Научная статья на тему '98. 03. 012. Джонстон С. Конструирование цветометрии. Jonston S. The construction of colorimetry by Committee // Science in context. - Cambridge etc. , 1996. - Vol. 9, n 4. - P. 385-420'

98. 03. 012. Джонстон С. Конструирование цветометрии. Jonston S. The construction of colorimetry by Committee // Science in context. - Cambridge etc. , 1996. - Vol. 9, n 4. - P. 385-420 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
35
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЙ КОНСЕНСУС / СТАНДАРТИЗАЦИЯ В НАУКЕ / ЦВЕТОМЕТРИЯ ИСТОРИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Виноградова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 03. 012. Джонстон С. Конструирование цветометрии. Jonston S. The construction of colorimetry by Committee // Science in context. - Cambridge etc. , 1996. - Vol. 9, n 4. - P. 385-420»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

-р-

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

3

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.8

рефераты 98.03.001 -98.03.027

МОСКВА 1998

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ. ЛИЧНОСТЬ УЧЕНОГО

98.03.012. ДЖОНСТОН С. КОНСТРУИРОВАНИЕ ЦВЕТОМЕТРИИ. JONSTON S. The construction of colorimetry by committee // Science in context. - Cambridge etc., 1996. - Vol.9, N 4. - P.385-420.

Автор, английский историк науки, рассматривает процесс создания цветометрии в период между первой и второй мировыми войнами, а именно то, "как различные группы ученых и практиков пришли к соглашению относительно номенклатуры и количественного выражения различных цветов" (с.380). Речь в данном случае идет, как подчеркивает автор, не о новой технологии или новых экспериментальных методах, обычно служащих предметом рассмотрения в социальных исследованиях науки и техники, но о новом научном объекте, "формирование которого в той же степени опиралось на социокультурный контекст, как и на природные закономерности" (с.380).

В настоящее время цвет, понимаемый как психофизический феномен, описывается в соответствии с международной конвенцией, принятой перед второй мировой войной Международной комиссией по свету (МКС) (Comission Internationale de I'Eclairge) и известной как CIE система цветов. Она задает методы измерения и количественного выражения цвета, основанные на определении его координат в выбранной системе трех основных цветов (синего, зеленого и красного). Однако за имеющимся на сегодня консенсусом скрываются глубокие национальные и дисциплинарные разногласия, которые сопровождали ее создание и принятие. Цветометрия представляет собой яркий пример научного объекта, осознанно сконструированного для того, чтобы удовлетворить притязания различных партий (прежде всего физиков и психологов), которые различались как в

своих взглядах на природу цвета, так. и в своих профессиональных целях. Дебаты между ними велись не в лабораториях, но в комитетах и комиссиях по выработке международных стандартов, что обусловило тот специфический путь, по которому шло становление цвето-метрии.

Процесс достижения консенсуса между различными партиями, принявшими участие в создании цветометрии, может быть исследован в контексте программы эмпирического релятивизма английского социолога науки Г.Коллинза. Коллинз выделяет три стадии анализа этого процесса: демонстрация интерпретативной гибкости экспериментальных данных; выявление механизмов, которые ограничивают потенциально бесконечные интерпретации фактических данных; увязывание достигнутого в конечном итоге консенсуса с более общими факторами социального и политического характера (с.389). Настоящее исследование основное внимание .уделяет заключительной третьей стадии анализа.

Хотя проблема цвета и занимала умы, начиная с античности, тем не менее первые работы в области цветометрии появились лишь во второй половине XIX в. В этот период в ответ на запросы промышленности стали создаваться различные "карты" или "деревья" цветов, пытавшихся представить систематизированное описание всех возможных цветов. Большинство из них опиралось на качества, которые человеческий глаз в состоянии выделить и которые могут быть измерены. Как правило, это были "яркость", "оттенок" и "насыщенность" (или "чистота цвета"). Используя эти характеристики в качестве координат, различные цвета могли быть "картированы" в пространстве, имеющем три или более измерений. В результате было предложено множество эмпирических систем, специфичных для отдельных пользователей и для отдельных стран. Важно подчеркнуть, по словам автора, что все эти "карты" и "деревья" цветов служили не просто иллюстрацией системы, они и были самой системой. "Карты цветов", выступающие в качестве материального воплощения науки о цвете, перекликаются с идеей Г.Башляра об "инструментах как материализованных теориях" (с.392). Помимо этих эмпирических систем измерения цвета к началу XX в. сложился

и ряд научных теорий, наибольшим признанием среди которых пользовалась концепция сочетания цветов, развиваемая последовательно Т.Юнгом, Дж.Максвеллом и Г.Гельмгольцем.

В начале XX в. в связи с возрастающими потребностями промышленности остро встал вопрос о создании стандартизированных методов измерения цвета. Растущий научный интерес к проблеме цвета в 1900-1914 гг. в основном был характерен не для университетов, но для новых правительственных и промышленных лабораторий. Национальные лаборатории, организованные на рубеже XIX и XX вв (Немецкая физико-техническая лаборатория, основанная в 1889 г., Британская национальная физическая лаборатория (БНЛ) - в 1901г. и Американское национальное бюро стандартов (НБС) - 1901 г.) занялись решением задач, связанных с точными измерениями, установлением стандартов и использованием научных результатов для удовлетворения нужд правительства и промышленности. Эти организации, и прежде всего НФЛ и НБС, сыграли большую роль в том числе и в разработке стандартов измерения цвета.

До первой мировой войны лидером в изучении цвета была Германия. Однако с началом войны и разрывом отношений с Германией Центр изучения цвета сместился в Великобританию и США. Но если в немецких лабораториях большое внимание уделялось физиологическим аспектам восприятия цвета, то в британских и американских лабораториях исследования по цветометрии стали вестись в русле работ по оптике, полностью игнорируя физиологические и психологические аспекты проблемы. Кроме того, не имея возможности получать оптические приборы из Германии, США и Великобритании интенсифицировали работы в области оптики. Так, в 1916 г. в США было сформировано Оптическое общество Америки (ООА). Создание этой организации имело два важных следствия: во-первых, она объединила различных специалистов (университетских ученых, промышленных инженеров, психологов, занимающихся зрительным восприятием, создателей оптических приборов и пр.); во-вторых, ООА оказалось очень активным в стимулировании комплексных исследований в различных областях оптики. В 1919 г. ООА учредило специальный комитет по цветометрии, что ознаменовало новую фазу

8-5327

в исследованиях цвета, которая доминировала в течение последующих 20 лет.

В 20-е годы расширение исследований в области цвета, имевшее место в рамках отдельных стран, вышло на международный уровень. Органом, координировавшим усилия ученых различных стран стала Международная комиссия по свету. В 1924 г. на очередном заседании МКС было предложено учредить специальный комитет по изучению цвета. Германия в 20-е годы не принимала участия в работе МКС, равно как и в работе других международных научных организациях, что стало следствием политики остракизма по отношению к немецким ученым, которая проводилась Международным исследовательским советом, созданным по инициативе союзников (с.400). Более того, исследования цвета и в самой Германии в этот период были приостановлены: во-первых, послевоенная ситуация не способствовала продолжению научных исследований; во-вторых, после смерти Г.Гельмгольца в 1896 г. и Э.Геринга в 1918 г. две ведущие научные школы Германии пришли в упадок. Поэтому, когда в 1928 г. Международный исследовательский совет ослабил санкции и немецкая делегация вошла в состав МКС, все работы в области цве-тометрии уже были отданы на откуп ученым и инженерам из США и Великобритании.

Монополизации исследований в области цвета способствовала также и организация работы МКС. Общее собрание членов МКС проходило в течение одной недели раз в три года, поэтому на трехлетний период комиссия определяла те страны, которым поручалось заниматься теми или иными исследовательскими проектами. Национальный комитет по цветометрии затем направлял свой доклад другим странам - участницам МКС, которые должны были давать свои замечания, но, как правило, доклад принимался без серьезных изменений. Таким образом, основополагающие предложения относительно международных стандартов часто формулировались одной страной или даже единственным ученым!

На очередной встрече МКС в 1931 г. американской и британской делегациями была предложена система количественной идентификации цветов, представлявшая собой усовершенствованный ва-

риант описания цвета Максвелла-Гельмгольца. Эта новая, одновременно и алгебраическая и графическая, система была единогласно принята членами МКС. Хотя вскоре после этого французская и немецкая делегации и отозвали свои голоса, тем не менее число стран, проголосовавших за эту систему, оказалось достаточным, чтобы она получила статус международного стандарта.

В данном случае, как считает автор, процесс достижения консенсуса был чрезмерно форсирован и поэтому он оказался весьма непрочным. Уже в ходе следующей встречи в 1935 г. выявились разногласия между учеными разных стран, поэтому было решено поручить Германии и Японии продолжить работу над стандартизированной системой оценки цветов. Однако к следующему заседанию МКС в 1939 г. ни Японии, ни Германии не удалось сделать ничего существенного в этой области, а то, что ими было предложено, было отвергнуто США и Британией поскольку потребовало бы изменений в быстро развивающейся цветометрической практике. В результате дальнейшие исследования в сфере цветометрии вновь переместились в США и Великобританию.

Но не только национальные различия влияли на формирование цветометрии, большую роль играли также и выраженные когнитивные различия между научными сообществами физиков и психологов. "Подготовка и опыт этих двух "ключевых сетей" определяли форму сертифицированного знания, которое они продуцировали" (с.403). Поэтому неудивительно, что физики стремились квантифицировать цвет в терминах световых величин. Допущение о фиксированном отношении между спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения и воспринимаемым цветом, игнорирующее физиологические различия в восприятии цвета между разными наблюдателями, имплицитно присутствовало во всех программах этих исследователей. Активному продвижению этой "физикалистской" интерпретации цвета способствовал тот факт, что физики составляли большинство во всех тех организациях, которые занимались разработкой стандартов измерения цвета. "Консенсус, который был достигнут между НБС, ООА, НФЛ и который привел к созданию CIE системы цветов в 1931 г., был консенсусом физиков" (с.405). Однако

начиная с 20-х годов доминирующим физикалистским представлениям относительно природы цвета всё в большей степени стали противопоставляться психологические представления. Экспериментальные психологи, и прежде всего представители гештальт-психологии, возникшей в 20-е годы в Германии, рассматривали цвет как феномен восприятия, связанный не только со световыми волнами, но и, что даже более важно, с физиологическими и психологическими процессами. Если физики отрицали влияние условий предъявления стимула на восприятие цвета, то для психологов именно эти условия выступали в качестве основного объекта изучения.

Таким образом, по мнению автора, интерпретативная гибкость в цветометрии существовала по крайней мере на трех уровнях: цвет мог быть описан либо как физический, либо как ментальный феномен; открытым оставался вопрос о числе параметров, необходимых и достаточных для описания цвета (физики обычно отдавали предпочтение трем параметрам, психологи же пытались учесть большее число перцептивных свойств); спорным было и содержание этих параметров (с.408). Разрешиться эта интерпретативная неопределенность могла лишь путем достижения компромисса между участниками спора. То, как происходил этот процесс, автор показывает на примере работы первого комитета по цветометрии, созданного в рамках ООА в 1919 г. Сразу же, после того как он был сформирован, стали очевидны разногласия между его членами - четырьмя физиками и одним психологом. И в дальнейшем на протяжении почти двух десятилетий заседания комитета носили выраженный конфронтационный характер и нередко заходили в тупик. В основном споры концентрировались вокруг того, какая физикалистская или психологическая концепция цвета должна быть взята за основу и в зависимости от того, кто в тот или иной период времени составлял большинство в комитете (физики или психологи) побеждала одна или другая точка зрения.

Конфронтация между "цветом физиков" и "цветом психологов" продолжалась до 1937 г., когда наконец между ними был достигнут компромисс, и цвет стал рассматриваться как психофизический феномен. Новое определение цвета и единицы его измерения были

представлены американской делегацией на встрече МКС в 1939 г., где и были приняты в качестве международного стандарта. Окончательная же стабилизация цветометрии произошла после того, как в 1953г. Оптическим обществом Америки был опубликован фундаментальный труд "Наука о цвете" и спор был исчерпан (с.413). Но, хотя CIE система цветов в настоящее время и пользуется всеобщим признанием и наибольшей популярностью, тем не менее некоторые другие системы, носящие эмпирический характер, не утратили своего прикладного значения.

Таким образом, как отмечает автор в заключение, принятая на сегодня система измерения цвета не только представляет собой продукт переговоров и достижения консенсуса между различными национальными и дисциплинарными научными сообществами, но и отражает тот социокультурный и политический контекст, в котором происходило ее формирование.

Т. В. Виноградова

98.03.013. ХИЛГАРТНЕР С. "АФЕРА" СОКАЛА.

HILGARTNER S. The Sokai affair in context // Science, technology a.

human values. - Cambridge, 1997. - Vol.22, N 4. - P.506-522.

Автор, сотрудник Корнелльского университета (США), анализирует необычный эксперимент, проделанный профессором физики Нью-йоркского университета А.Сокалом и получивший известность в прессе как "афера" Сокала.

В 1994 г. Сокал направил статью, представляющую собой пародию на социальные исследования науки в журнал "Социальный текст". Цель этого "маленького эксперимента", согласно Сокалу, состояла в том, чтобы проверить, опубликует ли журнал статью, "щедро приправленную несуразицами, если а) они звучат вполне наукообразно и б) отвечают идеологическим предрассудкам редакторов" (с.506). Редколлегия журнала "Социальный текст" не смогла увидеть в представленной рукописи пародию и опубликовала ее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.