98.02.016. ТЯГЛО А.В. ЛОГИКА КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ: (В конспективном изложении). - Харьков: Харьков. ин-т управления, 1997 -126 с.
Автор отмечает, что за рубежом, особенно в США, широкое распространение получил курс “критическое мышление”, нацеленный прежде всего на выработку умений использовать практически распространенные и важные алгоритмы рассуждений, на тренинг навыков построения умозаключений, на защиту своей точки зрения и критики аргументации оппонента (с.8). Его специфика состоит в том, что логика “во многих практически значимых ситуациях принимает во внимание смысл и значение различных форм рассуждения. В этом отношении она отходит от претензий на чисто формальный характер” (с.14) и получает название “неформальной логики”. Именно неформальная логика и составляет теоретическую базу критического мышления.
Результатом применения логики должно быть правильное мышление. Логическая ошибка - это отступление от апробированных форм мышления и его правил. Человек допускает логические ошибки как по незнанию, случайно (они в этом случае называются паралогизмами), так и сознательно. Те ошибки, которые делаются сознательно и имеют своей целью дезинформацию публики или “обоснование” ложных суждений, называются софизмами. Правда, механизмы обоих видов ошибок одни и те же.
Критическое мышление человека направлено на поиск истины, на анализ рассуждений как своих, так и оппонента. Ему противостоит софистская апологетика, т.е. “рассуждения, ставящие своей задачей логическими средствами защитить ложные позиции или “опровергнуть” истинные. Такие рассуждения, к сожалению, часто достигают своей цели”(с.16).
Исходя из афоризма «логика без критического мышления бесплодна, а критическое мышление без логики опасно», автор строит курс логики синтетически, уделяя в первой части больше внимания аналогии и индукции, которые важны именно в деятельности предпринимателя и/или следователя. Второе издание книги разработано
непосредственно для студентов правовых и экономических специальностей.
“Цель второй части - формирование устойчивых навыков логического анализа и критики профессионально-ориентированных текстов” (с.103).
Текст, как правило, имеет многоуровневую структуру, поэтому логический анализ предполагает несколько уровней (логика высказываний и логика предикатов).
На содержательном уровне текст обладает смыслом, который имеет несколько аспектов. Это, во-первых, авторский смысл. Во-вторых, - буквальный смысл, т.е. смысл, который воспринимается читателем текста. Разными читателями смысл одного и того же текста может быть воспринят по-разному. В-третьих, креативный смысл, т.е. смысл, который творится субъектом при чтении текста. Автор ограничивается логическим анализом, уровень которого определяется авторским смыслом.
Логический анализ текста состоит в выделении составляющих фрагментов, часто имеющих более или менее независимые смыслы и конкретные значения. Они затем разбиваются на различные уровни, вплоть до отдельных суждений или понятий. Затем устанавливаются их логические значения и логические связи с другими элементами текста. Это создает основание для последующей оценки и, возможно, критики отдельных составляющих или текста в целом.
Критике могут быть подвергнуты тезис (положение, которое доказывается в данном тексте), аргументы (положения, с помощью которых доказывается тезис) и связь аргументов с тезисом. Наиболее сильной и поэтому приоритетной формой критики является прямое опровержение тезиса. Обнаружение ложности или необоснованности по крайней мере одного из аргументов, а также не необходимости связи аргументов и тезиса лишает силы все доказательство в целом, хотя и не обосновывает ложности тезиса. В качестве примера разбирается известный софизм “Эватл”. Для упражнений приводятся тексты, взятые из сегодняшних газет - “Известия”, “Литературная газета” и др.
Л.А.Боброва