Научная статья на тему '97. 04. 001. Лопуленко Н. Ф. , Уварова Т. Б. Русские в новом зарубежье (по материалам "исследований по прикладной и неотложной этнологии")'

97. 04. 001. Лопуленко Н. Ф. , Уварова Т. Б. Русские в новом зарубежье (по материалам "исследований по прикладной и неотложной этнологии") Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
119
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ --В СНГ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ -ПРИБАЛТИЙСКИЕ СТРАНЫ / МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ ВНЕШНЯЯ - - РФ / МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ -- - СНГ / ИНТЕГРАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 04. 001. Лопуленко Н. Ф. , Уварова Т. Б. Русские в новом зарубежье (по материалам "исследований по прикладной и неотложной этнологии")»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯЛАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5

ИСТОРИЯ

4

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.5

рефераты 97.04.001-97.04.034

МОСКВА 1997

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ "ИСТОРИЯ"

НАРИНСКИИ М.М. - доктор исторических наук, главный редактор, ТВЕРДОХЛЕБ А.А. - кандидат исторических наук, зам. главного редактора, АЛЕКСАНДРИ O.JI - ответственный секретарь, КОРЕЛИН А. П. - доктор исторических наук, ЛАПШОВ Б.А. - кандидат исторических наук, МУНЧАЕВ P.M. - доктор исторических наук, СУББОТИН В. А. - доктор исторических наук, ФАДЕЕВА Т.М. - кандидат исторических наук, ШЕВЫРИН В.М. - кандидат исторических наук, ЯНЧУК И. И. - доктор исторических наук, ЯСТРЕБИЦКАЯ А. Л. - доктор исторических наук

"Правами на распространение настоящего из дани* в странах Западной Европы, а также в США и Канаде обладают:

- фирма "Kubon & Sagner". München, BRD (подписка);

- Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (книгообмен).

Распространение настоящего издания в Западной Европе, США и Канаде другими организациями и лицами является незаконным".

ОБЗОРЫ

97 04.001. ЛОПУЛЕНКО Н.Ф., УВАРОВА Т.Б. РУССКИЕ В НОВОМ ЗАРУБЕЖЬЕ (по материалам "Исследований по прикладной и неотложной этнологии").

Настоятельная потребность изучения проблем новой русской диаспоры, возникшей вслед за распадом СССР, поставила перед сотрудниками Института этнологии и антропологии РАН актуальную задачу по подготовке специальной программы этносоциоло-гических и этнополитологических исследований. В программе, подготовленной в конце 1991-1992 гг., были отражены цели, задачи, гипотезы и методологические особенности исследовательского проекта "Русские в странах нового зарубежья: этнополитическая ситуация и социально-культурный статус". В программе были сформулированы также главные направления исследования, определены необходимые для этого источники и инструментарий.

"Основной целью проекта является изучение изменений в социально-культурном статусе русского населения стран нового российского зарубежья, вызванных распадом СССР и образованием новых суверенных государств; исследование реакций (проявляющихся, в частности, в общественном мнении, той или иной социальной деятельности и ее результатах) русских и представителей титульных национальностей на эти изменения; разработка по итогам возможных рекомендаций по оптимизации новых этнополитических и социально-экономических ситуаций, возникающих вокруг русских диаспор нового зарубежья России" (6, с 12-13).

Объектом исследования, проведенного лабораторией по изучению новых диаспор Ин-та этнологии и антропологии РАН, было русское и титульное население Киргизии (опрос проведен в 1992г), Молдавии (1993), Литвы (1993) и Эстонии (конец 1993 -начало 1994 г )

Из общих гипотез проекта его научный руководитель С С Савоскул особо выделил две 1 Этнополитические факторы во многом определяют ситуацию во всех сферах жизнедеятельности русских в новом российском зарубежье и играют более весомую роль в возникновении и разрешении межэтнических конфликтов, чем социально-экономические, культурно-языковые, религиозные различия 2 "Русские нового зарубежья в большинстве ориентированы на сохранение в той или иной форме политического, экономического, культурно-языкового (на базе русского языка и культуры) и информационного единства постсоветского пространства, поскольку при этих условиях в наименьшей мере меняются их положение и статус, у них доминирует ориентация на бывший союзный Центр, отождествляемый сейчас с Россией" (6, с 13)

Обе гипотезы в целом были подтверждены данными, полученными в результате массовых опросов русских и представителей титульных национальностей Таким образом, как подчеркнул автор, уже в самой процедуре сбора первичной информации был заложен диалог русского населения той или иной страны с представителями ее титульной национальности

Все варианты анкет включали следующие блоки вопросов 1 Этнополитическая ситуация 2 Социально-экономические проблемы 3 Вопросы миграционного поведения 4 Культурно-языковые проблемы 5 Этнопсихология 6 Некоторые объективные характеристики респондентов

Этот круг проблем получил освещение еще в одном широкомасштабном исследовательско-издательском проекте Института этнологии и антропологии РАН "Исследования по прикладной и неотложной этнологии", начало осуществления которого также относится к 1991 г

Одной из первых в данной серии стала статья В К Мальковой "Проблемы русской диаспоры в ближнем российском зарубежье (по материалам прессы)" (3) Переход республик в новое качество - независимые государства - был связан с интенсивной пропагандой национальной идеи - идеи возрождения своего народа, давшего название государству Ее воплощение отражалось не только на психологическом самочувствии русского населения, но и на экономической, политической, культурной, правовой сферах жизни новых стран

Автор отметила, что состав русской диаспоры неоднороден по регионам, различия между русскими, проживающими в Грузии и Латвии, Эстонии и Узбекистане, очень существенны Эти особенности, а также длительность проживания в данном регионе, перспективы на будущее, отношения с местным населением, потребность новых государств в рабочей силе, - все это по-разному влияло на отношение к русскому меньшинству новых государственных структур и представителей "титульной национальности" и соответственно определяло самочувствие русскоязычного населения Кроме того, оно начало ощущать сильнейшее психологическое давление через средства массовой информации (СМИ)

Для русскоязычных газет стран Балтии основными моментами в 1991-92 гг были 1) сложное гражданско-правовое положение русских, 2) проблема вывода тн "оккупационной" армии СНГ, 3) экономическая блокада со стороны России, 4) территориальные споры с Россией

В центре внимания русскоязычной прессы Украины стояли разногласия между Россией и Украиной, причем важнейшими среди них были экономические. В тяжелом экономическом положении, по мнению местной прессы, виновата была все та же Россия Такие пропагандистские маневры использовались не только в сфере экономики Идея национальной независимости, требующая деления на "своих" и "чужих", создавала пропагандистский образ "плохой" России, что влекло психологический дискомфорт, чувство вины у местных русских

Самым болезненным для русского населения Молдавии стал вопрос о воссоединении ее с Румынией, он создавал нестабильность в сознании и в жизни русскоязычного населения, способствовал оттоку квалифицированных специалистов Другая острейшая проблема - Приднестровье границы пересматривать нельзя, "румынизироваться" невозможно, а в СМИ - "образ далекой, равнодушной к своим людям России" Безысходность заставила жителей Приднестровья самим защищать себя и свои семьи

В пропаганде государств Средней Азии и Закавказья также ощущалось, хоть и не столь сильное, давление на русскоязычных, вытеснявшее их за пределы этих регионов

Развивая эту тему на примере конкретного региона, В А Тишков подчеркивал, что в Латвии и Эстонии этно-национализм стал "не просто средством политической мобилизации и доступа к власти" , а прежде всего "средством терапии от исторической травмы", которую испытали многие советские народы (7, с 5) Он стал реакцией на реальные и мифические угрозы со стороны иноэтничного населения, представленного не слабыми меньшинствами, а многочисленными русскими общинами Суть проблемы русских в Эстонии сведена автором к тому, что "стойкая приверженность доктрине этнонационализма всей постсоветской демократии оттеснила на второй план вопросы обеспечения прав человека и меньшинств, отдав приоритет национальному самоопределению" (7, с 18)

Неблагоприятные для титульного населения Эстонии демографические тенденции подпитывали рост этнического национализма, обостренного идеологизацией проблем "мигрантов" и "апатритов" Положение русских в Эстонии рассмотрено с разных точек зрения в культурно-адаптивном, статусно-правовом, общественно-политическом, межгосударственном аспектах

По данным этносоциологического обследования, русские в Таллине отмечали негативные изменения, происшедшие в межэтнических отношениях в течение последних лет на уровне политики властей - 64%, в повседневной жизни 63,2% (там же, с 11) На

увеличение оттока русских большое влияние оказали как вывод войск и отъезд семей военных, так и новые законы, которые ущемляли права неэстонцев в политической жизни и экономике И все же готовность уехать из Эстонии у русских была ниже, чем в других государствах СНГ. Более фундаментальные факторы социального характера (образование, занятость, уровень жизни) могли стать, по мнению автора, основой для интеграции русских в эстонское общество.

Проблема гражданства стала центральной в общественно-политической жизни республики Жители Эстонии нетитульной национальности разделились на три категории по отношению к гражданству одни (около 100 тыс ) получили гражданство Эстонии, другие предполагали принять гражданство Российской Федерации или других государств, третьи (большая часть) находились в неопределенном гражданско-правовом положении

Когда под давлением национал-радикалов демократическое движение в Эстонии этнизировалось, а Закон о языке вызвал у русскоязычного населения опасения за свою судьбу, в его среде активизировалась политическая жизнь Сначала было создано Интердвижение, затем Объединенный совет трудовых коллективов, но эти организации не стали массовыми В 1993 г возникла Представительная ассамблея русскоязычного населения Эстонии, которая поддерживала отношения как с российскими властями, так и с эстонскими

Касаясь проблем русских в Белоруссии (2), важно иметь в виду их этнокультурную близость с титульной нацией. В этой республике с давних пор накапливался положительный опыт межнациональных контактов, создавалась атмосфера национальной и конфессиональной толерантности, хотя часто приходилось решать сложные вопросы взаимодействия православия и католичества, белорусов с русскими, поляками и др Но всегда эти проблемы решались, и решались мирным путем

Русские составляли 13,2% от общего числа жителей республики, белорусы - около 78% (2, с 11). Численность белорусов по-

стоянно росла, компактность проживания оставалась достаточно высокой, однако их доля в общей численности населения постоянно сокращалась В области языка сложилась парадоксальная ситуация Несмотря на развитие белорусского языка - усовершенствование его лексики и грамматики, огромный массив литературы на нем, многие белорусы предпочитали общаться на русском языке По данным переписи 1989 г, 85% жителей Белоруссии были двуязычными, из них 79% назвали своим вторым языком русский (там же, с 19) К началу 1990-х годов на территории Белоруссии основные общественные функции выполнял русский язык

В основу государственной национальной политики была положена концепция, согласно которой Республика Беларусь представляет собой многонациональное государство, которое должно обеспечивать интересы всех народов, проживающих на ее территории Политика в области межнациональных отношений опиралась на принципы равенства и недискриминации, положение национальных групп защищено законодательно Однако всплеск национального возрождения во второй половине 80-х годов коснулся не только белорусского народа, но других народов, населяющих республику, в том числе и русских Об этом свидетельствует образование в 1992 г культурно-просветительного общества "Русь"

Таким образом Белоруссия была отнесена авторами к числу наиболее благоприятных регионов для проживания русского населения, отток которого в ближайшие годы не ожидается Главной проблемой, стоявшей перед русским населением, оказалось снижение роли русского языка в разных сферах жизнедеятельности но это явление, как ни парадоксально, создало сложности и для коренных жителей республики, широко пользовавшихся русским языком

Русское население Молдавии, как, впрочем, и других бывших союзных республик, отличалось высокой степенью урбанизированное™ Значительная часть его была сосредоточена в столице республики в 1989 г 36,1% всех городских русских были жите-

9

97 04 001

лями Кишинева В Тирасполе удельный вес русских был существенно выше, достигая 41,3%, а доля молдаван составляла лишь 17,7% (5, с 4-5)

Если в конце 70-х-начале и середине 80-х годов миграционные связи России и Молдавии определялись выбытием из республики как русского, так и молдавского населения, то с конца 80-х-начала 90-х годов миграционный отток русского населения из Молдавии в Россию существенно возрос За период 1990-94гг чистые миграционные потери русского населения в Молдавии составили примерно 28 тыс чел , или около 5% численности русских в республике Эти миграционные потери усугубились начавшейся с 1993г естественной убылью русских в республике, сложившейся в результате превышения у них смертности над рождаемостью (Там же, с 8)

Большинство русских было ориентировано на иммиграцию в Россию, на свою этническую Родину Второй путь - эмиграция за рубеж По данным опроса русского населения Правобережья Молдавии, 8,3% русских горожан и 4,5% сельских русских, значительную часть которых составляли высококвалифицированные кадры, предпочли бы выезд за границу бывшего Союза (5, с 6-7) Особо значимой стала эта проблема в условиях углубляющихся процессов депопуляции русского населения в самой России Миграция же русской молодежи в Россию могла бы в определенной степени затормозить эти процессы, изменив в какой-то мере в некоторых российских регионах возрастную структуру русского этноса

Молдавию можно отнести к тем государствам нового зарубежья, политика которых в отношении жителей нетитульной национальности в первые годы государственной независимости была сравнительно жесткой Согласно законам о языке, о государственной службе, замещение всех руководящих постов и должностей, связанных с общением, обусловливалось обязательным знанием государственного (молдавского) языка

Провозглашение языка титульной национальности единственным государственным языком в республиках и- установление

2-4083

коротких сроков перевода на этот язык системы образования и делопроизводства, печати и пр. поставило русских, не владевших государственным языком, в сложное положение, особенно в сфере труда и профессиональной подготовки: у них уменьшились шансы на получение образования и профессии на родном языке, появились проблемы при устройстве на работу, в служебном продвижении, наконец, для них оказалась более реальной возможность оказаться уволенными с работы.

В период этносоциологического обследования, проводившегося в 1993 г., русские отмечали, что в республиках их проживания за последние годы произошли существенные изменения в межнациональных отношениях, Так, об ухудшении отношения к себе на официальном уровне заявили от 84 до 96% русских в разных районах Молдавии (5, с. 13-14). Конкретным проявлением негативных изменений стало ощущение ущемления своего национального достоинства, причем русские Правобережья в 2 раза чаще, чем жители Приднестровья, испытывали подобные чувства. Пессимистично оценивали русские и перспективы развития межнациональных отношений. Однако в Молдавии, по-видимому, наметились некоторые тенденции к улучшению межнациональных отношений. Опрос 1996 г. показал, что доля пессимистично оценивающих их будущность снизилась до 27%, а тех, кто надеется на их улучшение, стало заметно больше - 20% (там же, с. 14).

Еще одним значимым фактором, влиявшим на миграционное поведение русских, стало принятие закона о гражданстве. В ряде стран ближнего зарубежья он лишил гражданства, а следовательно, и многих связанных с ним политических и экономических прав значительную часть русского населения. Особенно резко представительство русских уменьшилось в органах государственного управления.

Работники русской национальности относительно, а иногда и абсолютно, преобладали на крупных промышленных производствах, в том числе союзного подчинения, предприятиях военно-промышленного комплекса. Подобная специфика трудовой занято-

ста русских, которая в течение многих лет определяла их особую социально-культурную нишу и известную стабильность положения в Молдавии, в первое время после распада Союза стала приобретать все больше негативных черт. Тот психологический шок, который испытали русские в конце 80-х начале 90-х годов в связи с резким изменением отношения к ним со стороны людей титульной национальности на всех уровнях, оказался здесь особенно силен, а процесс адаптации к новым условиям жизни более сложен по сравнению с рядом других стран нового зарубежья, например, в государствах Балтии, где русские в недалеком прошлом занимали не такое высокое положение на социальной лестнице.

По итогам Всесоюзной переписи населения 1989 г., в новых государствах Средней Азии и в Казахстане проживало 9,5 млн. русских, которые составляли 19,3% всего населения, в том числе в Кыргызстане - 21,5, Таджикистане 7,6, Узбекистане - 8,4, Казахстане - 37,8, Туркменистане - 9,5%. В основном это были горожане (В, с.4).

Большая часть русских этого региона относилась к старожильческому населению. При советской власти поток мигрантов из России возрос, главным образом, вследствие ускоренной индустриализации региона, которая осуществлялась в основном силами приезжих специалистов. Прирост численности русских приостановился лишь в 70-х годах, а в последние два десятилетия их абсолютная численность и доля в составе населения Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана стабильно сокращались. Это было связано прежде всего с высокой рождаемостью в среде "титульного" населения, усилившейся миграцией его в города из сельской местности, оттока русскоязычного населения за пределы Средней Азии.

Социально-профессиональная дифференциация населения этого региона, как отметил В.А.Тишков, проходила по "этническим границам". Местное население занимало традиционную нишу аграрной экономики, кроме того, оно освоило сферы управления, просвещения и здравоохранения, законодательства, а

в последнее время и торгово-коммерческую сферу, легкую промышленность и сервис. Русские и в 90-е годы составляли большую часть работников тяжелой промышленности и производственно-технической интеллигенции. Таким образом, еще в дореформенный период этнический фактор в трудовой сфере имел конфликго-генные черты, а "проблема русских" носила латентный характер.

Усиление в ряде государств Средней Азии мусульманских позиций, в том числе в сфере воспитания, бытовой культуре, искусстве, стало осложнять жизнь и деятельность русской творческой интеллигенции. Проблема трудовой занятости русской молодежи, ее образовательной и профессиональной подготовки также стала превращаться в неразрешимую.

Особенно болезненно отразились на самоощущении местного русского населения процессы суверенизации в языковой сфере, сокращение применения русского языка в области культуры и массовой информации. Однако озабоченность падением статуса русского языка и культуры отнюдь не означала нежелания русских Средней Азии осваивать языки титульных наций. Наиболее весомыми аргументами в пользу знания титульного языка выступали возможное понижение социального статуса и трудности в культурно-бытовой адаптации.

Несмотря на интенсивные межэтнические контакты и высокую степень русификации, в этом регионе русское и титульное население сохраняло между собой значительную культурную дистанцию и в целом представляли достаточно изолированные друг от друга общины. Смешанные браки между русскими и представителями титульных национальностей были относительно редким явлением.

Бурный рост национализма, осложненного внутренними кланово-региональными противоречиями, резко обострил межэтнические отношения в государствах Средней Азии и Казахстане. Общей чертой общественного климата стала проекция прошлых несправедливостей, исходивших из Центра, на русских Даже после обретения государственной независимости ухудшающаяся

экономическая ситуация и политическая нестабильность чаще всего связывались с наследием тоталитарного прошлого и действиями России, что продолжало питать антирусские настроения.

Существование конфликтогенной ситуации вокруг русской общины в государствах Средней Азии и Казахстане подтвердили и итоги этносоциологического исследования. В сложившейся ситуации русские чувствовали себя беззащитными и в целях повышения статуса местного населения нетитульной национальности считали необходимым введение двойного гражданства.

На изменение своего социально-культурного и политического статуса русское население бывших республик Средней Азии и Казахстана отреагировало попытками создания движений гражданской и демократической направленности, национальных организаций. Однако слабая в целом политическая активность русских в Средней Азии и Казахстане во многом стала следствием того, что большинство из них утратило надежду на благоприятные перспективы дальнейшего пребывания в этом регионе, в их среде преобладали эмигрантские настроения, за исключением русских Казахстана. Покидали Среднюю Азию наиболее активные люди трудоспособного возраста, молодежь, получившая специальность и испытывавшая трудности с получением работы. Нарушились естественные пропорции между возрастными группами русского населения, увеличилась доля старшего поколения, сократилась рождаемость, уменьшился интеллектуальный потенциал.

О.И. Брусина и Д.А.Митина также анализируя проблемы современного Казахстана, связанные с этническим фактором (1, 4), отметили, что вся история длительного и поэтапного вхождения казахских земель в состав России, как и события советского времени, могут трактоваться неоднозначно, что позволяло самым различным национально-политическим силам выдвигать разнообразную аргументацию в пользу той или иной позиции по национальным и территориальным вопросам.

Этнический состав Казахстана слишком сложен, чтобы правительство могло рассчитывать "на сплочение общества вокруг

каких-либо идей в национальном духе" (ни одна группа не составляет значительного большинства так, по переписи 1989 г , казахи - 39,7%, русские - 37,8, немцы - 5,8, украинцы - 5,5, другие - не более 2% каждая) (1, с.7)

Долгие годы относительно высокая урбанизированносгь и лучшая профессиональная подготовка обеспечивали русскому населению в среднем более "цивилизованный" уровень жизни - с точки зрения доступности материальных благ и заработка, чем казахам, сравнительно поздно включенным в процессы урбанизации С другой стороны, казахи занимали большинство ключевых постов в системе политического управления - в центре и в местных административных органах, что позволяло представителям некоренного населения утверждать, что его экономический вес не соответствует политическому

Другое обстоятельство, отчасти связанное со сложившимся разделением труда и способное в условиях роста этнического противостояния стать серьезным аргументом славянской группы при отстаивании своих интересов и даже при выдвижении сепаратистских требований, - это региональные различия Наиболее развитые в промышленном отношении районы - семь "русскоговорящих" областей, в которых сосредоточено производство основной доли национального продукта, экономически всегда традиционно связаны с Россией, особенно с прилегающими к Казахстану промышленными районами.

Социальная структура населения административных центров Казахстана, по оценке исследователей, потенциально взрывоопасна в плане межнациональных отношений. Большая часть казахского населения городов - это, с одной стороны, малоквалифицированные рабочие и студенты, а с другой - работники госаппарата и национальная интеллигенция Казахская молодежь, приезжавшая в города, оказывалась в непростой по сравнению с горожанами-неказахами экономической ситуации Психологический дискомфорт усугублялся нехваткой жилья и преобладанием в городе русской языковой среды даже среди казахов 1990-91 г

были отмечены многочисленными бытовыми конфликтами на этнической почве. Националистические выступления в Казахстане были характерны в основном для крупных городов, а также для пограничных районов, где наблюдалось обострение отношений между казахами и казачеством, - конфликт, уходящий корнями в досоветские времена и связанный с претензиями на земельную собственность

Руководство Казахстана проявило большую лояльность в отношении националистических казахских группировок, законодательно воплощая отдельные их лозунги и идеи. Был издан ряд законов (о государственном языке, государственном суверенитете), крайне непопулярных у неказахского населения, в которых содержались явные перегибы в сторону приоритетных прав казахской нации и языка. Важнейшие статьи нового законодательства, касавшиеся национального вопроса, звучат весьма двусмысленно. Так, преамбула Конституции начинается словами "Мы, народ Казахстана", а в первой статье говорится, что "Казахстан - форма самоопределения казахской нации" За русским языком закреплен статус языка межнационального общения, в то время как казахский объявлен государственным и разработана программа постепенного перевода на этот язык всего делопроизводства. В Конституции, впрочем, зафиксирован запрет ограничивать чьи-либо права из-за незнания казахского или русского языков.

По прогнозам Д.А.Митиной, очевидным представляется развитие в республике тенденции к росту одностороннего двуязычия: в 1989 г. лишь 0,5% русских свободно владели казахским языком (в основном жители сельских районов с преобладающим казахским населением). Казахи же в большинстве случаев демонстрировали казахско-русское двуязычие: на свободное владение русским языком в 1989 г. указало 64,1% казахского населения, хотя подавляющее большинство - 98,5% - казахов назвали родным казахский язык (4, с. 17). В сегодняшнем Казахстане действие Закона о языках практически закрывает доступ неказахскому населению в высшие учебные заведения, государственные учреждения и влечет

за собой формальную и фактическую дискриминацию неказахского населения.

Анализируя причины миграции из Казахстана, Д.А.Митина констатировала, что на первом месте стоит глубочайший экономический кризис. Данные по возрастной структуре эмигрантов свидетельствовали о том, что республику покидают наиболее трудоспособные граждане: люди в возрасте 20-29 лет составляют 41% эмигрантов, 19 лет - 22%, 30-39 лет - 19% эмигрантов На вопрос о мотивах отъезда лишь 7% респондентов указали на проявления национальной неприязни (4, с.20)

Распад СССР, углубление экономического кризиса, ограничение политических прав нетитульных этносов существенно изменили миграционную ситуацию в 1992-94 г. Обвальная эмиграция в Россию наблюдалась только из городов, где были сосредоточены большие союзные предприятия ВПК, т.е. происходил не просто активный отток населения, а массовый выезд специалистов. В конце 1994 - начале 1995 г. центристские круги в государственном аппарате, поддержанные директорским корпусом крупных предприятий и частью городской казахской интеллигенции, получившей образование в российских вузах, предприняли ряд мер с целью смягчения межнациональных противоречий и уменьшения оттока населения из республики

Миграционный процесс в сегодняшнем Казахстане наглядно демонстрирует тенденцию прогрессирующей "национализации" республики В значительной степени этому способствовал принятый в июне 1992 г. Закон Республики Казахстан "Об иммиграции", закрепивший приоритет казахов в заполнении иммиграционной квоты и в пользовании системой льгот при обустройстве на новом месте проживания.

Для неказахов затруднено также воссоединение семей, поскольку на практике механизм принятия гражданства в республике не был разработан. Согласно ведомственным инструкциям, "членами семьи" признавались только супруги и их несовершеннолетние дети. Двойное гражданство, по принятой в 1993 г. Кон-

ституции, было предусмотрено только для лиц титульной национальности.

Ограничительная политика в отношении неказахского населения наиболее отчетливо просматривалась в запрете или отказе в регистрации организаций, выступавших в защиту русскоязычного населения. Политическая пассивность большей части русского населения восполнялась активностью казачьего движения. Идеи последнего хотя и рассматривались многими представителями русской диаспоры как весьма амбициозные и даже провокационные, тем не менее вызывали сочувствие среди казахстанских русских. По политическим воззрениям к казачеству примыкали различные организации с этнической окраской - славянские движения и культурные общества.

В политике казахстанского руководства прослеживалась и другая стратегия по укреплению государственности - это стремление изменить сложившуюся территориальную расстановку общественных сил, увеличивая за счет казахов-переселенцев долю "титульного" населения в северных областях. Однако этническая идея, которая была положена в основу суверенизации государства, не сможет долго прослужить основой для политического и социального развития Казахстана, заключает исследователь.

Список литературы

1 Брусина О.И. Национальная государственность и "русский вопрос" в Казахстане: Этнический фактор в современном социально-политическом развитии Казахстана. - М.,1996. - с.31.

2. Григорьева P.A., Мартынова М.Ю. Этнокультурная ситуация в Беларуси: история, языки, политика. - М., 1994. - 33 с.

3. Малькова В.К. Проблемы русской диаспоры в ближнем российском зарубежье (по материалам прессы). - М.,1993. - 19 с.

4. Митина Д.А. Миграционные процессы и тенденции этносоциального развития в Казахстане. - Этнический фактор в современном социально-политическом развитии Казахстана. -М, 1996. -31 е..

3-4083

5 Остапенко Л В, Субботина И А Русские в Молдавии проблемы занятости и миграции - М ,1996 - 38 с

6 Русские в новом зарубежье итоги этносоциол исслед в цифрах/ Ин-т этнологии и антропологии РАН, Отв ред Савоскул С С - М, 1996 - 196с

7 Тишков В А Русские как меньшинства (пример Эстонии) - М ,1993 -24с

8 Тишков В А Русские в Средней Азии и Казахстане -М ,1993 - 24 с

97 04 002 СТЕФАНОВИЧ ПС ПРИХОД И ПРИХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО В РОССИИ ДО НАЧАЛА ХУШ в (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)

История церкви, духовного сословия, церковно-приходского строя в России является в настоящее время одной из наименее изученных и разработанных областей российской исторической науки Годы забвения этой проблематики привели к тому, что, с одной стороны, перед исследователем стоит проблема разработки очень мало использовавшихся источников с вполне традиционных формально-юридической и экономической точек зрения, а с другой -необходимо учитывать новые подходы, методы исторического исследования, в которых история прихода занимает далеко не последнее место Обращение к западноевропейской историографии представляется здесь особенно важным Во-первых, это позволит провести сравнительно-исторический анализ церковно-приходских отношений, слабо отраженных в древне-русских источниках, особенно для периода до конца XV в Во-вторых, накопленный опыт новых методологических подходов позволяет видеть в приходе далеко не только церковный округ, но институт, служивший инструментом колонизации, установления и функционирования системы господства и подчинения, общественную структуру, через которую проводила свое влияние церковь и реализовались религиозные устремления народа, одну из первичных, а значит, важнейших, социальных "ячеек", где проходила повседневная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.