АРХЕОЛОГИЯ
99.02.017. МАРКОВИН В .И. ДОЛЬМЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ ПРИКУБАНЬЯ И ПРИЧЕРНОМОРЬЯ /РАН. Ин-т археологии. - М., 1997. - 404 с.
Монография представляет собой публикацию свода мегалитических памятников Прикубанья и Северо-Восточного Причерноморья -дольменов, исследованных автором в 1967-1975 гг. В работе дается подробное описание древних построек, снабженное обмерными чертежами, рисунками и фотографиями, а также описание сопутствующего археологического материала, что делает это издание ценным источником для дальнейшей работы по изучению культуры дольменов. Рассматриваются также дискуссионные вопросы о времени возникновения и возможных создателях дольменной культуры Кавказа, ее месте среди других мегалитических культур древности, известных на Атлантическом побережье Европы, в Северной Африке и в ряде других регионов Средиземноморья.
Глава 1 представляет собой очерк истории изучения кавказских мегалитов, начиная с момента открытия П.С.Палласом в 1794г. первых сооружений подобного рода у местечка Чакрак-Кой на Таманском п-ове. Рассматриваются взгляды различных исследователей на проблемы происхождения дольменов, последовательности их распространения по Западному Кавказу, выделения локальных групп, типологии и хронологии памятников, их этнокультурной идентификации.
В главе 2 приводятся общие сведения о дольменах Западного Кавказа. В типологическом плане выделяются четыре их разновидности: (1) плиточные дольмены, четыре стены и перекрытия которых представляют собой целые каменные плиты; (2) составные дольмены, имеющие стены, сложенные из более мелких плит, каменных блоков или даже булыжных камней; (3) корытообразные дольмены, выбитые в целом камне и перекрытые съемными плитами, и, наконец, (4) дольмены - монолиты, выбитые вместе с перекрытием в одном камне (скале). Из всего числа известных дольменных построек примерно 92% приходится на сооружения первого типа, в котором, в свою очередь, выделяется несколько вариантов памятников (с.42).
Главы 3-8 содержат сведения о дольменах по отдельным регионам Западного Кавказа: бассейн р.Кизинка; местонахождение дольменов "Богатырская дорога" у станицы Новосвободной; бассейн р.Белой; район Новороссийска и Геленджика; район Туапсе и район Сочи.
В главе 9 подводятся некоторые итоги изучения культуры дольменов. В настоящее время, отмечает автор, есть основания считать, что ис-
ходными пунктами распространения мегалитических культур, по-видимому, являются Пиренейский п-ов и Бретань, где древность мегалитов восходит к У-1У тыс. до н.э. Велика также вероятность связи их с культурой басков, некогда занимавших, как полагают, весь Европейский континент, и близких в лингвистическом отношении коренным кавказским народам. Все это, пишет автор, позволяет сделать предположение о миграционном происхождении культуры дольменов на Западном Кавказе. Причем речь может идти именно о морской миграции. Появление пришельцев - строителей дольменов на территории, занятой причерно-морско-кубанским населением позднего (новосвободненского) этапа майкопской культуры, привело к частичному вытеснению аборигенов с их земель. Об этом свидетельствует тот факт, что керамика майкопского (новосвободненского) типа и сочетающая майкопские (новосвободнен-ские) черты с дольменными встречается лишь в наиболее ранних памятниках дольменной культуры (с.395-396). Их появление следует датировать приблизительно 2700 г. до н.э. Эпоха расцвета культуры дольменов приходится на конец III - первую половину II тыс. до н.э., а поздний ее этап - на середину II тыс. до н.э. Около 1400 г. до н.э. строительство новых дольменов прекращается сначала на территории Абхазии, а затем в Прикубанье. Однако и в дальнейшем они продолжают использоваться для вторичных захоронений вплоть до позднего средневековья (с.398-399).
А.Е.Медовичев