Научная статья на тему '99. 03. 017. Возраст совершеннолетия: протестантизм в современной Латинской Америке. Coming of age: Protestantism in contemporary Latin America/ ed. By Miller D. R. - lanham etc. : Univ.. Press of America, 1994. -XIX, 234 p'

99. 03. 017. Возраст совершеннолетия: протестантизм в современной Латинской Америке. Coming of age: Protestantism in contemporary Latin America/ ed. By Miller D. R. - lanham etc. : Univ.. Press of America, 1994. -XIX, 234 p Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
298
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЯТИДЕСЯТНИКИ СЕКТА - ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / ПРОТЕСТАНТИЗМ / ХРСТИАНСКИЕ МИССИИ - ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / ЦЕРКОВЬ - ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 03. 017. Возраст совершеннолетия: протестантизм в современной Латинской Америке. Coming of age: Protestantism in contemporary Latin America/ ed. By Miller D. R. - lanham etc. : Univ.. Press of America, 1994. -XIX, 234 p»

Страны Латинской Америки

99.03.017. ВОЗРАСТ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ: ПРОТЕСТАНТИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ.

COMING OF AGE: PROTESTANTISM IN CONTEMPORARY LATIN AMERICA/ Ed.by Miller D.R. - Lanham etc.: Univ.press of America, 1994.-XIX, 234 p.

В преддверии 2-тысячелетия христианства самое время взглянуть на путь, который оно проделало, подвести определенные итоги и попробовать заглянуть в будущее. Понятен интерес исследователей не только к глобальным аспектам христианства, но и к истории различных христианских конфессий, к вопросу о том, какое место занимает христианство в религиозной и общественной жизни различных регионов, причем поток литературы увеличивается по мере того, как приближается рубеж веков.

Предлагаемая вниманию читателей книга вышла в свет, бла-годаря финансовой поддержке Кальвинистского Центра христианских исследований (CCCS) уже довольно давно стала доступна для российского читателя. В ней собраны доклады, прочитанные в мае 1993 г. на конференции, тема которой была задана в нашумевшем исследовании Д.Столла "Становится ли Латинская Америка протестантской?" (1990). Докладчики подвели определенный итог дискуссии о протестантизме в Латинской Америке, которая активно велась в академических и церковных кругах в течение ряда лет. Авторами статей являются представители как католичества и протестантизма, так и научного сообщества. Сборник, состоящий из вступления и 8 глав, имеет три раздела: "Объяснения роста протестантизма", "Социальные и политические последствия роста протестантизма в Латинской Америке", "Точки зрения протестантов и католиков".

Еще несколько десятилетий назад католицизм был одним из четырех-пяти институтов, которые определяли облик Латинской Америки. Но за последнее время, констатирует во вступлении редактор издания Д.Р. Миллер, когда латиноамериканское общество переживает глубокую трансформацию, в религиозной сфере произошли глубокие изменения. Речь идет не только о "теологии освобождения" и "народной церкви" в католицизме, но и о стремительном росте протестантизма. В том, что протестантизм уже стал неотъемлемой частью религиозной жизни в регионе, сходятся мнения большинства исследователей. Существует консенсус и по ряду других вопросов: 1) протестантское движение в Латинской Америке во многом независимо от североамериканского миссио-нерского контроля; 2) пятидесятники

являются самыми многочисленными представителями протестантизма в Латинской Америке;3) нельзя однозначно относить протестантов к правому политическому лагерю и равным образом неправомерно упрекать их в безразличии к социальных вопросам. Собранные в этой книге материалы со всей очевидностью свидетельствуют, что опыт латиноамериканского протестантизма весьма многообразен и таит множество неожиданностей.

Автор первой главы "Перспективы и нестабильность латиноамериканского протестантизма", баптист С.Эскобар (Перу), отмечает, что в 60-е годы религиозная карта Латинской Америки значительно преобразилась в связи с быстрым количественным ростом протестантизма, хотя он и вызывает неоднозначные оценки. Крупные церкви пятидесятников нередко воспроизводят авторитарные методы руководства, характерные для иберийской корпоративной традиции. Так называемые "исторические" протестантские церкви также зависимы от профессионального духовенства, как и господствующий в регионе католицизм. Тем не менее успехи латиноамериканского протестантизма позволяют вести речь о новой фазе протестантизма - его переход из средиземноморского и европейского анклава на глобальную арену.

Говоря о латиноамериканском протестантизме, предпочтительней употреблять понятие "протестантское движение", в которое входят следующие направления, согласно типологии автора: 1) "принесенный протестантизм" - англиканцы, лютеране, меннониты; 2) "миссионерский протестантизм" как результат деятельности миссионеров (методисты, пресвитерианцы, баптисты); 3) "протестантизм пятидесятников" как результат двух движений - церкви пятидесятников, которые с самого начала посылали миссионеров за рубеж, и непосредственно появившиеся в Латинской Америке Методистская церковь пятидесятников в Чили, "Бразилия для Христа" и др. В последнее время появилось много независимых харизматических церквей, которые трудно вместить в рамки данной типологии, в них входят представители средних и высших слоев. Они связаны с группами в США и их стиль и идеология повторяют модели американской телевизионной субкультуры.

Социальная деятельность протестантов была признана задолго до того, как они стали заметны на латиноамериканском политическом горизонте. Уже в первой половине XX в. протестанты играли значительную роль в Бразилии, Перу, в Мексиканской революции. Их религиозная и политическая активность привела к важным конституционным изменениям, которые обеспечили религиозную свободу и более плюралистическое общество в некоторых странах. К 1940-м годам протестантизм значительно вырос и укоренился, из лона

церквей вышло поколение выдающихся лидеров и протестантизм в Латинской Америке перестал быть иностранным явлением. В 90-х годах XX в. тенденция участия в политической жизни усилилась. Протестант Х.С.Элиас стал президентом Гватемалы, баптист К.Гарсиа был избран вице-президентом Перу, Х.О.Уртадо, протестантский теолог, был избран в Конституционную ассамблею Колумбии. Значительно возросли уровень участия протестантов во всеобщих выборах и их влияние на избирателей в условиях, когда массы потеряли доверие к традиционным партиям. Протестантизм, делает предположение С.Эскобар, вполне мог бы предстать в качестве политической альтернативы в период перехода и идеологической неразберихи, который царит сегодня в Латинской Америке.

Протестанты региона сгруппировались вокруг двух движений: Экуменического, связанного с усилиями Совета мировых церквей (Женева), и Евангелического, охватывающего большинство протестантских церквей, включая самую представительную в Латинской Америке - пятидесятников. За последние годы возросла поляризация между этими двумя направлениями: из-за различий в подходе к миссионерству и в отношении к католической церкви, а также из-за различий в политических взглядах - экуменисты открыто идентифицируют себя с "теологией освобождения" и социализмом, а евангелисты придерживаются консервативных взглядов и нередко поддерживают военные режимы. Многие протестанты сожалеют о поляризации и дистанцируются от обоих направлений, следуя за Латиноамериканским теологическим товариществом и Лозанским движением (с. 10).

С.Эскобар предлагает основные точки зрения на причины роста протестантизма в Латинской Америке: протестантизм как часть подрывной деятельности ЦРУ и империализма в Латинской Америки или часть иностранного заговора против католической церкви и иберийской идентичности; протестантизм как следствие модернизации; развитие протестантизма в интересах либеральных политических элит (Хосе Мигес Бонино); пятидесятники представляют собой в Латинской Америке "добровольную религиоз-ность, которая сопровождает стадию индустриализации и/или урбанизации" (Д.Мартин); протестантизм как новая форма социальной организации и "механизм выживания" во времена серьезного социального кризиса (Д.Столл) (с.20-24).

Первый раздел открывает очерк Д.А.Смидла (Чикагский ун-т) 'Тендерные отношения и социальные изменения в латиноамериканской протестантской церкви". Женщины количественно преобладают в протестантской церкви в Латинской Америке (впрочем, также, как и в

католической), и автора интересует, в чем состоит "привлекательность" протестантизма для женщин Латинской Америки, как соотносится консервативный, зачастую патриархальный характер протестантизма с борьбой женщин за свои права, которую с неизбежностью диктует модернизация (с. 39).

Д.А.Смидл делит исследование на три части. В первой он обращается к понятию авторитета и власти в гендерных отношениях и применяет его к латиноамериканскому обществу прошлого и настоящего. Гендерные отношения менялись по мере проведения социальных и экономических преобразований в регионе и эти изменения серьезно затронули женскую часть населения. Теперь от женщин требуется большая самостоятельность, но такая степень самостоятельности не имеет легитимности в господствующей культуре. Более остро стоят проблемы, связанные с мачизмом.

Д.А.Смидл опирается на классическую трактовку теологом Э.Троелтшом "двойственной этики" христианства, который утверждал, что христианская вера содержит одновременно и консервативные, и революционные элементы. Латиноамериканский протестантизм представляет собой отход от традиционного католицизма в сторону "революционного полюса", хотя и не в самой радикальной форме. Как сказывается переход к протестантизму в домашней сфере, сексуальных отношениях, в церковной жизни, как протестантская теология и различные формы деятельности протестантов могут смягчить проблемы, связанные с изменением гендерных отношений, Д.Смидл прослеживает во второй части.

В третьей части сравнивается долговременное воздействие протестантизма на гендерные отношения в современной Латинской Америке и в XIX в. в Соединенных Штатах. Там возросло участие женщин в общественной жизни и вылилось в подъем движения женщин за свои права в конце столетия. Но автор против механического перенесения результатов, характерных для США, в Латинскую Америку. Женщины-протестантки, в отличие от американок прошлого века, в своем большинстве принадлежат к маргинальным слоям общества, поглощены борьбой за выживание, практически лишены свободного времени и возможности оказывать влияние на основные институты общества.

Профессор К.Дж.Шульце (Кальвинистский колледж, США) в главе "Устная традиция и власть в латиноамериканском протестантизме" выясняет причину огромной популярности пятидесятников в Латинской Америке, которые составляют около 75% протестантов, исследуя проблему в рамках культурологии.

Устная и письменная культуры играют важную роль в религии. Так, католицизм и протестантизм появились при совершенно различных культурных условиях и поддерживались совершенно различными средствами. Католическая церковь в огромной степени зависела от письменной коммуникации. Письменность приводит к рационализации и бюрократизации веры, к созданию религиозных организаций, обладающих авторитетными документами. Католическая церковь создала громадную бюрократию, распространившуюся от Рима по всему миру, его устная "литургия" была основана на письменном языке. Кальвинизм и анабаптизм, хотя и появились примерно в один и тот же период, по-разному расставляли акценты на письменной и устной культуре и коммуникации.

Латиноамериканское движение пятидесятников использует устную коммуникацию, тесно связанную с местной устной традицией и с насущными нуждами городской бедноты. Это и предопределяет выбор беднейших слоев Латинской Америки, которые в своей массе неграмотны, в их пользу.

Далее автор рассматривает возможную судьбу пятидесятников. Первый путь - как только станет преобладать письменная коммуникация над устной, так движение начнет клониться к упадку, церковь пятидесятников превратится в рационализированную, бюрократическую организацию, в "легитимного" игрока на официальном поле. Подобное развитие событий можно видеть на примере харизматических церквей в г.Гватемала. Возможно и дальнейшее преобладание устной коммуникации, что приведет к еще большему отрыву от других христианских течений, к личным культам, к обыгрыванию веры как временного ухода от действительности. Но наиболее вероятен третий сценарий - у движения пятидесятников в Латинской Америке будут проявляться противоречивые религиозные тенденции, обусловленные классовой принадлежностью. Пятидесятники, выходцы из сельской и городской бедноты, без письменной коммуникации никогда не достигнут достаточного уровня организованности, необходимого для проведения структурных социальных изменений. Некоторые из пятидесятников войдут в средний класс, смогут завоевать прочное положение в промышленности и власти, но не станут оглядываться на свое прошлое.

Э.А.Вильсон, директор Центра культурных и лингвистиче-ских исследований в Сан-Хосе (Коста-Рика) считает, что пятидесятники представляют собой действительно народное движение, обладающее огромным потенциалом и способное изменить будущее Латинской Америки не только в области религии, но и в других сферах жизни. В главе "Движущие силы латиноамериканских пятидесятников" она

подчеркивает, что именно пятидесятники в Латинской Америке смогли завоевать ту социально незащищенную часть населения, которая наиболее пострадала от перемен в экономике, миграции в город, социального неравенства.

К 90-м годам число протестантов достигло 25 млн. человек, удваиваясь каждое десятилетие с 50-х годов. Мнение, что протестантские церкви управлялись и финансировались из-за рубежа и потому столь быстро росли, ныне не пользуется популярностью. Хотя США и Европа действительно вложили значительные средства в миссионерскую деятельность в регионе, нет сомнений, что рост числа протестантов был обусловлен местными причинами. Протестантизм уже не рассматривается как религиозное движение, стремящееся уйти от действительности и не ставящее перед собой социальных задач. Протестанты защищают социальные нужды людей, укрепляя нравственность и создавая ассоциации взаимопомощи, поддерживая образование и другие социальные службы. Тезис о том, что латиноамериканский протестантизм вооружает простых людей для эффективного участия в современной жизни, уже не требует доказательств.

Обращаясь к вопросу о движущих силах протестантизма, автор считает протестантов приверженцами обновления, в определенном смысле радикалами, которые подвергают сомнению существующую социальную систему. В латиноамериканском обществе, где возможность осуществления социальной альтернативы крайне невелика, сторонники изменений направляют свою творческую энергию на альтернативное господствующему в Латинской Америке католицизму религиозное движение.

Внутренняя структура латиноамериканских протестантских групп помогает объяснить их успехи. Протестанты создают добровольные ассоциации, которые воспроизодят некоторые основополагающие черты традиционной социальной организации, где поддерживается инициатива, укрепляются религиозные ценности и верования, создаются условия для личного роста, приобретения навыков, которые можно применять и вне церковного сообщества. Религиозная мотивация и высокая дисциплинированность способствуют их высокой эффективности.

Успех пятидесятников во многом обусловлен "духовными" стимулами. Пребывание в общине накладывает определенные ограничения на поведение индивидуума, требуют от него альтруизма, честности, доброй воли и жертвенности ради общего блага. В конечном счете, подчеркивает автор, дальнейший рост влияния протестантизма в Латинской Америке во многом зависит от его духовной "чувствительности".

Второй раздел "Социальное и политическое значение развития протестантизма в Латинской Америке" открывает глава "Протестанты и

социальные изменения в Латинской Америке: противоположные взгляды", написанная Г.Куком, методистом, в течение многих лет преподававшего теологию в латиноамериканских семи-нариях. Он не может согласиться с распространенной точкой зрения, что протестанты принадлежат к правой части политического спектра, считая ее упрощенной.

Американский исследователь Д.Столл, исследуя причины успехов протестантизма в Латинской Америке, полагает что они стали следствием растущего консерватизма Рима. Католическая церковь, избрав новую стратегию "Lumen 2000", "новую евангели-зацию" Латинской Америки, признала тем самым, что ее монопо-лия в Латинской Америке в значительной мере утрачена (с. 121). Теперь протестанты наряду с католиками несут ответственность за будущее своих наций,

Стремительный рост числа протестантов приводит к понижению их социального статуса, так как основной приток идет из неимущих слоев населения. Если раньше среди протестантов было большое число высококвалифицированных специалистов и их достаточно высокий социальный статус заставлял их занимать консервативные политические позиции, то по мере того, как число протестантов-бедняков увеличивается, все более вероятным стано-вится их радикализация. В какой-то мере, утверждает автор, они проходят тот же путь, что и католики с 50-х годов.

Автор разделяет протестантов в Латинской Америке на относительно малочисленных "прогрессивных" и более многочисленных "консервативных". В число первых входят протестантские экуменисты, занимающие элитарную позицию, они мало опираются на своих прихожан. Менее элитарный и более социальный тип "прогрессивного" протестантизма появился в Центральной Америке в конце 70-х годов. Чрезвычайные обстоятельства, репрессии и насилие заставили протестантов проявить солидарность с католиками и совместно выступить против нарушения прав человека в Гватемале, Сальвадоре и Никарагуа.

Большинство латиноамериканских протестантов консервативны в теологическом аспекте и индивидуалистичны в социальном плане. Им свойственна пассивная духовность, они верят, что общество можно изменить, если изменить свою духовную сущность. Они традиционно избегали политических противоречий, но в последнее время появляются все новые и новые свидетельства их вовлечения в политику. Так, в октябре 1991 г. 60 протестантов - политиков, теологов, ученых, представляющих весь политический спектр, - организовали Союз Протестантских политиков в Аргентине, "консервативные" протестанты создали партии в Боливии, Сальвадоре, Чили и Панаме.

В заключение Г. Кук отмечает, что пока еще латиноамериканские протестанты сохраняют авторитет в обществе и могут оказывать на него благоприятное влияние. Их растущая политическая сила - не только следствие их численного роста. Они завоевывают голоса, потому что защищают традиционные протестантские ценности - честность, умеренность и веру. Но практическая деятельность протестантских общин в области образования, здравоохра-нения, социальных служб, полагает автор, значительно важнее в долгосрочной перспективе, чем их политическая деятельность. Протестанты не должны противиться изменениям, а должны быть готовыми принять вызов времени (с. 138).

Роли протестантизма в Гватемале с 1891 г. по настоящее время посвящена шестая глава "Протестантизм, государство и общество в Гватемале", написанная Т.Дж.Стейгенга (ун-т Северной Каролины). Он считает, что пример Гватемалы может помочь прояснить роль протестантизма в отношениях между государством и обществом.

В первой части работы автор утверждает, что либеральные правительства Гватемалы (1871-1920) поддерживали протестантизм как способ достижения автономии от католической церкви. "Внедрение" протестантизма в автономные сельские районы Гватемалы создавало конфликты, подрывало традиционную систему политической и религиозной власти в деревне. При правительстве К.К.Армаса связи между протестантской церковью и правительством были прерваны. С 1955 по 1989 гг. число протестантов возросло с 5 до более чем 20% населения - это самый большой процент протестантов в Латинской Америке. Поворот к протестантизму в среде гватемальских крестьян нельзя объяснить только рациональным выбором, но нельзя объяснить и только моральными причинами. Скорее всего сыграли свою роль оба этих фактора - и поиск политической и экономической безопасности, и значительный сдвиг в системе ценностей.

В 70-е - 80-е годы протестантская церковь в Гватемале была союзницей репрессивных военных режимов генерала Л. Гарсиа и Р. Монтта. Она была использована авторитарным государством как средство достижения социального контроля над населением, оппозиционным правительству. Падение Р.Монтта в 1983 г. показало пределы влияния протестантизма в гватемальской политике.

В заключении автор отмечает, что протестантская церковь в Гватемале значительно упрочила свое влияние, так как предоставила для сельской бедноты и новые экономические возможности, и новую систему ценностей. Пример Гватемалы еще раз доказывает, что протестантизм в Латинской Америке необязательно занимает консервативные позиции или остается аполитичным. Политическая ориентация зависит как от

типа вероисповеданий и религиозных верований (пресвитерианцы и методисты более политически активны и менее политически консервативны, чем пятидесятники), так и от политической ситуации. В неблагоприятных политических условиях протестанты стремятся уйти от политической деятельности, как показывает опыт Гватемалы, а в условиях демократического правления в Чили протестантская церковь становится одним из основных рычагов политической мобилизации. Политические последствия роста протестантизма в Латинской Америке, выражает уверенность Т.Стейгенга, будут столь же разнообразными, сколь различна политическая обстановка, в которой приходится существовать протестантским общинам в Латинской Америке (с.168).

Последние две главы входят в раздел "Точки зрения протестантов и католиков" и затрагивают взаимоотношения протестантов с католиками. Р.Гринуэй, профессор всемирной миссиологии (Кальвинистский теологический семинар, США) в главе седьмой "Миссионерская деятельность протестантов в Латинской Америке" напоминает о длительной борьбе протестантизма в Латинской Америке за признание и о сохранении чувства разочарования протестантов по поводу обструкционистской роли, которую сыграла католическая церковь в прошлом.

Протестантская миссионерская деятельность зародилась в начале XIX в. и велась в странах, которые более трех веков контролировались двумя великими католическими державами. В отличие от Европы, где реформация распространилась спонтанно и поддерживалась внутренними ресурсами, в Латинской Америке протестанты появились из-за рубежа и в течение многих лет зависели от внешней помощи. Автор делит миссионерскую деятельность в Латинской Америке на 7 этапов, каждый из которых определялся своей собственной стратегией, и дает характеристику каждому из этапов: распространение и перевод Библии, миссии к индейцам, иммиграция протестантов, главные протестантские церкви, миссии веры, церковь пятидесятников, электронные средства информации (с. 177). Интересно его замечание о том, что протестантской миссионерской деятельности по большому счету не удалось привить латиноамериканским протестантам чувство причастности к истории протестантской церкви и осознание важности ее единства. В Латинскую Америку миссионерами были занесены различные протестантские секты и церкви, которые укоренились на местной почве, некоторые направления возникли вследствие деятельности отдельных миссионеров. Поэтому автор утверждает, что латиноамериканский протестантизм несет в себе и силу, и слабость своего миссионерского происхождения.

Говоря о церкви пятидесятников, Р.Гринуэй проводит различие между движением пятидесятников, принесенного миссионерами, и автохтонные церкви пятидесятников, выросшие на местах, у которых практически нет связей за рубежом и которые появились почти везде и примерно в одно время. Оба направления -традиционные пятидесятники и неопятидесятники - быстро растут и приводится ряд причин такого роста. Ныне около 75% латиноамериканских протестантов являются пятидесятниками. Их влияние на латиноамериканское общество в целом и на латиноамериканское христианство огромно.

Электронные средства массовой информации стали одним из факторов стремительного роста протестантизма в Латинской Америке. Американские миссионеры первыми стали использовать радио и телевидение в Латинской Америке для проповедей, но ныне большим успехом пользуются местные передачи.

Основная цель миссионерской деятельности протестантов в Латинской Америке уже достигнута. Хотя этот регион по-прежнему является католическим, но протестанты прочно утвердились, имея 5 млн. прихожан, растущее число церквей и национальных руководителей. Некоторые страны сами стали заниматься миссионерской деятельностью за рубежом - например, Бразилия, Гватемала, Коста-Рика и Мексика самостоятельно посылают своих миссионеров в труднодоступные части региона и на другие континенты. И это важный показатель того, что в Латинской Америке протестантизм прочно укоренился, прошел полный цикл развития и теперь вносит свежую струю в христианство.

Но есть факты, которые вызывают беспокойство, как, например, возвращение к католичеству (с. 199). Еще более опасным является возрождение доколумбовых индейских верований, которые в последнее время привлекают много последователей, в том числе и из среды протестантов. Р.Гринуэй не исключает, что в скором времени эти тенденции могут привести к стагнации и даже к упадку протестантизма.

В заключительной главе "Протестанты и католики: соперники или братья?" Эдвард Клери обращается к малоизвестной истории диалога между католиками протестантами. Подсчеты роста числа протестантов часто идут рука об руку с утверждениями об упадке католицизма в Латинской Америке; в то же время сторонники теории модернизации предсказывают постепенное уменьшение числа верующих христиан. Однако в Латинской Америке сейчас наблюдается подлинное религиозное возрождение. Большинство населения региона является верующим: наряду с ростом протестантизма наблюдается и процветание афроамериканских и индейских религиозных верований, католическая церковь также увеличивает ряды своих сторонников (с.206). Как ответ на

массированное социальное давление, которые лишает людей их прежних семейных и религиозных связей, возникают новые отношения, новая, заменяющая прежнюю, семья, новые религиозные узы, происходит реорганизация религий.

Касаясь отношений, которые сложились между католиками и протестантами, автор отмечает застарелую агрессивность, нетерпимость и даже враждебность по отношению друг к другу. Но в 70-80-е годы наметился диалог и были проведены совместные выступления по вопросам защиты прав человека и мира в регионе и борьбы с диктатурой. Протестанты и католики вместе обучаются на некоторых семинарах, сотрудничают в библейских журналах, участвуют в теологических встречах, готовят совместные публикации по истории церкви. В особенности сильна эта тенденция в Карибском совете церквей.

Что касается диалога между пятидесятниками и католиками, который длится уже 20 лет, то он был начат по инициативе Комиссии по Христианскому единству в Ватикане и представляет собой открытый диалог с традиционным движением пятидесятников, оставляя вне рамок неопятидесятников. Автор показывает, что подобный диалог между католиками, обучавшимися в академиях и поднаторевших в интеллектуальных дискуссиях, и пятидесятниками с их устной традицией и нарративной теологией, не может происходить на равных, хотя он помог все же достичь определенного взаимопонимания.

Одним из важных последствий этого диалога стало перенимание католиками методов пятидесятников по евангелизации на теологическом и практическом уровнях, хотя в целом латиноамериканские высшие католические чины проявляют удивительную близорукость в отношении пятидесятников, которую можно объяснить более высоким образовательным уровнем католических священников.

Отмечая, что католикам за последнее время удается вернуть часть своих приверженцев, Э.Клери не сомневается, что корни протестантизма в Латинской Америке остаются. Поэтому для блага народов Латинской Америки диалог между католиками и протестантами необходимо продолжить.

М.Н. Смелова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.