Научная статья на тему '99. 03. 048. Джарретт П. Иммиграция в США. Jarrett P. The United states immigration // OECD observer. P. , 1997/1998. N 209. -P. 31 33'

99. 03. 048. Джарретт П. Иммиграция в США. Jarrett P. The United states immigration // OECD observer. P. , 1997/1998. N 209. -P. 31 33 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИММИГРАЦИЯ США / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА -США / США ИММИГРАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 03. 048. Джарретт П. Иммиграция в США. Jarrett P. The United states immigration // OECD observer. P. , 1997/1998. N 209. -P. 31 33»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ

1999-3

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.2

МОСКВА 1999

тельной перспективе. Такая политика может не дать улучшения ситуации на рынке труда. Более обнадеживающим средством автор считает ужесточение процесса отбора иммигрантов. Однако в длительной перспективе и это средство недостаточно для сокращения безработицы.

В.Г.Былов

99.03.048. ДЖАРРЕТТ П. ИММИГРАЦИЯ В США.

JARRETT P. The United States immigration // OECD observer. - P.,

1997/1998. - N 209. -P. 31 - 33.

На протяжении многих лет, отмечает сотрудник ОЭСР, США являлись «землей обетованной» для эмигрантов всего земного шара. Иммиграция в США носила волнообразный характер и со времен первоначальной европейской колонизации вызывала смешанные чувства у уже обосновавшихся здесь поселенцев. Тем не менее со временем иммигранты успешно интегрировались. Различные экономические, политические и социальные институты американского общества были призваны создать вновь прибывшим оптимальные условия для проявления индивидуальных способностей. США сумели извлечь из иммиграции большую выгоду.

Сейчас в США насчитывается примерно 25 млн. иммигрантов. В их числе — легально допущенные иностранцы, нелегалы, студенты, временные работники и т.д.. Удельный вес иммигрантов в населении США приблизился к 10%, превысив уровень 1970 г. вдвое, но оставаясь ниже уровня 1910 г. (15%). По этому показателю США отстают от Австралии (22%) и Канады (16%). В прошлом США принимали по 1 млн. иммигрантов в год, а в настоящее время ежегодный поток снизился до 300 тыс. человек, что обеспечивает ежегодный прирост населения страны на 0,3% (или треть общего прироста населения США). По этому показателю США оказались на 9 месте среди 26 стран-членов ОЭСР. В условиях падения рождаемости среди коренных жителей страны увеличение населения за счет иммигрантов приобретает важное значение, хотя и не столь существенное, как в некоторых странах ОЭСР (Греция, Италия), которые полностью зависят от иммиграции как источника прироста своего населения.

Автор отмечает значительное изменение географии стран-доноров. В 1970 г. две трети иммигрантов прибывали из Канады и европейских стран, оседая в основном на Северо-Востоке и Среднем За-

151

99.03.048

паде. К 1990 г. их доля сократилась до 1/4, а ныне упала до 1/6. Одновременно возросла доля иммигрантов из Латинской Америки (особенно из Мексики) и Азии, которые концентрируются на Юге и Западе США ( в частности, в Калифорнии). В США уже прибыло более 7 млн. мексиканцев, что составляет почти 1/4 всех иностранцев в стране, 2% населения США и 7,5% населения Мексики (с.32).

По уровню профессионального мастерства и образования иммигранты из промышленно развитых и развивающихся стран существенно различаются. С уровнем образования менее 12 лет в США насчитывается 20% иммигрантов, а окончивших колледж среди иностранцев — 25%. Особенно заметен разрыв в уровне образования среди иммигрантов из Мексики. Недостаточное знание английского выталкивает иммигрантов с рынка рабочей силы. Уровень безработицы среди иммигрантов в среднем выше и постоянно растет.

Эволюция профессиональной структуры иммигрантов проявляется в сокращении доли высокооплачиваемых категорий (типа менеджеров и специалистов). С 1970 г. относительный уровень оплаты труда иммигрантов снизился, особенно выходцев из Латинской Америки, которые в среднем зарабатывают на 40% меньше коренного американца.

Автор отмечает неоднозначность оценок последствий иммиграции для экономики и общества США: их ассимиляция в реальной действительности оказывается более сложной и противоречивой, поскольку меняет институциональную и политическую основу Америки. Иммиграция в экономике страны дает небольшое увеличение стоимости факторов производства (на1-10 млрд. долл. в год) в экономике страны, однако дополнительные выгоды от использования квалифицированной рабочей силы могут быть весьма значительными. Есть свидетельства, что влияние иммиграции на оплату труда и занятость местных работников незначительно. В плане государственных финансов их влияние достаточно сложно: покрытие из федерального бюджета затрат на переселение иммигрантов не является фактором, способным создать серьезные финансовые проблемы, хотя и растет разрыв в затратах на социальное обеспечение приезжих и коренных жителей, так как в среднем иммигранты получают большую сумму пособий в сравнении с американцами. Автор отмечает растущие расходы местных органов власти на образование детей семей иммигрантов.

Считается, что через 40 лет эти расходы окупятся работой образованных детей иммигрантов.

Воздействие иммиграции также весьма существенно и в других сферах. Во-первых, она сильно влияет на демографические процессы. Если бы с 1950 г. не было положительного миграционного сальдо, то численность населения США оказалось бы к настоящему времени на 38 млн. человек (на 15%) меньшей. Без иммиграции население США к 2050 г. возросло бы всего на 44 млн., а с иммиграцией — на 124 млн. человек. При этом азиаты и испаноязычные будут обеспечивать значительную часть естественного прироста. Иммигранты будут влиять на медианный возраст населения страны, поскольку их медианный возраст ниже, чем у коренных жителей — всего 28 лет. Изменение иммиграционной политики может сказаться на коэффициенте иждивенчества, численности пожилого населения и финансовом обеспечении выходящего на пенсию поколения «бэби-бум».

Во-вторых, в ходе ассимиляции иммигрантов растет доля смешанных браков и сегрегация на бытовом уровне. Однако иммигранты вносят непропорционально большой вклад в науку, технический прогресс и искусство, что отражается в их высоком удельном весе среди лауреатов Нобелевской премии в США (почти четверть).

В-третьих, автор совершенно не согласен с утверждением о высокой преступности среди иммигрантов, поскольку их доля среди заключенных невелика.

Дебаты по вопросам иммиграционной политики в 90-е годы сосредоточились на вопросах о приемлемой для США численности легальной иммиграции, допустимом уровне государственных трасфер-тов и пособий иммигрантам, предотвращении нелегального въезда, сокращении срока действия неиммиграционных виз. Их результатом стало принятие законов о тестировании доходов лиц, приглашающих иностранцев в США в случае воссоединения семей; удлинении до пяти лет ответственности спонсоров за содержание новых иммигрантов; временных ограничениях по выплатам некоторых видов пособий и продовольственных купонов; удвоении численности пограничной стражи; ускорении процесса депортации. Однако не были приняты поправки, позволяющие штатам отказывать детям нелегальных иммигрантов в бесплатном государственном образовании, а также отменять привилегии детям от смешанных браков и взрослым детям натурализованных граждан США. Остаюгся нерешенными многие

153

99.03.049

другие проблемы, в том числе отбора иммигрантов и нелегальной иммиграции.

В.Г.Былов

99.03.049. ПАРАН А. НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ БУДУЩЕЕ ЛИЦ СТАРШЕ 50 ЛЕТ ВО ФРАНЦИИ.

PARANT A. L'avenir incertain des seniors // Futuribles. — P.,1998. — N 233.-P.65-72.

Французский демограф рассматривает положение лиц 50 лет и старше во Франции. В настоящее время эта категория жителей, называемых с некоторых пор "сеньорами", составляет во Франции почти треть населения. На них приходится почти 45% доходов и 50% имущества, находящегося в распоряжении отдельных семей. Паран указывает, что численность и удельный вес лиц старше 50 лет во всем населении Франции будет расти. Однако существует много сомнений относительно повышения их доходов в будущем.

Автор ссылается на исследования Л.Дирн и А.Мендра, которые первыми в начале 80-х годов пришли к выводу, что поколение, принадлежащее к третьему возрасту (от 60 лет и старше) станет в определенной степени двигателем французского общества. Они считают, что поколение третьего возраста составляет пятую часть населения Франции. В будущем его доля возрастет еще больше в связи с улучшением условий жизни и прогрессом медицины. 80-летний возраст станет порогом старости, четвертым возрастом. Доходы лиц 60 лет и старше, по большей части являющихся пенсионерами, в среднем будут хорошо обеспечены, что сделает "анахроничной" норму, зафиксированную в Гражданском кодексе, о содержании родителей за счет детей. В руках третьего поколения сосредоточено значительное имущество. Так как эта группа постоянно пополняется, то растет и ее роль в потреблении товаров и услуг. Отмечается усиление родственных связей между поколениями, которые хотя и, как правило, не проживают в одном доме или квартире, но живут рядом и часто общаются.

Последние 15 лет, указывает автор, подтвердили выводы Л.Дирна и А.Мендра. В настоящее время во Франции насчитывается 18 млн. человек в возрасте 50 лет и старше из 59 млн. человек против 16 млн. из 54 млн. в 1982 г. (с.67). Таким образом лица 50 лет и старше

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.