Научная статья на тему '97. 03. 024. Дриссен И. Царь Петр и его голландские друзья: пер. С голл. - СПб. : образование - культура, 1996. -174с'

97. 03. 024. Дриссен И. Царь Петр и его голландские друзья: пер. С голл. - СПб. : образование - культура, 1996. -174с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
243
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОЛЛАНДСКО-РУССКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РУССКО-ГОЛЛАНДСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПЕТР I ИМП. РОСС. -И ГОЛЛАНДИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 03. 024. Дриссен И. Царь Петр и его голландские друзья: пер. С голл. - СПб. : образование - культура, 1996. -174с»

РОССИЙСКАЯ:АКАДЕМИЯ -НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5

ИСТОРИЯ

3

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.5

рефераты 97.03.001 -97.03.036

МОСКВА 1997

рая не применет оные напечатать в сих книжках под именами сочинительными или не объявляя имен, кто как пожелает" (с. 17).

Две работы в сборнике посвящены географическим открытиям. Первая из них повествует о морских путешествиях по Ледовитому и по Восточному морям, а вторая - о новейших корабле-плаваниях по Ледовитому и Камчатскому морю с 1742 г.

В статье "Известие о дворянах (Российских)" на основе архивных документов автор анализирует существовавшие тогда узаконения о дворянстве, дает характеристику различным дворянским чинам и должностям: бояре, окольничие, думские дворяне, стольники, стряпчие, дворяне, жильцы, дети боярские.

Описание городов московской провинции - Коломны, Можайска, Рузы, Звенигорода, Дмитрова, их окрестностей, поездки в Троице-Сергиев монастырь, Александрову слободу, Переславль-Залесский, известие о Саввине-Сторожевском монастыре вводят читателя в подробности жизнедеятельности, быта, характера общения, населения, обустройства городов, монастырей, сел и деревень - и все это на огромном фактическом материале.

Большая по объему работа посвящена истории жизни и царствования Феодора Алексеевича. Автор подчеркивает, что "на историю Феодора можно смотреть как на переходность от великих деяний царя Алексея Михайловича к преобразованиям, совершенным Петром Великим" (с.320).

В сборник включена в качестве дополнения работа "Проект создания исторического департамента Академии наук", "Важности и трудности при сочинении Российской истории", "Инструкция переводчику Андреяну Дубровскому", "Из переписки", а также приложения в виде статьи А.Б.Каменского "Судьба и труды историографа Герарда Фридриха Миллера (1705-1783)".

Н.Н. Месяцев

97.03.024. ДРИССЕН Й. ЦАРЬ ПЕТР И ЕГО ГОЛЛАНДСКИЕ ДРУЗЬЯ: Пер. с голл. - СПб.: Образование - Культура, 1996. -174с.

Книга известного голландского историка Йозин Дриссен посвящена Великому Посольству молодого Петра I и издана одно-

временно в России и Голландии. В этом научно-популярном издании идет речь о пребывании царя в Голландии - с августа 1697 г. по май 1698 г., а затем с декабря 1716 г. по август 1717 г., - о его знакомстве с европейской культурой. Именно в Голландии он пробыл больше времени, чем в какой-либо другой европейской стране: Нидерланды в то время господствовали на море во всем мире и имели торговые посты в различных точках земного шара; кроме того, здесь находлись европейский научный и философский центр, центр изобретательства и развития точных наук. Тем самым Петр попал "в нужное время в нужное место" (с.6).

Развитие экспериментальной науки и повсеместные дискуссии о новых научных открытиях, невиданной скачок в развитии техники - все это помогало преодолевать страх перед природой, заражало людей оптимизмом, формировало убеждение, что людям подвластно все. Петр живо интересовался всем новым, ненасытно учился всему, что увидел в Голлании, а по возвращению торопился показать подданным все, чему научился сам, "дал своей стране толчок к началу настоящей интеллектуальной революции" (с. 122). Приобретая различные коллекции, которые собирались любителями-энтузиастами, Петр также пригласил в Россию людей для приведения их в порядок и изучения, и "это были первые ученые в России" (с.6-7), которые стояли у основания российской науки. В книге прослеживается судьба привезенных Петром в Россию коллекций.

Характеризуя положение России до Петра - оторванной от Западной Европой, не воспринявшей идеи европейского гуманизма, не принимаемой в расчет европейскими политиками, -Й.Дриссен пишет, что Петр "круто изменяет политический курс страны... невероятной энергией сближает Русь с Западной Европой" (с. 15). "Ошибаются те, кто думает, что Петр греб против течения истории. Скорее можно сказать, что то обновление России, которое осторожно начали его отец Алексей и его сестра Софья, Петр вывел на стремнину" (с.24).

В Россию по личному приглашению Петра направились множество иностранцев, которые должны были обучить русских ремеслам и наукам, перед ними открылись огромные возможности

26-3020

претворить свои планы и идеи в жизнь, несмотря на царящий в стране правовой беспредел. "Петр в большой мере обладал тем, чем обладала Екатерина Великая, русские революционеры и, конечно, Горбачев, - особой притягательной силой для западной интеллектуальной элиты и прозападно настроенных интеллектуалов, которые желали человечеству лучшей доли и рассчитывали на осуществление своих планов с помощью этих реформаторов" (С. 19).

В книге содержатся сведения о пребывании Петра в Заанда-ме, Амстердаме и Гааге, о посещении им знатных амстердамцев -художника А.Сило, гравера А. Шхонбека, учившего Петра гравировальному искусству, коллекционеров Н.Витсена, Н.Шевалье, Л.Винсента, Ф.Рюйша, Я.де Вильде, изобретателя брандспойта Я.ван дер Хейдена.

Опыт и знания, приобретенные в Голландии, Петр, в первую очередь, претворяет в новой столице - Петербурге, его основанию и развитию посвящена значительная часть книги. Важнейшему сооружению петровских времен - Кунсткамере - уделяется особое место, немало страниц посвящено учреждению Академии Наук и Художеств в 1724 г., созданию Библиотеки.

Петр приобретал для украшения своих дворцов предметы древности, скульптуры, картины голландских художников, гравюры Р.де Хооге, А.Шхонбека. Последний отправляется с Петром в Москву, где обучает русских искусству гравировки, иллюстрирует русские книги. Кстати, первые книги на русском языке светской тематики были напечатаны в Амстердаме Яном Тесингом, имевшим привилегию на печатание и ввоз в Россию карт и книг, затем были основаны типографии в Москве и Петербурге, причем русский печатный шрифт разрабатывался в Амстердаме.

Автор, характеризуя Петровские реформы, отмечает, что режиссером всего, что происходило в стране, оставался царь, что все регулировалось сверху, дворяне были бесправными по отношению к царю, крестьяне - по отношению к дворянству, а правовая защита, на которой основывается современная экономика, отсутствовала в петровской России напрочь (с. 153-154). После смерти Петра многие его новшества были отменены. "Но вот что самое главное и

чего никто и никогда не смог изменить: после Петра Европа начала относиться к России всерьез" (с. 156).

М.Н.Смелова

Международные отношения

97.03.025. КОВАЛЬ С. ПАРТНЕРСТВО ИЛИ ЗАВИСИМОСТЬ? ПОЗИЦИИ РАЗЛИЧНЫХ СИЛ В ГЕРМАНИИ В ВОПРОСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ С ПОЛЬШЕЙ В ПЕРИОД ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. - Познань. 1995. - 211 с.

Резюмируя итоги исследования, польский ученый Стефан Коваль отмечает, что составлявшие ключевую проблему формирования отношений добрососедства Германии и Польши экономические вопросы (и в первую очередь, вопрос заключения масштабного торгового соглашения), в период Веймарской республики решить не удалось. Достижению согласия в этой области воспрепятствовали представители различных политических сил Германии, связывавшие решение экономической сферы с политическими проблемами, в частности, с проблемой ревизии границ. Такого рода позиция объективно противоречила и интересам самой Германии, поскольку изначально существовали хорошие потенциальные возможности взаимовыгодного сотрудничества двух стран в области торговли, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, горного дела и иных отраслях экономики.

Хотя структуры и установки ведущих политических сил в Германии делали маловероятным исторически быстрое решение данной проблемы, тем не менее, как это неоднократно подчеркивает автор, существовали в Германии определенные политические и экономические силы, заинтересованные в развитии нормальных добрососедских отношений с Польшей. Об этом, в частности, свидетельствовала реакция германского экономического союза (АУп-йсЬаЛвуегЪапёе) и профсоюзов на открытие экономических переговоров двух стран в 1925 г. и парафирование экономического соглашения 17 марта 1930 г.

В работе на основе разнообразных источников рассматриваются следующие темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.