россиашмсьАКАДЗДиянАУк
институт научной информации
по общественным наукам
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
реферативный журнал серия 5
ИСТОРИЯ
4
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.5
рефераты 98.04.001 -98.04.033
москва 1998
сновидения, материальные образы (акварели, автопортреты, гравюры), а так же сам человек "Сотворенный по образу Бога"
Вторая вершина треугольника занята обществом Здесь после 1500 г происходят значительные изменения В 1525 г протестантская реформа празднует победу в Нюрнберге В это же время Дюрер без всякого заказа пишет своих четырех апостолов для магистрата города Тем самым возлагая в дальнейшем всю ответственность на самих приверженцев веры, так как Церковь и священники бывшие ранее мощным оплотом благочестия изгнаны из города
И наконец, третья вершина, как уже отмечалось, занята самим субъектом В это время художник сам начинает утверждать автономность субъекта, осознает овладение своими способностями, вплоть до слияния собственного образа с образом Создателя Именно Дюрер, по мнению Шмита, совершает символический шаг, который можно понимать как акт рождения художника-творца в западной культуре В известном "христоморфном" автопортрете 1500 года Дюрер стремится воплотить образ Бога в человеке, образными средствами он дает ответ на центральный вопрос христианской антропологии, который никогда не переставал волновать сознание средневекового человека
ОФ. Шуб
98 04 005 ОБЕРМАН X А КОЛЛИЗИЯ РЕФОРМАЦИИ
OBERMAN Н A The Impact of the Reforinamon - Edinburgh T & T Clark,
1994 - 262 p
В книге Хейко А Обермана собраны эссе, написанные им в 1984-1994 г г и посвященные Реформации Как указывает сам автор в предисловии, сборник во многом является итоговым, ибо он представляет результаты работы не только этого последнего десятилетия, но и гораздо более ранних научных поисков Обратившись в конце 50-х годов к изучению Реформации, Хейко А Оберман в первых своих исследованиях пользовался методологией истории идей Такой подход хотя и был достаточно продуктив-
ным, имел и свои недостатки "вместо живых людей из плоти и ктэови возникали некие эфемерные идеи, пребывающие вне времени и пространства" (стр 1х) Стремясь преодолеть эту "эфемерность", ученый взял на вооружение методы социальной истории, но и они его не удовлетворяли, поскольку социальная история рассматривала идеи исключительно как порождение или воплощение неких материальных условий, что было, с точки зрения Хейко А. Обермана, чрезмерным упрощением.
Поняв ограниченность того и другого взгляда, Хейко А Оберман направил свои усилия на то, чтобы выработать принципиально новый подход к проблеме, который позволил бы перебросить мост через пропасть, разделяющую историю идей и социальную историю В основе его лежит убеждение, что "условия жизни (экономические, географические, социальные и др.) становятся историческими факторами, формирующими общественный менталитет, только после того, как они находят свое выражение в трудах интеллектуальных лидеров" (с X) Поэтому при рассмотрении того или иного явления следует иметь в виду три обязательных составляющих условия — программа — последствия, — ибо только такой взгляд позволит постичь во всей полноте и идеи интеллектуальной элиты, и устремления широких слоев общества, взаимное их влияние.
Помещенные в сборнике эссе, многие из которых созданы в полемике с расхожими взглядами на события Реформации, на ее истоки и последствия и на отдельных ее лидеров, демонстрируют применение выработанной методологии к конкретным проблемам Эссе объединены в четыре раздела в соответствии с их тематикой "Истоки", "Коллизия Лютера", "Рост антисемитизма", "Проблемы и перспективы"
Тема первого раздела — взаимосвязь идей и дискуссий эпохи Реформации с позднесредневековой схоластикой Хотя сами деятели Реформации резко противопоставляли себя всем схоластическим школам и учениям, а многие современные ученые рассматривают позднее средневековье как некое лишенное самостоятель-
ного значения межвременье, разделяющее высокое средневековье и Реформацию, Оберману картина видится иначе Схоластика XIV-XV вв , по его мнению, представляет собой вполне оригинальное и самостоятельное явление, само по себе достойное изучения И лишь зная достаточно глубоко терминологию и содержание схоластических дискуссий XIV-XV веков, можно понять во всей полноте труды лидеров Реформации, равно как и постичь суть разногласий, расколовших их ряды
В первом эссе ученый обращается к анализу важнейших течений средневековой схоластики — via antiqua и vía moderna (терминисты и номиналисты) и влияния, которое они оказали на воззрения двух лидеров Реформации — Лютера и Цвингли Крайне важно заметить, считает автор, что Мартин Лютер учился философии в Эрфурте, одном из центров vía moderna, в то время как на Цвингли скорее оказала влияние via antiqua
Остановившись на полемике этих двух школ по поводу всемогущества Бога, автор прослеживает ее связь с дискуссией о евхаристии 1530 г, расколовшей ряды Реформации вопреки всем политическим целям и нуждам, требовавшим единения
Еще два эссе первого раздела посвящены взаимоотношениям Мартина Лютера и Иоанна фон Стаупица, викария августинцев, профессора теологии университета в Виттенберге, в 1512 г, сделавшего Лютера своим преемником на этом посту
Исходным пунктом для своего исследования автор берет фразу из последнего письма Стаупица к Лютеру от 1 апреля 1524г "Я был одним из тех, кто стал предтечей благой вести, и до сих пор, как всегда, я ненавижу Вавилонское Пленение" (с 27) Стаупиц здесь называет себя "предтечей" благой вести (т е предтечей Реформации), и это, с точки зрения историка, полностью опровергает утверждения, что Стаупиц не принимал и не понимал Реформации С другой стороны, это никоим образом не означает, что Стаупиц отождествлял свои взгляды и цели с идеями и целями Лютера - такое отождествление столь же неуместно, как отождествление Иоанна Предтечи с Иисусом Христом Лютера и Стаупи-
ца связывала тесная дружба (и Оберман подтверждает это красноречивыми цитатами из их писем), однако Стаупиц, понимая и во многом принимая воззрения своего бывшего ученика и оказывая ему по возможности помощь, оставался, тем не менее, на своих позициях
Говоря в 1524 г о своей ненависти к "вавилонскому пленению", Стаупиц знал, как поймет эти слова его бывший ученик -еще в 1519 г Лютер определил ими претензии Папы на то, чтобы быть единственным авторитетом в трактовке Священного Писания Для Лютера "вавилонское пленение" означает конец времен и пришествие антихриста Сам Стаупиц, однако, критикуя Папу и его претензии на единовластие в трактовке Священного Писания и таинств, был очень далек от того, чтобы отвергать власть Папы полностью или объявлять его антихристом Ключ к его воззрениям Оберман находит в его "Tubengen Sermons" 1498 г , главной темой которых была misericordia Dei, Божественная Милость Божественная Милость, по Стаупицу, заключается именно в том, что Он заставляет своих верных и стойких слуг проходить через множество искушений, и дьяволу позволено искушать, но не победить Рисуя мрачную картину того, что вполне уместно назвать "вавилонским пленением" Церкви совращение многих высших духовных пастырей, которые грешат открыто и безнаказанно, смущая сердца простецов и преследуя праведных — Стаупиц настаивает на том, что верным христианам следует воздержаться от разоблачений — дабы не вносить еще больший разлад в простые д\ ши им остается лишь оплакивать смятение в Церкви и слушать Слово Божие, ибо оно есть истина, даже когда его произносят уста развращенных прелатов Право же карать самых великих грешников Бог оставляет за собой
Именно эти основные идеи, которым он хранил верность до конца жизни, по мнению Обермана, проливают свет на взаимоотношения Стаупица с Лютером и Реформацией в целом
Два эссе второго раздела книги "Коллизия Лютера" содержат анализ различных трактовок фигуры Мартина Лютера в контексте
истории Реформации Первое эссе "Те1^е1зс)геск Эсхатология и скотология "позднего" Лютера" рассматривает вопрос о шокирующе-грязных образах и сравнениях в ряде работ Лютера, которые обычно принято объединять под названием "поздних" Вульгарность "позднего" Лютера обычно объясняют разочарованием, отчаянием и яростью старого человека, видящего, что дни его клонятся к закату, а дело его жизни потерпело крах Такое психологическое объяснение, указывает ученый, хотя и выглядит убедительным, совершенно не учитывает собственно воззрений этого лидера Реформации
Труды и идеи Лютера, как неоднократно подчеркивает автор, невозможно понять, не принимая во внимание тот факт, что для него Реформация была отнюдь не неким "движением" или "преобразованием", а прологом грядущей Божественной Реформации, те конца времен, и что себя он рассматривал как "пророка конца времен", вовлеченного в последнюю битву между Богом и дьяволом, причем не духовную, а вполне реальную С точки зрения Лютера, Реформация воистину не могла окончиться ничем иным, кроме краха, так что здесь вряд ли уместно говорить о разочаровании или отчаянии
Чем же тогда объяснить "вульгарность стиля", столь шокирующую современных исследователей'' Обращаясь к анализу проповеди, произнесенной Лютером перед августинцами в мае 1515г , Оберман, приходит к двум выводам Первое образность, связанная с "телесным низом" была характерна не только для популярных памфлетов, но и для трудов просвещенных монахов-августинцев Второе "скотология" в работах Лютера порождена не отчаянием или гневом, она обдумана и используется как необходимое и единственное оружие в борьбе с дьяволом и, соответственно, его приспешниками — иудеями, турками, защитниками папства Лютер, как пророк "конца времен", видел свою задачу в том, чтобы заставить дьявола сбросить свою личину, а затем, возвысив свой голос, перекричать его Именно здесь, считает Хейкй
А Оберман, следует искать корни эсхатологии и скотологии зачинателя Реформации
Другое эссе — "Национализация Мартина Лютера" — касается еще одной болевой точки в исследованиях личности и воззрений Лютера — использования его идей немецкими нацистами С точки зрения ученого, равно неправильно отрицать патриотизм Лютера и превращать лидера Реформации в национального героя или даже национальный символ, возвеличиваемый (как это делали нацисты) или отрицаемый (как это делал Томас Манн) Останавливаясь подробно на истории "национализации" Лютера фашистами, Оберман указывает основные пункты, по которым воззрения Лютера были урезаны и искажены
Заключая свое эссе печальным выводом, что имя Лютера до сих пор является объектом всевозможных спекуляций, Оберман призывает всех объективных исследователей объединиться и положить этому конец
Третий раздел посвящен проблемам антисемитизма В первом эссе - "Три подхода к иудаизму Рейхлин, Эразм и Лютер" - Оберман задается вопросом о месте этих трех мыслителей в истории признания гражданских и религиозных прав евреев Анализируя отношение каждого из мыслителей к евреям и иудаизму в контексте общих представлений и воззрений XVI в по этому вопросу, автор ясно показывает никто из них, невзирая на все различие их взглядов, не сделал решительного шага от средневекового восприятия евреев как отверженных, которые должны быть обращены или изгнаны, к узакониванию их прав Не сделали этого шага и деятели городской Реформации — ни Цвинг-ли в Цюрихе, ни Бакер в Страсбурге Где же и кем был совершен этот шаг9 Оберман дает ответ на этот вопрос Поворотной точкой в отношении к евреям стала, по его мнению, третья Реформация, Реформация эмигрантов Когда интерес к Ветхому Завету и уважение к учению раввинов, присущие Осиандру из Нюренберга или Капито в Страсбурге, были дополнены собственным горьким опытом вынужденной эмиграции, рассеяние евреев перестало рас-
сматриваться как проявление Божьего гнева, и в поздних проповедях Кальвина уже можно найти параллели между рассеянием евреев и преследованием праведных христиан Главное обвинение таким образом потеряло силу и вопрос о признании прав евреев мог быть поставлен на повестку дня
Проследив в первом эссе зарождение нового отношения к евреям, во втором эссе - "Упорные евреи шаги на пути эскалации антисемитизма в позднесредневековой Европе" - Оберман отправляется в обратный путь во времени, пытаясь найти истоки и проследить этапы развития антисемитизма. Начав с неприятно поражающего примера антисемитизма Гете, рассмотрев затем взгляды Эразма и обсудив интересную параллель между папским декретом 1555 г о создании гетто и основными идеями трактата Лютера "О евреях и их лжи" (1543 г ), ученый обращается к ХШ-XIV вв - периоду, к которому принято относить возникновение позднесредневекового антисемитизма, и ко временам еще более ранним — а именно, к трактату "Против иудеев" Иоахима из Фи-ора, жившего на рубеже XI и XII столетий.
Основной вывод Обермана заключается в том, что вряд ли можно возложить ответственность за распространение антисемитизма на какой-то определенный слой или группу людей Явление это наблюдалось в позднесредневековом обществе на всех уровнях И ответственны за него не только проповеди нищенствующих "братьев" и необразованные простецы, обманутые россказнями об осквернении даров и кровавых ритуалах, но и элита высокой теологии
Следующее эссе посвящено анализу взглядов одного из духовных лидеров XVI в - Иоганна Рейхлина Сравнивая воззрения Рейхлина с характерными для его времени проявлениями антисемитских настроений, Хейко А Оберман приходит к выводу, что считать Рейхлина полностью свободным от антисемитизма и видеть в нем "заступника евреев", как это делают некоторые исследователи - шачит идти против исторической правды Рейхлин с большим уважением относился к Каббале, и считал евреев
хранителями древнего знания и магии, которые христианам следует изучать, но не видел будущего для "иудеев, как иудеев", разделяя традиционное христианское убеждение, что это - народ отверженных, несущих тяжкую кару за распятие Христа Однако, при этом, Рейхлин твердо настаивал на том, что светская власть должна подходить к евреям так же, как к иностранцам и перед законом иудеи и христиане должны быть равны Именно в этом Оберман видит основную заслугу Рейхлина - возлагая защиту прав еврееев не на Церковь, а на светскую власть, Рейхлин намного опередил свое время
Четвертый раздел книги открывает эссе "Последствия Реформации проблемы и перспективы" Полемизируя с расхожим мнением, что Реформация потерпела неудачу, автор настаивает на том, что следует различать три движения, объединенные под этим общим названием
Реформация Лютера изначально была связана с апокалиптическим мировосприятием, а подобные умонастроения в обществе возникают волнами, как правило, во времена кризисов В такие периоды слова Лютера обретают новое звучание и проповедь его опять завладевает умами.
Городскую Реформацию, безусловно, следует расценивать как интермедию Однако она не только придала необходимую силу и размах проповеди Лютера - благодаря возможностям книгопечатания, школам и др., - но и обеспечила необходимую базу для важных политических проб - попыток воплощения средневековых полу-монашеских уставов в законы и образ жизни, пробы эти сыграли важную роль в создании законодательной основы Реформации
Третья Реформация, Реформация эмигрантов развивалась в двух направлениях. Первое привело к Революции Святых, утверждавшей Царство Христа повсюду, где ей удавалось добиться успеха, а в противном случае обеспечивавшей независимость городских советов и конгрегаций под сенью креста Это движение
10-5910
потерпело почти полную неудачу во Франции и Италии, но победило во многих странах к северу от Альп, в Великобритании и пр.
У истоков второго движения стоят парижские никодимиты Именно они, когда Революция Святых пошла на спад, смогли предложить новую платформу, основанную на принципах вне-церковной этики и социальной свободы, сыгравшую важную роль в дальнейшем
В следующем эссе Оберман задается вопросом о взаимодействии "ученой" и "народной" культуры в период позднего средневековья Обычно считается, что при средневековой социальной иерархии знание было привилегией элиты, и низшие слои общества получили возможность соприкоснуться с ним только в период Ренессанса и Реформации Однако внимательное изучение источников, в первую очередь, связанных с движением Новое Благочестие, позволяет иссследователю представить процесс взаимодействия "высокой" и "низкой" культур более сложно и неоднозначно В ответ на стремление "высокой" культуры к "учености" необразованные обыватели - в первую очередь, мастера и ремесленники, - обратились к поискам благочестия, начав с отрицания рационализма просвещенных, они ощутили со временем потребность в собственном знании, которая дала им к середине шестнадцатого века серьезный и самобытный интеллектуальный опыт, ставший основой для "нового знания"
Третье эссе — "Святая Дева Мария с точки зрения Евангелия" — написана Оберманом для "Journal of Ecumenical Studies". В нем ученый излагает свои взгляды по поводу того, какую позицию спедует занимать протестантским теологам в отношении католической "Мариологии" теперь, в условиях, когда у католиков и протестантов все более явственно проявляется желание перейти от противоборства к взаимоуважению и сотрудничеству
"Истинно католической и евангелической Мариологией будет Христология" - утверждает он (с 250) При таком подходе (за который ратовали и духовные лидеры Реформации) Дева Мария предстает как Божественное орудие, как праведница, призванная и
исполнившая свое предназначение, и именно как праведница она достойна почитания Обращение к Святой Деве как к заступнице -важнейшая составляющая католического культа - тогда не исключается полностью, подобное обращение возможно, но не как обращение к Царице Небесной, а как призыв к одной из праведных христианок ее братьев и сестер по вере Именно эта трактовка кажется Оберману наиболее продуктивной для сближения и сотрудничества двух конфессий
З.Ю.Метлищая
98 04 006 ИСТОРИЯ ДАНИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XX ВЕКА / РАН Ин-т всеобщей истории. Центр истории и культуры Северной Европы - М Наука, 1997 - 504 с
Дания хотя и не принадлежит к числу наших непосредственных соседей, находясь на противоположном краю Балтики, относится к тем странам, с которыми Российское государство уже с начального периода своего существования поддерживало экономические, культурные и особенно политические контакты, вплоть до установления прямых династических связей Потому интерес к ней у нас традиционен. Общие работы по истории Дании на русском языке однако очень немногочисленны: это краткие очерки в энциклопедических словарях и известное пособие А С Кана1'. Статьи по отдельным хронологическим периодам помещались в академической "Всемирной истории" и вузовских учебниках для студентов-историков Этот явный пробел в отечественной скандинавистике восполнен с выходом в свет капитального монографического исследования, снабженного обширной библиографией Он подготовлен коллективом ведущих специалистов в данной области, преимущественно сотрудников Института всеобщей истории РАН В реферируемой книге, как подчеркивается в предисловии, подведены основные итоги изучения истории Дании
" Кан А С История Скандинавских стран (Дания, Норвегия, Швеция) М , 1972, 2-е п>д - М , 1980 - Прим референта