веке основную роль сыграл созданный в Стокгольме в 1813 году королевский гимнастический центральный институт [6].

А.Д. Бутовский, говоря об этом институте, отмечает: «Назначение его определено в королевском указе от 13 июля 1887 г. (в шведском оригинале: Kongl. Majitts nadiga for Gimnastiska Centralinstitutets: gifven Stockholms slot den 13 Juli 1887) таким образом: «Гимнастический центральный институт имеет целью сообщать молодым слушателям, мужчинам и женщинам, посвящающим себя гимнастике, необходимые для того научные сведения и практические умения. Институт образовывает инструкторов по гимнастике и фехтованию, учителей и учительниц гимнастики, а также врачебных гимнастов - мужчин и женщин. Институт занимается вместе с тем обучением гимнастике школьного юношества и лечением посредством врачебной гимнастики таких больных, для которых гимнастическое воздействие признается полезным»

І ПЕДАГОГІКА І

ПСИХОЛОГІЯ

та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту

А.Д. Бутовский сообщает, что на мужское отделение королевского гимнастического центрального института в число его слушателей поступают офицеры и унтер-офицеры армии, офицеры флота и гражданские лица. Все поступающие должны обладать здоровым, сильным сложением, задатками для физических упражнений и возрастом не старше 30 лет.

Полный курс для мужчин в этом институте продолжается три года. При этом после успешного прохождения однолетнего курса присваивается звание «инструктора гимнастики и фехтования», что дает военным право вернуться в свои полки в качестве инструкторов, а гражданским лицам - право на преподавание гимнастики в низших учебных заведениях. Двухлетний курс называется учительским; окончившие его получают звание «учителя гимнастики» и право на преподавание телесных упражнений во всех учебных заведениях. А те, кто прошли в этом институте трехлетний курс обучения, после его окончания получают звание «директора гимнастики», причем они вместе с правом на преподавание педагогической гимнастики получают также аттестат врачебного гимнаста.

Для женщин же в королевском гимнастическом центральном институте предусмотрен двухлетний курс (вследствие несколько уменьшенного объема практических упражнений). По окончании годичного курса слушательницы выпускаются «учительницами гимнастики», а прошедшим двухлетний курс присваивается звание «директора гимнастики» и они получают сверх того право практиковать врачебную гимнастику [5].

Бутовский также информирует о том, что общими для всех слушателей теоретическими предметами, изучаемыми в институте, являются анатомия, физиология, педагогическая гимнастика, военная гимнастика и фехтование (оно преподается только для мужчин), а общие для всех слушателей практические дисциплины - это упражнения в педагогической гимнастике, упражнения в военной гимнастике, в фехтовании (исключая женщин) и упражнения в преподавании гимнастики. Кроме того, в учебных программах имеются предметы, относящиеся к учительскому курсу и к курсу врачебной гимнастики.

Бутовский, посетивший Швецию в конце XIX века, особо подчеркивает, что в течение своего длительного существования (с 1813 года) Стокгольмский королевский гимнастический центральный институт развивает учение о гимнастике на одних и тех же принципах, унаследованных от его основателя и первого инициатора этого дела Пера-Генрика Линга, развивавшего в свое время теоретические и практические основы гимнастики, получившие признание не только в Швеции, а и в ряде других европейских стран [6].

Бутовский констатирует, что вследствие такой неуклонной преемственности идей «шведская система гимнастики является, с одной стороны, системой совершенно своеобразной и до известной степени обособленной от всех других течений и идей по вопросам о телесных упражнениях, с другой - представляет тщательную разработку в основных своих

положениях и большую законченность в своем построении» [5].

Выделяет Бутовский и ту тесную связь, которая издавна установлена в этом институте между теорией и практикой, и то, что «вся практическая часть преемственно основана на ясных и точных теоретических положениях. Тут нет ни одного приема, ни одного движения, значение которого не объяснялось бы требованиями и положениями системы, так что практика и техника гимнастики служат самым полным выражением лежащей в основании ее теории» [5].

Сравнивая положение дел в этой сфере в Швеции и в других странах, в частности, в Германии, А.Д. Бутовский [5] пишет о Стокгольмском королевском гимнастическом центральном институте: «Деятельностью своею институт возвел гимнастику в науку, и ученики его являются в общественном мнении представителями специального и серьезного знания. Этого нигде нет. В Германии звание учителя гимнастики тоже стоит довольно высоко, но потому, главным образом, что там оно всегда соединено со званием учителя какого-нибудь учебного предмета. Титеп там не наука, а искусство. В Швеции бывший ученик гимнастического института является педагогом, равноправным с другими только потому, что он специалист по гимнастике. Нигде гимнастика не практикуется и не преподается с такой уверенностью в ее необходимости, как в Швеции. Если там преподавание гимнастики и доверяется в известных случаях «рутинерам», то, всё-таки, там не редкость видеть лиц значительного общественного положения и большого образования, занимающихся и преподаванием гимнастики, и врачебно-гимнастической практикой».

Также А.Д. Бутовский отмечает [5]: «В шведской гимнастике и только в ней одной, при применении телесных упражнений главной целью является не навык как таковой, а достижение известного полезного влияния на организм... Шведская гимнастика регулирует гимнастические навыки и дополняет недостающие формы отвлеченными упражнениями, значение которых - не привитие навыка, а определенное физиологическое воздействие. Такими родами движений обладает только она одна, и в этом отношении она должна быть поставлена выше турнен».

В историческом экскурсе, входящем в одну из глав книги, А.Д. Бутовский освещает плодотворную деятельность Пера-Генрика Линга - вначале в Лундском университете (1804-1812 гг.), затем в королевской военной школе в Карлсберге (вблизи Стокгольма), а с мая 1913 года - в созданном по его инициативе в Стокгольме королевском гимнастическом центральном институте.

В разработанном Лингом уставе по гимнастике (‘^уттшБЙк Reglement”), утвержденном и напечатанном в 1836 году и ставшем первым методическим руководством по шведской гимнастике, вместо упражнений на гимнастических снарядах (Лингу поставили условие не включать их в устав, поскольку такие снаряды были дорогостоящими) были введены движения с живой опорой или так называемые двойственные

движения, которые составляли одну из самых характерных особенностей шведской системы гимнастики.

В 1838 году Линг переделал гимнастический устав, исключив из него все движения с опорой. Зато, как отмечает Бутовский [5], «со временем эти движения получили очень большое приложение во врачебной шведской гимнастике».

В последние годы своей жизни П.-Г.Линг принялся за систематическое изложение своего учения. Когда в 1834 году он закончил написание этой работы, она была частично напечатана. Однако затем Линг приостановил печатание своего труда и забрал рукопись для новой ее переработки, довести которую до конца он, увы, не успел. Перед смертью (в 1839 г.) Линг завещал издать это сочинение своим ученикам - офицеру Карлу-Августу Георгию и доктору Линдбеку. Они в 1840 году выпустили книгу Линга в свет, озаглавив её «Gymnastikens allmanna grander (Fragment)».

В этом труде П.-Г.Линг разделил гимнастику на четыре части - педагогическую, военную, врачебную и эстетическую.

Педагогическая гимнастика включает упражнения, которые человек делает сам, по своей воле, для собственного развития (такие упражнения характеризуются как субъективно-активные).

Военная гимнастика по своей сути - это борьба во всех ее видах, где человек обучается владению оружием или использованию своей собственной силы для борьбы (такие упражнения характеризуются как объективно-активные).

Назначение врачебной гимнастики - посредством движений, прилагаемых по преимуществу с посторонней помощью, облегчать болезненные явления в организме человека (субъективно-пассивные упражнения).

А с помощью эстетической гимнастики человек учится наглядно и понятно для других выражать движениями свои мысли и чувства (такие упражнения характеризуются как объективно-пассивные).

Линг - по оценке в труде Бутовского [5] - отмечал, что точных границ между этими отделами гимнастики нет и что в каждый из них могут входить движения из других отделов, но только в ином количественном или качественном отношении.

Из четырех упомянутых отделов гимнастики самой элементарной является педагогическая гимнастика, а ее основные положения распространяются и на все другие отделы.

Рассматривая учебную программу курса в Стокгольмском королевском гимнастическом центральном институте, А.Д. Бутовский констатировал, что в ней нет эстетической гимнастики и что военная гимнастика там как будто бы раздвоена: фехтование выделено из нее в особый предмет. А во всей целости остаются только педагогическая и врачебная гимнастика [5].

Как были убеждены Пер-Генрик Линг и его последователи Габриэль Брантинг, Карл-Август Георгий, Гьялмар Линг (сын П.-Г.Линга), гимнастика должна способствовать всестороннему физическому развитию человека, повышать его способность к освоению различных специальных навыков, укреплять здоровье

32012

ц

здоровых людей и восстанавливать его у больных [6].

Бутовский отмечал, что в то время, когда он знакомился с физическим воспитанием в Швеции (это было, напомним, в 1892 году), в шведской гимнастике строго различались только два больших отдела: это гимнастика для здоровых людей (friskgymmstik) и гимнастика для больных (sjukgymnastik). Причем, по понятиям шведских специалистов гимнастики, friskgymmstik (гимнастика для здоровых) не является педагогической или школьной гимнастикой в общепринятом значении этих слов. Под «friskgymnastik» понимают такую гимнастику, которая должна дать упражнения, предназначенные для здоровых людей любого возраста и всякого состояния. «Она должна дать развитие в детском и юношеском возрасте; сохранить здоровье и способность к физической деятельности в зрелом возрасте и, по возможности, поддержать и то, и другое в старости» [5]. Далее Бутовский отмечает, что гимнастика для здоровых при такой широкой ее постановке поглотила в себе педагогическую и эстетическую гимнастику и что военная гимнастика еще до некоторой степени сохранила свою самостоятельность и к ней в Швеции относили также фехтование на шпагах, саблях и штыках и строевые упражнения.

Отмечалось Бутовским и то, что «в шведской гимнастике для здоровых все упражнения имеют довольно сильно выраженные военные формы, т.е. преподаются по команде и исполняются с доступной силам учеников точностью» [5].

Шведская гимнастика по своей направленности, составу упражнений и методике их применения принципиально отличалась от остальных гимнастических систем, получивших развитие в XIX веке. При огромном многообразии упражнений, используемых в шведской гимнастике, все они отличались естественностью поз и движений, отсутствием в них максимальных усилий, жестких и грубых движений. А спортивные снаряды, которые использовались в шведской гимнастике, применялись в ней исключительно для того, чтобы облегчить выполнение упражнений, а не для усложнения условий их выполнения, не для создания дополнительных трудностей и препятствий, как это имело место в военизированных немецкой или французской системах [1, 2, 4, 5, 6].

Следует отметить, что в середине XIX века шведская гимнастика приобрела большую популярность и в других странах Европы, в том числе даже в Германии. Так, офицер прусской армии Ротштайн, который по поручению своего правительства прошел курс обучения в Стокгольмском королевском гимнастическом центральном институте (им в период 1939-1962 гг. руководил последователь П.-Г.Линга Г.Брантинг), по возвращении из Швеции был назначен директором основанного в 1847 году (по образцу упомянутого шведского учебного заведения) Берлинского центрального гимнастического института. Обладая большой эрудицией и будучи страстным противником турнерства (немецкой системы физического воспитания) и убежденным сторонником шведской гимнастики, Ротштайн, как отмечал Бутовский [5], «почти

І ПЕДАГОГІКА І та медико-біологічні

проблеми фізичного виховання і спорту

фанатически проводил свои идеи и как учитель, и как писатель», что вызвало патриотический протест со стороны немецких педагогов и врачей. Вследствие возникшей в связи с этим ожесточённой полемики Ротштайн в 1863 году отказался от занимаемого им в течение шестнадцати лет поста директора Берлинского центрального гимнастического института. Однако, по мнению Бутовского, деятельность Ротштайна не осталась без последствий для немецкого Титеп: следы его идей и в дальнейшем сказывались в педагогическом применении упражнений, а немецкая военная гимнастика еще долго сохраняла заметные черты сходства со шведской гимнастикой времен Брантинга.

Шведская гимнастика получила распространение в Финляндии, России, Швейцарии, Англии, США и в некоторых других странах, где этому способствовала активная деятельность ее сторонников - выпускников Стокгольмского королевского гимнастического центрального института [6].

Что касается того, как шведская гимнастика проникла в Россию (ещё при жизни Пера-Генрика Лин-га), то, пожалуй, для ответа на этот вопрос следует привести цитату из книги А.Д. Бутовского «Система шведской педагогической и военной гимнастики» [5]: «До начала 30-х годов у нас вовсе не было никакой гимнастики, но около этого времени (1832) бывший тогда начальником военно-учебных заведений великий князь Михаил Павлович, заинтересовавшись гимнастическими упражнениями в ортопедическом заведении д-ра Мандилени в Москве, нашел полезным ввести гимнастику в кадетские корпуса. В это время случился в России швед, Мориц Паули, гимнаст и фехтмейстер, и ему поручено было организовать гимнастическое обучение сначала в Петербургских и Московском, а потом и в других кадетских корпусах. По всей вероятности, Паули был учеником Линга в первые годы института. Во всяком случае, он знал основания шведской гимнастики, так как преподавал ее в учебных заведениях в своем отечестве, а в Петербурге основал частное врачебно-гимнастическое заведение на шведских началах. Лет через семь Паули умер (1839), и на смену ему явился Карл-Фридрих де Рон, отставной поручик шведской службы, один из лучших учеников Линга. Ему были переданы обязанности Паули по обучению гимнастике в кадетских корпусах, и он же принял его гимнастическое заведение... Де Рон оставался в России до 1858 года; штатное место в военно-учебных заведениях он занимал лет восемь, потом вышел в отставку и отдался главным образом врачебной гимнастике в своем заведении, не переставая в то же время деятельно пропагандировать гимнастику как воспитательное средство и как военно-подготовительное занятие. В различное время ему поручались для обучения команды гвардейского корпуса, морского ведомства и пр.».

Следует признать ошибочным мнение о том, будто бы шведская гимнастика с ее оздоровительной ориентацией сдерживала развитие спорта. На самом же деле в Швеции, параллельно с развитием гимнастики, интенсивно развивался и соревновательный спорт

ПСИХОЛОГІЯ

(в XVIII-XIX веках), а развитие и распространение шведской гимнастики Пера-Генрика Линга успешно сочеталось в этой стране с развитием и популяризацией различных видов спорта, с проведением соревнований и спортивных праздников [6].

Хотя представители шведской гимнастической школы и являвшегося центром этой системы Стокгольмского института, как правило, весьма ревниво воспринимали попытки разрушения тех основ гимнастики, которые были заложены и развиты Пером-Генриком Лингом и его последователями, но в то же время сторонники шведской системы физического воспитания, изучая различные направления развития гимнастики, популярные в других странах и выявляя лучшее в этих системах, стремились использовать их в качестве дополнений к шведской системе [4, 6]. Вследствие этого в программы института в Стокгольме стали включаться и разные спортивные упражнения, дополнявшие традиционную шведскую систему.

А.Д. Бутовский, в частности, отмечал, что одним из наиболее активных сторонников более свободного направления в шведской гимнастике был один из ведущих специалистов Стокгольмского королевского гимнастического центрального института (с 1905 года - его директор), старший учитель военной гимнастики, майор Виктор Бальк - один из ближайших соратников Пьера де Кубертена в деле возрождения Олимпийских игр в современных условиях, член первого состава Международного олимпийского комитета, а затем и вице-президент МОК. Являясь приверженцем шведской школы гимнастики, он в то же время включал в свою деятельность (в том числе и в такую работу, как «Гимнастика») применение и наиболее эффективных упражнений и снарядов из немецкой гимнастики, а также считал перспективным и английский опыт в широком использовании спорта [3, 6].

Высоко оценивая достоинства этого видного и опытного шведского специалиста, А.Д. Бутовский отмечает: «Майор Бальк хорошо помнит слова Линга, что снаряд есть только средство, а цель гимнастики есть движение, а потому он не видит причины, по которой следовало бы бояться снарядов, раз производимые на них движения будут отвечать задачам гимнастического развития. Поэтому в приложении к своей гимнастике он не колеблется давать полезные упражнения на таких снарядах и с такими подвижными снарядами, которые отвергаются шведской гимнастикой (Reck, * параллельные брусья, железная палка, гири, булавы). Мы видели уже, что и в фехтование, преподаваемое им по шведской системе, он не боится вносить всё то, что может возвысить значение этого упражнения как искусства. Он твердо помнит также, что основатель шведской гимнастики ничего не имел против подвижной игры, а потому он является ревностным распространителем детских игр на воздухе. Он устраивает места для игр, организует игры и написал несколько прекрасных руководств по этому предмету. Наконец, майор Бальк известен как деятельный организатор среди шведской молодежи упражнений спорта. .

* Reck (нем.) - перекладина.

б

Справедливость требует сказать, что как шведский спорт майора Балька, так и перенесенные им турнер-ские упражнения стоят много выше этих упражнений на их родной почве, так как они упорядочиваются здесь теми принципами, которые лежат в основании шведского учения о движениях. Сторонники старого метода смотрят на всё это с сомнением. Они думают, что через это страдает значение системы как национального учреждения. Но в этом движении есть что-то неудержимое, стихийное, и нельзя сомневаться, что если это повлияет на уменьшение замкнутости и исключительности шведской гимнастики, то это будет

Литература:

1. Бубка С.Н. Пять веков пути к олимпийскому возрождению игр // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту, 2012. - № 2. - С. 12-20.

2. Бубка С.Н. Римский период в истории древнегреческих Олимпийских игр //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту, 2012. - № 1. - С. 30-37.

3. Бутовский А.Д. Из чтений по истории и методике телесных упражнений. Методика. Что такое физическое образование. Собрание сочинений: в 4-х т. - К.: Олимпийская литература, 2009. - Т. 2. - С.384-401.

4. Бутовский А.Д. Из чтений по истории и методике телесных упражнений. Методика. Количественная норма упражнения. Собрание сочинений: в 4-х т. - К.: Олимпийская литература, 2009. - Т. 2. - С.402-422.

5. Бутовский А.Д. Система шведской педагогической и военной гимнастики. Собрание сочинений: в 4-х т. - К.: Олимпийская литература, 2009. - Т 1. - С.110-276.

6. Платонов В.Н., Булатова М.М., Бубка С.Н. Олимпийский спорт: в 2-х т. / Под общ. ред. В.Н.Платонова. - К.: Олимпийская литература, 2009. - Т. 1. - С.195-207.

IІнформація об авторе: Бубка Сергей Назарович

vkashuba@list.ru Национальный университет физического воспитания и спорта Украины Ул. Физкультуры 1, г.Киев-150, 01680, Украина.

Поступила в редакцию 15.05.2012г.

32012

ц

только к ее выгоде, как системы воспитательной, без всякого ущерба для ее народного значения» [5].

.Завершая этот раздел статьи, посвященный изучению А.Д.Бутовским системы физического воспитания в Швеции, следует отметить и то, что в своих публикациях, посвященных этой теме, в том числе и в рассматриваемой нами его работе «Система шведской педагогической и военной гимнастики», Алексей Дмитриевич не ограничивается глубоким и всесторонним анализом этой системы, а и приводит используемые в ней многочисленные упражнения (с соответствующими иллюстрациями к ним).

References:

1. Bubka S.N. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicni problemi fizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2012, vol.2, pp. 12-20.

2. Bubka S.N. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicni problemi fizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2012, vol.1, pp. 30-37.

3. Butovskij A.D. Iz chtenijpo istorii i metodike telesnykh uprazhnenij. Metodika. Chto takoe fizicheskoe obrazovanie [From reading on history and method of corporal exercises. Method. What is it physical education], Kiev, Olympic Literature, 2009, T.2, pp. 384-401.

4. Butovskij A.D. Iz chtenij po istorii i metodike telesnykh uprazhnenij. Metodika. Kolichestvennaia norma uprazhneniia [From reading on history and method of corporal exercises. Method. Quantitative norm of exercise], Kiev, Olympic Literature, 2009. - T 2. - C.402-422.

5. Butovskij A.D. Sistema shvedskoj pedagogicheskoj i voennoj gimnastiki [System of the Swedish pedagogical and military gymnastics], Kiev, Olympic Literature, 2009, T.1, pp. 110-276.

6. Platonov V.N., Bulatova M.M., Bubka S.N. Olimpijskij sport [Olympic sport], Kiev, Olympic Literature, 2009, T.1, pp. 195-207.

Information about the author: Bubka S.N. vkashuba@list.ru

National University of Physical Education and Sport of Ukraine Physical Education str. 1, Kiev-150, 01680, Ukraine.

Came to edition 15.05.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.