Научная статья на тему '97. 04. 043. Тил Т. Человеческая сторона менеджмента. Teal T. The human side of management // Harvard business rev. Boston, 1996. Vol. 74, № 6. P. 35-44'

97. 04. 043. Тил Т. Человеческая сторона менеджмента. Teal T. The human side of management // Harvard business rev. Boston, 1996. Vol. 74, № 6. P. 35-44 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
117
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУД -УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ / МЕНЕДЖМЕНТ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 04. 043. Тил Т. Человеческая сторона менеджмента. Teal T. The human side of management // Harvard business rev. Boston, 1996. Vol. 74, № 6. P. 35-44»

адаптации к меняющимся условиям среды ичувство нового. Одни менеджеры считают главным условиемгибкости способность фирмы быстро менять объемы производства,другие - способность быстро увеличивать число потребителей,производя небольшие партии новой продукции и выполняянестандартные заказы. Хотя габкое производство невозможно безиспользования высоких (компьютерных) технологий, исследованияпоказали, что гибкость зависит в большей мере от людей, чем оттехнологических факторов. Следовательно, если фирмы хотятуспешно осуществлять стратегаю габкости, они должныподдерживать высокий уровень квалификации,

технологическуюкомпетентность и способность к быстрой адаптации рабочей силы,которая может справляться с нерутиниыми заданиями, требующиминовых подходов и инициативы. Эта стратегия требует созданиявсеохватывающей системы подбора кадров, нацеленной напривлечение талантливых работников высокой

квалификации,умеющих быстро переналаживать производственные линии и менятьноменклатуру изделий. В условиях, требующих быстрой адаптации,наиболее эффективна система оплаты труда в зависимости отквалификации.

А. Т. Зуб, Р.Р.Савчук

97.04.043. ТИЛ Т. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СТОРОНА МЕНЕДЖМЕНТА.ТБЛЬ T. The human side of management // Harvard business rev. -Boston, 1996. - Vol. 74, № 6. - P. 35-44.

Рассматривая роль меиеджмента в современной экономике,редактор журнала "Гарвард бизнес ревью" (США) указывает, что именно ero недостатки, как правило, являются причинойвозникновения проблем и кризисных ситуаций в хозяйственнойдеятельности предприятий. В реальной жизни квалифицированноеуправление представляет собой настолько трудную задачу, что,несмотря на огромные прилагаемые усилия, лишь немногиеменеджеры успешно с ней справляются. Управление в той или инойформе превратилось в один из самых распространенных видовдеятельности. В то же время к менеджерам, всем их качествам изнаниям, профессиональным и личностным

характеристикампредъявляются столь высокие требования, которые почтиневозможно удовлетворить. "Иначе говоря,

ежедневноеосуществление этой вполне обычной

профессиональнойдеятельности требует от людей сочетания способностей святогоПетра, Петра Великого и великого Гарри Гудини"

(с. 36).

Среди общей массы посредственности, считает автор, выделяется небольшое число выдающихся менеджеров, которыедолжны стать объектом пристального изучения. Одна из причинредкости таких людей состоит в том, что в процессе обучения иподготовки менеджеров слишком много внимания уделяетсятехнической стороне и слишком мало - человеческой. Все ещепокрыты мраком способы обучения поведению, свойственномувыдающимся менеджерам, воспитания таких качеств, как мужество ичестность. В результате возникла тенденция к принижению важностичеловеческого элемента в управлении. Мы говорим, что менеджерыне обязаны заботиться о счастье людей, что рабочее место -это недетский сад, нас интересуют прибыль, доля рынка и т.д. Новыдающиеся менеджеры своим нутром понимали, что управление-не просто набор механических задач, а комплекс человеческихвзаимоотношений.

Автор на примере конкретных лиц и их действий рассматриваетцелый ряд человеческих качеств, по его мнению, необходимыхменеджеру даже в большей степени, чем образование. Среди нихпрежде всего такие, как мужество, настойчивость,целеустремленность, воображение. Так, воображение необходимо длявыработки оригинальной, необычной стратегии, создающейконкурентное преимущество. Другая важная черта -целостность. Вэто сложное понятие включаются лояльность, постоянство, чувствоответственности, честность, в том числе по отношению к самому себе, открытость, умение держать обещания, что приближает его к понятиючести. Целостность в бизнесе означает не только принятиепоследствий хозяйственной деятельности предприятия, но и личнойответственности за них. Это означает "служение двум господам-организации и морали" (с. 38).

Выдающиеся образцы менеджмента демонстрируютуважительное отношение к подчиненным, обязательное наделение ихопределенной властью и полномочиями. Менеджеры, вызывающиевосхищение, - это те, кто делегирует свои полномочия, даетвозможность подчиненным почувствовать обладание властью ивозможностями, стимулирует их творческие потенции и чувствоответственности таким образом, что меняется все их поведение.

Как свидетельствуют многочисленные примеры, выдающийсяменеджмент представляет собой постоянный процесс познания,обучения и убеждения. Как добиться от людей максимальной отдачи,работы с максимальной пользой для потребителей,

собственногопредприятия и самих себя? Решение этой задачи часто связано сбольшим напряжением, поскольку предполагает, что люди должныхотеть и знать, как работать с максимальной отдачей, а для этогонеобходимы целостность, готовность наделять властью, мужество,целеустремленность и способность обучать.

Мы хотим от менеджеров, замечает автор, которые сталиодними из самыХ значительных фигур нашего общества, чтобы они,подобно политикам или кинозвездам, расшевелили наши души.Примеры показывают те задачи выдающегося менеджмента, которыесостоят в усилении социальной сущности человеческой натуры,мобилизации индивидуальиых способностей к творческой работе,создании ценностей и придании участникам увлеченности,необходимой для достижения наилучших результатов. Менеджмент всвоих лучших проявлениях имеет даже героическую сторону,поскольку имеет дело с вечно существующими человеческимипроблемами и целями, когда нет оправдания при неудаче и нельзяуйти от ответственности.

И.Г. Минервин

97.04.044. МАЙТАЛЬ Ш. ЭКОНОМИКА ДЛЯ МЕНЕДЖЕРОВ: ДЕСЯТЬ ВАЖНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ.Пер. с англ.- М.: Дело, 1996.- 416 с.

Профессор Слоуновской школы менеджмента

приМассачусетсском технологическом институте (США), имеющиймноголетний опыт обучения менеджеров - практиков, опровергаетраспространенное среди управляющих мнение о том, чтоэкономическая теория оторвана от ежедневной практики, и стремитсяпоказать, "как микроэкономические модели и методы могут статьполезными и действенными инструментами для руководителей"(с.Ю). Автор, широко используя метод анализа конкретныххозяйственных ситуаций, ставит целью вооружить менеджеровновыми подходами к решению проблем, с которыми онисталкиваются повседневно, способствовать выбору

лучшейкоммерческой стратегии.

Книга состоит из предисловия, десяти глав и заключения. Значительная часть книги посвящена изложению тех разделовмикроэкономики, которые помогают разобраться в проблематикезатрат (функции затрат, экономия на масштабе производства и т. п.).

В первой главе ("Затраты, ценность, цена: три столпаприбыли") рассматриваются экономические концепции,используемые в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.