Научная статья на тему '97. 03. 037. Окубо И. Интернационализация науки. Okubo Y. internationalisation de la Science // Futuribles. P. , 1996. -№ 210. P. 43-59'

97. 03. 037. Окубо И. Интернационализация науки. Okubo Y. internationalisation de la Science // Futuribles. P. , 1996. -№ 210. P. 43-59 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ -НАУКИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАУЧНЫЕ СВЯЗИ / НАУКА -ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ НАУКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жилина И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 03. 037. Окубо И. Интернационализация науки. Okubo Y. internationalisation de la Science // Futuribles. P. , 1996. -№ 210. P. 43-59»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

3

издается с 1991 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.2

рефераты 97.03.001 -97.03.090

МОСКВА 1997

97.03.037

88

параметрами. Широкое применение новых научных открытий, изобретений, нововведений применяется информация и информационные технологии в производстве меняет не только содержание, структуру и уровень всех основных макроэкономических показателей, но и сам характер социально-экономических отношений в обществе и соответствующие общественные институты. Поэтому современную эпоху можно назвать эпохой перехода общества от традиционной рыночной системы хозяйствования, основой которой являются природные, трудовые и капитальные ресурсы, промышленные технологии и индустриальный способ массового производства товаров и услуг, к новой высокоорганизованной системе хозяйствования, в основе которой лежат накопленные информационные ресурсы, передовые информационно-коммуникационные технологии и постиндустриальный способ производства новых научных знаний и информационных продуктов и услуг. Этот переход носит глобальный характер и затрагивает основополагающие принципы общественной организации большинства стран мира.

Методы информационного программирования позволяют проанализировать будущие изменения всего состояния и отдельных параметров экономической системы. На этой основе могут быть разработаны многовариантные матрицы принимаемых решений, позволяющие выбирать наиболее эффективные вариа7нты управления экономической системой, максимизирующие интегральные выгоды общества с точки зрения информационного критерия. Применительно к конкретным условиям социально-экономического развития России назрела необходимость заняться разработкой информационной модели переходной экономики.

И.Ю.Жилина

97.03.037. ОКУБО Й. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ НАУКИ. OKUBO Y. L internationalisation de la science // Futuribles. - P., 1996. -№210. - P. 43-59.

Сотрудник лаборатории стратегии и технологии Центральной школы (Франция, Париж) оценивает степень интернационализации

89

97.03.037

науки на основе анализа научных публикаций, подписанных исследователями нескольких национальностей.

Учитывая активное перемещение ученых из страны в страну, отмечает автор, кажется, что количество совместных научных работ должно очень значительно. Однако факты этого не подтверждают. В большинстве стран она составляет 10-20% , а в странах с небольшим количеством научных работников, сохраняющих между собой исторические, политические и экономические связи, близко расположенных (ЕС) превышает 20% (с. 44).

В течение последних 20 лет доля научных публикаций, являющихся результатом международного сотрудничества, в общем объеме научной продукции быстро расла. Так, доля совместных исследований, подписанных по меньшей мере двумя авторами из различных стран, составлявшая 11% от общего числа научных публикаций во Франции в 1976 г., через десять лет превышала 23% (с.44). Та же тенденция наблюдается в США, Германии, Великобритании и Японии, хотя объем научных публикаций в этих странах остается относительно стабильным по отношению к объему научных публикаций в мире. Это означает, что в каждой стране происходит интернационализация научных исследований, несмотря на препятствия, мешающие развитию наднациональных объединений ученых.

В то же время наблюдаются значительные различия в уровне развития международного сотрудничества в различных науках. Чаще всего сотрудничают между собой математики, специалисты по изучению космического пространства и физики и в гораздо меньшей степени - инженеры и технологи, химики и медики. Степень интернационализации меняется от одной дисциплины к другой в зависимости от приближения или удаления от области фундаментальных исследований. Социологи и историки объясняют это явление следующими причинами: целью фундаментальных исследований является поиск универсальных истин в интересах всего населения планеты, тогда как прикладные исследования прямо или косвенно ориентированы на решение конкретных локальных проблем; фундаментальные исследования носят согласованный характер, что способствует интернационализации деятельности в этой области. При этом экспериментаторы более склонны к сотрудничеству, чем теоретики. Однако, по мнению автора, эти

12-2372

97.03.037

90

объяснения носят несколько упрошенный характер, не учитывают всех происходящих изменений и влияния других факторов, а также страновых особенностей.

Участие в международных программах по физике, астрономии, генетике и т.д. усиливает позиции стран, уже занявших в этих областях определенное место, и выявляет новых партнеров. По мнению автора, международное научное сотрудничество в будущем может стать единственным способом реализации наиболее амбициозных научных проектов из-за постоянного роста стоимости исследований.

Автор констатирует, что международное сотрудничество возникает не случайно. Ученые выбирают партнеров по специфическим соображениям, при этом никак не навязывают себя, ничем не обусловливают свои предложения. Поэтому область научных исследований остается относительно свободным рынком, основанным на свободном выборе партнеров (с. 48). Внутри международных научных групп может развиваться жесткая конкуренция, которая поднимает уровень исследований и делает совместные исследования очень эффективными за счет объединения компетенций. Конкуренция между бывшими партнерами может продолжаться и после завершения совместного проекта.

На способы реализации международного научного сотрудничества между странами влияют особенности их научной инфраструктуры, человеческих ресурсов, системы образования и состояния экономики. Очевидно, что более крупные страны имеют более высокий потенциал для развития сотрудничества. С этой точки зрения, международное научное сотрудничество не является механизмом уравнительного обмена. Оно, как правило, приводит к появлению новой формы доминирования или асимметричного равновесия между его участниками. Склонность к сотрудничеству определяется способностью самостоятельно выбирать и диктовать другим конкретные правила обмена. Поэтому научные связи, установившиеся между теми или иными странами, обусловливаются исторически сложившимися между ними отношениями. Так, сохраняются привилегированные отношения между Францией и франкоговоряшими странами. Также строятся и отношения между Великобританией и ее бывшими колониями. Азиатские страны ориентируются на Японию. Автор приходит к выводу, что

91

97.03.037

международные научные отношения развивались в продолжение колониализма (с. 50). Каждая страна может стать членом международного научного сообщества, только предлагая ему свои знания, которые распределены между государствами весьма неравномерно.

Расширение сотрудничества также связано со способностью исследователей и науки одной страны интегрировать внешний знания. В разных странах наука развивается различными путями: одни страны постоянно направляют своих специалистов за границу, чтобы пополнить свои знания в определенных областях (Япония, Швеция); вторые предлагают свои знания и навыки другим почти без ограничений (США, Франция и Великобритания); отношения третьих строятся на равноценном обмене (Германия, Нидерланды и Швейцария). Таким образом, наиболее развитые в научном отношении страны склонны скорее привлекать иностранных специалистов, чем направлять своих ученых за границу.

Эффективность научного сотрудничества повышается при определенной однородности социально-политических условий в странах-участницах. Так, идентичность истории стран ЕС дополняется давними научными связями. Но чтобы стать полноправным членом научного сообщества, нужно не только обладать определенной совместимостью, но и уметь приспосабливаться к международным нормам. Европейцам это удалось, например, в рамках Европейского центра ядерных исследований (Женева).

В заключение автор отмечает, что международное научное сотрудничество будет развиваться не только в силу институциональных отношений и политических соглашений, но особенно в силу стремления к сотрудничеству самих ученых, ищущих дополнительные знания и нуждающихся в общении. Даже при отсутствии официальной поддержки эти мотивы будут служить движущей силой интернационализации науки.

И.Ю.Жилина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.