Научная статья на тему '99. 04. 009. Истоpия женщин в Западной евpопе. Т. 3 паpадоксы возpождения и Пpосвещения. А history of women in the West/ ed. By Zemon Davis N. , Farge A. Cambridge (Mass. ); L. : Belknap Press of Harvard Univ.. Press. , 1994. - Vol. III. Renaissance and Enlightement paradoxes. - 595 p'

99. 04. 009. Истоpия женщин в Западной евpопе. Т. 3 паpадоксы возpождения и Пpосвещения. А history of women in the West/ ed. By Zemon Davis N. , Farge A. Cambridge (Mass. ); L. : Belknap Press of Harvard Univ.. Press. , 1994. - Vol. III. Renaissance and Enlightement paradoxes. - 595 p Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
220
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ - ИСТОРИЯ / ЖЕНЩИНЫ - И ОБЩЕСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 04. 009. Истоpия женщин в Западной евpопе. Т. 3 паpадоксы возpождения и Пpосвещения. А history of women in the West/ ed. By Zemon Davis N. , Farge A. Cambridge (Mass. ); L. : Belknap Press of Harvard Univ.. Press. , 1994. - Vol. III. Renaissance and Enlightement paradoxes. - 595 p»

99.04.009. ИСТОРИЯ ЖЕНЩИН В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ. Т.3 ПАРАДОКСЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ. А HISTORY OF WOMEN IN THE WEST/ Ed. by Zemon Davis N., Farge A. - Cambridge (Mass.); L.: Belknap press of Harvard univ. press., 1994. -VOL.III. RENAISSANCE AND ENLIGHTEMENT PARADOXES. - 595 p.

Книга эта - третий том пятитомника "История женщин в Западной Европе", выходящего под общей редакцией Ж.Дюби и М.Перро. "Женщины, - пишут составители в предисловии ко всему изданию, - долгое время оставались в тени истории. Развитие антропологии и смещение фокуса научных интересов в сторону личного, индивидуального, в сферы повседневной жизни отчасти рассеяло эту тень. А женское движение, поставив перед историками свои вопросы, в корне изменило ситуацию" (с. IX). Однако, как подчеркивают авторы предисловия, никакой особой "женской" истории просто не существует. И пытаясь понять место и роль женщин в обыденной жизни и исторических катаклизмах, проанализировать образ их мыслей и способ действий, запечатлеть их реальный облик и тот облик, что придавала им фантазия художников, мы неизбежно вынуждены отказываться от чисто феминистического подхода и признать, что история женщин это, по сути, история общества в целом.

В рамках этой концепции строили свою работу и составители данного тома - Н.Земон Дэвис и А.Фарж. Книга посвящена периоду с XVI по XVIII в. - от "взрыва" Реформации до Эпохи Просвещения. В ней собраны семнадцать эссе разных авторов, последние же страницы отданы самим "героиням" исследования - там опубликованы фрагменты записок Гликл, еврейки из Гамбурга (1646-1724) и выдержки из показаний А.-Ф.Корне, жены часовщика, которые она давала в полиции, когда пыталась отыскать в тюрьме своего малолетнего сына, схваченного во время бунта в Париже в 1750 г.

Работая над сборником, авторы и составители не пытались придерживаться строго хронологического принципа изложения, прослеживая некие временные тенденции и коллизии, не стремились они и дать четкие ответы на заранее поставленные вопросы. Их целью было, как указывается в предисловии к книге, опираясь на все разнообразие источников - от научных трактатов и произведений искусства до статистических перечней и юридических документов - представить как можно более широко весь круг воззрений и проблем, связанных так или иначе с темой сборника, взглянуть с разных точек зрения, как на Женщину в целом, так и на отдельных женщин - с их судьбами, их обыденными трудами и взаимоотношениями с обществом.

Подобный замысел определил и общее построение книги. Эссе в ней объединены в три раздела. Первый из них - "Работа и повседневная

жизнь" призван очертить границы той области, где проходила жизнь подавляющего большинства женщин - будь она королева или крестьянская девочка. Второй - "И это все о ней" - переносит читателя от реальности в мир художественной фантазии и научных построений, раскрывая те разнообразные "лики", которые обретала женщина в сознаний общества. Третий раздел - "Диссиденты" - отдан тем, кто по тем или иным причинам - сознательно или в силу обстоятельств - оказывался вне рамок отведенного женщинам жизненного пространства, преобразуя общепринятые нормы или вступая с ними в конфликт.

1 раздел книги открывает эссе О.Хафтон "Женщина, работа и семья", посвященное повседневной жизни женщин низших и средних слоев общества. Исследовательница в общих чертах воссоздает основные этапы их жизненного пути: детство (как правило до 10-11 лет), за время которого девочке следовало обучиться всему, что требуется для исполнения ее будущих основных ролей - хозяйки дома и матери; юность - уходившая на поиски источника дохода, который обеспечил бы девушке необходимое для замужества приданное: как правило таким источникам была служба в более богатых домах, либо работа в мастерских; замужество; материнство и вдовство, которое порой воспринималось, как освобождение.

Однако жизнь женщин, даже бедных, не всегда шла по этому заведенному распорядку. И здесь немалую роль могла сыграть внешность, всегда считавшаяся одним из главных секретов и орудий женщины, способным вознести ее высоко или погубить. Не случайно поэтому два следующих эссе посвящены именно этой теме.

С.Ф.Матью Грейко озаглавила свою работу "Тело, внешность и секс". Начав с самого простого - тела и принципов личной гигиены - и проследив, как менялись эти принципы на протяжении трех рассматриваемых столетий в разных слоях общества, исследовательница переходит к анализу существовавшего тогда идеала женской красоты и тем средствам, которые использовались, чтобы этого идеала достичь. Последняя часть эссе затрагивает еще одну из сторон жизни женщины, тесно связанную с первыми двумя - секс. Как показывает исследовательница, несмотря на то, что официально дозволенным считался только один вид сексуальных отношений - а именно, супружеские, - другие разновидности сексуальной жизни были тоже весьма распространены и общество относилось к ним более или менее терпимо. Основываясь на многочисленных источниках, автор эссе выстраивает своего рода "шкалу терпимости", где на первом месте - в качестве вполне позволительных - стоят сексуальные забавы молодых до свадьбы, а на последнем - измена жены мужу, и приводит обоснование такой "шкалы".

Эссе В.Наом-Грейп "Красивая женщина" анализирует с эстетико-социологических позиций само понятие женской красоты. Рассмотрев, как изменялись критерии красоты при переходе от Возрождения к Новому времени, автор показывает, что отношение к женской красоте на протяжении XVI- XVIII вв. было двойственным: она воспринималась и как свидетельство божественной благодати и как дьявольский соблазн. Самим же женщинам она давала возможность обратить на себя внимание и они сознательно пользовались этим. Далее все зависело от самой обладательницы опасного дара: красота (как и богатство, хотя не столь гарантированно) могла обеспечить девушке счастливую судьбу, но могла -особенно если девушка бедна и необразованна - привести ее на самое дно.

Вопрос о женском образовании становится главной темой следующего эссе - "Образование дочери", написанного М.Сонне. В раннее новое время, указывает автор, необходимость образования стала очевидна многим. В течение трех столетий с XVI по XVIII в. интеллектуальный уровень мужчин сильно повысился и в программе обучения мальчиков появились новые науки. Однако женское образование эти изменения затронули в меньшей степени. Автор останавливается на тех спорах, что велись по поводу обучения девочек в этот период, и различных подходах к обучению, сформулированных в результате этих споров. Однако, как показано в статье, теории во многом так и остались теориями. Рассматривая различные виды образования, доступные девочкам: домашнее обучение, монастырская школа, светская школа, начальная школа, анализируя программы и принципы обучения в каждом из этих учебных заведений, а также их доступность для выходцев из разных социальных слоев, автор демонстрирует, что ни одно из них не могло реализовать в полной мере даже ту ограниченную программу женского образования, которая была предложена педагогами и философами.

Последние два эссе раздела охватывают те сферы деятельности, которые также были доступны женщинам в XVI-XVШ вв. и позволяли им обрести некую независимость или, по крайней мере, выйти из круга чисто хозяйственных и семейных обязанностей - религия и политика.

Эссе Э.Шульц ван Кессел носит название "Девственницы и матери между небом и землей". Религиозная жизнь, отмечает автор, претерпела в рассматриваемый период значительные и трагические изменения, и женщины не оставались в стороне от них. В католической церкви возникают новые женские ордена, женщины-миссионеры отправляются с проповедью в Новый Свет, организуют госпитали и школы. Протестанты, отвергая целибат, отводят жене пастора роль его подруги и помощницы. В теологической и нравоучительной литературе возрождаются и поднима-

ются на щит образы раннехристианских девственниц. Однако, как указывает автор, и в том и в другом случае женщинам отводились вспомогательные роли, роли помощниц, действующих под руководством строгих судей и наставников, клириков-мужчин. Поэтому большую часть своего эссе автор отводит коллизиям, связанным с той формой религиозной деятельности, где женщины действовали и проявляли себя самостоятельно: девушкам и вдовам, а иногда и замужним женщинам, посвящавшим свою жизнь Богу, но остававшимся при этом в миру. Многие из них, прославившиеся благочестием и принявшие обеты воздержания и поста становились "святыми во плоти" и визионерами-мистиками. Обращаясь к многочисленным примерам, автор анализирует историю и последствия этого некогда широкого движения, образность женщин-мистиков, говоривших о небесном на языке земной любви, и прослеживает, как в результате мер, принятых Папой, это авторитетное во времена позднего Средневековья движение было сведено на нет.

Н.Земон Дэвис касается еще одной сферы, где присутствие женщин невозможно было замолчать: ее эссе озаглавлено "Женщины в политике". Начиная с самого верха - с образов трех королев Елизаветы Английской, Екатерины Медичи и Анны Английской, исследовательница шаг за шагом спускается по ступеням социальной лестницы. За рассказом о придворных - фаворитках и интриганках, следует анализ участия женщин в различных совещательных органах, а заключает эссе краткий обзор форм участия женщин в революциях и бунтах.

Между первым и вторым разделами книги помещен материал, стоящий несколько особняком. Его автор не историк, а художник. Ф.Борин подобрал специально для этой книги серию изображений - от популярных гравюр до произведений известных художников - представляющих Женщину в разнообразных ее обликах. Эти изображения, объединенные по темам, снабжены краткими комментариями.

Эссе Ж.-П.Дисо "Два лика литературы" обращает наше внимание на другой вид искусства: используя многочисленные примеры и цитаты, автор раскрывает перед читателями коллизию - женщина и литература. Если обратиться к литературным произведениям рассматриваемого периода, замечает автор, то оказывается, что женские образы, по сути, исключены из них, как реальные женщины были изгнаны на обочину реальной жизни. Для поэтов Женщина, а точнее некое весьма туманное и схематичное ее подобие, служила просто отправной точкой для описания собственных чувств и страданий. В нравоучительных брошюрах возникает образ некой "идеальной" женщины. В романах появляются иные, но также бесплотные образы "женщин мечты", помещенных в исключительные ситуации, являющиеся целиком плодом воображения автора романа.

Во всех этих случаях, замечает автор, перед нами некий мужской идеал -красоты, добропорядочности или необычности и привлекательности. Из этого воображаемого мира Дисо переносится в мир вполне реальный -воспоминаньям и письмам и анализирует, какими предстают женщины в изображении трех авторов - известного юриста Э.Паске (1529-1615), аристократки мадам де Совеньи (1626-1696) и английского писателя-мемуариста Дж.Босвелла (1740-1795). И наконец, в завершение эссе автор обращается к тому единственному языку, которым женщины, лишенные права голоса в литературе могли говорить о себе - к языку танца.

От этих последних страниц эссе Ж.-П.Дисо естественно перейти к теме следующей статьи, которую Э.А.Николсон посвящает театру. Анализируя основные женские образы, возникавшие на сцене - проститутка, сводня, неверная жена, вдова, беззащитная жертва ревности, благочестивая девица, автор показывает, как в течении рассматриваемого периода менялись и сами эти персонажи, и те роли, которые отводились им в спектаклях. Театр долгое время был местом, где находили свое воплощение всевозможные "запретные" виды взаимоотношений между полами, как чисто сексуальные - внебрачная любовь, супружеская измена, сводничество, так и нарушающие заведенный порядок - например, переодевание женщины в мужское платье или ее победа над мужчиной благодаря уму и хитрости. Подобного рода взаимоотношения и образы воспринимались и актерами и публикой с сочувствием и даже с симпатией. Отдельная часть эссе посвящена женщинам-актрисам и драматургам и их взаимодействию с обществом, где они оказывались в положении маргиналов.

Эссе "Пробный камень Просвещения" М.Крамп-Каснабет посвящено представлениям о женщине, бытовавшим у философов Эпохи Просвещения. Автор показывает, что несмотря на утверждение о равенства всех людей, философы приняли в качестве универсальной модели Человека взрослого свободного мужчину. Женщины, как они считали, обладают разумом более конкретным и в силу самой своей физиологии предназначены для вторых ролей. Анализируя воззрения Монтескье, Руссо, Канта, Гельвеция и Кондорсе, исследователь наглядно демонстрирует, что все они, несмотря на несхожесть их взглядов и прогрессивные идеи по тем или иным вопросам, так и оставались в определенной мере в плену характерных для их времени представлений о женщине.

Подробное изложение этих представлений дает следующее эссе -"Споры медиков и ученых" написанное Э. Берро-Сальвадор, в котором рассматриваются воззрения медиков и натурфилософов на природу женщины и ее предназначение. Начиная со времен Аристотеля, медики рассматривали женщину как "неполноценного мужчину" с недоразвитыми

мужскими органами, или с этими органами, обращенными во внутрь. Представители другой школы утверждали наличие у женщины особого органа - матки, определяющего полностью ее физиологию и психологию. Матка считалась ответственной за непостоянство женщины и "женскую болезнь" - истерию. Однако независимо от того, каких взглядов придерживался тот или иной ученый, женщина так или иначе воспринималась, как существо принципиально отличное от мужчины и самой природой предназначенная к зависимому и подчиненному положению.

З.Ю.Метлицкая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.