Научная статья на тему '98. 01. 005. Алексеева Е. М. Античный город горгиппия / РАН. Ин-т археологии. - М. : Эдиториал УРСС, 1997. -560с'

98. 01. 005. Алексеева Е. М. Античный город горгиппия / РАН. Ин-т археологии. - М. : Эдиториал УРСС, 1997. -560с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
524
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЕЛЕНИЯ (АРХЕОЛ.) -СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ / ГОРОДА {{-}}АНТИЧНЫЕ СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ / ГОРГИППИЯ / АНАПА -ИСТОРИЯ / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ -СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Медовичев А. Е.

оспорское царство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 01. 005. Алексеева Е. М. Античный город горгиппия / РАН. Ин-т археологии. - М. : Эдиториал УРСС, 1997. -560с»

РОССИЙСКАЯАКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5

ИСТОРИЯ

1

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.5

рефераты 98.01.001 -98.01.042

МОСКВА 1998

базы знания во многом решают сложнейшую проблему соединения в одну систему хранения информации, относящейся к различным источникам ее фиксации, позволяя при этом избежать весьма нередкой в прошлом путаницы в вопросах идентификации формально схожих названий, имен исторических деятелей и т.п. (с. 235).

Современные базы данных, пишут авторы в заключительной главе книги, открывают перед пользователем - историком-исследователем - широкий простор для самого разнообразного экспериментирования, не ограниченного более препятствиями финансового либо программистского характера. "Таким образом, бывший еще недавно пределом мечтаний сообщества историков идеал баз данных, способных служить всему разнообразию их потребностей как исследователей, вступил в область практической реализации" (с. 252).

Б.А.Лапшов

ДРЕВНИЙ МИР

98.01.005. АЛЕКСЕЕВА Е.М. АНТИЧНЫЙ ГОРОД ГОРГИППИЯ / РАН. Ин-т археологии. - М.: Эдиториап УРСС, 1997.-560 с.

Монография посвящена истории Горгиппии - одного из периферийных центров античной цивилизации в Северном Причерноморье в VI в. до н.э. - Шв.н.э. и одного из крупных портовых городов Боспорского царства. Рассматриваются вопросы топографии, стратиграфии и архитектуры Горгиппии, общественно-политическое устройство, экономика, материальная и духовная культура.

В книге обобщен материал, полученный главным образом при раскопках 1973-1995 гг. Использованы результаты и более ранних археологических исследований, а также данные эпиграфики, нумизматики и письменные свидетельства античных авторов.

Горгиппия локализуется в центре современного курорта Анапа. В настоящее время вскрыто около 14 000 кв.м территории

10-67

древнего города, общая площадь которого, по-видимому, составляла около 40 га (с.7). Раскопано также около 300 погребений городского некрополя. Исследования проводились и в ближайшей округе Горгиппии, на территории ее хоры, где было изучено несколько усадеб, четыре некрополя сельских поселений и пять курганов. Накопленный в результате этого обширный материал позволяет с высокой степенью достоверности реконструировать основные этапы истории и различные стороны жизни античного города.

В главе I представлены материалы раннего греческого поселения VI-V вв. до н.э. на месте Анапы. К этому времени относится несколько полуземлянок площадью 4-6 кв.м (первый строительный период), которые позднее заменяются домами из сырцового кирпича на каменных фундаментах (второй - четвертый строительные периоды). Начало их строительства относится к рубежу V1-V вв. до н.э В последней четверти V в. до н.э. вокруг анапского полиса (который первоначально назывался, скорее всего, Синдик) возводятся мощные двухпанцирные стены, возможно, в связи с ростом давления соседних племен либо начавшейся при Спарто-кидах экспансией Пантикапея. На рубеже V-IV вв. до н.э. полис был включен в объединение боспорских городов. О том, что процесс этот не был мирным,свидетельствует гибель в огне домов конца V в. до н.э. Тем не менее, благодаря притоку боспорских переселенцев новый город значительно расширил свою территорию, перекрыв культурный слой раннего полиса и его некрополь. С этого момента начинается история собственно Горгиппии, названной так по имени Горгиппа, сына боспорского царя Сатира I, который осуществил покорение области племени синдов (с.31-32).

В главе II рассматриваются история и общественная жизнь Горгиппии в составе Боспорского царства. В период деятельности Горгиппа, выполнявшего, по-видимому, функции своего рода наместника Синдики, закладываются основы планировки большого города и производится единообразное устройство его хоры. В дальнейшем, на протяжении всего IV и в начале III в. до н.э., Гор-гиппия оставалась на особом положении в государстве Спартоки-

дов, находясь под управлением одного из соправителей - членов царского рода, представлявшего здесь центральную власть (с.43).

В середине - второй половине III в. до н.э. в связи с какими-то неясными пока событиями Горгиппия была разрушена: дома в различных частях города погибли в сильнейшем пожаре. Однако вскоре после этого производится восстановительная застройка в пределах прежних планировочных узлов.

В конце II в. до н.э. Горгиппия вместе с другими боспорски-ми городами вошла в состав всепонтийской державы Митридата VI Эвпатора. При этом полис впервые получил право чеканки собственной серебряной монеты. Типологически монеты Горгиппии связаны с фанагорийскими, что, по мнению автора, свидетельствует об определенной экономической обособленности азиатского Боспора (с.47).

Период с середины I в. до н.э. до середины I в. н.э. был наиболее нестабильным в истории Боспора. Его начало ознаменовалось новым пожаром и разрушением Горгиппии. Причем разрушенные здания не были восстановлены. Их перекрыли новые дома с иной планировкой. Причиной катастрофы могло быть сильнейшее землетрясение 63 г. до н.э., в эпицентре которого находились Восточный Крым и Тамань, либо политические события (например, переворот Фарнака в 63 г. до н.э. или восстание против него Асандра, в начале 40-х годов захватившего азиатский Бос-пор).

В 1-П вв. н.э. гражданская община горгиппян ("демос Горгиппии") сохраняла статус полиса и пользовалась определенной автономией в рамках Боспорского царства. Термины "совет" (булэ) и "народ" (демос) Горгиппии, встречающиеся в эпиграфических источниках, по-видимому, свидетельствуют, как считает автор, о существовании в городе органов власти демократического типа. Однако реальное их значение было, скорее всего, очень ограничено. Горгиппия входила в общую административную систему Боспора и основное делопроизводство осуществлялось направлявшимися царем чиновниками. Документально .засвидетельствованы откупная система сбора налогов и наличие коллегии 10'

откупщиков (известна также должность распределителя откупов). Ряд надписей упоминает должность царского наместника Горгип-пии и некоторые военные магистратуры, в частности, стратега, лохага, тагматарха Засвидетельствован также институт эпимелейи - добровольного почетного попечительства о городских делах, преимущественно касающихся строительства. Очень часто, как показывают эпиграфические документы, исполнение общегосударственных и полисных должностей совмещалось с выполнением почетных и руководящих обязанностей в фиасах - союзах граждан религиозно-профессионального характера (всего с фиасами связано не менее 90 надписей, что значительно превосходит подобные собрания в других городах Боспора, в том числе и Пантикапее) (с.63-68).

Наибольшего расцвета Горгиппия достигает во II в.н.э. В это время, вероятно, заботами городской общины единообразно мостятся большими плитами улицы, повсеместно строятся новые дома площадью не менее 500 кв.м каждый со множеством глубоких подвалов. В городе возводятся монументальные здания с мраморным декором, отстраиваются храмы, устанавливаются статуи. На городском некрополе знатные граждане строят себе пышные усыпальницы - каменные склепы с фресковой росписью и каменными саркофагами (с.71-72).

Начавшиеся в III в.н.э. активные перемещения варварских племен, вызванные приходом в Северное Причерноморье готов, нарушили стабильное существование античных городов этого региона. С событиями данного периода связан разгром Ольвии в конце первой четверти III в.н.э. и гибель Танаиса в 40-х годах того же столетия. Вскоре после 239 г.н.э. была уничтожена и Горгиппия Во второй половине III в.н.э. жизнь в городе возобновилась, но прежний уровень благосостояния уже никогда не был достигнут. Окончательно его существование, как и других боспорских городов, было прервано гуннским нашествием в 70-е годы IV в.н.э. (с.75-76).

Глава III посвящена топографии, стратиграфии и градостроительству Горгиппии. К настоящему времени, отмечает автор,

вскрыто около 1/40 площади городища. Мощность культурных напластований при непрерывности жизни с IV в. до н.э. по III в.н.э. составляет примерно 2,5 м. В сооружениях каждой последующей эпохи использовался камень от построек предшествующего времени. Поэтому в культурном слое почти не сохранились наземные части домов (все они употреблены на камень). О планировке древнего города можно судить лишь по уцелевшим подвальным помещениям и небольшим участкам улиц. В силу этого функциональная топография Горгиппии представляется недостаточно точно (с.89).

Имеющиеся данные относительно общей планировки города позволяют говорить лишь о наличии планировочных узлов. Регулярная разбивка кварталов не прослеживается (даже отдельные участки не были спланированы по гипподамовой системе), но принцип прямоугольности в большинстве случаев соблюден. Отсутствие четкой регулярной планировки отличает Горгиппию от таких античных центров, как, например, Милет, Приена, Олинф или Херсонес, и сближает ее с такими городами, как Ольвия или Делос.

Основы единой планировки города были заложены, очевидно, в момент превращения раннего полиса в Горгиппию примерно в середине IV в. до н.э. и сохранялись неизменными до его гибели в середине III в.н.э., что подтверждается стратиграфией улиц, мостовые которых имеют напластования всех строительных периодов (с.93)

Основными строительными объектами, выявленными на городище Горгиппия, являются жилые дома (всего раскопаны остатки не менее 60 разновременных сооружений такого рода). Во все периоды существования полиса дома объединялись в плотно застроенные блоки-кварталы. Планировки домов различны, но все они имеют аналогии среди жилых построек других античных городов Северного Причерноморья. Площади наиболее полно раскопанных домов (преимущественно первой половины III в.н.э.) колеблются в пределах от 400 до 700 и более кв.м (с. 108-109).

Всего выделяется пять строительных периодов, разграничение которых определяется моментами древних перестроек и ремонтов при восстановительных работах после катастроф, связанных с политической историей города. Первый период охватывает IV - третью четверть III в. до н.э. и подразделяется на два этапа: IA, который соответствует внезапному разрастанию раннего полиса на рубеже V-IV вв. до н.э., и 1Б - перестройка того же полиса во второй четверти и середине IV в. до н.э. после присоединения Синдики к Боспору (т.е. основание собственно Горгиппии). Второй строительный период датируется концом III- серединой I в. до н.э., а третий - второй половиной I в. до н.э.- серединой I в.н.э. Четвертый период - время наивысшего расцвета города и наибольшего размаха строительства в нем - продолжался с конца I в.н.э. до момента разрушения Горгиппии около 240 г. н.э. И, наконец, пятый период, едва уловимый в строительном отношении, завершается около середины V в.н.э. (с. 110-145).

Основу экономики Горгиппии (глава IV) составляло сельское хозяйство, главными направлениями которого были зерновое земледелие и виноградарство. В городских домах всех эпох повсеместно встречаются зернотерки, железные мотыги, серпы, ножи для срезки винограда, перегоревшая пшеница, что говорит о наличии у граждан полиса земельных наделов на территории хоры. Надпись фиаса навклеров II в.н.э. фиксирует торговую направленность зернового производства, свидетельствуя о налаженном экспорте хлеба и его налогообложении (с. 149). Очевидна также и товарная направленность винодельческого хозяйства, о чем говорит наличие при многих горгиппийских домах первых веков нашей эры виноделен, рассчитанных на весьма значительные объемы производства вина (с. 167).

Полученные в ходе раскопок данные зафиксировали существование в Горгиппии железоделательного, бронзолитейного, камнетесного и косторезного ремесел, строительного дела, ткачества и стеклоделия. Город имел также собственный специальный район Керамик, располагавшийся на его юго-западной окраине вблизи оборонительных сооружений, где были открыты гончар-

ные производственные комплексы эллинистического и римского времени.

Торговые связи Горгиппии документируются различными категориями находок, но наиболее репрезентативным в силу своей массовости является амфорный материал. Распределение амфор-ных клейм различных центров показывает значительное преобладание на горгиппийском рынке в эллинистический период продукции таких городов, как Гераклея, Синопа и Фасос. Что касается амфорных клейм других полисов - Родоса, Коса, Херсонеса, Кни-да, Амфиполя, Амастрии - находки их в Горгиппии, как и в целом на Боспоре, немногочисленны или даже единичны (с. 199).

Особую статью импорта составляла художественная керамика. В IV в. до н.э. преобладающее место занимали чернолаковые сосуды аттического производства. С середины III в. до н.э. их сменяют сосуды с белой и желтоватой росписью по черному лаку, с коричневым и желтоватым лаком по белому покрытию, с рельефным орнаментом типа "мегарского". Доминирует завоз изделий из центров северного и западного побережий Малой Азии, прежде всего из СиноПы.

С конца I в. до н.э. состав горгиппийского импорта резко меняется. Вместе со всем Боспором город втягивается в сферу торговли огромной Римской империи. Устанавливаются контакты (как прямые, так и опосредованные) с западной частью античного мира. В Горгиппию начинают поступать италийские и рейнские бронзы (фибулы, светильники, сосуды), геммы, стеклянные и краснолаковые сосуды. Усиливаются постоянные контакты с Египтом, откуда завозятся бронзовые и стеклянные изделия александрийского производства (с.201).

В заключительной, пятой, главе рассматриваются материалы, позволяющие реконструировать духовную культуру Горгиппии. О почитании в городе богов греческого пантеона и распространении различных синкретических культов свидетельствуют памятники эпиграфики, Монументального искусства, предметы мелкой пластики и быта. Особой популярностью пользовались Посейдон и Геракл, культы которых имели официальный общего-

сударственный характер в силу легендарной генеалогической связи с ними царей династии Спартокидов (с.213-214). Широкое распространение имели также культы Афродиты, Гермеса, Артемиды, Деметры и Коры-Персефоны. В городе поклонялись Тюхэ, Афине, Дионису, Гарпократу, Изиде, Серапису. Малоазийская богиня Ки-бела, возможно, почиталась в Горгиппии в синкретическом образе Кибелы-Афины, защитницы города. Из надписей известен также культ Бога высочайшего - несомненно синкретический культ, несший идею монотеизма и впитавший в себя элементы греческих и негреческих религиозных представлений. В целом, ведущим аспектом в религиозных воззрениях населения Горгиппии "выступает идея хтонизма, умирания и воскрешения жизни, идея плодородия, которая так или иначе проявляется в культе почти каждого божества" (с.242).

В заключении рассказывается о создании археологического заповедника "Горгиппия" с экспозицией участка древнего города под открытым небом.

В приложении (с.543-556) Ю.Г.Виноградов публикует ам-форный черепок с многострочным граффито, обнаруженный при раскопках Горгиппии в 1991 г. На основе анализа палеографических признаков автор относит надпись к первой половине правления Перисада I, т.е. к середине - третьей четверти IV в. до н.э. В силу неформального построения, а также ряда допущенных писавшим ошибок, документ не поддается однозначному восстановлению, но порождает обилие вариабельных реконструкций, анализируемых в статье. Важно, однако, то, отмечает исследователь, что данная надпись - частная деловая записка - раскрывает "еще один неожиданный ракурс в культурной жизни Боспора, а именно сохранение в живой разговорной среде достаточно древних традиций ионийского диалекта ..." (с.552).

А.Е.Медовичев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.